Конспект урока "Образование государства у восточных славян"
план-конспект урока по истории на тему

Хоменко Татьяна Викторовна

Образование государства у восточных славян.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Образование государства у восточных славян.

Урок с элементами лабораторной работы.

План:

  1. Основание Киева
  2. «Варяжская легенда»
  3. Нормансты и антинорманисты
  4. Предпосылки образования государства Киевская Русь.

Ход урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с различными теориями возникновения государства у восточных славян. По ходу  работы вы должны определить свою позицию относительно различных теорий возникновения государства у восточных славян и обосновать ее.Также вы попробуете самостоятельно опрделить предпосылки возникновения государства.

  1. 1. Автор «Повести временных лет» связывал возникновение государства у восточных славян с личностью легендарно Кия, основателя Киева.

- Работа учащихся с фрагментом летописи. Карточка№1

- Мы не можем использовать один исторический источник для подтверждения своей точки зрения. Сейчас я предлагаю вам выступить в качестве экспертов, опровергающих или поддерживающих утверждение летописца.

1.2. В.О. Ключевский не считал Кия легендарной фигурой, но опровергал утверждение о княжеской  природе власти основателя Киева.

- Работа учащихся с фрагментом. Карточка№2 

2.1. Давайте вспомним, кто такие «варяги», и что мы о них знаем из курса истории средних веков.

2.2. А теперь мы с вами поработаем с текстом. Карточка№3.

Вопросы у тексту.(слайд №1)

  1. К кому обратились за помощью северные племена Руси?
  2. Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?
  3. Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?
  4. Что можно сказать о характере возникновения государства у восточных славян, основываясь на свидетельстве «Повести временных лет»?

3.1. А теперь мы с вами познакомимся с теориями возникновения государства у восточных славян.

Учитель.

- Посмотрите на экран.  Существует норманнская теория возникновения государства. Противоположная ей антинорманская теория .

Небольшая заметка в Повести временных лет стала источником т.наз. "норманской теории". Eё сторонники придерживаются мнения, что исключительной причиной возникновения древнерусского государства стали внешние факторы - в частности, что якобы древнерусская государственность приобрела свои формы не вследствие развития внутренних процессов среди самих восточнославянских племен, а в результате варяжского нашествия. С "норманской теорией" связан и вопрос о происхождении слова "Русь": норманисты не оставляют тени сомнения в том, что самоназвание русов - варяжского происхождения. Некоторые норманисты пользуются понятием "варягорусов", но в любом случае отрицают их принадлежность к восточным славянам. "Норманскую теорию" выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Оба поселились в России во времена царствования Анны Иоанновны, многие годы работали в Петербургской Академии Наук и опубликовали немало работ. Миллер, в частности, посвятил несколько лет на изучение сибирских архивов, после чего стал автором монументальной

Истории Сибири.] В 1761-1767 гг. в России работал еще один, немецкий историк, Август Людвиг Шлетцер (1735-1809), занимавшийся, в частности, изучением древних русских источников, а особенно Нестора. Именно Шлетцер назвал Нестора автором Повести временных лет. Шлетцер, пожалуй, является самым ярким выразителем "норманской теории".

Против "норманской теории" уже в XVIII в. выступили многие видные историки, в частности Василий Татищев (1686-1750) и Михаил Ломоносов (1711-1765) - они дали начало противоположному учению, т.наз. "славянской школе", Татищев в своей
Истории Российской,а Ломоносов в ряде полемических трудов, в частности в Древней российской истории (опубликована в 1766, после смерти автора).  Оба учения сосуществовали на протяжении всего XIX века, хотя с видным перевесом в пользу норманистов, к которым принадлежал и Николай Карамзин, и Михаил Погодин (1800-1875), и Сергей Соловьев. Некоторые историки занимали неоднозначную позицию, склоняясь в своих мнениях то к одному, то к другому учению.
Противостояние обоих учений продлилось и в XX веке.

- Работаем с таблицей. (слайд№2)

Учитель.(слайд№3)

 Сегодня большинство ученых признают

- историчность Рюрика

- вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку «Рюрик синехус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной»

=варяжское происхождение  первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения

- возникновение государства у восточных славян под влиянием внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжского вторжения.

  1. Проблемное задание.

- Возможно ли возникновение государства извне? Свою точку зрения поясните.

  1. Перед вами элементы, которые вы в соответствии со своими представлениями о предпосылках возникновения государства  должны расставить по порядку .(Карточка№4)

 - Теперь проверим. Объясните почему вы расставили элементы именно в таком порядке.(слайд№4)

4.3. – Для закрепления материала выполним тест. (слайд №5)

5. Домашнее задание. (слайд№6)

Приложение.

Карточка №1. Повесть временных лет.

«Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами….И были три брата: один по имени Кий, другой- Щек и третий Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там  зверей… Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)…Когда же возвращался, пришел на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему бдизживущие. Так и доныне называют дунайцы городище тот – Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лфбедь тут же скончались.»

Карточка№2

В.О.Ключевский.

«…Кий был князем в первоначальном смысле родового старейшины; местное предание или предположение ученого редактора летописи превратило его в знатного родоначальника владетельного рода в племени полян, в князя, как понимали это слово в XI в….»

Карточка№3. Повесть временных лет.

« В год 6370(862). Изгнали варяг за море, и не дали имдани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица. И стали воевать сами с собой. И сказали себе:»Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как ныне называются шведы, а ныне норманны и англы, а еще иные готландцы, -вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде,а другой,Синеус, на Бело-озере, а третий,Трувор,- а Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Бело-озеро…И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землею полян, Рюрик же тогда княжил в Новгороде.»

Карточка№4.

  1. Начало неравенства
  2. Выделение знати
  3. Переход к соседской общине
  4. Образование государства
  5. Захват земель, грабительские набеги
  6. Усовершенствование обработки земли
  7. Образование излишков
  8. Складывание частной собственности
  9. Господство родовой общины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии

В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...

тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"

можно использовать на уроках истории России в 1о классе...

Образование государства у восточных славян

Урок по  истории России  в 6 классе....

Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"

Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...