Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки
статья по музыке на тему

Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_lichnostno-orientirovannykh_tekhnologiy.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Использование

личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки

Долгополова Е.С. – учитель музыки

Высшая квалификационная категория.

МБОУ специальная (коррекционная)

школа-интернат №8г. Саяногорска.

В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно-ориентированное обучение».

        В содержание этого термина, вкладывают разный смысл. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних, слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, где используются разные формы дифференцированного обучения.

        Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно-сообразной деятельности общества), и учения (индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности.

Специально организуемое  обучение является основным, но далеко не единственным источником этого опыта. Существует ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения: его проектирования, реализации в практике работы.

Эти позиции таковы:

        - личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей и способностей как субъекта познания и предметной деятельности;

        - образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт возможность реализовать себя в познании учебной деятельности, поведении;

        - содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

        - критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качество, характер проявлений);

        - личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.

        Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

        Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса на уроках музыки предполагает специальное конструирование дидактического материала (схем, таблиц), музыкального материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического и музыкального обеспечения, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Проектирование образовательного процесса в личностно-ориентированной системе обучения не ограничивается, конечно, специальным конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем на уроке.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая совместно с классом, выделяет различные индивидуальные семантические «ходы» * (семантические «ходы» – те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом, т.е. один хорошо запоминает материал на слух, другой создает зрительный образ на прослушанное произведение, рассказ учителя) и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению.

Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласование, перевод того содержания, которым владеет ученик, на научное содержание, т.е. своеобразное «окультуривание» субъективного ученика. Именно такую задачу должен решать учитель с помощью всего класса на уроке.

Приведу фрагмент урока музыки во втором классе. Тема урока «Песня в жизни человека. Разные песни». На предыдущих уроках ребята разучивали и исполняли немало песен (и попевок), и вся вокально-хоровая работа была нацелена на усвоение этой важнейшей сферы музыки. Поэтому прежде, чем давать определение этих понятий, учителю следует выявить, что понимают под этими терминами ребята. Для этого организуется свободная беседа, стимулирующая ребят высказываться, не боясь ошибиться по поводу того, как они могли бы содержательно определить эти термины. В их ответах раскрываются индивидуальные «контексты», которые использует учитель, чтобы ненавязчиво перевести их к использованию музыкальных терминов. Меняется содержание вводимого материала, обязательно выявляются индивидуальные контексты его первоначального понимания. Так выясняется, что песня – наш друг, и она сопровождает нас повсюду. Песня – наиболее распространенный жанр музыки. Существуют песни народные (их сочиняет народ) и профессиональные (написанные композиторами). Песня необязательно должна звучать со словами и необязательно поется голосом. После прослушивания «Колыбельной» Г.Гладкова на основе непосредственного слухового восприятия ребята сами осознают не только то, что на фортепьяно прозвучала песня, но и определяют ее характер, дают ей название – «Колыбельная». При повторном звучании ребята могут напевать мелодию про себя, могут выразить ее в движении, как бы играя смычком на скрипочке или движение «колыхание»; т.е. отметить фразировку (смысловое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения).  Ребята почувствуют и передадут в движении нежный, ласковый, песенный характер этой музыки.

В этих условиях меняется и режиссура урока. Ученики не  просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают мальчики и девочки, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.

Именно такой урок называется личностно-ориентированным. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к  детям, а вместе с ним осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностнозначимым.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов (если это не проверочный урок), привлекает к работе всех учеников (и не только хорошо успевающих), обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать – «давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл, и будем в дальнейшем его придерживаться.

 Сформируем основные требования к личностно-ориентированному уроку:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

        - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

        - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

        - использование в ходе урока дидактического и музыкального материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

        - оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

        - поощрение стремления ученика находить свой способ работы;

        - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создания обстановки для естественного самовыражения ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образова...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности учителя

Цель моей работы: проанализировать использование информационных и коммуникативных технологий в деятельности учителя.Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте: 1.Определение основных знаний и уме...

Использование личностно - ориентированных принципов в обучении и развитии познавательных способностей

Изменился подход к процессу обучения: учитель не дает знания  в готовом виде, а организует деятельность школьников таким образом, чтобы знания добывались учениками, как под руководством учителя, ...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...