Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"
тест по истории (11 класс) на тему

Дмитриева Людмила Николаевна

Комплекс   учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов»,  сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по  отечественной истории.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_po_istorii_po_teme_velikaya_otechestvennaya_voy.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест  по теме:

 "Цена победы СССР в  Великой  Отечественной войне"

Часть 1

  1    Расположите следующие события Второй мировой войны в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  

А) 

Сталинградская битва

Б) 

разгром японской Квантунской армии советскими войсками

В) 

Потсдамская конференция

Г) 

нападение фашистской Германии на Польшу

Ответ:

   

  2      Установите соответствие между датами и связанными с ними событиями Второй мировой войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  

ДАТЫ

 

СОБЫТИЯ

А) 

июль 1943 г.

Б) 

март 1944 г.

В) 

апрель 1945 г.

Г) 

август 1945 г.

   

1) 

встреча советской армии с союзниками на р. Эльба

2) 

разгром японской Квантунской армии

3) 

выход советских войск к западной границе СССР

4) 

Московская битва

5) 

начало Курской битвы

Ответ:

А

Б

В

Г

  

   3     Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1945–1953 гг.

1) Коминформбюро; 2) «план Маршалла»; 3) «доктрина Трумэна»; 4) «холодная война»; 5) Карибский кризис; 6) Корейская война.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:    

   4       Запишите  приграничный  город,  где  находится крепость,  защитники которой  героически удерживали  свои позиции  в начале Великой  Отечественной  войны  и  стали символом  мужества и стойкости советского народа

Ответ:________________________

  5    Установите соответствие между участниками Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и их деятельностью в годы войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  

УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) 

В.И. Чуйков

Б) 

Г.К. Жуков

В) 

А.П. Маресьев

Г) 

С.А. Ковпак

   

1) 

летчик, вернувшийся в строй после ампутации ног

2) 

начальник Генерального штаба с 
1942 г., командующий советскими войсками на Дальнем Востоке в 1945 г.

3) 

командующий героической 62-й армией в Сталинградской битве

4) 

руководитель крупного  партизанского соединения на Украине

5) 

Первый заместитель Верховного главнокомандующего, разработавший планы большинства крупных военных операций

Ответ:

А

Б

В

Г

  6     Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их  краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,  подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ  ИСТОЧНИКОВ

А)

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

Б)

«Зимняя кампания ... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития — период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков с оккупированной ими советской земли.

Важно и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии — ……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта в летних операциях .......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление. Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в 1941г.

По своему стратегическому содержанию зимняя кампания ............г г. была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные, наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные перегруппировки войск, сил и средств».

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  Берлинская операция стала завершающим сражением Великой Отечественной войны;

2) проведение зимой 1943г. успешных наступательных операций на Кавказе, Дону, Кубани;

3)  взятие столицы гитлеровской Германии;

4) Сталинградская битва ознаменовала собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

5) освобождение Курска, Белгорода, Харькова; прорыв блокады Ленинграда

6)  подписание представителями германского командования акта о безоговорочной капитуляции.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

     7        Какие три из перечисленных положений относятся к периоду восстановления хозяйства СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) проведение денежной реформы

2) введение государственных пенсий для колхозников

3) введение хозрасчета на государственных предприятиях

4) отмена карточек на продукты питания

5) массовый голод в зернопроизводящих районах страны

6) допущение индивидуального предпринимательства

Ответ:  

    8      Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведѐнный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Крепость-герой, одной из первых принявшая на себя удар немецких войск и оборонявшаяся более месяца - ______________________ .

Б) Частичное снятие блокады Ленинграда произошло в _______________ в результате прорыва немецкого фронта вдоль южного побережья Ладожского озера.

В) Операцией по взятию города Кенигсберг и ликвидации восточно-прусской группировки немецких войск руководил маршал СССР ______________.

Пропущенные элементы:

1) Январь 1944 г.

2) Брестская крепость

3) Январь 1943 г.

4) А.М.Василевский

5) К.К.Рокоссовский

6) Петропавловская крепость

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

   9    Установите соответствие между описанием, характерными чертами, особенностями событий Великой Отечественной войны 19411945 гг. и названиями событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

  

ОПИСАНИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ

 

СОБЫТИЯ

А) 

крупнейшее в истории войны танковое сражение, переход стратегической инициативы к Красной армии

Б) 

окружение и ликвидация крупной группировки противника под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса

В) 

первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, в результате советского контрнаступления враг был отброшен более чем на 100 км

Г) 

задержка наступления немецких войск на два месяца, немцы впервые были вынуждены временно перейти к обороне

Запишите  в  таблицу  выбранные      цифры  под соответствующими  буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

   

1) 

Сталинградская битва

2) 

Курская битва

3) 

Смоленское сражение

4) 

Московская битва

5) 

операция «Багратион»

  10    Прочтите отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите, ко времени какой наступательной  операции советских войск относятся описываемые   события.

« Тут же соединившись с Москвой, я позвонил И.В.

Сталину. Он был на даче. К телефону подошёл дежурный   генерал, который сказал:

- Сталин только что лёг спать.

- Прошу разбудить его. Дело срочное и до утра   ждать не может.

Очень скоро И.В. Сталин подошёл к телефону. Я доложил

полученное сообщение о ... появлении Кребса и   решение поручить переговоры с ним генералу В.Д. Соколовскому.  Спросил его указаний. < ... >

- Передайте Соколовскому, - сказал Верховный, - никаких переговоров, кроме  безоговорочной капитуляции,  ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести. Если

ничего не будет чрезвычайного, - не звоните до утра, хочу  немного отдохнуть. Сегодня у нас Первомайский парад».

Ответ:___________________________________________________

  11     Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Название населённого пункта (территории)

Год

__________ (А)

д. Прохоровка

__________ (Б)

__________ (В)

г. Сталинград

1942 г.

Первый воздушный ночной таран в период Великой Отечественной войны

__________ (Г)

__________ (Д)

Первая встреча советских и американских войск в период Великой Отечественной войны

__________ (Е)

1945 г.

 

  

Пропущенные элементы:

1) 

г. Торгау

2) 

1943 г.

3) 

г. Москва и Московская область

4) 

г. Будапешт

5) 

окружение 6-й германской армии под командованием Ф. Паулюса

6) 

первая встреча лидеров стран «Большой тройки»

7) 

1941 г.

8) 

крупнейшее танковое сражение в период Великой Отечественной войны

1944 г.

Запишите в  таблицу  выбранные  цифры под соответствующими буквами

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

Е

 

  12      Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего  пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не

стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением  нашей внешней политики, в том числе моей  как члена такого коллектива, который проводил эту политику

и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить

ракеты с атомными зарядами на территории Кубы  и таким образом поставить США перед фактом, что  если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будетиметь возможность нанести сокрушительный ответный  удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были  бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы  сделали вывод, что эта перспектива удержит власть  имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу

все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения»

Используя отрывок и знания по истории, выберите  в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они

указаны.

1) Автором воспоминаний является В.М. Молотов.

2) Кризис, о котором идёт речь в мемуарах, относится  ко второй половине 1950-х гг.

3) Упоминаемый в тексте кризис был разрешён мирными политическими средствами на основе  взаимных уступок СССР и США.

4) Автор мемуаров отмечает коллективный характер  принятия политических решений высшим руководством СССР.

5) Автор утверждает, что одной из целей действий советского руководства в условиях кризиса было  развязывание войны против США.

6) Руководителем кубинского государства в описываемый в тексте период был Фидель Кастро.

Ответ:

Рассмотрите  схему  и  выполните  задания  13-16

13

 Укажите фамилию советского генерала, командовавшего Западным фронтом в самом начале войны, события которой обозначены на схеме.

Ответ:  ____________________________

14

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:  ________________________________

15  

 Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот ________________ г.» Ответ запишите словом (словосочетанием).

Ответ:  ________________________________

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

На схеме отражены события блокады Ленинграда.

  

 2) 

Смоленск был захвачен противником ко 2 июля.

  

 3) 

Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав СССР в 1940 г.

  

 4) 

К 12 июля противнику удалось захватить Витебск.

  

 5) 

В период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Франция уже капитулировала перед противником.

  

 6) 

На схеме обозначены стрелками события Московской битвы.

Ответ:

  17    Установите соответствие между участниками Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и их деятельностью в годы войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) 

В.И. Чуйков

Б) 

Г.К. Жуков

В) 

А.П. Маресьев

Г) 

С.А. Ковпак

   

1) 

летчик, вернувшийся в строй после ампутации ног

2) 

начальник Генерального штаба с 
1942 г., командующий советскими войсками на Дальнем Востоке в 1945 г.

3) 

командующий героической 62-й армией в Сталинградской битве

4) 

руководитель крупного  партизанского соединения на Украине

5) 

Первый заместитель Верховного главнокомандующего, разработавший планы большинства крупных военных операций

Ответ:

А

Б

В

Г

Рассмотрите  изображение  и  выполните  задания  18,  19.

18.  Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

На картине показана оборона Москвы.

  

 2) 

События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.

  

 3) 

Картина написана в рамках социалистического реализма.

  

 4) 

Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.

  

 5) 

Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г.К. Жуков.

Ответ:

19. Какая скульптура  символизирует  эпоху  той  же  войны,  что  и данная  картина?  В  ответе  запишите  цифру,  под которой она  указана.

 1)        2)

3)

        4)

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации  из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

                Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.

        «Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью… Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно… Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от столицы.

Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня… слезы радости текли из глаз…

         Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что … выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях разгромить… В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы… бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов…. В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев.. Так целый месяц мы жили в атмосфере великого счастья».

20. Укажите название войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

  21    На основание текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

  22    Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.  

  23   Открытие второго фронта во Второй мировой войне  несколько раз откладывалось союзниками СССР.   Какими обстоятельствами объясняли руководители   стран Антигитлеровской коалиции перенос даты  открытия   второго фронта? Укажите не менее двух  обстоятельств. Объясните, почему британский  фельдмаршал В. Монтгомери в разговоре с маршалом  Г.К. Жуковым называл второй фронт «вторым  вторым фронтом».

  24    В исторической науке существуют дискуссионные  проблемы, по которым высказываются различные,  часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена  одна из спорных точек зрения, существующих  в исторической науке.

И.В. Сталин - великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенныйпериод СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился  выдающихся успехов  страны  после  окончания  войны.

Используя исторические знания, приведите два аргумента,  которыми можно подтвердить данную  точку зрения, и два аргумента, которыми можно  опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно   используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) .. .

2) .. .

Аргументы в опровержение:

1)

2)

  25   Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

           1) 1775-1796 гг.; 2) 1921-1928 гг.  3)  1941-1945гг.

 В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

 – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.  В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"

quot;Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического ...

Объединенный урок русского языка и литературы по теме «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.

Пояснительная запискак технологической карте объединенного урока русского языка и литературы по теме  «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого. Цель: создать м...

"Комплекс учебных заданий по теме: «Инвестиционная деятельность»."

Итоговая работапо программе повышения квалификации«Методические и содержательные аспекты преподавания раздела «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» на углу...

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Комплекс учебных заданий по английскому языку под планируемые результаты формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Данная разработка содержит примеры заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы), представленные по шести направлениям: ...