Урок по истории Курского края для 8 класса
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Горохова Нина Владимировна

Тема урока: Курские писатели XX века. Урок предназанчен для использавания на уроках истории и краевединия, на классныхчасах в г.Курске и области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 5»

Урок по истории Курского края для 8 класса

Тема: Курские писатели XX века

Подготовил:

учитель истории

МБОУ «Средняя школа № 5» г. Курска

Горохова Нина Владимировна

Цель урока: изучить биографии писателей-земляков XX века.

Задачи:

Предметные: познакомить с фактами биографии писателя Е.И. Носова, поэтов Е.А. Благининой, А.А. Харитановского и их произведениями, определить связь литературы с жизнью; увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества, проникнуть в  творческую лабораторию писателей, изучать их творческий метод, вкусы и пристрастия.

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;  учиться высказывать своё предположение,  развитие коммуникативных навыков, навыков умения работать в группе, с компьютерными технологиями, систематизировать знания о писателях-курянах; развитие психических процессов (памяти, слухового восприятия), мыслительной деятельности; развивать монологическую речь, умение слушать, сопоставлять, ассоциировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Личностные: воспитывать нравственные качества: любовь к родному краю, стране, чувство уважения к поэтам — землякам, к их творчеству; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Оборудование:

  1. Ресурсный центр – классная магнитная доска, компьютер, проектор.
  2. Раздаточный материал – листы с заданием
  3. Выставка книг Е.И. Носова, А.А. Харитановского.
  4. Материал и предметы из школьного музея (микрофон, записывающий магнитофон)

Описание урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи

Учитель организовывает погружение в проблему.

История каждого города, населенного пункта на территории нашей страны является по-своему уникальной и представляет интерес для изучения, потому, что это благородное дело - помнить о своей Родине, большой и малой, о людях, живущих на этой земле.

Отгадайте простую загадку

Мы изучаем милый край

И собираем сведения,

А называется урок просто 

В рамках исторического краеведения мы изучаем и биографию писателей и поэтов.

- Культура нашего города богата  именами выдающихся писателей и поэтов. Также многие  поэты,  путешествующие через Курский край, оставили интересные воспоминания,  поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». 

- Сформулируем тему нашего урока. «Курские писатели XX века»

Запишите дату и тему урока.

-А насколько важно рассматривать творчество именно местных поэтов? 
На уроке мы познакомимся с биографией и творчеством наших земляков -писателей, которые связаны не только с нашим городом, но и с  нашей школой.

На уроке мы ответим на вопрос: Как  Курский край повлиял на жизнь и творчество писателей и поэтов-земляков.

На уроке мы познакомимся с биографиями Елены Благининой, Евгения Носова, Александра Харитановского.

Слушают учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель  и задачу.

Ответ: Краеведение

Формулируют тему урока, записывают число и тему в тетради.

Ответ: Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю

  1. Изучение новой темы

Совместное исследование проблемы

Физминутка

  1. Переход к этапу решения частных задач

  1. Рефлексия.
  2. Итог. Домашнее задание.

Поиск решения учебной задачи

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Контроль

Сейчас эти группу будут представлять свои работы. А остальные внимательно слушать и заполнять таблицу.

Ф.И.О. писателя/ поэта

Годы жизни

Место рождения

Краткие сведения из биографии

Творчество (названия произведений, стихов, поэм)

Выступление первой группы. «Биография Е.А.Благининой»

Ф.И.О. писателя/ поэта

Годы жизни

Место рождения

Краткие сведения из биографии

Творчество (названия произведений, стихов, поэм)

  1. Елена Александровна Благинина

(1903-1989)

с. Яковлево. Орловская губерния

1913-1922гг.- обучение в Мариинской гимназии и в Курском педагогическом институте.

1922-1925гг.- обучение в Высшем литературно-художественном институте в Москве.

Поэтесса, переводчица.

«Посидим в тишине», «Радуга», «Сорока-белобока».

Считалки, песенки, сказки.

- Что связывает поэтессу и город Курск?

- Как вы думаете, повлияло ли обучение в нашем городе на дальнейшую деятельность Елены Благининой?

Выступление второй группы. «Биография Е. Носова»

- Этого писателя вы знаете еще с начальных классов. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, наш город к юбилею посветил много литературных вечеров в память о нем. Это писатель  Е. Носов. Хоть и Евгений Носов и не учился в стенах нашей школы, но его правнук сейчас учится в нашем классе. Артем Носов расскажет о своем прадедушке Евгении Носове.

Ф.И.О. писателя/ поэта

Годы жизни

Место рождения

Краткие сведения из биографии

Творчество (названия произведений, стихов, поэм)

Евгений Иванович Носов

 (1925—2002)

с. Толмачово Курской области

Ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен.

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем.

Важнейшие его темы — военная и деревенская.

Награжден Премией А.Солженицына 

«Красное вино победы»

«Усвятские шлемоносцы»

«На рыбачьей тропе».

«Где просыпается солнце?»

«В чистом поле за просёлком»

- Что же мы нового узнали о  жизненном пути Евгения Носова?

- Что записали в таблицу?

- О чем произведения писателя?

Перед вами небольшая выставка книг Е.И.Носова. Эти книги вы можете взять в библиотеке и познакомиться с очень интересными рассказами писателя.

Выступление третьей группы.

«А.А. Харитановский»

Постановка учебной задачи учителем. Организует учебное исследование для составления таблицы.

Ф.И.О. писателя/ поэта

Годы жизни

Место рождения

Краткие сведения из биографии

Творчество (названия произведений, стихов, поэм)

Александр Александрович Харитановский

(1953 -2010)

г. Грозный

В 1969 г. закончил школу № 5 г. Курска.

Публикуется с 1972 года в газетах Курска.

Журналист, поэт. Снял эпизоды о Чеченской войне.

«Славороссия»

«Красная книга»

«Выдох»

«Проводы зимы»

«Иван-гора»

Рассказ учителя о предметах, которые передал отец Харитановского в школьный музей.

Рассказ о выставке книг А.А. Харитановского- младшего.

Диагностика работы, оценивает выполнение каждой операции.

Ответим на вопрос, поставленный вначале урока: Как  Курский край повлиял на жизнь и творчество писателей и поэтов-земляков.

Задание.  О каком писателе или поэте идет речь?

  1. «Многие его рассказы посвящены деревне, повествуют о ее нелегкой жизни и скромных, но прекрасных людях-тружениках: "Шуба", "Варька", "В чистом поле, за просёлком...»
  2.  «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута.
  3. В оптике существует понятие «светосила» - способность объектива лучше или хуже фиксировать объем изображения. Но в телекамере, которую держал поэт была еще и сила ума, творческого горения бесстрашия».
  4.  «Писателю была присуждена премия им. М. Шолохова и премия им. А. Платонова, за рассказ «Яблочный спас» - международная премия «Москва-Пенне». Почетный гражданин г. Курска, Герой Социалистического Труда.»
  5.  «Живет не просто на Камчатке или в Курске, а в великой стране и в XX веке, столетии великих открытий и свершений».

Домашнее задание: перед вами портреты писателей-курян XX века, с которыми на уроке не успели познакомиться. Об одном из них вам необходимо самостоятельно прочитать биографию и основные сведения записать в таблицу.

Рефлексия:

- О каких поэтах и писателях, связанных с нашей школой, мы узнали?

Закончите следующие предложения:

  1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…«

2. "Особенно мне понравилось…«

3. "После урока мне захотелось…"

Составьте синквейн со словом урок.

За десять дней до урока в классе были выделены три творческие группы, которые должны были составить краткую биографию поэта или писателя, подготовить презентацию.

Рисуют таблицу в тетради.

Выступают Шульгина Влада и Чаплыгина Даша.

Остальные ученики выполняют задание в таблице.

Запоминают. Анализируют, выделяют главное.

Осознанно строят речевые высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Выступление Артема Носова.

Анализируют, выделяют главное.

Фиксируют основные моменты из биографии.

Отвечают.

Осуществляют самоконтроль.

Выступают Беляева Анна, Болотова Катя, Шумакова Аня, Новикова Таня.

Заполняют таблицу, сравнивают с правильным ответом.

Рассматривают предметы, задают вопросы.

Ответы: 1 - Е.И. Носов,

 2 -Е.А.Благинина,  

3 -А.А.Харитановский,

4 -  Е.И. Носов,

5 - А.А.Харитановский.

Записывают домашнее задание в дневники.

Рефлексия своих действий.

Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Составляют синквейн.

Приложение

  1. Биография Е. Благининой

Елена Александровна Благинина — поэтесса, уроженка Орловской губернии. Елена Александровна родилась 27 мая 1903 году в селе Яковлево Орловской губернии. Вскоре после её рождения семья переехала в Курск в Ямскую слободу. Семья Лены была бедной. Ее отец работал  багажным кассиром на железнодорожной станции Курск-1, дедушка был священником. В семье любили читать. Отец выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями. Стихи Елена Благинина начала писать в восьмилетнем возрасте.  Будущая поэтесса мечтала стать учительницей.

В 1913 году Елена Благинина поступила в Мариинскую гимназию, училась с большой охотой и продолжала писать стихи. После окончания гимназии в 1921 году поступила в Курский педагогический институт, который и связал жизнь Елены Благининой с нашей школой. В здании нашей школе № 5 после революции 1917 года был педагогический институт народного образования, где готовили педагогов для трудовых школ и техникумов. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла Елена за семь километров от дома в институт. Но желание писать оказалось сильнее. И тогда же, в студенческие годы, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Благинина была активной участницей собраний Курского союза поэтов. Начала писать  взрослые стихотворения, потом — детские. Но главная интонация от перемены "возраста" не поменялась и не погасла, как будто отсвет от благозвучной фамилии — Благинина — так и остался на книжных страницах:

Дым качнулся спросонок

Над соседской трубой…

Прилетел снегиренок

На сугроб голубой.

Неизвестно откуда

В этот бережный час

Красногрудое чудо

Под окошком у нас…

В 1921 году в сборнике "Начало" было опубликовано ее первое стихотворение "Девочка с картинкой".

В 1922 Благинина опубликовала свои стихи в сборниках "Золотое зерно" и "Альманах первый", издаваемых "Курским союзом поэтов". Эти стихи сразу же привлекли внимание столичных литературных критиков, в частности, Рождественского. Много стихов Благинина публиковала в газете "Курская правда".

В 1922 году она уехала в Москву, где в 1925 окончила заочное отделение Высшего литературно-художественного  института им. В. Я. Брюсова. Несколько лет работала в экспедиции газеты «Известия».

Была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым

 В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала "Мурзилка» появилось новое имя — Е. Благинина.

За журнальными публикациями последовали книги. Первая книжка для детей "Осень" вышла в 1936 году в Москве, затем последовали сборники "Сорока-белобока" , "Вот какая мама" ,, "Посидим в тишине"  и др., а также сборники  сказок и пьес для детского театра кукол.

Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Работала она и над переводами.

В основе творчества Е.А. Благининой лежат русские народные сказки-пестушки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. Е. Благинина пишет о простом и вечном — о заботах матери, о том, как растет дитя, что видит вокруг, чему учится, во что играет. Неразрывно с мотивом детства звучит тема природы — деревенской, ласковой, доброй.

Она писала стихи, искрящиеся юмором, "дразнилки", "считалки", "скороговорки", песенки, сказки. Но больше всего у нее было стихотворений лирических.

Умерла знаменитая поэтесса  в Москве 24 апреля 1989 году, похоронена в г. Голицыно, Московская обл., Одинцовского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Календарно тематическое планирование по истории Курский край -7 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края -  7 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  7 класс. Составлена на основе  Региональ...

Календарно - тематическое планирование по истории Курского края - 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 6 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  6 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Календарно - тематическое планирование по истории Курского края - 5 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 5 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  5 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Календарно тематическое планирование по истории Курский край -8 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 8 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  8 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Презентация по истории Курского края 7 класс "Родной город"

Презентация поможет провести урок-заочную экскурсию по городу Курску, познакомить с его историей....

Урок по истории Курского края "Географическое положение. Агроклиматические ресурсы"

Размещается конспект урока краеведения "Географическое полоение. Агроклиматические ресурсы".  Урок дан для 8 класса, 2 год обучения. Учебник  "История и современность Курского...