Конспект урока "Международные отношения во второй половине XXвека"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Развитие двухполюсной системы международных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_9_klassemezhdunarodnye_otnosheniya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе.                                                                               МОУ«Изобильненская школа»

                                                                                                                                                 г.Алушты

                                                                                                                                          Республика Крым                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                           учитель истории

                                                                                                                                           Шифманович Т.А.

                           Международные отношения во второй половине  XX века.

Цели:формировать у ребят целостное и образное представление о развитии международных отношений в 60-90-е гг.; способствовать развитию познавательных умений учащихся:проводить поиск  необходимой информации в нескольких источниках ,сравнивать их данные, выявлять характерные черты событий; учить анализировать историческую точку зрения; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов.

Оборудование : « Политическая карта мира  »;схема  « Циклы  мировой  политики»  ; перфокарты.

                                                             ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Учитель.Познакомившись с политическими и социально-экономическими процессами ,которые происходили во второй половине XXвека в странах  мира, мы подошли к еще более широкому понятию:биполярный мир.Наша задача на уроке-проследить развитие двухполюсной системы международных отношений, выяснить причины локальных обострений и последствия напряженности  в мире и проследить роль ООН в данный период.

II.Актуализация опорных знаний по теме.

1.На доске выписываются понятия, которые надо объяснить.

“xолодная война”, биполярный мир”, железный занавес” ,доктрина Трумэна, гонка вооружений, НАТО, ОВД, доктрина Эйзенхауэра,  раскол мира.

2.Беседа по вопросам.

-Какой период в новейшей истории называется холодной войной?

-Почему антигитлеровская коалиция совместными усилиями победившая фашизм распалась и превратила бывших союзников в непримиримых врагов?

-Покажите на карте раскол мира и Европы на две враждебные общественно-политические системы.

-Покажите на карте очаги военных конфликтов в первое послевоенное десятилетие(1945-1955гг.)

-Почему по мнению историков в конце 1940-х-начале 1950-хгг.сверхдержавам удалось избежать открытых военных столкновений?

III.Изучение нового материала.

1.Работа с перфокартой.

Задание.Опираясь на материал учебника(параграф 32 п.1,2,5) и на схему «Циклы мировой политики»заполнить перфокарту:

   

                      60-70-е гг.

                                80-90-е гг.

1.Резкое обострение отношений

2.Противоборство двух держав(СССР и США)

3.Противостояние двух блоков(НАТО и ОВД)

4.Обладание ядерным оружием

5.Гонка вооружения

6.Карибский кризис1962г.

7. Соглашения об ограничении вооружений

1.Рост гонки вооружения

2.Рост напряженности

3.Размещение ракет в Европе

4.Революции  в странах Азии Африки Латинской Америки

5.Соглашения об ограничении вооружений

2.Лекция.

Карибский кризис 1962г.-конфликт между СССР и США ,который поставил две страны на грань ракетно-ядерной войны.

В годы холодной войны Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие.Отдыхая в Крыму, Хрущев был возмущен тем, что даже его дача находится в пределах прямой досягаемости американских ракет в Турции.Советский лидер решил поставить Америку в такое же положение.Пользуясь тем что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США,советское руководство приняло решение установить  на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия.Теперь южные города США могли быть стерты с лица земли в считанные минуты.

Кеннеди узнал об установке ракет на Кубе в октябре 1962г. из данных воздушной разведки.Его реакция на известие была решительной-США  заявили об установлении морской блокады Кубы в Карибском море.Никакие  военные грузы не могли поступать на остров.Это было грубым нарушением международного права,но Кеннеди был готов вступить даже в военное столкновение, лишь бы не допустить создания ракетно-ядерной базы противника в 90 милях от американского побережья.

24 октября советские корабли вплотную подошли к границе блокады.Если бы они пересекли ее,то

американцы могли бы  попытаться захватить суда.Это неминуемо вызвало бы военное столкновение,которое в мгновение ока могло перерасти в третью мировую войну.Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США  были приведены в боевую готовность.Круизный корабль, принадлежащий ГДР,пересек зону блокады,но американцы не решились атаковать его,понимая,что на туристическом лайнере нет  военных материалов.Однако стало ясно,что американцы не готовы жестко поддерживать блокаду.26 октября после серии закулисных консультаций,Хрущев предложил Кеннеди компромисс:СССР убирает ракеты с Кубы ,а США гарантируют,что не будут атаковать Кубу и выведут из Турции свои ракеты.Через два дня соответствующее соглашение было заключено.СССР получил выгоду от этого соглашения.Но и Кеннеди мог считать себя победителем, так как заставил Хрущева сделать первый шаг к примирению и вывести ракеты с Кубы.Мир отошел от грани ракетно-ядерной войны.

3.Вопросы для обсуждения:

-Почему Карибский кризис не перерос в вооруженное столкновение СССР и США?

-Какие субъективные и объективные причины этому воспрепятствовали?(Обладание ядерным оружием создавало угрозу для обеих сверхдержав;в достижении компромисса сыграли роль

взаимоотношения двух лидеров:Хрущева и Кеннеди.)

-Чем заканчивались периоды мировой политики 60-70-х гг. и в конце 80-х гг.?(Соглашениями об ограничении вооружений.)

4.Работа с материалом учебника.

Задание.Опираясь на материал параграфа 32,составьте хронологическую таблицу переговоров и соглашений по ограничению гонки вооружений и укреплению доверия и безопасности в годы «холодной войны» и после распада СССР.

ГОДЫ

                           МЕРОПРИЯТИЯ

СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ

Август

1963г.

Подписание Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере,в космосе и под водой

Все страны,кроме Франции и Китая

1970г.

Договор о нераспространении ядерных вооружений

100 государств

1972г.

Соглашение ОСВ-1 об ограничении стратегических наступательных вооружений;Договор о противоракетной обороне(ПРО)

СССР и США

июль-август

1975г.

Подписание акта СБСЕ

США ,Канада, 33 европейских государства

1979г.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)

СССР и США(не был ратифицирован США)

1986г.

Встреча глав государств-М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Рейкьявике

СССР и США

1987г.

Соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности

СССР и США

1991г.

Соглашение о сокращении на одну  треть стратегических наступательных вооружений(СНВ-1)

СССР и США

1993г.

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2)

Россия-США

2001г.

Создание антитеррористической коалиции

Россия, страны НАТО

ноябрь

2001г.

Встреча президента США Дж.Буша и президента РФ В.В.Путина в Вашингтоне

Россия-США

май 2002г.

Договор о сокращении наступательных потенциалов(СНП)

Россия-США

5.Работа по группам.

а)группа выступает с сообщением по теме «Международные и региональные конфликты»,опираясь на подготовленный материал и на  « Политическую карту мира»;

б)на основании сообщения заполняется таблица:

ГОДЫ

                       СТРАНЫ-Участницы

                      Результат

в)каждая группа предоставляет текущую международную информацию,опираясь на материалы СМИ.

6.Работа с понятиями и аббревиатурами.

-Что означают следующие понятия?

Движение неприсоединения-международное объединение стран,отказывавшихся примкнуть к одному из военно-политических союзов времен «холодной войны».

Интеграция-процесс сближения стран,который приводит к образованию надгосударственных структур управления,общего социально-экономического и политического пространства.

ЕОУС-Европейского объединение угля и стали,ядро будущего Европейского союза.

ЕС(Европейский Союз)-сообщество европейских стран,объединившее все формы сотрудничества(единая валюта,общие социальные стандарты,свободное движение капитала и рабочей силы.)

ЕЭС(Европейское экономическое сообщество)-международный союз,целью которого было создание общего рынка шести стран,основавших сообщество и установивших совместное регулирование использования атомной энергетики.

СБСЕ(ОБСЕ) (Совещание (или Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе)-общеевропейское совещание с  участием Канады и США.

ОАЕ(Организация Африканского единства)-региональная организация африканских стран,созданная в 1963г. для совместной борьбы за окончательную деколонизацию Африки,против апартеида в ЮАР.

ОПЕК(Организация стран-экспортеров нефти)-международный картель,созданный странами-экспортерами нефти в 1960г. с целью стабилизации цен на нефть на мировом рынке.

IV.Закрепление темы.

Тест:

1.Что является лишним в ряду и почему?

Международные кризисы второй половины 50-60гг.XXвека.

а)суэцкий;

б)берлинский;

в)багдадский;

г)карибский;

д)вьетнамский.(Кризисов с таким названием не было)

2.В 1999г.в НАТО вступили следующие страны Восточной Европы:

а)Польша, Венгрия, Чехия;

б)Словакия ,Румыния, Болгария;

в)Македония, Сербия, Черногория;

г)все вышеперечисленные страны;

д)нет правильного ответа.

V.Итог урока.

Домашнее задание:параграф 32.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быт и образ жизни города и деревни во второй половине 19 века" Конспект урока в 8 классе."

Урок в 8 классе по истории России по учебнику А. А. Данилова....

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...