Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Спиридонова Ирина Ивановна

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_klass.docx85.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по истории и методических рекомендаций Департамента образования Брянской области на 2014-2015 учебный год. Учебный курс «История» рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа за учебный год) и включает в себя модуль «Граждановедение. Брянская область».

 история

Курс рассчитан на 68 часов из них 10 часов отводится на изучение пропедевтического курса 

Цель курса – формирование исторического мышления, представления об общем и особенном в развитии древних обществ, а также представления о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Учебно-методический комплект

Программа

Авторская программа по истории Древнего мира/под редакцией А.А. Вигасина.-М: Просвещение, 2008

Учебник

История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2009.

Пособия

Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего мира" - ("Учебно-методический комплект") /Максимов Ю.И.-М., 2010.

Так как в 5 классе введен пропедевтический курс в количестве 10 учебных часов, в авторскую программу внесены корректировки.

Сокращение часов

Название темы

На сколько часов сокращены темы

авторской программы

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

2

3

Древний Восток

3

4

Древняя Греция

3

Итого:

10

Уплотнение материала не отразилось объёме содержания.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

-основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира, выдающихся деятелей всемирной истории;

- представителей и памятники культуры Древнего мира;

- изученные виды исторических источников.

Уметь:

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий;

- анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических событий и терминов; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения в процессе общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный или письменный опрос
  • карточки
  • краткая самостоятельная работа
  • практическая или лабораторная работа
  • тестовые задания

Тематическое планирование

1

Что изучает история (пропедевтический курс)

10 часов

2

Жизнь первобытных людей

4 часа

3

Древний Восток

17 часов

4

Древняя Греция. Эллинизм.

18 часов

5

Древний Рим

17 часов

6

Повторение

2 часа

                                                                                                                                                          Итого 68 часов

  • Содержание программы
  • ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ[1] (10 часов)
  • Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Историческое летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
  • Должны знать: год, век, столетие, тысячелетие, археология, этнография, нумизматика, геральдика; исторический источник, историческая карта, наша эра, до нашей эры, знать составляющие элементы государственных символов,
  • Должны уметь: связно пересказывать текст учебника о счете лет в истории, оперировать историческими датами, относящимися к периоду до Рождества Христова, решать задачи на счет лет в истории, составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение, ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте; составлять родословную семьи; определять значение государственной символики,
  • Раздел I. Жизнь первобытных людей (4 часа)        
  • Расселение древнейшего человечества. Понятие «первобытные люди». Орудия труда, занятия первобытного человека. Первобытные собиратели и охотники. Родоплеменные отношения. Родовые общины охотников и собирателей. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Орудия труда земледельцев: начало обработки металлов, изобретение плуга. Первобытные верования: религиозные верования первобытных охотников и собирателей; религиозные верования первобытных земледельцев и скотоводов. Зарождение искусства: изображение животных и человека.
  • Должны знать: первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота, родовая община, человек разумный, земледелие, скотоводство, производящее хозяйство, старейшина, совет старейшин, племя, дух, бог, идол, молитва, жертва, соседская община, неравенство, знать.
  • Должны уметь: связно пересказывать текст учебника в монологической форме, сравнивать древнейших и древних людей, родовую и соседскую общины, оперировать историческими датами (появление человечества, появление земледелия, начало обработки металлов), показывать на карте места появления первых людей, районы земледелия.
  • Повторение (1 час)
  • Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о перехгоде от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
  • Раздел II. Древний Восток. (16 часов)
  • Тема I. Древний Египет. (7 часов)
  • Древний Египет: местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Занятия жителей: земледелие как главное занятие, оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы); быт земледельцев и ремесленников; жизнь и служба вельмож. Возникновение государства: неограниченная власть фараона; войско; завоевательные походы. Мир человека Древнего Египта в зеркале мифов и легенд: священные животные, боги; миф об Осирисе и Исиде. Культурное наследие Древнего Египта: строительство пирамид; храм (внутренний и внешний вид), особенности изображения человека в скульптуре и росписях; особенности древнеегипетского письма; школа; научные знания.
  • Должны знать: фараон, вельможа, писец, налог, храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, роспись, иероглиф, папирус, свиток.
  • Должны уметь: связно в монологической форме пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать жизнь ремесленников и земледельцев, давать самостоятельную оценку деятельности фараонов, под руководством учителя анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать карту (показывать территорию Египетского государства в разные периоды, направления походов фараонов, египетские столицы а разные периоды истории)
  • Повторение. Достижения египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
  • Тема II. Передняя Азия. (6 часов)
  •         Передняя Азия: Двуречье: местоположение и природные условия. Занятия жителей Двуречья (земледелие, основанное на искусственном орошении, использование глины в строительстве, быту). Возникновение государства: законы Хаммурапи (ограничение догового рабства, представление о талионе – «Око за око, зуб за зуб», о неравенстве людей перед законом). Мифы и легенды Древнего Двуречья, религиозные верования. Культурное наследие Древнего Двуречья: ступенчатые башни-храмы; клинопись; писцовые школы; научные знания; литература.
  •         Передняя Азия: Финикия (местоположение и природные условия). Занятия жителей Финикии: виноградарствои оливководство, ремесло,морская торговля и пиратство, основание колоний. Культурное наследие: древнейший алфавит.
  •         Передняя Азия: древние евреи (расселение, занятия); библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Возникновение государства: древнееврейское царство и его правители (Саул, Давид, Соломон).
  •         Передняя Азия: Ассирийская держава: начало обработки железа, последствия использования железных орудий труда, новшества в военном деле (стенобитные орудия, конница); ассирийские завоевания (ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей). Культурное наследие: столица Ниневия, царский дворец, библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
  •         Передняя Азия: Нововавилонское, Лийское и Мидийское царства; Персидская держава (цари Кир, Дарий Первый); «Царская дорога», ее использование для почтовой связи, взимание налогов.
  • Должны знать: закон, ростовщик, единобожие.
  • Должны уметь: строить монологический рассказ на основании текста учебника и информации, содержавшейся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах Передней Азии, отстаивать свои взгляды, вести спор с учащимися на уроке, анализировать исторические источники под руководством учителя, оперировать историческими датами по истории государств Передней Азии, читать историческую карту (определять географическое положение государств Передней Азии, показывать столицы государств, направления завоевательных походов правителей разных госудщарств).
  • Тема III. Индия. Китай. (2 часа)
  •         Индия: местоположение и природа (реки Инд и Ганг, Гималайские горы, джунгли), древнейшие города. Занятия жителей: выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования Древней Индии, возникновение древних религий: Брахма, Ганеша, вера в переселение душ, Будда, возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты); представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. Культурное наследие: индийские цифры, шахматы.
  •         Китай: местоположение и природа (реки Хуанхэ и Янцзы). Зарождение древних религий: Конфуций и его учение (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг, отношения правителя и народа, нормы поведения). Возникновение государства: объединение Китая при Цинь Шихуане (расширение территории, строительство Великой Китайской стены, деспотизм властелина Китая, возмущение народа, свержение наследников Цинь Шихуана). Культурное наследие: китайски иероглифы и книги, шелк, великий шелковый путь, чай, бумага, компас.
  • Должны знать: касты, буддизм, конфуцианство.
  • Должны уметь: пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, сравнивать положение людей разных каст, давать оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, решать задачи на счет лет в истории, читать историческую карту.
  • Повторение (1 час).
  • Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
  • Раздел III. Древняя Греция. (18 час)
  • Тема I. Древнейшая Греция. (4 часов)
  •         Древняя Греция: Местоположение и природные условия. Рольморя в жизни греков. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
  •         Древняя Греция: Критское царство, раскопки дворцов, росписи, морское могущество царей Крита. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
  •         Древняя Греция: Микенское царство, каменное строительство, древнейшее греческое письмо, сведения о войне с Троянским царством, мифы о начале Троянской войны, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков, олимпийские боги. Легенды и мифы о людях и богах.
  • Должны знать: понятия -  фреска, легенды
  • Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстрации, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий,читать историческую карту.
  • Тема II. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)
  •         Полис – город-государство: возникновение самостоятельных государств (Афины,Спарта, Коринф, Фивы, Милет).
  •         Афины: местоположение и природные условия Аттики, занятия населения. Знать во главе управления Афин, законы Драконта. Свободные и рабы. Положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами. Демократия.
  •         Спарта: местоположение и природные услшовия Лаконии. Спартанский полис. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.
  •         Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие Межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Эллада.
  •         Культурное наследие Древней Греции: олимпийские игры (виды состязаний, понятие «атлет», награды победителям).
  •         Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве, стратег Мильтиад, нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу, патриотический подъем эллинов, Защита Фермопил, подвиг трехсот спарстанцев, морское сражение в Саламинском проливе, роль Фемистокла и афинского флотаов победе греков, разгром сухопутной армии персов при Платеях, причины победы греков.
  • Должны знать: демос, долговое рабство, гражданин, демократия, эллины, Эллада, атлет, стратег, фаланга, триера.
  • Должны уметь: строить монологический рассказ, раскрывать содержание иллюстраций учебника, сравнивать исторические явления в различных странах, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.
  • Тема III. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (4 часов)
  •         Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговй флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
  •         Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения.Статуи атлетов работы Мирова и Поликлета.
  •         Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель). Афинский мудрец Сократ.
  •         Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
  •         Афинская демократия в V в. до н.э. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Периклво главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
  • Должны знать: афинские граждане, педагог, палестра.
  • Должны уметь: строить монологический рассказ по тексту учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, личностям, спорить и отстаивать свои взгляды, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.
  • Тема IV. Македонские завоевания в IV в. до н.э.         (2 часа)
  •         Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
  •         Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллиниской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына Филиппа .Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
  •         Отношение эллинов к Филиппу Македонскому.Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости.Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
  •         Империя Александра Македонского. Поход Александра на Восток.Победа на берегу реки Граник.Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
  •         Эллинистический мир. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийсокое царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
  • Должны знать: фаланга,
  • Должны уметь: пересказывать текст учебника, сравнивать исторические явления, давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям, оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий, читать историческую карту.
  •         Повторение.1 час
  •         Культурное наследие Древней Греции. Вклад древних эллинов в мировую культуру.
  • Раздел IV. Древний Рим. (17 часов)
  • Тема I. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)
  •         Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
  •         Легенды и верования римлян. Легенды об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.
  •         Республика. Патриции и плебеи. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром.
  •         Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената, его функции. Организация войска.
  • Должны знать: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, республика, консул, вето, народный трибун, право вето, легион.
  • Должны уметь: строить монологический рассказ, связно отвечать на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям, личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.
  • Тема II. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)
  •         Войны Рима. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
  •         Установление господства Рима в Восточном средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.
  •         Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла).
  • Должны знать: триумф, провинция, гладиатор, амфитеатр.
  • Долждны уметь: строить связный монологический ответ на вопросы учителя, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать истоические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту, определять места сражений и показывать их на карте.
  • Тема III. Гражданские войны в Риме. (4 часа)
  •         Разорение земледельцев в Италии и его причины. Земельный закон тиберия гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.
  •         Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
  •         Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностых лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Г.Ю. Цезарь. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате.
  •         Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.  Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора).
  • Должны знать: ветеран, диктатор, империя, император, меценат.
  • Должны уметь: в связной монологической форме пересказывать текст учебника, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, анализировать исторические источники, оперировать историческими датами, читать историческую карту.
  • Тема IV. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов)
  •         Римская империя: территория Соседние народы Римской империи. Отношнеия с Парфянским царством. Разгром римский войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов.
  •         Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
  •         Возникновение и распространение христианства. «Сын света» из Кумрана.Рассказы Евангилей о жизни и учении Иисуса Христа.Моральные нормы в Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношения римских властей к христианам.
  •         Расцвет римской империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
  •         Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелиц».
  •         Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
  •         Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
  • Должны знать: варвары, христиане, апстолы, Евангелие, священник, колоны, рабы с хижинами.
  • Должны уметь: строить связный монологический ответ по текту параграфа, давть оценку историческим явлениям, высказывать собственные суждения, отстаивать свое мнение, анализировать исторические источники.
  • Тема V. Падение западной Римской империи. (2 часа)
  •         Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле.
  •         Раздел римской империи на Западную и Восточную. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
  • Должны знать: епископ, Новый завет, варвары, готы, вандалы.
  • Должны уметь: пересказывать текст учебника, раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку историческим событиям и личностям, читать историческую карту.
  • Повторение и обобщение. (2 часа)
  •         Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
  •         Культурное наследие Древнего Рима.

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

К-во

часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата

План/факт

Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль 10 часов)

1

Что и как изучает история

1

Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашего края и нашей страны.

История, раскопки, древний мир, история России, этнография, древнейшие люди, исторические источники, хазары, сарматы

Объяснять смысл терминов урока.

Почему изучают историю.

Рассказать об истории родного края.

Работать с картой.

Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края.

Объяснить значение терминов

Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае

2

Лента времени

1

Историческое время.

Наша эра, до нашей эры.

Летоисчисление

Лента времени. Столетие. Век. Тысячелетие. История н,э,, до н.э.. рождество Христово. Исторический факт

Объяснять смысл терминов.

Объяснить, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени.

Устанавливать последовательность счета на ленте времени

Решение задач на счет исторического времени.

Составление исторических задач, используя ленту времени

Составить исторические задачи на счет на счет исторического времени. Сочинить рассказ с использованием терминов урока

3

Моя родословная.

Я и мое имя

1

Родословная – история семьи. Имена, отчества, фамилии, прозвища

Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия

Объяснять смысл терминов урока.

Составлять родословную семьи.

Объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий

Задание на составление родословной семьи.

Исследовать как появились прозвища некоторых исторических личностей

Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать, что означает ваше имя

4

История на карте

1

Историческая карта и её значение при изучении истории

Историческая карта, стороны света ,условные знаки

Ориентироваться на карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки. Объяснять  значение условных знаков

Задание на различие исторической карты от географической. Задание на определение первоначальных сведений о стране, рассматривая её карту

Составить таблицу: Общее и различие исторической и географической карт

5-6

История в архитектурных памятниках

2

Архитектурные памятники.

История возникновения различных архитектурных памятников:

 а) Пирамида;

 б) Афинский Акрополь;

 в) Римский амфитеатр.

Город – архитектурный памятник. История дома

Архитектурный памятник, сфинкс, фараон, саркофаг, бальзамирование, барельеф, портал, фреска, изба, арка, купол, акведук, портик

Объясните предназначение:

 а) пирамиды;

 б) саркофага;

 в) акрополя;

 г) амфитеатра.

Доказать, что город – архитектурный памятник. Описать жилище: его предназначение и отличие от другого жилища.

Объяснить смысл терминов

Задание на определение общего в различных видах жилища.

Задание на объяснение смысла терминов урока.

Задание на описание жилища или города.

Задание на сравнение различных видов жилищ или архитектурных памятников

Нарисовать и описать ваш дом или село, город.

Перечислить архитектурные памятники вашего города.

Составить рассказ об истории построения вашего села, города или дома

7

История вещей и одежда в разные времена

1

Трапеза в разные времена.

Дом для одежды. Одежда в разные времена

Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан

Описывать, что стояло на столе:

 а) в замке;

 б) в греческом доме;

 в) в королевском дворце;

 г) в русской избе и объяснить различия.

Описать и объяснить предназначение, изменение шкафа стула.

Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему?

Задание на нахождение общего и различного в предметах, используемых во время трапезы.

Рассмотреть изменения, происходящие в одежде из века в век

Нарисовать одежду разных народов, используя дополнительную литературу

8

История письменности

1

Загадочные письмена:

  а) иероглифы;

  б) клинопись.

Рождение алфавита.

Материал для письма.

Палеография

Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография

Определять различие и общее между разными видами письменности.

Рассказать о появлении алфавита.

Объяснять значение терминов.

Объяснять значение науки палеографии

Задание на определение различных видов письменности и материала для письма у разных народов. Рассказать о значении палеографии

Составить сравнительную таблицу различных видов письменности. Сочинить рассказ с использованием термитов урока

9

Гербы, флаги, гимны, государств

1

Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика

Герб, флаг, гимн, штандарт

Давать определения государственным символам.

Знать составляющие элементы государственных символов

Задание на объяснение терминов и составление минирассказов.

Рассказывать о значении государственной символики

Составить герб своей семьи

10

Россия – многонациональное государство

1

Россия – многонациональное государство

Государство, страна, народ, конституция, закон

Знать отличие государства от страны. Уметь использовать данные понятия на практике

Работа с картой

Раздел 2.Жизнь первобытных людей (4 часа)

11

12

Первобытные охотники и собиратели

2

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований

Собирательство, стадо, родовая, люди разумные, сородичи, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди

Рассказать о расселении древнейшего человека. Описать портрет древнейшего человека. Объяснить , чем занимался, какими орудиями труда пользовался. Объяснить причину появления верований, религий. Рассказать о возникновении первобытного искусства.

Задание на объяснение смысла терминов.

Задание на описание

  первобытного человека.

Задание на описание орудий труда. Объяснение причин возникновения первобытного искусства.

У.  1-3

13

Первобытные земледельцы и скотоводы

1

Соседская община. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Зарождение неравенства и знати.

Западная Азия, старейшина, совет старейшин, знать, племя, ремесленники, мотыга, плуг, гончарный круг.

Описать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов.

Объяснить смысл понятий урока..Установить последовательность развития орудий труда и занятий древнейшего человека.

Сравнить родовую и соседскую общину.

Описать жизнь земледельцев и скотоводов. Объяснить причины возникновения ремесла.

Задание на объяснение исторических терминов.

Задание на сравнение родовой и соседской общины.

Подготовка рассказа о жизни древних земледельцев и скотоводов.

У.   4-Подготовить сравнительную таблицу

14

Повторительно-обобщающий урок: «Первобытный мир»

1

Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Представление о переходе первобытности к цивилизации.

Рассказать о жизни и занятиях первобытного человека

Все понятия темы

Определить необходимый ответ из ряда предложеных. Объяснять исторические термины. Решать кроссворды.

Тестирование, решение кроссвордов, исторический диктант.

Раздел 3. Древний Восток (16 часов)

15

Древний Египет

Государство на берегах Нила.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

7

1

Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. Труд, быт и жилище ремесленников. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение и управление государством:

а) фараон – повелитель Египта;

б) жизнь египетского царского вельможи;

военные походы фараонов. Религия древних египтян.

Культура Древнего Египта:

а) храмы и пирамиды;

б) письменность и научные знания;

в) искусство;

г) древнеегипетская школа.

Государство, фараон, оазис, шадуф, вельможа, налог, каномы, амулет, кораблестроители, колесницы,  храмы, миф, мумия, саркофаги, пирамида, статуя, рельеф, астрономия.

Объяснить смысл терминов.

Показать на карте положение Древнего Египта.

Объяснить назначение предметов труда. Описать условия жизни и основные занятия египтян.

Описать характерные черты черты политического строя.

Выделить основные черты, присущие группам населения.

Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

Задание на работу с картой. Составить рассказ»Жизнь и быт фараона, жреца, земледельца, раба»

Рассказ о мифах и религии египтян. Задание на изложение выводов и фактов.

Работа с документами.

Определение длительности существования Древнего Египта

У. 6-7

16

Жизнь египетского вельможи.

1

У.  8

17

Военные походы фараонов

1

У. 9 нарисовать схему управления Египтом

18

Религия древних египтян

1

У.  10

19

Искусство Древнего Египта

1

У.  11

20

Письменность и знания древних египтян

1

У.  12

Составить кроссворд

21

Урок повторения по теме «Древний Египет»

1

22

Западная Азия в древности

Древнее Двуречье  

6

1

Древнее Двуречье:

а) местоположение, природные условия, климат; б) население и его занятия; в) мифы и боги.

Древний Вавилон:

а) Хаммурапи и его законы; б) научные знания и литература.

Восточное Средиземноморье:

а) Финикия и Палестина. Населения и его занятия; б) ремесла, торговля;

в) религия.

Ассирийская держава:

а) местоположение; б) военное искусство; в) искусство, библиотеки

Персидская держава «Царя царей». Культура народов Западной Азии в древности:

а) письменность;

 б) мифы; в) Библия, храмы

Двуречье, клинопись, Вавилония, законы, оливки, колонии,  алфавит, буква, Библия, Ветхий Завет,

библиотека,

закон,

ростовщик.

Называть и показывать расположение Древневосточных государств на карте.

Показывать передвижения войск на карте. Уметь работать с историческими документами.

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств.

Объяснять цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи.

Сравнивать религии египтян и жителей Западной Азии. Выделять общее и особенное в образе жизни и занятиях жителей Древнего Египта и Западной Азии. Сравнивать культуру. Определять хронологические рамки.

Установление хронологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте.

Составление таблиц на сравнение: а) жизнь и занятия людей стран Западной Азии;

б) религиозных учений;

в) политического управления;

г)письменности в Древнем Египте, Междуречье и Финикии.

Описание памятников культуры.

У.  13

23

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

У.  14

24

Финикийские мореплаватели

1

У.  15

25

Библейские сказания. Древнееврейское царство

1

У.  16-17

26

Ассирийская держава

1

У.  18

27

Персидская держава царя царей

1

У.  19

28

Древняя Индия и Китай

Древняя Индия

2

1

Древняя Индия:

а) природные условия;

б) занятия населения;

в) религиозные верования, легенды, сказания;

г) касты.

Древний Китай

а) природные условия;

б) занятия населения;

в) империя Цинь. Император и подданные.

Религиозно-философские учения. Конфуций.

Джунгли, хлопчатник,

Каста, бамбук, конфуцианство, гунны, буддизм, индуизм, компас, шелк, император.

Называть хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая.

Соотносить периоды существования Древней Индии и Древнего Китая.

Показывать на карте, рассказывать об особенностях природных условий Индии и Китая. Описывать образ жизни, занятия людей Древнего Китая и Индии. Описывать индийские и китайские храмы, выявлять общее и особенное. Выделять характерные черты положения основных групп населения. Сравнивать религиозные верования. Называть имена наиболее известных правителей Востока.

Задание на работу с картой. Задание на подготовку рассказа об особенностях природных условий Индии и Китая. Задание на выявление общего и особенного в жизни в жизни и занятиях людей Индии и Китая.

Задание на анализ фактов и явлений.задание на выявление общего и особенного в религиозных верованиях Индии и Китая.

У. 20-21

29

Древний Китай

1

У.  22-23

30

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку»

1

Вклад народов Востока в мировую культуру.

Все понятия 3 раздела

Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации в учебнике и помещенных там документах. Описывать исторические объекты и культурные памятники. Рассказывать о жизни и занятиях людей.

Раскрыть основные понятия. Выбрать необходимую информацию. Выявлять общее и различное в культуре стран Древнего Востока. Работа с картой и документами.

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм (18 часов)

31

Древнейшая Греция

Греки и критяне

4

1

Природные условия Древней Греции. Население и его занятия.

Древнейшие государства Крит, Микены. Троянская война и поэмы Гомера. Религия древних греков, сказания о богах и героях

Эллины. Илиада, ахейцы, дорийцы, мифология, титаны, фрески.

Рассказывать о природе и её влиянии на жизнь людей, о населении и его занятиях. Излагать мифы Эллады, объяснять их значение здя изучения истории. Рассказывать о политическом устройстве древнегреческих государств Крит, Микены. Излагать миф и причинных Троянской войны. Рассказывать о религии древних греков.

Задание на описание природных условий и показ влияния этих условий на жизнь людей. Задание на характеристику занятий населения Древней Греции. Задание на изложение мифов Древней Греции. Используя мифы, характеризовать Политическое устройство Критского и Микенского государств. Задание на объяснение сути религии древних греков.

У.  24

32

Микены и Троя

1

У.  25

33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

У.  26,27

34

Религия древних греков

1

У.  28

Составить список греческих богов

35

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

7

1

Местоположение и природные условия Аттики.

Развитие ремесла и земледелия Афин.

Демос и знать.

Реформы Солона.

Свободные рабы.

Спарта – военный лагерь.

Греческие колонии. Греко-персидские войны.

Олимпийские игры в древности.

Полис,

колонии,  варвары, колонизация, скифы, демос, знать, Ареопаг, гражданин, демократия, атлет, олимпийские игры, Эллины, Эллада, стратег, триера.

Объяснить, как образовывались греческие полисы. Объяснить деление полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные. Рассказывать об Афинах как о смешанном полисе: торгово-ремесленном и сельскохозяйственном. Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрыть суть реформ Солона. Изменения в политической системе при Перикле. Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях.

Задание на установление последовательности событий. Задания на поиск информации о занятиях афинян и спартанцев.

Задание на классификацию по отдельному признаку событий.

Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте.

Задание на определение участников греко-персидских войн.

Задание на объяснение терминов и понятий урока.

У.  29

36

Зарождение демократии в Афинах

1

У.  30

37

Древняя Спарта

1

У.  31

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

У.  32

39

Олимпийские игры в древности

1

У.  33

40

Победа греков над персами в марафонской битве

1

У.  34

41

Нашествие персидских войск на Элладу

1

У.  35

42

Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

В гаванях афинского города Пирей. В городе богини Афины

4

1

Состав населения афинского полиса. Город Афины. Архитектура Афин.

Образование афинян:

а) начальная школа;

б) гимнасии;

в) взгляды древних ученых.

Возникновение театра: трагедии и комедии.

Афинская демократия при Перикле. Народное собрание. Друзья и соратники Перикла

Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия, амфора, пирос, портик, Агора, Акрополь, колонна, фронтоны, стиль, палестра, Фаросский маяк.

Находить различия в жизни населения афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов.

Описывать город Афины.

Описывать и выделять особенности архитектуры в храмах.

Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев. Рассказывать о театре, находить отличия в комедии и трагедии.

Характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии.

Задание на объяснение назначения памятников архитектуры. Сочинение о жизни афинян.

Сравнительная таблица образования в Афинах и Спарте.

Составление корссворда «Архитектура и образование»

У.  36,37

43

В афинских школах и гимнасиях

1

У.  38

44

В театре Диониса

1

У.  39

45

Афинская демократия при Перикле

1

У.  40

46

Македонские завоевания в 4 веке до н. э.

Города Эллады подчиняются Македонии

2

1

Возвышение Македонии. Македонское войско. Поход Александра Македонского на Восток. Потеря Грецией независимости.

Держава Александра Македонского и её распад. В древней Александрии Египетской. Торговый и культурный центр восточного Средиземноморья, музеи, библиотеки.

Междоусобица, фаланга, осадная башня, музей, Александрийская библиотека

Объяснить причины возвышения македонского царства.

Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии. Описывать состояние македонской армии. Объяснять причины потери Грецией независимости. Рассказывать о войне Александра Македонского против персов. Объяснять причины распада империи Александра Македонского.

Задание на работу с картой: показывать последовательность формирования державы Александра Македонского. Задание на сравнение армий Александра Македонского и Дария Третьего. Задание на выявление причин потери независимости Греции и распада державы Александра Македонского.

У.  41

47

Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской

1

У.   42,43

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

1

Политическая система Древней Греции.

Образ жизни и быт жителей Древней Греции.

Развитие культуры в Древней Греции.

Культурное наследие Древней Греции в эллинистическом мире. Развитие научных и философских знаний.

 Архимед.

Платон.

Аристотель.

Сопоставить факты.

Работать с документами.

Решать кроссворды.

Выделить главную мысль.

Тестирование.

Решение кроссвордов.

Раздел 5. Древний  Рим. ( 19  часов)

49

Рим: его возникновение до господства над Италией

Древнейший Рим

3

1

Природа и население  древней Италии.

Религиозные верования.

Занятия и положение жителей.

Патриции и плебеи

Востама, ликторы, патриции, плебеи, консул, республика, право вето, народные трибуны.

Называть дату основания Рима и превращения его в крупный город. Устанавливать длительность этого процесса. Описывать условия жизни древних латинян. Объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия.

Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим.

Объяснять причину разделения населения на две группы. Причину отмены выборности царей. Рассказывать о религиозном веровании в Древнем Риме.

Задания на выбор дат из предложенных. Задание на описание природных условий Италии и соотнесение их с занятиями населения. Задание на перечисление первых царей. Рассказывать об управлении в древнейшем Риме.

Задание на работу с контурной картой. Задание на Рассказ о религиозных верованиях

У.  44

50

Завоевание Римом Италии

1

У.  45

51

Устройство Римской республики

1

У.  46

Схема «Устройство римской республики»

52

Рим – сильнейшая держава и гражданские войны

Вторая война Рима с КАрфагеном

7

1

Возрождение республики и управление в ней. Римское войско. Пунические войны.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны. Земельный закон и его судьба. Восстание Спартака.

 Кризис управления. Единовластие Цезаря.

Республика, консулы, народный трибун, право вето, сенат, гладиаторы, амфитеатр,  закон, гражданская война,  император, меценат.

Определять даты по названиям событий. Сравнивать управление в Древнейшем Риме и молодой римской республике. Описывать войско римлян и галльских племен. Объяснять причины войн Рима с народами Италии. Рассказывать об основных сражениях с Пирром.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия.

Рассказывать о рабовладении: завоевание, жизнь, работа, использование  в качестве развлечения. Объяснять причины и последствия гражданских войн. Описывать восстания рабов: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты.

Задание на соотнесение дат Древнейшего Рима и Римской республики. Задание на анализ фактов и определение по ним события. Задания на описание войн. Излагать причины войн. Задание на сравнение управления в Древнейшем Риме и Римской республике.

Задание на описание жизни рабов. Задание на объяснение своего отношения к Пирру, Ганнибалу, Спартаку, братьям Гракхам, Цезарю.

У.   47

53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

У.  48

54

Рабство в Древнем Риме

1

У.  49

55

Земельный закон братьев Гракхов

1

У.  50

56

Восстание Спартака

1

У.  51

57

Единовластие Цезаря

1

У.  52

Схема управления государством

58

Установление империи

1

У.  53

59

Римская империя в  первые  века нашей эры и разгром Западной Римской империи

Соседи Римской империи

8

1

Территория Римской империи. Управление Римской империей.

Распространение христианства.

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

Разделение Риской империи на Западную и Восточную.

Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература. Развитие наук.

Директор, император, преторианцы, варвары, Иисус, апостолы, христианство, «Евангелие», священник, Нагорная проповедь, бетон, пантеон, Колизей, триумфальная арка, терма, оратор, колонны, рабы с хижинами

Императорская власть. Давать характеристику римским императорам: Октавиан, Нерон, Траян, Константин. Описывать жизнь соседей римской империи. Рассказывать о борьбе римлян с варварами. Рассказывать о зарождении христианства. Объяснять причины распада Римской империи на Восточную и Западную. Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники.

Рассказывать о развитии ораторского искусства, о развитии наук в Древнем Риме.

Задание на установление последовательности событий , обстоятельств и участников этих событий  в Римской империи. Задание на описание условий и образа жизни римлян и их соседей. Задание на выявление характерных черт управления империей.

Объяснить смысл появления христианства.

Задание на описание архитектурных сооружений, скульптурных памятников. Объяснять причины развития ораторского искусства. Задание на рассказ о науках в Древнем Риме.

У.  54

60

В Риме при императоре Нероне

1

У.  55

61

Первые христиане и их учения

1

У.  56

62

Расцвет империи во 2-м веке.

1

У.  57

63

«Вечный город» и его жители

1

У.  58

64

Римская империя при Константине

1

У.  59

65

Взятие Рима варварами

1

У.  60

66

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1

67-68

Итоговое повторение

2

Особенности цивилизации Греции и Рима.

Правление народов.

Вклад народов древности в мировую культуру

Сравнить цивилизации Греции и Рима. Найти общее и отличное. Сравнить древние мировые культуры. Основные черты народоправления.

Тестирование.

Работа с документами. Составление таблиц, кроссвордов. Конкурс рисунков. Сценарии сценок из жизни древних римлян и греков

В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.

Краеведческий модуль

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием

к учебному пособию «Граждановедение. Брянская область. 5 класс» и структурой учебника Я.В. Соколова «Граждановедение. Брянская область». На изучение краеведческого модуля отводиться 34 часа.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы гражданского образования.        

Курс рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала (самостоятельно открывать новые знания и строить деятельность учеников на уроке по алгоритму: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата).          В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Данный курс содержит материал, способствующий развитию гражданственности и патриотизма учащихся, осознанию себя будущим активным участником преобразований родной Брянщины, превращения её в передовой регион РФ.

Отдельные компоненты содержания направлены на более глубокое усвоение содержание нынешних социальных ролей – сына или дочери, учащегося основной школы, участника правоотношений и т.д. Одновременно раскрываются элементы содержания будущих социальных ролей – труженика, семьянина, налогоплательщика, избирателя и т.д.

Содержание курса направлено на развитие мотивации к активному участию в основных сферах общественной жизни в Брянской области.

         Курс позволяет учащимся лучше узнать о жизни родной Брянской области, о взаимоотношениях власти и общества, о людях, которые вносят вклад в развитие нашей малой родины. Она поможет работать над собой, определить свое место в будущем.

                    Цель изучения Брянского края – развитие гражданственности и патриотизма учащихся

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

-неповторимые особенности Брянской области, отличающие её от других регионов;

- символы Брянской области (герб, гимн, флаг);

- что такое власть;

- устройство власти;

Учащиеся должны уметь:

- определять значение школьного обучения в жизни подростка;

-ориентироваться в сложном мире профессий

Учебно-тематическое планирование

Темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

Мы и наш край

6

5

1

-

2

Ваше общее образование

8

6

2

-

3

Твой отчий дом

6

3

3

-

4

Наша власть

6

3

3

-

5

Наши достоинства и недостатки

7

5

2

-

Итоговый

1

1

-

-

Итого:

34

23

11

-

Учебно-методическое обеспечение

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Граждановедение. Брянская область

5

Соколов Я.В.

ООО Смоленский полиграфический комбинат

2012

2

Я – гражданин России

(комплект учебных пособий)

Соколов Я.В.

Москва НИЦ «Гражданин»

2012

Календарно-тематическое и поурочное планирование

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечания

1

Брянщина – лучший уголок России

1

С.4

2

Практическое занятие «Брянщина – лучший уголок России»

1

С.10

3

Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок города»

1

Мини-сочинение «Любимый уголок моего города»

4

Наши символы

1

С. 12, составить герб своей семьи

5

Конкурс семейной геральдики

1

6

Моя визитная карточка

1

Изготовить макет своей визитной карточки

7

Твоя основная школа

1

§3

8

Наша школьная реформа – практическое занятие.

1

9

Для чего люди учатся.

1

§4

10

Образование в моей семье – практическое занятие

1

Провести соц. опрос «Образование в моей семье»

11

Твоя будущая профессия

1

§5

12

Практическая работа «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего района»

1

13

Путешествие в мир профессий

1

Составить кроссворд «Мир профессий»

14

Проект «Подготовка к моей будущей профессии»

1

15

Ты в своей семье

1

§6

16

Психологический практикум  «Список претензий и способы их преодоления»

1

17

Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей»

1

18

Что от нас ожидают родители

1

§7

19

Проект «Мой неожиданный подарок родителям»

1

20

Общественные слушания «Решение социальные проблем семьи»

1

21

Что такое власть и чему она служит

1

§8

22

Практическая работа «Изучение устава школы и наши дополнения в устав»

1

23

Диспут «О власти и властителях»

1

24

Как устроена наша власть

1

§9

25

Моя губернаторская программа

1

26

Общественные слушания «Как улучшить власть?»

1

27

Твоя воспитанность

1

§10

28

Психологический практикум: «Уровень твоей воспитанности». Моя программа самовоспитания

1

29

Общественные слушания «Повышение культурного уровня жителей моего города»

1

30

Твоя культура

1

§11

31

Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая»

1

32

Культурные традиции моей семьи.

1

33

Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере

1

§12

34

Итоговое занятие

1

В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.


[1] Жирным шрифтом с подчеркиванием в тексте выделены положения стандарта, курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...