разработка урока истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сильченко Татьяна Викторовна

5 класс. Цель: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -zakony_hammurapi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Учитель истории и обществознания

                                                                          Сильченко Татьяна Викторовна                

Тема урока: «Законы Хаммурапи»

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Технологии: групповая технология, технология сотрудничества, проблемное обучение

Задачи урока:

Личностные: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.

Предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества,  развитие навыков анализа исторического документа, формирование собственной оценки представлений о справедливости и равенстве в вавилонском царстве;

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Оборудование:   технологическая карта учащегося, общая подборка законов, подборка законов для групповой работы, презентация «Законы царя Хаммурапи», историческая карта «Древний Восток. Междуречье», оценочный лист.

I. Организационный этап. Учащиеся делятся на 5 групп, получают раздаточный материал.

II. Постановка целей и задач урока учащимся.  Мотивация учебной деятельности учащихся (III Актуализация знаний).

           – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Месопотамии.  И познакомимся с жизнью древнего города - Вавилона. Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии. Археологами был найден большой камень, содержащий много надписей. Эти надписи – законы, созданные царём Вавилона Хаммурапи.

-Давайте с вами вспомним, что такое закон?

- Ребята, а давайте подумаем, о чём могут рассказать нам законы Хаммурапи

Учащиеся:

  • О занятиях древних вавилонян
  • О порядках, существовавших в Вавилонском царстве?

Учитель: Ребята, как вы думаете – законы царя Хаммурапи сильно отличались от законов древних шумеров?

Версии учащихся

Учитель: Сейчас мы с вами проведём поисковую работу по карте и выясним, кто из вас был ближе к истине, чья точка зрения оказалась точнее.

Работа  с учащихся с картой, им необходимо выполнить задания и сделать вывод о соотношении законодательства шумеров и царя Хаммурапи?

1) Найдите на карте крупнейшие города шумеров?

2) Найдите на карте город Вавилон?

3) Каково расположение Вавилона по отношению к шумерским городам?

Учащиеся делают вывод о близости законодательства

Учитель: А как вы думаете, дети, законы царя Хаммурапи были справедливы или нет? Как нам выяснить это?

Ученики: Необходимо познакомиться с самими законами.

Каждая группа получает технологическую карту и документ с подборкой статей законов царя Хаммурапи, которые  необходимо проанализировать и ответить на поставленные вопросы.

   

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по документу (страница 72 учебника А. А. Вигасина)

Учитель: ребята, давайте вспомним, как необходимо работать с историческим документом

Алгоритм работы с документом

1. Внимательно прочитай задание, которое тебе необходимо выполнить

2. Внимательно прочитай текст документа, попытайся найти ответы на задания в тексте

3. Если ты нашёл ответы, то прочитай вопрос и подумай, действительно ли ты на него ответил

Работа и ответы учащихся

Учитель: У всех ли людей были одинаковые права и возможности? (проблема). Для  решения этого вопроса  вам понадобятся исторические  документы, которые есть на ваших столах. А ещё нам необходимо вспомнить, что такое права. У каждой группы своё задание. Ответьте на вопросы, а ответы коротко занесите в технологическую карту.

V. Первичная проверка понимания.

Учитель: Давайте ознакомимся с результатами вашей работы

Ответы учащихся

Учитель: корректирует ответы учеников, помогает при необходимости.

-А теперь ребята, выслушав друг друга, давайте сделаем вывод – у всех ли людей были одинаковые права и возможности?

Ответы учеников 

VI. Первичное закрепление.

Выполните задание VI технологической карты: В чем твои представления о равенстве и справедливости, совпадают с представлениями вавилонского царя, а чем нет?

VII. Рефлексия

Учитель: ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились

1) Поиск на карте Вавилона

2) При каком царе Вавилон достиг расцвета?

3) В чём заслуга царя Хаммурапи?

4) Можно ли назвать законы справедливыми?

5) Существовало ли равенство в Вавилоне при Хаммурапи?

6) Приемлемы ли законы Хаммурапи в современной России и мире?  

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

§13, вопрос № 2, задание «Поработайте с картами» (страница 73)

IX. Саморефлексия. В конце урока руководитель группы совместно с членами группы оценивают работу своей ячейки в технологической карте.

Технологическая карта урока по теме: Законы Хаммурапи

I. Организационный момент. Разделение класса на группы.

II. Определите задачи на урок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Работа по карте: анализ близости шумерского и вавилонского законодательства

______________________________________________________________________

IV. Ознакомьтесь с законами царя Хаммурапи и ответьте на вопросы (страница 72 учебника А.А. Вигасина).

  1. Определить, какие категории населения существовали в Древнем Вавилоне?
  2. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?
  3. Можно ли определить основные занятия жителей Древнего Вавилона?
  4. Можно ли применять эти законы сегодня?

V. Работа в группах по документам. Прочитайте и ответьте на вопросы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Решение проблемы: У всех ли людей были одинаковые права и возможности? 

VII. В чем ваши представления о равенстве и справедливости, совпадают с представлениями вавилонского царя, а в чем нет.

Руководитель группы, её состав

Этапы работы

Оценка за деятельность каждого в группе

2

3

4

5

6

7

Отметьте  и оцените работу каждого в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс

Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...