Войны Рима с Карфагеном
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Семенова Светлана Николаевна

Информация об участнике:

- Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение – школа 469.

- Семенова Светлана Николаевна - учитель истории и обществознания.

- 5138945, 89213942849.

- Рабочая программа к предметной линии учебников Вигасина А.А., Г.И. Годера, В.И. Свенцицкой   базового уровня. «Войны Рима с Карфагеном» по истории 5 класс.

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история». «История Древнего мира» 5 класс, учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012. Максимов Ю.И. «Тесты по истории Древнего мира» 5 класс к учебнику Вигасина А.А., Г.И. Годера, В.И. Свенцицкой. «История Древнего мира» 5 класс. Пособие для учителей ОУ – М; «Просвещение», 2011г.(ОС «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Информация об участнике:

- Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение – школа 469.

- Семенова Светлана Николаевна - учитель истории и обществознания.

- 5138945, 89213942849.

- Рабочая программа к предметной линии учебников Вигасина А.А., Г.И. Годера, В.И. Свенцицкой   базового уровня. «Войны Рима с Карфагеном» по истории 5 класс.

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история». «История Древнего мира» 5 класс, учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012. Максимов Ю.И. «Тесты по истории Древнего мира» 5 класс к учебнику Вигасина А.А., Г.И. Годера, В.И. Свенцицкой. «История Древнего мира» 5 класс. Пособие для учителей ОУ – М; «Просвещение», 2011г.(ОС «Школа России»).

Тема урока: «Войны Рима с Карфагеном».

Предмет: История

Класс: 5

Форма: Урок - комбинированный.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия формирование у обучающихся представления о Риме, как сильнейшей державе Средиземноморья.

Задачи урока:

Обучающие: проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян; охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны; дать оценку действиям участников войн.

Развивающие: развитие умений и навыков работы с исторической картой, хронологией и историческими источниками; развитие навыков смыслового чтения и работа с информацией.

Воспитывающие: формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников

- освоение общих принципов постановки решения поставленных задач, выявления причин исторических событий, объяснение фактов

- рассмотреть исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

По программе должны изучить:

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в западном средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с Галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Личностные:

- формирование историко-географического образа, территории и границы Древнего Рима

- понимание культурного многообразия мира

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

- выработка умений работать с учебной информацией, готовность к сотрудничеству с соучениками

- формирование умения определять цели и предъявлять результаты. Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку.

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом, поиск информации и понимание прочитанного.

Форма работы учащихся на уроке:

Оборудование для учителя:

Настенная карта «Древняя Италия до середины III века до н. э.».

Документ-камера, проектор, экран.

Оборудование для учащихся:

Раздаточный материал.

Учебные материалы урока:

Карты атласа, учебник «История Древнего мира», настенная карта.

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и технологии

П

Р

К

Л

1.

Орг.момент

Приветствие учащихся

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока

Формирование историко-географического образа, включая представление о територии

Формирование мотивации (приветствие на греческом языке), осознанное вхождение учащегося в учебное пространство(определение целей и задач)

2.

Опрос домашнего задания

- историю какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город?

- письменные задания

- ученик показывает на карте, комментирует

- выполнение письменного задания

Объяснение, дать определение понятиям.

самоконтроль

Работа с картой

Понятия: форум, легион, сенат, консул.

Даты: основание Рима, установление республики в Риме

3.

Переход к новой теме

Задание:

- составьте по тексту учебника рассказ «как строились легионы и македонская фаланга»

- какие полномочия были у Сената?

- кто осуществлял командывание войском?

Звучат вопросы по работе с картой.

Индивидуальная работа с текстом учебника, работа с атласом.

Умение строить высказывания, объяснять связи и отношения

Умение формировать изучаемую тему

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Объяснение, анализ, основные понятия, работа с картой

4.

Стадия «Вызов»

Было несколько войн Рима с Карфагеном. У вас на парте справочный материал: ответьте на вопрос «Сколько было войн»? «Почему их называют Пуническими»?

Итоги Пунической войны изучим по карте и сравним территории Рима и Карфагена до и после первой Пунической войны.

Для изучения второй войны начинаем работу с постановки целей, задаем себе тонкие и толстые вопросы.

3войны. Римляне называли Карфагенян пунами.

Стремление Рима завоевать территорию Карфагена. Рим выиграл, завладев Сицилией, Корсикой и Сардинией.

Составляют таблицу тонких и толстых вопросов.

Работа с понятиями, целепологание

Умение работать в паре со сверстником, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Умение находить ответы на вопросы в материале. Ставить перед собой цель: чтение, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Определение государственной принадлежности территорий, умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале,ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

5.

Изучение нового материала

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы

Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса.

Отвечает на возникшие вопросы учащихся

Учебник параграф 47, карта атласа вторая Пуническая война

Учащиеся ищут ответы на вопросы

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

Уметь самостоятельно контролировать свое время, отображать в речи содержание совершаемых действий

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

взаимопомощь

Взаимопомощь. Находить в тексте требуемую информацию, определять основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, делать выводы, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

6.

Стадия «Рефлексия»

Причины второй Пунической войны?

 Кто первым начал войну?

Задание в конвертах: основные сражения войны.

Разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

Показать на карте места сражений

Итоги войны.

На какие вопросы не нашли на уроке ответ?

Записываем вопросы на листы и отвечаем на эти вопросы дома.

Могущество Карфагена не было сломлено, он не хотел мириться с итогами первой Пунической войны.

Карфаген

Одна пара у доски остальные за партами выполняют задание.

Затем проговаривают и показывают на карте, говорят кто в каком сражении одержал победу.

Победа Рима. Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот и большую сумму денег заплатить.

Причины победы Римлян

Записывают.

Рефлексия деятельности

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

взаимопомощь

Взаимопомощь и смыслообразование

Объяснение, работа с хронологией и картой, анализ

7.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- Выполнил все задания

- Соблюдал правила поведения

- Кому что не понятно

- Кто поставил себе за работу на уроке …

- Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки.

Самоконтроль, самооценка

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

результат

8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание

Параграф 47.  Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «на что обратить внимание» листа самооценки.

Контурная карта «Вторая Пуническая война». По желанию «Сообщение о полководцах».

Список литературы:

Пособие для учителей ОУ – М; «Просвещение», 2011г.(ОС «Школа России»).

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история». «История Древнего мира» 5 класс, учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2012. Максимов Ю.И. «Тесты по истории Древнего мира» 5 класс к учебнику Вигасина А.А., Г.И. Годера, В.И. Свенцицкой. «История Древнего мира» 5 класс.

«Экзамен», 2011г. (со значком ФГОС)

Тит Ливий «История Рима от основания города»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

Война Рима с Карфагеном. Ганнибал.

план конспект урока по истории Древнего мира...

Вторая война Рима с Карфагеном

Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...

Вторая война Рима с Карфагеном

Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во II в. до н.э.

   Подвести уч-ся к пониманию причин, характера война Рима с Карфагеном. Изучить историю римских завоеваний в восточной части средиземноморья ,а также подвести итог по образован...