рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

рабочая программа по элективному курсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._kurs_istoriya_11_kl.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века» 11 класса   составлена в соответствии со следующими документами:

БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

Авторской программы элективного курса Риттера В.Я.  «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»

      В основе курса  проблемно-хронологический принцип изучения исторического пути российской цивилизации в XVI- XVII вв., временном отрезке, изобилующем социальными потрясениями, экономическими, политическими кризисами, переломными событиями, связанными с развитием русской православной церкви.

       Актуальность данного элективного курса объясняется:

1. необходимостью дать учащимся относительно целостные знания о важнейших событиях и эпохах, прежде всего, переломных моментах истории российского общества и государства;

2. возможностью при помощи элективного курса осуществить повторение материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ по истории.

         Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

- в отборе учебного материала

  ( программа курса не предусматривает изучения всего комплекса исторических процессов и социальных явлений XVI-XVII вв. в России. Речь ведь не идёт о подготовке профессионалов-историков, а о решении совсем иных задач: формировании представ-лений об осмысленности общественной жизни, о многообразии форм и вариантов социальной организации, о невозможности исчерпывающего толкования исторических явлений и процессов, о неизбежной субъективности любых построений в сфере общественных наук; становление способности ориентироваться в общественной жизни, отличать факты от  их интерпретаций, анализировать информацию и т. д.);

 

-в развитии нравственных принципов и духовных ценностей

   ( овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду); в воспитании у слушателей курса социокультурной толерантности;

 - в технологии преподавания

     ( создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания для создания образовательного продукта; поэтапного вовлечения учащихся в различные виды самореализации в рамках  данного курса);

- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур;

- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей - всего того, что развивает способность понимания исторических эпох, аксиологического (оценочного) компонента исторического сознания;

- в развитии творческого мышления и культурного кругозора слушателей курса;

-в развитии коммуникативных навыков.

        Новизна курса: отсутствие жёсткого разграничения исторической и обществоведческой составляющей. Синтез отдельных элементов нескольких социальных наук с историей Отечества изучаемого периода. Например, изучение Соборного уложения 1649 г. как юридического документа с позиций истории государства и права, а не только

истории.

         Значимость: возможность использования курса как межпредметного при преподавании истории и обществознания; для совершенствования самостоятельной работы с источниками и литературой; стимулирования интереса к занятиям углубленным изучением истории и социальных наук.

                       Курс ориентирует слушателей на практическое применение полученных знаний, на создание образовательного продукта, на совершенствование умений и навыков.

В ходе преподавания  курса предполагается овладение учащимися основами оформления письменных работ в соответствии с общепринятыми  нормами, навыками свободного изложения мыслей в письменном  виде.    

           

            Цели: 1.Рассмотрение наиболее значимых для судеб российского общества и государства событий и явлений XVI-XVII вв.  

2.Формирование многовариантных подходов к проблемам развития российской цивилизации.

3.Ознакомление с различными точками зрения, гипотезами, теориями, касающимися  проблем отечественной истории XVI-XVII вв.  

4.Развитие устойчивого интереса к поисковой работе; умений самостоятельного выбора,

 фиксации и обработки информации на основе методик написания конспектов, исследовательских работ; умений представлять собственную точку зрения, вести дискуссию.

5.Создание единого образовательно-воспитательного пространства  занятий, в котором  информационный  компонент воздействует на формирование гражданственности и патриотических чувств.

6.Развитие исследовательской компетенции, методов научного познания и умений соответствующего оформления результатов познавательной деятельности.

            Задачи:

1. Изучение причинно-следственных связей, состава целей и задач массовых социальных протестных движений; причин, хода, итогов преобразований и реформ, изменивших историческое развитие России.

Персоналии, их роль и значение в переломные моменты истории Отечества.

2. Формирование у слушателей курса основ исторического мышления - постановка учащимися лично значимой проблемы: открытие сущности исторических явлений,

представленных в личностно значимой теме, переживание смыслов исторических явлений, личностных смыслов жизни и судьбы посредством диалога с  персоналиями  истории.

     Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю

Содержание курса:

Раздел 1. Смута. Первая гражданская война в России. 17 часов

Введение. Проблемно – хронологический подход к истории

России XVI-XVII вв.

Экономический кризис феодального поместья как результат правления Ивана IV Грозного.

Династический кризис. Тайна гибели царевича Дмитрия: гипотезы, версии.

Боярство и его роль в политической жизни России после опричнины: «сущность боярской крамолы». Оценки историков.

Голод. Меры правительства Годунова по борьбе с  последствиями голода. Особенности отражения природных и социальных катаклизмов в сознании русских людей начала XVIIв.

Выступление народных низов в годы смуты. Крестьянские войны как восстания окраин.

Самозванческая интрига.

Казачество и Московское государство в XVII веке. Роль казачества в смуте.

Русская православная церковь : От обретения статуса патриархии до окончания смутного времени. Патриарх

Гермоген. Церковь и смута.

Боярство и смута: бояре и Лжедмитрий 1; бояре и царь Василий Шуйский; бояре и Тушинский вор. Семибоярщина.

Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков. Князь Д. Пожарский. К. Минин-Сухорук.

Окончание смуты. Интригавыборов нового царя. Иван Сусанин: легенды и действительность.

 Смутное время и его место в истории российской цивилизации.

Подведение итогов. Опрос и анализ мнений учащихся « Что мне дало посещение элективного курса».

Раздел 2. Церковный раскол. 6 часов

Истоки раскола. Кружок «ревнителей древнего благочестия».Статейный список Арсения Суханова.

Алексей Михайлович. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.

Церковная организация и церковное право  XV - XVII  вв.

Реформа патриарха Никона: религиозный и социальный аспект. Старообрядчество как форма социального протеста.

Аспекты церковного раскола: культурологический, политический, социальный.

Раздел 3. Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича. 11 часов

Соляной бунт и его последствия.

Этапы юридического оформления крепостного права в России. Особенности и общие черты положения крепостных в странах Европы и в России.

Городские восстания второй половины  XVII  в. Медный бунт.

Восстание под руководством С.Т. Разина.

Особенности русского городского бунта и крестьянского

движения второй половины XVII в.

Подведение итогов проделанной работы.

Опрос и анализ мнений учащихся «Что мне дало посещение элективного курса».

Учебно-тематическое планирование

по элективному учебному предмету

 «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»

Класс –11        

Учитель – Анфиногенова И.А.

Количество часов:

Всего – 34 часа, в неделю – 1 час.

Плановых контрольных уроков ___ административных контрольных уроков ___ тестов ____4___

Планирование составлено в соответствии со следующими документами:

БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

Авторской программы элективного курса Авторской программы элективного курса Риттера В.Я.  «Некоторые проблемы российской цивилизации конца XVI- первой половины XVII века»

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, тема уроков

Образовательный продукт

Количество часов

ТСО, оборудование

Дата

план

факт

Раздел 1. Смута. Первая гражданская война в России.

       

17

1

Введение. Проблемно – хронологический подход к истории

России XVI-XVII вв.

        Опорный        

         конспект.

   

1

ПК, презентация

2

Экономический кризис феодального поместья как результат

правления Ивана IV Грозного.

             ЛОК

1

ПК, презентация

3

Династический кризис. Тайна гибели царевича Дмитрия.

             Эссе

1

ПК, презентация

4

Лабораторная работа. Боярство и его

роль в политической жизни России после опричнины: «сущность боярской крамолы». Оценки историков.

    Работа с литературой.

         Таблица.

1

5

Голод. Меры правительства Годунова по борьбе с  последствиями голода.

ЛОК.

       Сообщения.

1

ПК, презентация

6

Выступление народных низов в годы смуты. Крестьянские войны как восстания окраин.

         

         Конспект

1

ПК, презентация

7

Лабораторная работа. Самозванческая интрига.

Характеристика

    исторической

         личности

1

8

Казачество

и Московское государство в XVII веке. Роль казачества в смуте.

         Доклад

1

ПК, презентация

9

Русская православная церковь : От обретения статуса патриархии до окончания смутного времени.

           ЛОК

1

ПК, презентация

10

Боярство и смута.

Сравнительная

  характеристика

1

11

Первое и второе ополчение.

            ЛОК

1

ПК, презентация

12

Окончание смуты.

Сообщения.

          Доклады.

1

ПК, презентация

13-14

«Смутное время и его место в истории российской цивилизации».

Доклады.

        Рефераты.  

2

ПК, презентация

15-16

Смута. Первая гражданская война в России.

2

ПК, презентация

17

Зачет по теме: «Смута. Первая гражданская война в России.»

Тестирование

1

Раздел 2. Церковный раскол.

6

18

Истоки раскола. Кружок

«ревнителей древнего благочестия».

           ЛОК

1

ПК, презентация

19

Алексей

Михайлович. Патриарх Никон.

Протопоп Аввакум.

Характеристика

   исторической

      личности

1

20

Церковная организация и церковное право  XV - XVII  вв.

           ЛОК

1

ПК, презентация

21

Реформа

патриарха Никона: религиозный и

социальный аспект. Старообрядчество как форма социального протеста.

     Сообщения.

        Доклады.

1

ПК, презентация

22

 « Аспекты церковного раскола: культурологический, политический, социальный».

 Доклады.

      Рефераты.

1

ПК, презентация

23

Зачет по теме: Церковный раскол.

Тестирование

1

Раздел 3. Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича.

11

24

Соляной бунт и его последствия.

            ЛОК

1

ПК, презентация

25

Этапы юридического оформления крепостного права в России. Особенности и общие черты положения крепостных в странах Европы и в России.

 

Сравнительная

       таблица

1

ПК, презентация

26

Городские восстания второй половины  XVII  в. Медный бунт.

         

            ЛОК

1

ПК, презентация

27

Восстание под руководством С.Т. Разина.

Сравнительная

характеристика

1

28-29

 « Особенности русского городского бунта и крестьянского

движения второй половины XVII в.»

       Доклады.

     Рефераты.

2

ПК, презентация

30

Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича.

 

1

ПК, презентация

31

Зачет по теме: Социальные потрясения периода правления Алексея Михайловича.

1

32

Итоговое повторение

тестирование

1

33

Итоговый урок

1

34

Резерв

1

 

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • факты,   явления,   процессы,   понятия,  теории,   гипотезы,  характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории;
  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
  • особенности      исторического,       историко-социологического,      историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
  • историческую  обусловленность   формирования   и   эволюции  общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

уметь

  • планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать самооценку;
  •  отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопрос, рецензировать;
  • работать с книгой, словарём, библиографией;
  •  мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, обобщать и делать выводы.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Анонашвили Ш.А. Постигательная и образовательная функция оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. – М., 1984.

2 Бестужев-Лада И. В. Философия истории на школьном уроке // Преподавание истории в школе.2001, №7.

 3.Богоявленский Б. Д.., Власова Е. В., Митрофанов К. Г. Исследовательские работы

школьников: возможности, тенденции, результаты . // Преподавание истории в школе. 2000,№1.

4.Блинов В. И ., Сергеев И. С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика //Лицейское и гимназическое образование. 2002, №9. – С.29-35.

5.  Гончарова А.  Диспут на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1998, №5.                                                                                                                    6.Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. – М.: Педагогика,  1989.

7. Демачева Ю. С., Кукина Е. И. Практическое руководство по обучению стенографии. М. Высшая школа, 1990.        

8. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе. 1999, №8.                                    

9.Клименко А. В. Лекции и семинары в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1998, №3.

10.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Танио, 1989.

11.Кларин М.В.Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.:   Арена.1994.                                                                                                                                                                                                                                                  

12.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – Спб.: КАРО, 2005.

13.Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. 2-ое изд. – М.: Новый учебник., 2004.

14.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для  работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.

15.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе//Директор школы. 1998, №7.

16.Шаталов В. Ф. Точка опоры – М.: Педагогика, 1987.

17.Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников// Преподавание истории в школе. 1999, №6.

18.Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. – Ростов-н/Дон : Феникс,  2005.

19.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова .М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...