Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности учителя
статья по истории на тему

Наталья Геннадиевна Макарова

Цель моей работы: проанализировать использование информационных и коммуникативных технологий в деятельности учителя.

Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

1.Определение основных знаний и умений  в области информационно-коммуникационных технологий, необходимых учителю в различных видах деятельности.

2. Поиск ответа на вопрос: «В чем может состоять опыте творческой деятельности учителя при использовании ИКТ?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности учителя

Цель моей работы: проанализировать использование информационных и коммуникативных технологий в деятельности учителя.

Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

1.Определение основных знаний и умений  в области информационно-коммуникационных технологий, необходимых учителю в различных видах деятельности.

2. Поиск ответа на вопрос: «В чем может состоять опыте творческой деятельности учителя при использовании ИКТ?»

   В современной школе работают учителя разных поколений, а требования по применению информационно-коммуникативных технологий предъявляются ко всем одинаковые. Интересно было наблюдать, как осваивали компьютер, интерактивные доски и другую технику учителя разного возраста и опыта. Примерно с двухтысячного года администрация стала требовать использование новой техники, новых технологий, связанных с применением этой техники, посылали на курсы, проводили семинары. Прошло время, и теперь можно, оглядываясь назад, сказать, что первыми осваивали новое учителя, которым было интересно все новое, кто стремился быть в строю. От возраста это не зависело, по крайней мере, в тех школах, в которых мне пришлось работать. Возможно, кто-то это оспорит.

   Что же надо знать и уметь учителю для успешного применения ИКТ в учебно-методической работе? Во- первых, он должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий. Во-вторых, он должен уметь практически применять некоторые из них. В-третьих, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях.

   Автор Кручинина Г.А. выделяет следующее знания: знание основных видов ИКТ, перспектив их развития и существующих проблем; возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности; Web-форумов, электронных конференций, чат-конференций и др.); основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности и т.п.); различных подходов к построению типологии мультимедийных обучающих программ, наиболее популярных в мировой практике типов программ, классификаций программ по функциональному признаку (наиболее распространенных в нашей стране), характеристик отдельных типов обучающих программ; средств оценки образовательных сайтов в сети Интернет, обучающих программ и критериев их качества; различных видов дистанционного обучения на базе новых информационных технологий (далее НИТ); основных сайтов, осуществляющих дистанционное обучение (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности); форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в условиях использования НИТ; возможностей использования в образовательных целях пакета программ Microsoft Office, Microsoft Publisher, Fine Reader, программ-переводчиков и др.

Как видим, требования к знаниям достаточно серьезные. Что же учителя должны уметь? Тот же автор выделяет следующие основные умения: использования пакета программ Microsoft Office, программы Microsoft Publisher, программы Fine Reader, программ-переводчиков и др.; использования Internet для коммуникаций и сбора информации, необходимой в образовании; оценивать достоверность информации, приобретенной через ресурсы Сети, синтезировать эти данные, приобретаемые через Internet, в значимое целое; использование различных поисковых систем и каталогов; работать с различными видами телекоммуникаций. Мы видим, что и умений достаточно много и они разнообразны.

Приобретение знаний и умений проходит только в опыте творческой деятельности. Состоит таковой опыт в анализе информации о возможностях различных видов новых информационных технологий, в разработке моделей образовательных сайтов по предмету специализации, сайтов учебного заведения в сети Интернет (с использованием программы Microsoft Publisher); в подготовке докладов к электронным научно-методическим и методическим конференциям в сети Интернет.

Хотелось обратить внимание на разработку дистанционных курсов для размещения их в сети Интернет, что в настоящее время является актуальной для многих школ. Учащиеся, находящиеся на лечении, отдыхе или по иным причинам пропустившие уроки, могут воспользоваться таковыми курсами и не отстать по предмету. Авторы по анализу  данного направления в применении ИКТ отмечают, что наибольшую сложность составляет подготовка соответствующих дидактических материалов для данных курсов. Это новый аспект методической работы школьных учителей. Основной вопрос, это нехватка времени у учителя, тогда как техникой школа обеспечена, в большинстве своем, достаточно хорошо.

Учителю необходимо постоянно повышать уровень методической работы, предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации преподавателей, осуществляемую Институтами развития образования, через работу методических объединений и кафедр в школах, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет. Этот ресурс используется учителями достаточно активно и пользуется в учительской среде популярностью.

 В настоящее время необходимыми умениями для методической работы учителя школы: умение находить нужную научно-методическую и учебно-методическую информацию в сети Интернет, выставлять результаты научно-методической и учебно-методической работы на сайтах педагогической направленности, электронных педагогических журналах, электронных конференциях. Это особенно важно в современных условиях, так как некоторые научно-методические и научно-практические конференции доступны только через Интернет. Учитель имеет возможность не только прочитать содержание учебников, учебно-методических пособий по предмету, который он преподает, но и скачать соответствующие файлы на свой компьютер, распечатать нужные главы и отдельные методические рекомендации при подготовке к различным видам учебно-познавательной деятельности учащихся. Опыт деятельности учителей в данном направлении также пользуется популярностью. Сегодня использованием электронных учебных пособий никого уже не удивишь, стоит проблема отбора материала, нормирования использования данных пособий, чередования видов деятельности на уроке, чтобы избежать перегрузок учащихся и самого учителя.

    В заключение хочется отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности учителя способствует повышению эффективности учебного процесса  и повышению уровня его методической работы.

Литература:

  1. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. С. 126 - 136 . 
  2.   Кручинина Г.А.Использование учебно-методического пакета: «Педагогика: новые информационные технологии в учебном процессе» в системе подготовки студентов к педагогической деятельности / Подготовка педагога в условиях модернизации образования. Материалы региональной научно-практической конференции (18-19 марта 2003 года). – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. С. 176 – 179
  3. Шевцова Л.А. Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения. Автореф. дис… канд. пед.наук. Н.Новгород, 2005. -26 с. 
  4. Чеченина С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации. Автореф. дис…канд. пед. .наук. Н.Новгород, 2005. - 27 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики»

Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики» учителя информатики и математики МОУ лицея №6 г. Ессентуки Че...

Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки

Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса....

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы в...

Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности в английском языке"

Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)....

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

Использование икт в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника...