Разработка урока по истории 5 класса "Война с Ганнибалом"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Конспект урока, презентация к уроку, видеофайлы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Война с Ганнибалом             

Цель урока: изучить причины, ход и итоги Второй Пунической войны

Задачи урока:

Познавательные: 1) выявить причины войны с Ганнибалом; 2) проследить ход военных действий между войсками Рима и Карфагена; 3)показать захватнический характер военных действий; 4) определить причины поражения Карфагена в войне; 5) познакомить с особенностями имен древних римлян; 6) формулировать выводы по теме.

Регулятивные: 1) продолжать развивать умения работы с картой; 2) способствовать дальнейшему развитию умения решать хронологические задачи; 3) способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы. 4) сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: 1) анализировать ответы одноклассников. 2) воспитывать уважение друг к другу во время ответа;

Личностные: 1) воспитывать интерес и уважение к истории других стран;

2) воспитывать патриотизм на основе примеров патриотизма граждан Рима; 3) характеризовать цели и поступки Ганнибала. 4) формировать осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Михайловского Ф. А. «История Древнего мира», раздаточный материал, карта  «Римская империя в III веке до н.э.», видеопроектор, презентация, словарное лото, рабочий лист по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» (раздаточный материал), доска, проектор, экран, видеофильмы, компьютер.

План изучения нового материалА:

  1. Причины войны Рима с Карфагеном
  2. Начало второй Пунической войны
  3. Битва при Каннах
  4. Окончание войны. Итоги и значение Пунических войн

Ход урока

I. Организация класса. Актуализация знаний.

 Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке. (О войне Карфагена и Рима за Сицилию.)

Как иначе называется эта война? (Пуническая).

Почему? (Римляне называли жителей Карфагена пунами, поэтому войны Рима и Карфагена называют Пуническими).     Слайд 1 (открыт)

Показать на карте следующие географические объекты:

Средиземное море, Средиземноморье, Восточное и западное Средиземноморье, о-ва Корсика, Сицилия, Сардиния, Италию, Рим, Пиренейский п-ов, Карфаген. Слайд 2

Отвечающий показывает Карфаген на карте, говорит, что он располагается в Африке. Это колония финикийского города Тира. (Легенда основания г. Карфаген)

(Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тир. Согласно преданию, Карфаген основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как её брат Пигмалион, царь Тира, убил её мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. На протяжении всей истории Карфагена жители города славились деловой хваткой. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает «шкура»).)

 А что же представлял собой Карфаген? Слайд 3

   Город Карфаген, основанный финикийцами на севере Африки, был самым богатым городом на Средиземном море. Могущественный город, был сильно укреплен, важный центр торговли (рабы, золото, слоновая кость, олово из Британии и др.) имел владения на побережье Африки, на Пиренейском п-ове, о. Сардиния и Корсика. Вскоре Карфаген превратился в мощную средиземноморскую державу. Обладал прекрасно вооруженной большой армией и лучшим военным флотом. Но армия состояло из наемников, которым платили деньги. Карфаген контролировал все Западное Средиземноморье от берегов Италии до Испании, в т. ч. подходы к острову Сицилия.

   Сицилия занимала выгодное положение в Средиземном море. Это был большой остров с плодородной почвой и многочисленными богатыми греческими колониями. Было ясно, кто контролирует Сицилию, тот владеет ключами к господству на море. Столкновение Карфагена с рвущимся к расширению своего господства Римом становилось неизбежным. В 264 году до н.э. Рим и Карфаген начали войну из-за острова Сицилия, которая продолжалась 23 года.

   Римляне показали себя талантливыми воинами, но долго не могли захватить крепости Карфагена, т.к. у них не было флота. Поэтому они начинают быстро строить флот. Но не умели им управлять и воевать на нем. Они придумали вороны Слайд 4 - перекидные мостики с крючьями на концах для абордажа. Вплотную подойдя к кораблям противника, они перебрасывали мостики, по которым отряды пехотинцев врывались на вражеское судно и легко захватывали его. Они не только построили великолепный военный флот, но сумели победить лучших моряков древности. Т.к. за войну

карфагенская казна стала пустой, наемники отказались воевать. В результате римляне овладели всей Сицилией. 

Первая Пуническая война ( 264-241 гг. до н.э.)  Слайд 5

Причина: желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию

Итоги: 1) Карфаген проиграл войну

         2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии

         3) Карфаген должен выплачивать большую контрибуцию.

Но у Карфагена появляется талантливый полководец?  Слайд 6

Гамилькар. Но он не смог изменить ход военных действий. Подавив восстание наемников и рабов в Карфагене он начинает завоевательный поход в Испанию. Там он находит много наемников и серебряные рудники, у Карфагена есть теперь новая армия и полная казна. Но он умирает.

Что в это время предпринимают римляне? (Карта).

Римляне заключают договор с Карфагеном, что вторые не могли переходить реку Эбро, а племена на севере Пиренейского п-ова находились под защитой Рима.

II. Работа над новой темой урока: 

Однако у Карфагена было еще много сил, его владения были обширны и противники готовились к новым сражениям. Задание №1    Слайд 7

Вторая Пуническая война - 218-201 гг. до н.э.

Причины II Пунической войны:  

1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье

2) стремление к  господству Рима в Западном Средиземноморье.

Рассматривание скульптурного изображения Ганнибала в учебнике на с.216. и изображения на слайде. Слайд 8

А кто такой Ганнибал? 

Ганнибал – сын Гамилькара, полководец Карфагена.

Личность в истории - Ганнибал.

Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной и мороз переносил с равным терпением. Его видели, как он завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.

Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.

- Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение?

- Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?

Верный клятве Ганнибал начинает войну против Италии. Слайд 9 

С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет. Отец его, отправляясь в поход, спросил: « Хочешь ли ты поехать со мной а Испанию? Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гемилькар подвёл сына к жертвеннику.         « Протяни руку над жертвенником,  - сказал его отец,- и повторяй за мной.» И мальчик произнес вслед за ним: « Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу. Ганнибал до самой смерти был верен своему слову.

 (Записывают тему урока «Война с Ганнибалом»)  Слайд 10

Какое войско было у него? Задание №2  100 тыс наемников и несколько десятков слонов.

Ганнибал нападает на город, который находится под защитой Рима. Рим объявляет войну Карфагену. Римляне ждали морской десант на южных границах своих владений. Однако Ганнибал смешал

римлянам все планы ведения войны. 
Он смело повел свою армию насчитывающую 80 тыс. пехоты, 12 тыс. конницы и 37 боевых слонов из Испании через Альпы, которые считались непроходимыми. 

Слайд11 Слайд 12    Gannibal-7.mov  (1.53)

Выйдя из Испании в 218 г. до н.э. во главе отборного войска, он подошёл через пять месяцев к Альпам. Его войско ужаснулось, когда они увидели горы. Хороших дорог не было, на перевалах лежал снег. Целых 15 суток войско карабкалось вверх, потом спускалось вниз. Люди, животные срывались вниз. Но Ганнибал не щадил никого. Он хотел как можно скорее покинуть эти горы. Ведь здесь было холодно даже летом, а сейчас стоял сентябрь. Он давал им несколько часов для сна, а потом снова двигались в путь. На привале оставалось только обмороженные трупы людей и животных. Его отважный переход через Альпы обескуражил римлян. Он ворвался в Италию с севера, где не были готовы к отражению противника. Во время своего беспримерного похода полководец потерял большую часть войска. После тяжёлого перехода у него осталось меньше половины армии: 20 тыс. пехоты, 6 тыс. конницы и несколько слонов. Это было в 218 году до н.э. 

218 г. до н.э. – переход Ганнибала через Альпы Слайд 13

В Риме одним из консулов был Гай Фламиний. Слайд 14

Он решает дать сражение Ганнибалу.  Задание №3. Однако присоединившиеся к пунийцам галлы, с лихвой восполнили все потери войска Ганнибала. Когда они оказались в долине реки По, то Ганнибал встретил там племена галлов. Он объявил им: « Мы воюем только  с римлянами, остальные народы – наши друзья!» Галлы выдали Ганнибалу продовольствие и лошадей, вступили в его войско.

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер дует тише-тише, деревцо всё выше-выше!!!

Когда римляне узнали шокирующую новость о наступлении Ганнибала, Сенат приказал войску остановить его продвижение. Римляне послали для разгрома Ганнибала две лучшие армии. Но полководец труднейшим путем через гнилые болота обошел противника. Консульская армия, забыв об осторожности, бросилась в погоню и попала в засаду. Сражение произошло у

Тразименского озера. Слайд 15

Ганнибал не позволил римскому войску развернуться в боевой строй и прижал римлян к озеру. И он легко разбил передовые отряды римлян.

В битве у Тразименского оз. войска  Гая Фламиния были разбиты. 217 г до н.э. – битва у Тразименского озера

В сражении погибло и было захвачено в плен почти все римское войско. Казалось Ганнибалу открыта дорога на Рим. При этой ужасной вести в Риме началась паника. Римляне думали, что Ганнибал пойдет на Рим, но тот неожиданно повернул к Адриатическому морю. Задание №4. 

Сенат пошел на крайнюю меру, назначив мудрого полководца Квинта Фабия Максима по прозвищу Медлитель Слайд 16 диктатором и передав ему чрезвычайные полномочия. Осторожный Фабий повсюду следовал за карфагенским войском, сковывал их действия, но в сражение не вступал. Такая тактика оказалась единственно правильной. У измотанного противника силы таяли, а мощь римлян росла. Почему Медлитель? ( Осторожное ведение боевых действий мелкими стычками).

Но в 216 г до н. э. избираются 2 консула. Один из них одобрял действия Медлителя, а другой  рвался в бой. И летом 216 года происходит битва при Каннах. Задание №5 .

Выясняем соотношение сил. (У Рима больше пехоты. А у Ганнибала - конницы).

Две консульские армии насчитывающие 80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы встретились с Ганнибалом у города Канны. Слайд 17   Пехоты у карфагенян было в два раза меньше, всего 40 тыс, но зато было превосходство конницы —14 тыс. Исходя из состава войска Ганнибал применил гениальную тактику боя и построения своих сил.

Объяснение военных действий на доске по схеме. Слайд 18  

Начало битвы: Ганнибал построил свое войско в форме полумесяца, обращенного к противнику выпуклой стороной. В центре он поставил слабых воинов: испанцев и галлов, а на флангах лучшие свои части из африканских наемников. Прикрывала фланги великолепно подготовленная конница. Конец битвы: Римляне ударили по центру пунийцев, который стал отступать, и полумесяц карфагенских войск из выпуклого стал вогнутым. Римские легионы стали втягиваться в расположение вражеских войск, а фланги войска Ганнибала начали охватывать римлян. Карфагенская конница разгромила немногочисленную римскую кавалерию и ударила легионерам с тыла. Римские воины оказалась в полном окружении. Сбитые в кучу, они не могли ни нападать, ни защищаться. Победа Ганнибала была полной. Из 80 тыс. легионеров 70 тыс. остались лежать на поле боя. Потери пунийцев не превышали 6 тысяч.  100. avi  (0.37)   

216 года до н.э. - битва при Каннах

Так кто выиграл сражение? (Ганнибал). Gannibal-3.mov  (1.16)

Но Ганнибал не мог взять в осаду Рим, т.к. у него не было сил. На его сторону не перешли племена италиков, они остались верны Риму.

Когда страшная весть долетела до Рима, город наполнился страхом и рыданиями. Не было ни одной семьи, которая не оплакивала бы кого-нибудь из близких. Однако в этот тяжелый момент власти проявили твердость и стали проводить реорганизацию (перестройку) своей армии. В Риме начинается призыв в армию стариков и детей, даже рабам давали свободу.

  • объявили о новом наборе в армию (пошли даже 17-летние юноши), 
  • собрали все имеющееся оружие, 
  • вновь назначили диктатора, 
  • запросили у жрецов волю богов. 

В это время Ганнибал терял свое преимущество победителя. Он не мог взять в осаду Рим, т.к. у него не было сил. Война затягивалась. Войско Ганнибала таяло. Народы Италии перестали его поддерживать. Задание №6 . Почему? (Воины грабили местных жителей). На его сторону не перешли племена италиков, они остались верны Риму. Месяц шел за месяцем, а победоносного мира все не было. Более того, в Испании римские войска разгромили карфагенян и вытеснили их с полуострова. Задание №7. 

Весной 204 до н.э. Сципион Слайд 19 высадился в Северной Африке, а в 203 до н.э. разбил карфагенян на Великих равнинах, что заставило карфагенские власти отозвать Ганнибала из Италии.

Ганнибалу помощи ждать было неоткуда, и непобежденный полководец вынужден был покинуть Италию. Боевые действия были перенесены в Африку. Решающая схватка произошла в 202 г. до н.э. при Заме. 202 г до н.э.- битва у г. Зама. Слайд 20 Римскими войсками командовал молодой, но талантливый полководец Публий Корнелий Сципион, прославивший себя победами в Испании. Битва была упорной. В решающий момент перевес оказался на стороне римской конницы, которая и опрокинула пехоту карфагенского полководца. И  у г. Зама Ганнибал терпит свое единственное поражение.

Gannibal-4.mov  (1.27)

Но это было сражение решающее для судеб и Карфагена, и полководца. По условиям подписанного мира Карфаген терял все владения за пределами Африки, флот и армию и должен был в течении 50 лет выплачивать контрибуцию 10 тыс. талантов. Ганнибал покинул свою родину. А победитель Публий Корнелий Сципион отпраздновал блестящий триумф Слайд 21 и получил почетное прозвище «Африканский».   201 г до н.э. - Карфаген сдался.

Т.о. Вторая пуническая война закончилась победой Рима. Вторая Пуническая война - 218-201 гг. до н.э.

Почему Рим выиграл эту войну?

1. Для Рима война с Ганнибалом была войной за защиту своего отечества. На сторону Ганнибала не перешли Италики. Населения встало на защиту родной земли, проявляя массовую отвагу и героизм.

2. Армия же Ганнибала была наемной. Казна опустела, и  не было возможности увеличить войско.

И, несмотря на талант своего вождя, была лишена стойкости. Карфагенская армия была оторвана от баз снабжения и не получала никакой помощи.

3. Рим имел неисчерпаемые людские и материальные резервы для ведения длительной войны. Римская армия за 5 лет усилилась.

Итоги Второй Пунической войны:

  • Карфаген лишился всех владений за пределами Африки
  • Лишился военного флота
  • Обязан был выплачивать Риму большую сумму денег
  • Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.

Слайд 22

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Назовите основные места сражений и покажите их на карте.

Фронтальная беседа:

- Почему Рим и Карфаген начали войну?

- Какой характер носила война? (Захватнический с обеих сторон)

- Назовите даты первой и второй пунических войн.

 264–241 г.г. до н.э – первая война с Карфагеном.

- Сколько лет длилась первая война Рима с Карфагеном?

218–201 г.г. до н.э. – вторая война с Карфагеном.

- Какие битвы произошли во время второй пунической войны? Назовите их даты.

216 г. до н.э. – битва при Каннах.

202 г. до н.э. – битва при г.Зама.

- Каковы  итоги войны? (Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье).

- Почему Риму удалось установить господство  в западном Средиземноморье?

- Какие уроки можно извлечь из предыдущего суждения? (Наёмные войска сражаются плохо, стратегия консулов и их согласованные действия играют огромную роль на войне). 

Проверочный тест:

1. Карфаген - это:
а) остров в Средиземном море;    в) город в Северной Африке;     г) город в Италии.

2. Ганнибал - это:  

а) римский полководец;     б) полководец Карфагена;      в) римский сенатор.

3. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфагеном стало стремление римлян завладеть:
а) Критом;      б) Карфагеном;         в) Сицилией;        г) Испанией...

4. Какой римский военачальник, прозванный «Африканским», выиграл в 202 г. до н. э. вторую войну Рима с Карфагеном?
а) Ганнибал;       б) Пирр;       в) Сципион;        г) Македонский.

5. «Ганнибал у ворот!», - многие годы повторяли римляне всегда в случае:
а) неимоверной усталости;           б) грозной опасности;            в) большой радости.

Ключ к тесту: 1-б; 2-б; 3-в; 4-в; 5-б

Подводим итоги урока. Что нового узнали? Выставление оценок.

Д/з параграф 42, устно ответить на вопросы после параграфа. Записывают в дневник.

Рабочий лист №1 
Задание №1 
Рассмотрите карту на странице        . Каковы были владения Карфагена? Какие земли в них входили? Карфаген был основан финикийскими мореплавателями и купцами. Он был расположен на перекрестке морских торговых путей и процветал в эту эпоху. Карфаген имел сильнейший военный флот. В военном флоте Карфагена было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско города состояло из наемников: греков, африканцев (например, нумидийской конницы), испанцев и многих других.

В чем сильные и слабые стороны наемного войска? Вспомните, для чего воюют наемники, что их больше всего интересует? 
Задание №2 
Рассмотрите картину в параграфе, на странице        .

Кто входил в войско Ганнибала? В чем были трудности этого похода?
Задание №3 
Оказавшись в долине реки По, Ганнибал объявил жившим там галлам, что воюет не с ними, а с Римом за свободу Италии. Галлы ненавидели покоривших их римлян. Они дали Ганнибалу продовольствие и лошадей, стали толпой вступать в его войско.

Как встретили галлы Ганнибала? Почему?

Определите по карте на странице          , где и когда произошла первая битва карфагенского войска с римским? 
Задание №4 
Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии».
Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему?

Мог ли он взять укрепленный город? Посмотрите на карту. Куда двинулся Ганнибал?
Задание №5 
Настигнув неприятеля близ города Канны, консулы увидели обширную равнину. «Здесь и дадим сражение, - настаивал консул Эмилий Павел, - у нас в 2 раза больше пехоты, чем у Ганнибала». Другой консул Теренций Варрон возражал: «Вражеская конница сильнее нашей, а равнина – прекрасное место для ее действий. Безопаснее занять оборону на соседних холмах».

А как вы думаете, что лучше: дать бой на равнине или уйти под укрытие холмов?

На странице 253 находится схема битвы при Каннах. Посмотрите на первый рисунок, как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев? 

Рассмотрите схему на странице 253. Определите, какие предложения относятся к первому, второму и третьему рисунку.

  1. Римское войско оказалось в окружении. Сбитые в кучку легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи попадал в цель. При Каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе и консул, возражавший против битвы. 
  2. Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские, галльские и африканские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл вражеской пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили по противнику с боков. 
  3. Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне. 

Задание №6 
Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3 причин)?

После битвы при Каннах Ганнибал прислал послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не упали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики.

Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну.

Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи.
Задание №7 
После битвы при Каннах римскую армию возглавил молодой полководец Сципион. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии?

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Город Карфаген
Гавань порта Карфаген

Слайд 2
Аборда́жный во́рон (лат. corvus — ворон) — приспособление, применявшееся в римском флоте для абордажногобоя. Разновидность штурмового трапа как мост 1,2 метра шириной и 10,9 метров длиной с невысокими перилами с обеих сторон. В виде перекидного моста устанавливали на носу корабля. 

Слайд 3
Пунические войны.
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.)Вторая Пуническая война (218-201 гг. до н.э.)Третья Пуническая война (149-146 гг. до н.э.)

Слайд 4
Гамилькар Барка (Молния)(г. рождения неизвестен — умер 229г. до н. э.),карфагенский полководец периода1-й Пунической войны(264—241 до н.э.). Отец Ганнибала. В 247—241 вёл военные действия в Сицилии, где одержал ряд побед над римлянами, но, потерпев поражение при Эгадских островах, заключил по поручению своего правительства мир с Римом.В 237—229 завоевал юго-западную часть Испании, погиб при осаде одного из городов.

Слайд 5
Пентеры - боевые корабли с пятью ярусами весел.  

Слайд 6
Ганнибал Барка (247-182 гг. до н.э.)Сын карфагенского полководца и государственного деятеля Гамилькара Барки.

Слайд 7
Война с Ганнибалом

Слайд 8
Римские воины
Армия Ганнибала

Слайд 9
Гай Фламиний - консул Древнего Рима 223 и 217 до н. э., построил Цирк Фламиния и Фламиниеву дорогу, погиб в битве при Тразименском озере. 

Слайд 10
Квинт Фабий Максим Кунктатор(Медлитель)— знаменитый римский полководец, 5 раз был консулом.

Слайд 11
Битва при Каннах

Слайд 12
Пу́блий Корне́лий Сципио́н Африка́нский - римский полководец времён Второй Пунической войны, победитель Ганнибала

Слайд 13
Триумф в Риме

Слайд 14
Карфаген лишился всех владений за пределами АфрикиЛишился военного флота Обязан был выплачивать Риму большую сумму денегРим стал хозяином в Западном Средиземноморье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Разработка урока по Истории Тувы тема" Скифское время и история Тувы"

конспекты урока,История Тувы во время Скифского времени"...