" Начало раздробления Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Урок изучения нового материла по истории России в 6 классе  на основе технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_razdrobleniya_drevnerusskogo_gosudarstva.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России в 6 классе.

Тема:Начало раздробления Древнерусского государства.

Цель урока- характеристика раздробленности как противоречивого этапа эволюции государства.

Задачи:

- познавательные: определить причины и последствия раздробленности Древнерусского государства, ознакомиться с политикой Владимира Мономаха .

-развивающие: формировать умения работать с источниками знаний, анализировать исторические явления, давать характеристику исторического деятеля, работать с картой, давать оценку историческим событиям, процессам, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развитие монологической и диалогической речи.

-воспитательные: воспитывать уважение к истории своей страны, к мнению других людей.

Формируемые УУД:

Познавательные

1.находить в источниках достоверную информацию

2. владеть смысловым чтением

3. выделять главное

4. сравнивать

5.находить объекты на карте

6.составлять схему

Регулятивные

1. определять  цель, проблему

2. планировать деятельность

3.работать по плану

4.коррекция

5.оценка

Коммуникативные

1. излагать свое мнение

2.корректировать свое мнение

3. организовывать работу в группе

4.планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные

1. осознавать свои эмоции

2.мотивация учения

3. осознавать многообразие мира

4. вырабатывать толерантное отношение к другим

5. выбирать как поступить в той или иной ситуации

Тип урока- урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока – в активной форме, групповая работа

Используемая технология- технология проблемного обучения

Методы проведения урока- проблемный

Средства обучения- учебник « История России 6класс»,А.Данилов, Л.Косулина, М., Просвещение, 2011г,исторические  карты, раздаточный материал

Межпредметные связи-  география

Основные понятия:- политическая раздробленность, междоусобицы

Ход урока

1.Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

1.Рассмотрите 2 карты - на стр.33 и стр.82,какие изменения вы заметили? Чем можно их объяснить? (Русь раздробилась)

2.Вспомните, что такое раздробленность государства?

3.Сформулируйте и запишите в своих тетрадях те вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить сегодня на уроке.(Учащиеся, как правило, формулируют следующие вопросы: Почему раздробилась Русь? Как и когда это произошло? Какое значение это имело? Кто правил на Руси в это время?)

Учитель предлагает вместе попытаться найти ответы на эти вопросы.

2.Информационный этап.

Познакомимся с важнейшими событиями, происходившими в это время. Сделаем вывод - эти события способствовали укреплению единства Руси или ее раздроблению?

Учащиеся выполняют задания в группах.

1 группа- Правление Ярославичей.

Задание - ознакомиться с текстом учебника на стр., выбрать верные суждения из предложенных, сделать вывод.

Суждения:

А.правили дружно

Б.свод законов

В.междоусобицы

Г.борьба с печенегами

Д.победа над половцами

Е.борьба за киевский престол

Ж.новый порядок престолонаследия

3.самый популярный князь - Изяслав

Учащиеся выбираю верные суждения, исправляют ошибочные, делают вывод –правление Ярославичей способствовало приближению раздробленности Руси.

2 группа - Любечский съезд князей.

Задание - ознакомиться с текстом отрывка из « Повести временных лет» и ответить на вопросы:

1.Когда и где проходил съезд? По чьей инициативе?

2.С какой целью собрались князья?

3.Что решили?

4. Эти событие способствовало укреплению единства Руси или ее раздроблению.

Учащиеся делают вывод-решение съезда князей « каждый держит вотчину свою» ускорило наступление раздробленности .

3 группа- Правление Мономаха.

Задание - дать характеристику личности и деятельности князя, используя материал учебника на стр.76-77.

Учащиеся делают вывод, что правление Владимира Мономаха способствовало укреплению единства Руси на какое- то время.

Но начавшийся процесс раздробленности на удалось остановить ни Мономаху , ни его сыну Мстиславу Великому. Определим причины раздробленности Руси

3.Аналитический этап.

Все группы работают с раздаточным материалом.

Задания: Ознакомьтесь с причинами раздробленности, сколько групп причин можно выделить? В результате обсуждения выделяем 3 группы причин –социально-экономические-3,4,7политические-1,5,  географические-2,6.

Причины раздробленности Руси, какие - экономические, какие – политические, какие - географические:

1.Князья-наместники имели свои дружины и чувствовали себя полноправными правителями в своих княжествах

2.Упадок и разорение Киевской земли из-за постоянных набегов кочевников

3.Бояре и князья- наместники  получали доходы от своих вотчин  и не нуждались в киевском князе.

4.Население крупных городов хотело иметь собственного князя, защищавшего их интересы (« киевский князь далеко, а свой – близко»).

5.Не было четкого порядка наследования киевского престола, что приводило к частым междоусобицам.

6.Упадок торгового пути «из варяг в греки» вследствие перемещения важнейших торговых путей на Запад и упадок городов на этом пути, в том числе и Киева

7.Возвышение новых городов- центров отдельных княжеств.

Определяем значение раздробленности Руси в ходе эвристической беседы.

1.Раздробленность Руси - это случайный процесс или закономерный, докажите.( Учащиеся объясняют , что и другие государства переживали подобный этап своего развития, значит, раздробленность- закономерный этап развития государства.

2.Предположите - раздробленность Руси имела положительные или отрицательные последствия? (в ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что раздробленность имела противоречивые последствия, и называют их - расцвет отдельных княжеств и земель, ослабление обороноспособности государства в целом).

3.Историки отмечают, что распад Руси никогда не был полным. Какие факторы, способствующие этому, вы можете назвать? (учащиеся называют - церковь, свод законов, язык, принадлежность князей к одному роду  Рюриковичей.)

4.Закрепление и рефлексия:

 учащиеся обращаются к вопросам, которые они сформулировали для себя в начале урока, проверяют, на какие вопросы они получили ответы, а на какие нет.Озвучивают свои выводы по желанию, другие учащиеся дополняют. Учитель сообщает, что чтение дополнительной литературы, список которой есть в конце учебника, поможет найти ответы на те вопросы, которые не были рассмотрены на уроке.

5.Домашнее задание: дифференцированное- на отметку «3»-подготовить рассказ о Владимире Мономахе,на отметку «4»- раасказать о причинах раздробленности Руси, на «5»- написать эссе на тему « Последствия  раздробленности Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства

11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства...

Начало раздробленности Древнерусского государства

Урок "Раздробленность Древнерусского государства"...

Начало раздробления Древнерусского государства

Презентация посвящена правлению Ярославичей, центробежным и центростремительным силам, действовавшим в Древней Руси. Создана в поддержку изучения одноименной темы по учебнику А.А Данилова и Л.Г. Косул...