Рабочая программа по «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА» V класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Соклакова Надежда Владимировна

Данная рабочая программа разработана на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

·         Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения);

·         Рабочая программа к учебнику В.А.Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2013. – (ФГОС. Инновационная  школа)

.Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.:ООО «Русское слово – учебник, 2014. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная  школа).

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная  программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МКОУ «Заветильичевская СОШ» Алейского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Заветильичевская средняя общеобразовательная школа»

Алейского района Алтайского края

«ПРИНЯТО»

Педагогическим   советом

МКОУ «Заветильичевская СОШ» Алейского района

 Алтайского края

Протокол № ___

от «__»______2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

__________ Н.Н Савина

Приказ №___

от «___»_______2015 г.

Рабочая  программа

по

 «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА»

V класс

      Составитель:  Соклакова

Надежда Владимировна

                                                учитель истории

и обществознания

        2015


Оглавление

Пояснительная записка        

Общая характеристика курса        

Место курса в учебном плане        

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе        

Основное содержание курса        

Требования к результатам обучения выпускника 5 класса        

Поурочно-тематичское планирование        

Критерии оценки устного ответа        

Список литературы для учителя        


  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
  • Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения);
  • Рабочая программа к учебнику В.А.Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2013. – (ФГОС. Инновационная  школа).

Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.:ООО «Русское слово – учебник, 2014. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная  школа).

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная  программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Цель обучения истории  — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Исходя из цели,  вытекают следующие задачи:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

  1. Общая характеристика курса

На материале истории Древнего мира начинается формирование системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплины, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение истории Древнего мира основывается на цивилизационно-гуманитарном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой – либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе истории Древнего мира вначале в значении «стадии общественного развития» (следующая за варварством). Более полное пони мание термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимание термина «цивилизация» как совокупность хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

В то же время содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино основная линия – человек, личность в истрии.

Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV. Древний Рим. Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам.

Существующие программы имеют в основе монографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая

Персидской державой, наконец отдельно - история Индии и Китая. Однако при такой последовательности изучения материала остается за кадром общая картина развития древневосточного мира. История Древнего Востока предстает как коллекция монографий по истории отдельных стран. Между тем учащимся важно представить общий ход развития древневосточных цивилизаций.

Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хронологической последовательности были бы неприемлемы частые переходы от истории одной страны к истории других стран. Учащиеся этого возраста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история Древнего мира содержит большей частью незнакомый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры — все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Греции и Рима должны изучаться по-прежнему раздельно, как части курса.

После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в первом разделе части II («Древний Восток») изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логически продолжают изучение возникновения цивилизации на земле, начатое уроками по истрии первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, усваивая понятие «Древний Восток». Такая последовательность и группировка материала отчасти обусловлена тем обстоятельством, что, согласно современному учебному плану, изучение истории начинается на год раньше географии. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ.

В разделе «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие «культура». Данный раздел является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. В теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 — период Среднего царства, в теме 13 — период Нового царства.

Наступление железного века показано в следующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключительного раздела 11 части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получают ясное представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир.

Изучение истории Древнего Востока завершается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, в Китае и на Ближнем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно закрепляют понятие «Древний Восток». К тому же намного удобнее и логичнее переходить к изучению истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех цивилизаций Индии и Китая.

В III и IV частях курса сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. В то же время в программе наибольшее внимание уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира.

  1.         Место курса в учебном плане

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов — из расчета 2 часа в неделю (2 часа резерва). Программа содержит 56 урочных тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час — на повторение I раздела, 4 часа — на повторение II раздела (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV разделов.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами,  определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция): рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима;  характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 
5. Анализ, объяснение:  различать факт и его описание; называть характерные признаки исторических событий; раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений; сравнивать  исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;  излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками: давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий; оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;

готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира пятиклассниками включают в себя:

целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длительность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

умения комплексно характеризовать важные факты истории Древнего мира (время, место, участники, причины, следствия, характер событий), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы гос. устройства);

умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

  1. собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

пре

  1. Основное содержание курса

История Древнего мира

5 класс (68 ч)

Введение 1 часа

Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раздел I

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ

(7 часов)

Тема 1 СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА  (3 часа)

Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.

Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Урок 2. Первые люди на земле

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».

Урок 3. Открытия и изобретения древних охотников

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Урок 4. Искусство и религия первобытных людей

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

ТЕМА II  У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ (3ч +1 на повторениие)

Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.

Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Урок 5 . Возникновение земледелия и скотоводства

Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия —из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

Урок 6  От первобытности к цивилизации

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.

  Урок 7  Повторение и проверка знаний

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».

Урок 8  Счет лет в истории (1 час)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

РАЗДЕЛ II

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов)

ТЕМА III ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 часа+1)

Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.

Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. — III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».

Урок 9. Египет — дар Нила

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства.

Урок 10. Страна двух рек

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись, Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Урок 11. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Урок 12.  Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ - «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае.

Урок 13. Повторение и проверка знаний

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».

ТЕМА IV ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ  (4 часа+1)

В теме изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.

Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Урок 14. Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса, Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта, Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы.

Налоговое обложение.

Урок 15. Жизнь в Древнем Египте

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Урок 16. Завоевания фараонов

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Урок 17. Культура Древнего Египта

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура».

Урок 18. Повторение и проверка знаний.

Обобщающая характеристика древнеегипетского общества. Особенности и историческое значение древнеегипетсвкой цивилзации.

ТЕМА V ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. (4 часа+1)

В теме дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.

Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Урок 19. Финикийские мореплаватели

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.

Урок 20. Древняя Палестина

Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иеруслимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Урок 21. Ассирийская военная держава

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Урок 22. Победители Ассирии

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.

Урок 23. Повторение и проверка знаний

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

ТЕМА VI ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (3 часа+1)

В разделе показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».

Урок 24. Образование державы Маурьев в Индии

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.

Урок 25. Единое государство в Китае

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.

Урок 26. Великая Персидская держава

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария 1. Персидская держава при Дарий 1. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Урок 27. Повторение и проверка знаний

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

РАЗДЕЛ III ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 часов)

ТЕМА VII ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (3 часа)

В теме учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.

Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».

Урок 28. Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.

Урок 29. Поэмы Гомера

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Урок 30. Боги и герои Эллады

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

ТЕМА VIII РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА (3 часа+1)

Раздел имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают предстаапение о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.

Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII - VI веках до н.э.».

Урок 31. Треческие полисы и Великая колонизация

Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации.

Урок 32. Афинский полис

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.

Урок 33. Древняя Спарта

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». .Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Урок 34. Повторение и проверка знаний

Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы.

ТЕМА IX ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ    (2 часа)

В теме изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.

Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».

Урок 35. Победа греков над персами в Марафонской битве

Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Урок 36. Персидское нашествие на Грецию

Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.

ТЕМА  X МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН (3 часа)

В теме рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии,   ее   всемирно-историческое  значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.

Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Учебное оборудование; карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Урок 37. Расцвет демократии в Афинах

Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Урок 38. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.

Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Урок 39. Пелопоннесская война

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир, Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.

ТЕМА XI ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа+1)

В теме углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.

Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гим-насий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.

Урок 40. Граждане, ученые и атлеты Греции

Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Урок 41. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Урок 42 Повторение и проверка знаний

Вклад древних греков в развитие мировой культуры.\

ТЕМА XII МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (3 часа+1)

В теме учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей

завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».

Урок 43. Возвышение Македонии

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Урок 44. Завоевания Александра Македонского

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Урок 45  Греческий Восток

Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

Урок 46. Повторение и проверка знаний

Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

 РАЗДЕЛ IV  ДРЕВНИЙ РИМ  (22 часа)

 ТЕМА XIII ОБРАЗОВАНИЕ  РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (3 часа)

Из материалов темы учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство".

Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Урок 47. Начало римской истории

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Урок 48. Республика римских граждан

Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Урок 49. Завоевание Римом Италии

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.

ТЕМА XIV РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ  (3 часа + 1)

В теме содержится фактический материал о превращении Римской республики в III — II вв. до н, э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.

Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I вв. до н.э.».

Урок 50. Первая война с Карфагеном

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Зхват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Урок 51.  Война с Ганнибалом

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Урок 52. Рим — завоеватель Средиземноморья

Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Урок 53. Повторение

Рост Римского государства. Основные этапы римских завоевателей.

ТЕМА XV ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  (5 часов+1)

В теме изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.

Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Учебное оборудование: карта «Римская республика в 111 - I вв. до н.э.».

Урок 54. Народные трибуны - братья Гракхи

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Урок 55.  Сулла - первый военный диктатор Рима

Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы, Проскрипции.

Урок 56. Восстание Спартака

Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

Урок 57. Цезарь — повелитель Рима

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и

Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Бруга и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Урок 58. Падение республики

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута, Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.

Урок 59.Повторение и проверка знаний

Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.

ТЕМА XVI РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ  (4 часа)

В теме  изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.

Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в 1—111 вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.

Урок 60. Император Октавиан Август

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобург-ском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».

Урок 61. Цезари Рима

Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.

Уроки 62-63. Жизнь в Римской империи

Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.

ТЕМА XVII  ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ  (4 часа+2)

В теме изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.

Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V вв. Падение Западной Римской империи».

Урок 64. Кризис Римской империи в III веке

Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи". Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.

Урок 65. Христианство

Христианство - мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Урок 66. Императоры Диоклетиан и Константин

Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).

Урок 67. Падение Западной Римской империи

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

Урок 68. Повторение и проверка знаний

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.

  1. Требования к результатам обучения выпускника 5 класса:

Выпускник научится:

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования,  основные занятия, жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

•раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», "империя», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обще-IX (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

  1. Поурочно-тематичское планирование

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащегося

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Введение

 Увлекательный

мир истории

Учебный диалог

Познавательный интерес к истории.

 умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Усвоение понятия «всеобщая история». Знание периодизации. Умение различать письменные и вещественные исторические источники.

2

Тема 1.  Жизнь и открытия первобытных людей.

 Первые люди на Земле

Учебный диалог.сам. работа

 Научные представления об эволюции человека

устанавливать причинно- следственные связи осознание важности трудовой деятельности в жизни людей.

Знание основных этапов эволюции человека и ее причин. Умение давать характеристику предшественникам людей.

3

Открытия и изобретения древних охотников

Работа с картой

Понимание важности коллектива  как  фактора развития общества

умение  строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Знание условий жизни и основных занятий первобытных людей. Умение показывать на карте территории, заселенные первобытными людьми.

4

Искусство и религия первобытных людей

Учебный диалог, составление рассказа

Познавательный интерес к первобытному искусству.

умение строить речевые высказывания в устной форме, эстетическое восприятие объектов искусства.

Знание понятий «религия», «искусство», «миф».  Объяснение причин возникновения религиозных верований

5

Тема 2. У истоков цивилизации

Возникновение земледелия и скотоводства

Учебный диалог

 Понимание роли труда  для развития общества

умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради.

 Умение объяснять преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим.

6

От первобытности к цивилизации

Составление рассказа

 Осознание причин социального расслоения

умение работать с текстом,  устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

 Умение формулировать определение понятий «первобытность» и «цивилизация

7

Повторение по теме «Первобытное общество»

Практическая работа

 Интерес к истории, процессу научного познания.

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты.

Умение делать выводы на основе знаний о достижениях первобытных людей

8

Счет лет в истории

Решение задач

Понимание важности счета лет в истории

умение работать с текстом учебника.

 Знание основных хронологических понятий и терминов. Умение решать элементарные хронологические задачи

9

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Тема 3. Цивилизации речных долин 

«Египет — дар Нила».

Работа с картой, учебный диалог

Осознание роли труда  в создании цивилизации

умение работать с текстом и картой, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради.

Знание природных условий и географического положения Древнего Египта, условий и причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

10

Страна двух рек.

Составление рассказа по картине

Представление о Библии как историческом источнике

умение работать с различными источниками информации.

 Умения сравнивать природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья.

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Анализ исторического документа.

Познавательный интерес к изучению исторических источников

 Развитие  навыков устанавливания причинно -следственных связей между объектами и явлениями.

Знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя.

12

Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

Работа с картой, учебный диалог

Познавательный интерес к истории.

умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений.

Знание географического положения и природно - климатических особенностей Древней Индии, Древнего Китая и причин возникновения цивилизаций. 

13

Повторение по теме «Цивилизации речных долин»

Исторический диктант, учебный диалог.

 повторение для закрепления знаний

умение воспроизводить информацию по памяти.

 Умение давать характеристику цивилизаций речных долин, сравнивать их, делать выводы.

14

Древний Египет  

Фараоны и пирамиды

Учебный диалог

Понимание важности научных исследований.

умение работать с различными источниками информации,  эстетическое восприятие памятников культуры

Описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов

15

Жизнь в Древнем Египте.

Составление рассказа

интерес к  процессу научного познания.

Применение полученных знаний на практике умение организовать выполнение заданий учителя

Знание условий жизни и труда земледельцев и ремесленников, а также занятий и условий жизни вельмож.

16

Завоевания фараонов

Установление причинно-след.связей

Представление о захватническом характере войн

 умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества.

17

Культура Древнего Египта

Учебный диалог

интерес к изучению искусства и религии Древнего Египта

эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнеегипетской культуры.

18

 Повторение и проверка знаний

Презентация групповой работы

 Осознание необходимости повторения для закрепления знаний

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы.

 Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками.

19

Западная Азия в век железа  

Финикийские мореплаватели

Работа с картой, участие в беседе

Представление о вкладе древних финикийцев в историю человечества

умение работать с различными источниками информации. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации.

20

Древняя Палестина

Работа с картой, учебный диалог

 Представление о вкладе  евреев в историю и культуру человечества

умение работать с различными источниками информации,  умение применять полученные на уроке знания на практике.

Знание географического положения и природных особенностей Палестины.  Описание основных событий. Знание особенностей религии древних евреев.

21

Ассирийская военная держава

Заполнение таблицы, дискуссия

Представление о захватническом характере войн Ассирии

 Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме умение соблюдать дисциплину на уроке.

Знание географического положения и природных условий Ассирии, истории ее завоеваний, а также организации управления завоеванными территориями.

22

Победители Ассирии.

Учебный диалог

 Представление о вкладе древних вавилонян в историю человечества

умение давать определения понятиям.  Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона.

23

Повторение по теме «Древний Египет и Западная Азия»

Тестирование

интерес к  процессу научного познания.

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и  делать выводы.

Знание основных терминов, понятий и дат.

24

Великие Державы Древнего Востока

Образование державы Маурьев в Индии

Составление рассказа

 Понимание закономерного появления великих держав.

умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы.

Знание особенностей природных условий Древней Индии и занятий ее населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев.

25

Единое государство в Китае

Учебный диалог

 Понимание роли личности в истории

 умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы.

Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древнего Китая, истории образования Циньской державы.

26

Великая Персидская держава

Работа с текстом

Познавательный интерес к истории

умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям.

Знание географического положения Персидской державы Характеристика деятельности царя Дария I.

27

Повторение по теме «Древний Восток»

Практическая работа

 Осознание необходимости повторения для закрепления материала.

умение воспроизводить информацию по памяти,  работать с тестами различного уровня сложности 

Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику великим державам Древнего Востока.

28

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

 Древнейшая Греция

Греция и Крит в эпоху бронзы

Работа с картой, учебный диалог

Представление о древнейшей цивилизации в истории Европы

 эстетическое восприятие объектов культуры умение планировать выполнение заданий учителя.

Знание географического положения и природных условий Древней Греции и Крита.  Анализ мифов, выделение в их содержании исторических фактов

29

Поэмы Гомера

Анализ текста

 Представление о поэмах Гомера как  памятниках мировой лит-ры

умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме эстетическое восприятие объектов культуры

Знание содержания поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Умение анализировать содержание отрывков из поэм

30

Боги и герои Эллады

Работа с текстом, учебный диалог

 Представление о культурно- историческом значении мифов

умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание, готовить сообщения

Умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков

31

Рождение античного мира

Греческие полисы и Великая греческая колонизация

Работа с картой и текстом

 Понимание необходимости знания о полисах для дальнейшего изучения истории Древней Греции

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников 

Знание причин возникновения греческих полисов, а также причин Великой греческой колонизации. Описание и общая характеристика типичного античного полиса.

32

Афинский полис

Работа с терминами, учебный диалог

 Представление о возникновении первой в истории демократии

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом,структурировать учебный материал

Знание истории становления демократии в Афинах, реформ Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена. Умение давать оценку их реформам.

33

Древняя Спарта

Составление рассказа описания

Осознание роли воспитания в формировании личности

Умение сравнивать и делать выводы.  Развитие навыков самооценки и самоанализа

 Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту.  Сравнение политического  устройства Спарты и Афин

34

Повторение

Исторический диктант, учебный диалог

Повторение  для закрепления знаний

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты.

Знание основных терминов, понятий и дат.

35

Греко-персидские войны 

Герои Марафонской битвы

Работа с текстом, учебный диалог

Представление о героизме  как качестве, способном обеспечить победу

умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий,   анализировать результаты своей работы

Знание причин греко-персидских войн и основных событий их начального периода, а также значения победы греков при Марафоне. Оценка личности Мильтиада

36

Персидское вторжение в  Грецию.

Работа с картой, учебный диалог

Представление о героизме и самоотверженности

умение  определять цель урока и ставить задачи,  представлять результаты работы

Знание главных сражений греков с персами в период персидского вторжения в Грецию.

37

Могущество и упадок Афин

Расцвет демократии в Афинах

составление исторического портрета

Представление о демократии как прогрессивной форме правления

умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал

Знание о роли Афин в истории Древней Греции, о расцвете афинской демократии при Перикле и создании Афинской морской державы.

38

Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э.

Ответы на вопросы, работа с текстом

Познавательный интерес к истории.

умение работать с текстом,  давать оценку событий.  умение организовать выполнение заданий учителя

Знание особенностей рабовладения в Древней Греции.  Описание афинского порта Пирея и афинской торговли

39

Пелопоннесская война

Работа с картой, учебный диалог

 Представление о  сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий

Умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты.

Знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны. Оценка личности Алкивиада и его роли в войне.  Умение показывать на карте места основных сражений войны

40

Древнегреческая культура  

Граждане, ученые и атлеты  Греции

Составление рассказа описания

Представление о всемирно-историческом значении древнегреческой культуры

Умение  давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа

 Умение рассказывать о развитии науки и о научных достижениях ученых Древней Греции. Описание Олимпийских игр,

41

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Составление презентаци

Значение  древнегреческой культуры

 умение организовать выполнение заданий учителя.

Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции.

42

Повторение

Защита проекта

Повторение для закрепления знаний

 Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Приведение примеров достижений древних греков в области культуры.

43

Македонские завоевания  

Возвышение Македонии

Участие в беседе

Интерес к процессу научного познания.

умение работать с текстом, давать определения понятиям.

Знание  причины возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии.

44

Завоевания Александра Македонского

Работа с картой, составление исторического портрета

 Понимание роли личности в истории.

умение  описывать события и давать им оценку, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, представлять результаты работы

Знание основных событий и сражений Восточного похода Александра Македонского.  Оценка личности Александра и его роли в истории.

45

Греческий Восток

Составление рассказа

 Понимание всемирно-исторического значения эллинистической культуры

умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно -следственные связи, формулировать понятия.

Знание причин распада державы Александра Македонского и образования эллинистических государств. Описание Александрии Египетской и ее достопримечательностей.

46

Повторение по теме «Древняя Греция»

Тестирование

Представление о вкладе древних народов в историю человечества

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты.  Давать оценку событий

Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов.

47

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ. Образование Римской республики

 Начало римской истории 

Работа с картой, анализ источника

Познавательный интерес к истории, процессу научного познания

умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, грамотно формулировать вопросы

Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древней Италии.

48

Республика римских граждан

Составление схемы

 представление о системе государственной власти и управления.

умение осуществлять поиск нужной информации,  описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений.

Знание причин и характера борьбы патрициев и плебеев, государственного устройства Римской республики.

49

Завоевание Римом Италии.

Работа с картой, учебный диалог.

Представление о  войнах Рима как захватнических

умение работать с различными источниками информации

Знание основных событий и характера римского завоевания Италии

50

Римские завоевания в Средиземноморье

 Первая война с Карфагеном

Работа с картой, учебный диалог

 Представление о войнах захватнических  с обеих сторон

умение  давать описание событий, объяснять их причины, прогнозировать развитие событий.

Знание причин противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в Первой Пунической войне, ее результатов и значения.

51

Война с Ганнибалом

Работать с картой, учебный диалог

 Представление о войне как негуманном способе разрешения конфликт

умение  отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий

Знание  хода военных действий во Второй Пунической войне, ее результатов и значения. Оценка личности Ганнибала, его роли в истории войны.

52

Рим — завоеватель Средиземноморья

Работа с картой, с текстом

Представление о  роли идеологии и дипломатии во внешней политике

умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение

Знание завоеваний римлян в Восточном и Западном Средиземноморье, а также исторических последствий римских завоеваний.

53

Повторение по теме «Римская республика»

Исторический диктант, учебный диалог

 Представление о вкладе римлян в развитие военного искусства

умение  делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности

Знание основных терминов, понятий и дат.

54

Гражданские войны в период Римской республики

Народные трибуны — братья Гракхи 

Учебный диалог

Осознание справедливости борьбы человека за свои права

умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий

Знание причин начала гражданских войн в Римской республике, законодательство Гракхов, исторического значения их борьбы с римской аристократией.

55

Сулла — первый военный диктатор Рима

Составить рассказ описание

Осознание важности государственных преобразований

умение работать с различными источниками информации, умение работать в составе творческих групп

Знание причин и содержания военной реформы Гая Мария, причин установления и сущности диктатуры Суллы.

56

Восстание Спартака

Составить исторический портрет

Осознание справедливости борьбы людей за свои права

умение  давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение.

Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме.  Оценка личности Спартака.

57

Цезарь — повелитель Рима

Работа с текстом

Понимание роли личности в истории.

умение работать с различными источниками информации,  прогнозировать развитие событий

Знание событий борьбы полководцев за власть в Римской республике. Описание личности триумвиров.

58

Падение республики

Учебный диалог, исторический портрет

 Представление о многофакторности исторического процесса,

умение  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Знание основных событий, связанных с падением республики в Риме. Описание личности Октавиана и Марка Антония.

59

Повторение по теме «Древний Рим»

Тестирование

Осознание необходимости повторения для закрепления знаний

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы.

Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики.

60

Расцвет и могущество Римской империи 

Император Октавиан Август 

Исторический портрет

 Осознание роли идеологии в управлении обществом

Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий.

Знание особенностей правления Октавиана Августа, его внутренней и внешней политики.

61

Цезари Рима.

Учебный диалог

Познавательный интерес к истории, процессу

умение работать с различными источниками информации умение организовать выполнение заданий учителя. 

Знание особенностей правления императоров Нерона и Траяна.

62

63

Жизнь в Римской империи. Сельское хозяйство

Работа с текстом

 Представление о  римской культуре

умение работать с различными источниками информации, давать описание  событий.

Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях.

64

Закат античной цивилизации Кризис Римской империи в IIIв 

Учебный диалог

 Представление о  кризисах в истории

умение объяснять причины событий и их значение.

Знание внутренних и внешних причин и условий кризиса империи.

65

Христианство

Работа с текстом

 Толерантное отношение к людям других религий

умение  работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал

Знание условий возникновения христианства, основных исторических сведений о жизни Иисуса Христа 

66

Императоры Диоклетиан и Константин.

Работа с историческим источником

Представление о значении реформаторской деятельности в истории

умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий.

Знание государственной деятельности и реформ императоров Диоклетиана и Константина. Характеристика личности императоров.

67

Падение Западной Римской империи

Работа с картой, учебный диалог.

Представление  о причинах, влияющих на ход событий

умение  прогнозировать развитие событий, готовить сообщения.

Приведение доказательств ослабления  Римской империи, причин ее распада  и падения Западной Римской империи.

68

Повторение по теме «Древний мир». Итоговый контроль

Итоговый тест

Повторение для закрепления знаний

умение воспроизводить информацию по памяти

Знание основных терминов, понятий и дат

69

Семь чудес света

Защита исследовательских работ

 Осознание значения всей эпохи Древнего мира во всеобщей истории

умение презентовать свою работу.

Знание всемирно известные памятники  истории Древнего мира.

70

Резерв

  1.         Критерии оценки устного ответа:
  •  глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  •  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  •  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  •  отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки тестового задания:

  •  75-100% - отлично «5»
  •  60-74% - хорошо «4»
  •  40-59% - удовлетворительно «3»
  •  менее 40% - неудовлетворительно «2»

  1. Список литературы для учителя
  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2015-23 с.
  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5кл.:к учебнику  Ф.А Михайловского. М.: ВАКО, 2012- 304 с.
  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2008-302  
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
  5. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.
  6. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.
  7. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.
  8. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
  2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.
  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  • А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)  
  • История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
  • Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к   древнегреческим мифам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.

Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государств...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....

Рабочая программа Всеобщая история Древнего мира 5 класс к учебнику А.А.Вигасин и др.

Рабочая программа Всеобщая история Древнего мира 5 класс к учебнику А.А.Вигасин и др....