История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Дата: 08.09

Класс: 8

Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)

Цели:

1.      Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытиями XIX века

2.      Продолжить развитие умений и навыков работы с иллюстрациями, таблицами

3.      Воспитывать уважение и интерес к достижениям науки и техники

Основные понятия: научно-технический прогресс, XIX век – «век железа и пара»

Промышленный переворот, монополизм, старый капитализм, молодой капитализм, демография Итоги промышленного переворота. Новые средства транспорта и связи. Новые источники энергии. Корпорации и монополии. Возрастание роли банков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 08_09_industrialnaya_revolyutsiya_urok_1.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.09

Класс: 8

Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытиями XIX века
  2. Продолжить развитие умений и навыков работы с иллюстрациями, таблицами
  3. Воспитывать уважение и интерес к достижениям науки и техники

Основные понятия: научно-технический прогресс, XIX век – «век железа и пара»

Промышленный переворот, монополизм, старый капитализм, молодой капитализм, демография Итоги промышленного переворота. Новые средства транспорта и связи. Новые источники энергии. Корпорации и монополии. Возрастание роли банков

Ход урока

1

Орг. момент.

2

Повторение понятий, изученных в 7 классе

Традиционное общество –

   общество, в котором преобладает с/х производство, где занято почти все население страны; господствует натуральное хозяйство; существует сословное неравенство, закрепленное законом; личность полностью подчинена обществу (государству); неограниченная власть принадлежит монарху; органы власти и управления регулируют общественную и культурную жизнь в соответствии с традициями.

Абсолютизм – Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху.

Аграрная революция – Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в с/х труда наемных рабочих, рост продуктивности с/х.

Буржуазия –  Класс капиталистических собственников.

Мануфактура – Тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Огораживания - Сгон крестьян английскими дворянами с их наделов и превращение этих земель в пастбища для овец.

Реформация –

   Движение за переустройство церкви

               Промышленный переворот –

   Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

                    Просвещение –

    Историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

19 – начало 20 вв. – позднее Новое время. (Переход от традиционного к индустриальному обществу)

  • Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.
  •         Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технологически развитой промышленности.

        Модернизация –становление и развитие индустриального общества (переход от традиционного к индустриальному обществу)

Первая половина XIX века – завершающая стадия промышленного переворота.
Как определить завершающую стадию?
Машины создаются при помощи станков.

Промышленный переворот переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Завершение промышленного переворота – машины создаются при помощи станков.

Успешно развивались судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство, рост строительства ж/д, развитие торговли.
Возникла новая отрасль промышленности –
машиностроение.
Потребность в металле Новые изобретения в металлургии - все больше изобретений из
стали.

В 19 веке в Западной Европе и США перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе
модернизации

Модернизация – изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

Три эшелона модернизации

Страны

Период

Темпы модернизации

ПЕРВЫЙ

Страны старого капитализма, или центра, где индустриальное общество развивалось эволюционно и это развитие носило естественный характер. Его развитие совпадает с началом Нового времени.

Великобритания Франция

Модернизация началась рано (17в.), под влиянием естественных, внутренних причин и экономических предпосылок

естественные

ВТОРОЙ

Страны молодого капитализма, или серединная зона, где модернизация проводилась в основном за счет целенаправленных реформ.

Германия, Италия, Япония, Россия

Начало модернизации – 18 в., завершение – 2 пол. 19 в. Во главе модернизационных процессов стоит государство, которое проводит реформы. Главная цель – догнать страны 1 эшелона.

быстрые, форсированные

ТРЕТИЙ

Страны отдаленные от центра, где преобладали нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись очень ограниченно.

Страны Латинской Америки, страны Азии и Африки

Модернизация – в конце 19 – начале 20 вв. Модернизация идет под влиянием развитых стран. Внутренние предпосылки модернизации отсутствуют

замедленные

В целом модернизация - это длительный  очень сложный процесс, в ходе которого на основе  индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.

В 19 веке этот процесс происходит в Западной Европе и в США и приводит к преобразованию традиционного общества в индустриальное.

Основные черты индустриального общества

Экономическая сфера: Бурное развитие промышленности; Преобладание промышленного производства над аграрным; Высокий уровень капиталовложений; Связь науки, техники и производства.

Политическая сфера: Закрепление принципа равенства граждан перед законом; Признание демократических прав и свобод личности,  Развитие структур гражданского общества.

Социальная сфера: преобладание городского населения над сельским; высокая социальная мобильность; разрушение сословных привилегий; увеличение доли квалифицированных слоев населения.

Духовная сфера: Рационализация духовной жизни; Рост индивидуализма; Признание автономии личности от государства , важнейшей социальной ценностью.

А теперь познакомьтесь с изобретениями и изобретателями

3

Вывод: XIX в. – век великих технических изобретений и научных открытий, направленных на практические цели, без которых не смогла бы произойти промышленная революция, не была бы возможна модернизация.

4

Домашнее задание:

§1-2, вопросы и задания №2, №5, №6 стр21

стр22, 32 «вспомните»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века...

Конспект урока. Индустральная революция: достижения и проблемы.

Крнспект урока по истории Нового времени 8 класс. Урок может выступать в качестве интегрированного, т.к. в нём даются примеры из материала по обществознанию....

Индустриальная революция : достижения и проблемы

Самостоятельная работа по новой истории  для 8 класса...

8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

Дата:  10.09.2015Класс: 8а, 8бТема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)Цели:- Рассмотреть основные черты индустриального общ...

Индустриальная революция: достижения и проблемы, часть 2

Индустриальная революция: достижения и проблемы...