"60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Парахина Ольга Владимировна

Старшеклассники знакомятся с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii_9_klass.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: "60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)

Предмет: история

Класс: 9

Двадцатый век нас часто одурачивал.

Нас, как налогом, ложью облагали.

Идеи с быстротою одуванчиков

От дуновенья жизни облетали.

                                                                                                                                        Е. Евтушенко. 1961

Цель занятия

Познакомить старшеклассников с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах, и на основе самостоятельного изучения источников и литературы помочь школьникам решить проблему — являлись ли реформы попыткой слома (подрыва) существующей системы или они укладывались в ее рамки. На основе изучения и исторического анализа проблемы помочь ученикам:

  • осознать ее значимость и актуальность, подвести их к пониманию того, что в экономике 60-х годов совершалась попытка выправить сталинскую систему, связанную с проводимой быстрыми темпами индустриализацией, механизмом государственного накопления за счет ограбления крестьян и людских жертв;
  • осмыслить сущность реформ Н. Хрущева и Л. Брежнева, начиная с XX съезда партии, выявить трудности в экономической жизни страны — в сельском хозяйстве и промышленности — в ходе утраты глобального страха перед репрессиями и принуждения, с одной стороны, и ухода либеральных иллюзий и спада энтузиазма, с другой;
  • при разработке частных аспектов поставленной проблемы убедиться в том, что, несмотря на сильную тенденцию к обновлению, реформы пошли по пути частичного совершенствования хозяйственного механизма и политической системы общества, не затрагивая глубинных причин, тормозивших экономический прогресс страны.

Форма проблемного урока позволяет способствовать развитию различных умений: понимать проблему, делать краткие резюме по ее историческому анализу на основе источников и литературы, рассуждать, определяться в суждениях по проблеме, находить фактологические подтверждения своих выводов. Центральным моментом урока можно считать работу с документами. В итоге учитель должен помочь школьникам сформировать важнейшее умение — находить возможные решения поставленной проблемы.

Опережающее задание и подготовка к занятию

За одну-две недели объявляется тема и школьникам предлагается модель анализа проблемы в форме плана:

  1. Исторический анализ проблемы.
  2. Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы.
  3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.
  4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.
  5. Предложение        гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

Необходимо также прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительную литературу по экономическим проблемам и реформам 60-х годов в целом.

Рекомендуемая литература для школьников

  1. АксютинЮ.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.
  2. Боффа Дж История Советского Союза. Т. 2. М., 1994.
  3. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964— 1994. М, 1996. 4 Верт Н История Советского государства. М., 1992.
  1. Валовой Д В. Экономика в человеческом измерении. М , 1988.
  2. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.
  3. Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 198?.
  4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. М., 1991.

9. Свет и тени "великого десятилетия" (Хрущев и его время). Л., 1989. 10.. Арбатов ГА. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985. М., 1991.

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Волков И.М. Некоторые вопросы истории сельского хозяйства и крестьянства в послевоенные годы // История СССР. 1973. № 1.
  2. Лельчук B.C. Индустриальное развитие СССР в годы семилетки. 1959— 1965 // История СССР. 1970. № 5.
  3. Лисичкин Ж Гектары, центнеры, рубли // Новый мир. 1965. № 9
  4. Черниченко Ю. Целинная дорога // Новый мир. 1964. № 1.
  5. Мацкевич В. Экономические проблемы развития сельского хозяйства // Вопросы экономики. 1965. № 6.

6. Сенявский С.Л., Тельпуховской В.Б. Рабочий класс СССР. 1938-1965. М., 1966.

7. Русинов И.В. Аграрная политика КПСС в 50-х — первой половине 60-х годов: опыт и уроки // Вопросы истории 1988. № 9.

Этапы проблемного урока и его содержание.

Вводная часть. Постановка проблемы

Экономическое развитие СССР и в 60-х годах являлось неразрешенной проблемой. Не случайно именно тогда, в начале 60-х годов, проходила дискуссия по экономике. В первую очередь, она была вызвана периодом кризиса старого планирования. План шестой пятилетки, принятый на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, был пересмотрен еще до конца года. Затем в разгар выполнения он показался завышенным и был отложен, уступив место новому семилетнему плану (1959—1965). Эти пересмотры понятны: советские руководители искали такой тип плана развития, который обеспечил бы удовлетворение потребностей растущего внутреннего рынка. Необходимо было отказаться от постановки целей, достигаемых любой ценой, и использовать имеющиеся ограниченные средства самым эффективным образом для достижения реальных целей. Таких планов тогда не было.

Другая проблема экономики — это управление народным хозяйством. В 60-х годах методы сталинского времени уже не подходили для управления экономикой. Третья проблема — это экономическое стимулирование отраслей. Главные вопросы, как сделать так, чтобы производить качественную продукцию в достаточных для страны количествах, да еще и выгодную для производителя? Как улучшать качество продукции при постоянном росте ее производства?

На все эти вопросы пытались ответить советские экономисты в 60-х годах. Одним из участников дискуссии стал профессор Е. Либерман, предложения которого из опыта Экономической лаборатории Харьковского совнархоза печатали в журнале "Вопросы экономики" и газете "Правда" (статья "План, прибыль, премия"). Он и его сторонники предложили идею "сквозной" экономической реформы, суть которой заключалась в освобождении предприятий от жесткой внеэкономической зависимости от центральных органов управления. Экономисты уже тогда предлагали сделать предприятия равноправными партнерами ведомств, с принципом долевого участия в доходе, создать новую поощрительную систему. По существу этот проект предлагал отказаться от централизованного планирования экономики и оставлял место для рыночных отношений. Он был решительно, отвергнут.

Второй проект экономического развития исходил из ИМЭМО (бывший институт Е.С. Варги, распущенный в 1948 году). Он предполагал взять за образец экономику Западной Европы, и ориентироваться на растущее вмешательство государства в экономические проблемы, промышленную и финансовую концентрацию, капиталистические методы стимулирования экономики при ведущей роли государства.

И, наконец, разработкой экономических проблем занимались ленинградские ученые-теоретики — JI. Канторович, В. Новожилов, В. Немчинов, которые предлагали новую систему планирования и оплаты труда. Именно тогда возникла идея оплаты за конечный результат, его качество и количество. Предлагали платить за ввод в эксплуатацию объекта "под ключ". Немало было и иных ценных предложений.

Перед нами на уроке стоит проблема: что и как надо было изменить в экономике СССР, чтобы она обеспечивала максимальную эффективность? Неплохо было бы поразмышлять и над тем, возможно ли было решение данной проблемы в условиях политической системы 60-х годов?

Ход дискуссии

1. Исторические предпосылки назревшей проблемы и выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы.

1.1. Объективные трудности в сельском хозяйстве 60-х годов.

а)        Политические и идеологические:

•установки КПСС исключали свободное предпринимательство и рыночные отношения;

•решение хозяйственных проблем политическими приемами и средствами (политическая сознательность руководителя и рост урожайности ставились в прямую зависимость);

отсутствие способов побуждения людей работать на общественных (колхозных) полях лучше, чем на собственных приусадебных участках (кроме принуждения и идеологической обработки).

б)        Социокультурные: недоверчивое отношение большинства крестьян к новшествам, переменам, громадная сила традиций.

в)        Экономические:

  • приоритет финансирования военно-промышленного комплекса, в ущерб сельскому хозяйству; "плохая организация переработки снятого урожая: недостаток и низкий уровень оснащенности перерабатывающих предприятий, хранилищ; нехватка транспортных средств, тары; плохие дороги; удаленность потребителя от производителя (потери от поля до потребителя — 20% зерна, 40% картофеля, 30% овощей);

принцип планирования сельскохозяйственного производства от достигнутого уровня (чем больше сделано, тем больше показатели на следующий год);

•ограниченные площади плодородных земель (целинная эпопея); •отсутствие необходимых стимулов у крестьян (доход от личных хозяйств превалировал над доходом от работы в коллективном хозяйстве);

  • низкий уровень сельскохозяйственного производства (опасность вклада денег в собственную землю и инвентарь: может забрать колхоз).

Общее задание. Внимательно прочитайте и обсудите документ.

Из письма члена – корреспондента. ВАСХНИЛ Л. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу и председателю Совмина А. Косыгину о положении в сельском хозяйстве (февраль 1965 года):

«В чем же причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно, много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении администрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций. Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти тяжелого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства".

1.2. Объективные трудности в промышленности 60-х годов.

Политические и идеологические:

  • ведомственность и традиционный нажим сверху на все без исключения предприятия;
  • низкий профессионализм и высокий уровень партийной сознательности руководителей предприятий;
  • господство партийно-государственной номенклатуры в управлении промышленностью;
  • расточительное отношение чиновников к государственной собственности.

б)        Социокультурные:

  • приток низко квалифицированной рабочей силы в промышленность в послевоенное время (прогулы, пьянство, текучесть кадров, закон о "летунах" 1960 года);
  • неблагоприятная демографическая ситуация в городах.

в)        Экономические:

  • диспропорция в производстве средств производства и предметов потребления (рост дефицита, развитие "черного рынка");
  • ненормальная экономическая ситуация, когда предложение определяло спрос;
  • истощение топливно-энергетической базы, удорожание добычи и перевозки сырья;
  • физический износ и старение оборудования;
  • отсутствие материальной заинтересованности (определение фонда зарплаты предприятия не по количеству и качеству продукции, а по числу работников, рост тунеядцев, бездельников),
  • расточительство ресурсов и рост цен (чем больше затраты, тем больше цена продукции)

анекдоты, стихи, песни и фильмы).

е)        Рязанский проект-мираж (рекордомания и здравый смысл, повышение цен на мясо и масло).

ж)        Химизация сельского хозяйства (ядохимикаты и удобрения).

з)        Атака на приусадебные участки и поля "под паром"

и)        Агрогород в деревне — все как в городе (разрушение уникального мира русской деревни).

к) Финансирование сельского хозяйства и списание долгов колхозов.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Какие позитивные идеи экономической реформы в сельском хозяйстве не смогли воплотиться в жизнь и почему? Совместим ли вообще колхозный строй и подъем сельского хозяйства?
  2. Обсудите анекдот: "На повестке дня партийного собрания в колхозе два вопроса — строительство коровника и строительство коммунизма.
  3. В связи с отсутствием гвоздей переходим ко второму вопросу" Как решалась задача догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения, ставшая "визитной карточкой" данного периода?

Б Реформы в промышленности СССР:

а)        Министерства — совнархозы — министерства (стимуляция местной инициативы).

Совнархозы должны были управлять всеми промышленными предприятиями на своей территории вне зависимости от их профиля (кроме военной промышленности и энергетики). При такой системе надеялись более рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить отраслевую изолированность и ведомственные барьеры. Ожидалось, что новое местное руководство полнее оценит местные возможности, и это будет способствовать более гармоничному развитию отдельных районов

б)        Госкомитеты за и против.

в)        "Золотая пора разоблачения вала" (объем реализованной продукции и расширение хозяйственной самостоятельности).

г)        Азы планирования (критерий достигнутого уровня, спад плановых показателей).

д)        Экономическое стимулирование: факты и реальность ("выгодная" и "невыгодная" продукция; зарплата, спущенная "сверху"; фонды поощрения и 13-я зарплата; лодыри, прогульщики и пьяницы).

е)        Потребитель — поставщик: "виза в верхах" (система хозяйственных договоров).

ж)        Поиск дополнительных человеческих и природных ресурсов (стройки, целина, "лимитчики").

Общее задание

  1. Обсудите известный афоризм периода 60-х годов "Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят"
  2. Обсудите известную сатирическую карикатуру в "Крокодиле" "Качество производимой продукции" — огромный коробок спичек с гигантскими спичками вместо большого числа маленьких

В результате обсуждения исторических предпосылок проблемы учащиеся приходят к общим выводам

а)        экономические проблемы тесно связаны с политическими' наличие номенклатуры и советской системы не позволяло сформировать рыночные механизмы экономики,

б)        большими проблемами хозяйства также являлись необходимость технологической модернизации, усовершенствование методов обработки почв и расширение посевных площадей, пересмотр приоритетов финансирования экономики.

Последнее обстоятельство все же не было решающим, так как при Брежневе пятая часть всех инвестиций направлялась в развитие сельского хозяйства, тем не менее, оно стало "тяжелым бременем для всей экономики" Как вы думаете, почему это происходило?

2. Попытки решения экономических проблем в конце 50-х — 60-х годах и их итоги Учащимся предлагаются факты и задания для обсуждения

2.1. Реформы в сельском хозяйстве

а)        Изменение системы планирования в сельском хозяйстве (обязательные задания по заготовкам)

б)        Сокращение числа колхозов и рост числа совхозов (1950г.— 5000 совхозов, 91 000 колхозов, 1964 г — 10 000 совхозов, 38 300 колхозов).

в)        Ликвидация МТС (расширение сферы рыночных отношений колхозов, разорение колхозов в процессе выкупа парка, поломка и сокращение техники) Ликвидация МТС была единственной реформой Хрущева, которая пережила его. Именно из-за своего радикального характера эта реформа не осталась лишь простой реорганизацией, а потребовала более глубоких изменений. Покупка колхозом сельскохозяйственных машин расширила сферу его рыночных отношений Свобода для хозяйств распоряжаться орудиями производства требовала вернуться к первоначальной концепции кооперативного хозяйства и отказаться от полного подчинения государству. Так как колхозы должны были сами решать, хотя и в определенных рамках, как вести себя на рынке, то им нужно было помочь:

г)        Целина — зона экономического бедствия ("успехи" новых земель, упадок традиционных районов зерно производства, экологическая катастрофа).

д)        "Кукурузная эпопея" — новое агрономическое решение ("царица полей" — климат и почвы, "кукурузный бум" — хлопья, палочки, хлеб, колбаса).

Вопросы и задания для собеседования

  1. Рассмотрите варианты управления экономикой. Какой эффективнее:

а)        министерства;

б)        совнархозы;

в)        рабочее самоуправление?

  1. Обсудите анекдот: "Почему у царского орла две головы на гербе? Одна — по сельскому хозяйству, вторая — по промышленности".
  2. Выгодно ли было производить больше продукции? Почему с предприятий было невыгодно увольнять лодырей и прогульщиков? Каким образом предприятие могло получить прибыль?
  3. Могли ли сочетаться усиление полномочий министерств, ведомств и администраций с допущенной самостоятельностью предприятий?
  4. Раскройте на конкретном материале положительные сдвиги реорганизации управления экономикой: рост масштабов производственной внутрирайонной специализации и межотраслевого кооперирования, создание научно- производственных объединений, ускорение процесса создания новой техники. Дайте собственную оценку переменам в управлении экономикой.
  5. Определите суть понятий: оживление товарно-денежных отношений, хозрасчет, самостоятельность предприятий, стимулы материальной заинтересованности людей.

7) Выберите из перечня те меры, которые могли способствовать развитию промышленности: налаживание прямых договоров, развитие оптовой торговли, гибкая система ценообразования, уменьшение вмешательства государства в дела предприятий (нормативы длительного действия).

Предложите свои собственные варианты.

* * *

3. Подведение итогов дискуссии: был ли выход из кризиса?

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Существовала ли в 60-х годах комплексная научная программа развития экономики?

Выбираются учителем в зависимости от хода обсуждения на уроке.

  1. Покажите на конкретных примерах, как решались экономические проблемы в форме непосредственной апелляции к энтузиазму и сознательности людей. В чем проявилась недооценка научной, экономической стороны этих проблем и абсолютизация организационного фактора?
  2. Почему, когда предприятия остались "бесхозными" (министерства фактически сложили свои полномочия, а совнархозы еще не оформились), многие из них не только не сбились с ритма работы, но и стали работать еще лучше. Чем вы можете объяснить это?
  3. Существует мнение, что экономические реформы 60-х годов не только не разрушили противоречий, но и породили новые. Есть и такое мнение: экономические реформы как бы остановились посередине, не дойдя до конкретного рабочего места. Согласны ли вы с такими мнениями?
  4. Объясните, почему в процессе реформ не заработали экономические рычаги. В чем проявилось сохранение диктата производителя? Как должны были измениться отношения: потребитель — поставщик? Какие меры были необходимы для коренных преобразований в экономике? В итоге обсуждения школьники должны обосновать следующие идеи:

а) существующая политическая система и власть коммунистов препятствовали свободному развитию предпринимательства и рыночных отношений;

  1. главным тормозом развития экономики был диктат руководящих органов и административный контроль;

в)         проблема стимулирования предприятий и отдельных работников оставалась нерешенной, хотя попытки такого стимулирования осуществлялись;

г)        экономические рычаги не работали, и наглядным подтверждением этого стали закупка зерна за границей, оплаченная золотом, экономические "пробуксовки" в промышленности.

***

4. Варианты решения проблемы.

Многие из выделенных экономических проблем могли быть решены в результате изменения государственной политики. Министра " следовало бы добиваться увеличения капиталовложений в их отрасли. Однако капиталовложения — это еще не все. Главное — это мерь и существенные реформы, которые бы стимулировали сельское хозяйство и промышленность. Эти меры должны быть научно-обоснованными (насколько это было возможно в тех условиях) и достаточно энергичными, чтобы противостоять инерции бюрократического Управленческого аппарата, который являлся тормозом преобразований. К числу первостепенных мер следует отнести развитие транспортной системы, создание стимулов для предприятий и работников, техническая модернизация сельского хозяйства и промышленности, налаживание системы прямых договоров, гибкая система цен, облегчение планового гнета "сверху". При этом страна должна быть самодостаточной, независимой от возможной внешней помощи.

 Домашнее задание

 Составить резолюцию экспертной комиссии по подъему экономики 60-х годов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...

Урок по теме "Экономика СССР в 1953-1964 годы "

Методика группового обучения учащихся на уроках истории с использованием исторических источников....

Разработка урока истории в 9 классе по теме: "Политическое развитие СССР в 1920-е годы"

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС, адресована как начинающим учителям, так и педагогам, активно реализующим системно-деятельностный подход....

конспект открытого урока и самоанализ на тему ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1960-1980 годы

конспект к уроку истории по разделу СССР в 1945-1991 годы. конспект сопровождается презентацией и самоанализом...

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"....

Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг"

Данная тема позволяет раскрыть причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года....