Разработка урока "Курская битва"
учебно-методический материал по истории на тему

Ризенько,Ирина,Владимировна

урок-экскурс  с использованием элементов технологии развивающего обучения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Курская битва

Тип урока: урок-экскурс  с использованием элементов технологии развивающего обучения;

Задачи:

  • Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»;
  • Предметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся осуществлять поиск и структурирование  необходимой исторической информации для выполнения учебных заданий, с использованием дополнительной литературы, контурных карт; логических схем.
  • Метапредметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих осознанно и произвольно высказывать свою точку зрения по предложенной проблеме, структурировать и систематизировать получаемые знания; ориентирование ученика на разнообразие способов решения поставленных учебных задач.

Образовательная среда: карта «Курская дуга», контурные карты, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Курская битва», карточки с индивидуальным заданием (дифференцированные по уровню сложности), изображения исторические.

Эпиграф к уроку: Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага.

  1. Организационный этап.
  • Организационный момент (1 мин)
  • Определение цели и плана урока на основе имеющихся у учащихся знаний по теме:

Возможная формулировка темы урока: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?»

Цель урока

Рассмотреть некоторые исторические проблемы, связанные со Сталинградской и Курской битвами, ознакомить учащихся с событиями, связанными с форсированием Днепра, массовым развитием партизанского движения.

Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны, соответствующие хронологические и картографические умения.

Основные формы и методы работы

  • Сообщения учащихся с использованием дополнительной литературы, документов и других источников информации.
  • Дискуссия по заранее выдвинутым проблемам, полемика.
  • Проблемные задания с ситуацией предположения.
  • Работа текстом документа.
  • Использование краеведческого, регионального материна, научно-исследовательской работы, для подтверждения фактами своего ответа.
  • Просмотр презентацию по поднятым проблемам.
  • Составление логико-смысловой модели (вынесение ключевых понятий на координаты)
  • Работа в “четверках” с комплектом раздаточного материала для закрепления изученного материала.

Ход урока

Занятия начинается с краткого вступительного слова учителя.

Сегодня на уроке выступают проблемные группы, краеведческая группа, а также отдельные учащиеся. Вы услышите сообщения, подготовленные с использованием дополнительной литературы, источников.

Фрагменты  материала из ответа учащи хся подготовивших опережающее задание, одноврем енно учителем представлена презентации я по теме :

Курская битва, завершившаяся ровно 70 лет назад 23 августа 1943 года, стала ключевым сражением Великой Отечественный войны. Именно Битва на Курской дуге, продолжавшаяся 49 дней, позволила Красной армии перейти в наступление и добить врага уже в Берлине. 

70-летие Курской битвы
Курская битва условно разделяется на три основные этапа: Курская оборонительная операция и сначала Орловская, а затем и Белогородско-Харьковская наступательные операции. Но обо всем по порядку.

Курская оборонительная операция

Курская битва началась ранним утром 5 июля 1943 года. Сначала немцы провели контрподготовку, атаковав силы Советской армии, а непосредственно перед началом наземной операции был проведен сначала неудачный воздушный, а затем и артиллерийский удары. После этого немецкие танки и пехота перешли в наступление. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRMOE7o7MFXgPIngrc6s81sWA841MrLtH0hXhF8tkRCdmV-C0r4FMFv6T4

К счастью, разведка не подвела, и Красная армия была осведомлена о начале нападения. Поэтому силы противника уже в самом начале сражения встретили серьезное сопротивление. За пять дней ожесточенных сражений немцы продвинулись лишь на 10-12 километров. Уже 10 июля они потеряли около 2/3 своих танков и позднее перешли от атаки к обороне.

Орловская наступательная операция

Выдержав нападение противника, 12 июля Красная армия, а если быть точнее Западный и Брянские фронты под командованием генерал-полковника Василия Соколовского и генерал-полковника Маркиана Попова, начали наступление на 2-у и 9-ю армии немцев, которое в то время контролировали город Орел и его окрестности. Операция получила название «Кутузов». 

Уже 13 июля оборонительная линия немцев была прорвана. Итогом ожесточенных сражений стало полное освобождение города Орел. В общей сложности немцы понесли потери в количестве около 90 тысяч человек.

Белогородско-Харьковская наступательная операция

Эта операция, получившая название «Румянцев», была начата 3 августа. Уже через два дня силами Красной Армии был освобожден Белгород. Кстати, в честь такого события в Москве впервые за всю историю Великой Отечественной войны был дан салют. 

Однако освобождением Белгорода операция «Румянцев» не закончилась. 23 августа советские солдаты освободили Харьков, предварительно захватив железную дорогу «Харьков-Полтава».

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQKjt_9C9QQIs0S5Vr7phxHy_c1KQqQu_bG0SUZTqZMdPZ7m_cn0B17gxNo https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQn_v_BjzDD_xtPC7E-9qoknPa6IR1cpr_QhsyKjYyWWCgbE7YT8Prtm6U

Сражение под Прохоровкой

На этом Курскую Битву можно считать завершенной, но остановимся подробней на отдельном, пожалуй, самом крупном в истории встречном танковом сражении. Как вы уже догадались, речь идет о сражении под Прохоровкой. 

Сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 года. С немецкой стороны в бою участвовали около 700 танков, включая 15 тигров. Красная армия обладала небольшим перевесом – около 850 танков.

Как нельзя лучше все происходившее на тот момент передают слова командира одного из немецких мотострелковых взводов унтерштурмфюрера Гюрса: «Это был ад!».

Так же о сражении вспоминал Герой Советского Союза Григорий Пенежко: «Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб… Одна мысль, одно стремление — пока жив, бей врага»,- цитирует его слова "

В общей сложности сражение продолжалось почти пять часов. Бойцы Красной армии волнами, как морской прибой, накатывали на линию обороны противника, но отходили, встретив серьезное сопротивление. Обе стороны несли колоссальные потери. Люди заживо горели в своих танках.

Конечно, основная задача, стоявшая перед солдатами Красной армии, выполнена не была, но именно под Прохоровкой продвижение врага было остановлено. Именно здесь фашисты, не в силах найти ключ к советской обороне, начали отступление, именно сражение под Прохоровкой позволило советским солдатам-героям начать наступление на врага.

Итоги Курской битвы подводятся учащими в ходе дискуссии:

Плененные немецкие солдаты
Победа в Курской битве далась нелегко. И победили в ней даже не танки, а люди – бойцы Красной армии, настоящие герои, которые сражались за свою Родину, за своих близких, наконец, за мирное небо над головой. Курская битва стала поворотным моментом Великой Отечественной войны. Та победа наконец-то позволила Советскому Союзу перехватить стратегическую инициативу в свои руки. Красная армия пошла в наступление, и 9 мая 1945 года враг был добит в своем логове в Берлине, а над Рейхстагом было водружено 

В банк исторических данных в тетради заносятся основные события второго периода Великой Отечественной войны.

Учитель обращает внимание  на выставку книг “Ради жизни на земле”, на выставку рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, сочинений “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Называются фамилии учащихся, занявших призовые места.

Перед изучением материала о Курской битве перед учащимися ставится познавательная задача:

Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перлом в годы Великой Отечественной войны?

Заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Наступление фашистских войск 5 июля 1943 года”, “Массовый героизм на Курской дуге”, “Танковое сражение в районе Прохоровки”. Во время сообщений ведется работа с картой “Курская битва”. В это время показываются кинофрагменты, отражающие эти события (без звука) из фильмов сериал Юрия Озерова “Освобождение: Курская битва”, “Гитлер и Сталин”.

Затем учащиеся отвечают на познавательную задачу.

Фрагмент ответа на познавательную задачу:

- Победа под Курском закрепила и завершила коренной перелом, произошедший в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилось полной неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии.

Было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Восстановить потери Германии так и не удалось. Были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Затем заслушиваются сообщения учащихся на темы: “Формирование Днепра”, “Массовое развитие партизанского движения”, “Рельсовая война”, “Концерт”.

На завершающем этапе урока учащиеся для закрепления изученного материала отвечают на вопросы, работая в группе по четыре учащихся, по карточкам.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Кто командовал группой армий “Дон” германского войска? (Ответ: Манштейн)
  2. Когда начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Ответ: 19 ноября 1942 года)
  3. Главный итог Московской битвы. (Ответ: сорван германский план молниеносной войны)
  4. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (Ответ:19 ноября 1942 г)
  5. Назовите заместителя Верховного главнокомандующего во время Сталинградской битвы. (Ответ: Г.К. Жуков)
  6. План наступления советских войск под Сталинградом имел кодовое название... (Ответ: “Уран”)
  7. Почему главным направлением летнего наступления немцы избрали Сталинград? (Ответ: выход к Волге передал транспортную артерию, по которой доставлялись с юга хлеб и нефть)
  8. Какой из фронтов второй мировой войны был определяющим? (Ответ: Восточный)
  9. Кто командовал 6-ой армией германского войска? (Ответ: Паулюс)
  10. Когда началась наступательная операция советских войск в районе Курска? (Ответ 12 июня 1943 года)
  11. Самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны состоялось... (Ответ: под Прохоровкой, 12 июля 1943 года)
  12. 2438 воинов удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по... (Ответ: форсированию Днепра)
  13. 5 Августа 1943 года в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь... (Ответ: освобождения Орла и Курска)
  14. Кем подписан приказ “Ни шагу назад”? (Ответ: Сталиным)
  15. Назовите командующего Юго-Западного фронта под Сталинградом. (Ответ: Ватутин)

После работы в четверках” подводятся итоги урока.

Учитель дает слово экспертам-учащимся.

Заключительное слово учителя. Мы с интересом выслушали наших экспертов.

Мне хочется отметить отличную подготовку учащихся к уроку. Мы обсудили проблемы, заслушали сообщения, подискутировали, высказали полярные точки зрения.

Очень ценно, что вы использовали при подготовке к уроку дополнительную литературу, посетили библиотеки, нашли нужный материал, и мы увидели, что многие из вас свободно ориентируются в исторических источниках, четко, аргументировано излагают свои взгляды, доказывают свое мнение, что позволило всесторонне обсудить поставленные проблемы.

Поставленные цели урока достигнуты.

Учитель ставит оценки учащимся, принявшие участие в подготовке и проведении урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Методическая разработка занятия "Битва при Кадеше"

В ходе занятия воспитанники должны самостоятельно, проверяя свои выводы при помощи анимированной карты битвы при Кадеше ( 1274 г. до н.э.), оценить стратегию и тактику ведения сражений в Древнем Египт...

Разработка упрка "Битва под Москвой"

Приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала о планах Гитлера. Сообщалось о перебросках немецких войск и о сроках нападения (Рихард Зорге). Но Сталин был уверен, что Гит...

Разработка мероприятия "Битва за Сталинград"

Разработка мероприятия "Битва за Сталинград"...