Рабочая программа по истории. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Манаенкова Раиса Павловна

Данная программа по истории разработана и адаптирована для учащихся 6 класса детей с ОВЗ (глухие и слабослышащие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_klass.doc528.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории

                                                   

Класс

6

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Кол-во контрольных работ в год

2

Кол-во самостоятельных работ в год

4

УМК


1.  Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвящение, 2012. – 288 с.

  1. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. М.: Просвящение, 2010. – 256 с.

Программа

  1. Рабочая программа. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.
  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

2015-2016 учебный год


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.
  3. Основная образовательная программа основного (среднего) общего образования  

 на 2014-2015 учебный год.

  1. Примерные  программы  по  учебным  предметам.  История.  5-9  классы:  проект.  –  М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Средних веков для параллели 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ее основе лежат примерные программы основного (общего) образования по истории, а так же авторская рабочая программа:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе двух учебников:

Класс

Учебник

Автор

Издательство, год

6

История Средних веков

Е.В. Агибалова Г.М. Донской

М.: Просвещение, 2012

6

История России с древнейших времен до конца XVI века

А.А. Данилов Л.Г. Косулина

М.: Просвещение, 2014

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса г

ГБОУ СКОШИ №52. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:

  • создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;
  • воспитание у подростков патриотизма – уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;
  • овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;
  • формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Структура и график прохождения программного материала

Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса, согласно действующим нормам, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом:


Класс

Объѐм учебного времени

Разделы рабочей программы

Всеобщая История

История России

6

68 ч.

История Средних веков

34 ч.

История России с древнейших времен до конца XVI века

34 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой – сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала на ступени 6 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации  в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического  периода  реализуются  в  рамках  двух  отделов  –  «Всеобщая  история»  и

«История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей  поведения.  Связь  курсов  истории  и  географии  расширяет  знания  учащихся  о


закономерностях        пространственной        организации        мира,        закрепляет        умение        пользоваться статистическим и картографическим материалом.

Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:

  • передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • составлять план, тезисы конспекта;
  • уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе  по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;
  • осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в следующих качествах:

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулиро- вать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:

  • овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;
  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем  и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей (например, Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана IV Грозного и др.).

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«История Средних веков» (34 ч).

Введение.

Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). (5 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков?

Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны.

«Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

Тема 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. (3 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись.

Культурные связи Византии.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств.

Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .

Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина».

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.


Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей.

Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.

Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509).

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских  войн. Значение гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (5 часов)

Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».

Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература.

Городская литература. Данте.

Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы.

Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки.

Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.

Заключение. 1 час. Наследие Средних веков в истории человечества.

«История России с древнейших времен до конца XVI века». (34 ч.)  Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. (9 часов)

Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912- 945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).

Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное ремесло. Жилище. Одежда.

Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. (9 часов)

Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113- 1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.

Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.


Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности культуры XII – XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. (16 часов)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III (1462-1505). Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Московское государство в конце XV – начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим».

Реформы  Избранной  рады.  Боярское  правление.  Укрепление  центральной  власти.

Стоглавый собор. Реформа местного управления.  Военная реформа.

Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского ханства. присоединение Астраханского ханства. значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Опричнина. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными.

Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XV веков. Развитие литературы XVI века.

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Зодчество в XIV – XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV – XIV веков. Андрей Рублев.

Быт XV – XVI веков. Города. Русская изба. Одежда. Еда.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема урока

Всего часов

Дата

Форма организации уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности

Вид контроля

Д/З

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(УУД)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (34 часа)

1

Введение

1

5.09

лекция

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Стр. 4-7

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) 6 часов

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

2

8.09-12.09

Комбинирова нный урок

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне.

Занятия германцев.

Выделение знати. Падение Западной Римской империи.

Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

опрос

§1

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

15.09

Комбинирова нный урок

Христианская церковь.

Монастыри.

работать с историческими документами.

опрос

§2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

19.09

Комбинирова нный урок

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и еѐ распад.

Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

опрос

§3

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.

1

22.09

Комбинирова нный урок

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя.

Каролингское Возрождение.

Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

опрос

§4

6

Англия в раннее Средневековье

1

26.09

Семинар

Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Представления людей о мире.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о

тест

§5


мире.

Тема 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. 5 часа

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

2

29.09-03-10

Комбинирова нный урок

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

опрос

§6

8

Культура Византии

1

06.10

Комбинирова нный урок

Культура Византии.

Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства

опрос

§7

9

Образование славянских государств

2

10.10-13.10

Комбинирова нный урок

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян.

Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

опрос

§8

Тема 3. Арабы в VI – XI веках. 2 часа

10

Возникновение ислама.

Арабский халифат и его распад

1

17.10

Комбинирова нный урок

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе..

Работать с контурной картой.

опрос

§9

11

Культура стран халифата

1

20.10

Семинар

Распространение ислама.

Культура арабов

Cоставлять описание произведений искусства.

тест

§10

Тема 4. Феодалы и крестьяне. 3 часа

12

Средневековая деревня и ее обитатели

2

24.10-27.10

Комбинирова нный урок

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян.

Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

опрос

§11

13

В рыцарском замке.

1

10.11

Комбинирова нный урок

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

опрос

§12


Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 часа

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

14.11

Комбинирова нный урок

Возникновение городов.

Устанавливать причинно- следственные связи (на примере возникновения городов).

опрос

§13

15

Торговля в Средние века.

1

17.11

Комбинирова нный урок

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Использовать иллюстрации при описании

опрос

§14

16

Горожане и их образ жизни.

1

21.11

Семинар

Городские сословия.

Городское управление. Жизнь и быт горожан.

Средневековые города – республики.

Устанавливать причинно- следственные связи (на примере возникновения городов).

тест

§15

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. 3 часа

17

Могущество папской власти.

Католическая церковь и еретики.

1

24.11

Комбинирова нный урок

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь.

Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

опрос

§16

18

Крестовые походы.

2

28.11-01.12

Комбинирова нный урок

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно- рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

опрос

§17

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) 6 часов

19

Как происходило объединение Франции.

1

05.12

Комбинирова нный урок

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап

опрос

§18

20

Что англичане считают началом своих свобод

1

08.12

Комбинирова нный урок

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей.

Парламент. Сословная

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и

опрос

§19


монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Англии; делать выводы.

21

Столетняя война.

1

12.12

Комбинирова нный урок

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

опрос

§20

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

15.12

Комбинирова нный урок

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

опрос

§21

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

19.12

Комбинирова нный урок

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

опрос

§22

24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках

1

22.12

Семинар

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии.

Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям

тест

§23

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. 2 часа .

25

Гуситское движение в Чехии.

1

26.12

Комбинирова нный урок

Чехия в XIV веке. Ян Гус.

Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

опрос

§24

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

29.12

Комбинирова нный урок

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок- османов).

опрос

§25

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 5 часов

27

Образование и философия

1

12.01

Комбинирова нный урок

Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

опрос

§26


Развитие знаний и церковь.

28

Средневековая литература

1

16.01

Комбинирова нный урок

Место религии в жизни человека и общества

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

опрос

§27

29

Средневековое искусство.

1

19.01

Комбинирова нный урок

Искусство раннего Возрождения

Выявлять новые черты в искусстве;

опрос

§28

30

Культура раннего Возрождения в Италии

1

23.01

Комбинирова нный урок

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

опрос

§29

31

Научные открытия и изобретения

1

26.01

Комбинирова нный урок

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения.

Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и

изобретениях.

опрос

§30

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 часа

32

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

 2.02

Комбинирова нный урок

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей.

Культура средневекового Китая. Индийские княжества.

Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

опрос

§31

33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

6.02

Комбинирова нный урок

Народы Америки.

Государства. Культура. Государства и народы Африки

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

опрос

§32

34

Итоговое повторение

1

9.02

Семинар

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте.

Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности их развития.

Контрольная работа


ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

(34 часа)

Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. 9 часов

35

Введение

1

13.02

Комбиниров анный урок

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном

опрос

Стр. 4-6

История региона – часть

изложении учителя.

истории России.

Исторические источники.

36

Древнейшие народы на территории России.

1

16.02

Комбинирова нный урок

Древние люди на территории нашей страны.

Происхождение и расселение восточных славян.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами

опрос

§1

37

Восточные славяне.

1

20.02

Комбинирова нный урок

Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян.

Управление. Племена

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян;

опрос

§2

Восточной Европы:

работать с историческими

расселение, занятия,

документами. Работать с

верования. Тюркский и

исторической картой;

Аварский каганаты.

выявлять сходства и

Хазарский каганат. Волжская

отличия государств.

Булгария и Византия.

38

Формирование Древнерусского государства.

1

27.02

Комбинирова нный урок

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Устанавливать причинно- следственные связи (на примере образования

опрос

§3

Совершенствование приемов

Древнерусского

земледелия, развитие ремесла

государства); работать с

и торговли, появление

документами.

городов. Варяги. Образование

Древнерусского государства.

39

Первые киевские князья

1

2.03

Комбинирова нный урок

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность

Показывать на карте походы князей; давать характеристику

опрос

§4

Олега, Игоря, Ольги по

деятельности князей

укреплению Древнерусского

государства. Походы

Святослава.

40

Владимир Святославович.

1

6.03

Комбинирова

Борьба за киевский престол. Начало правления князя

Устанавливать причинно- следственные связи (на

опрос

§5


Принятие христианства.

нный урок

Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

примере принятия христианства); делать выводы.

41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

9.03

Комбинирова нный урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление

государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

опрос

§6

42

Культура Древней Руси.

1

13.03

Комбинирова нный урок

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество.

Письменность и грамотность.

Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры

опрос

§7

43

Быт и нравы Древней Руси

1

16.03

Комбинирова нный урок

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения

опрос

§8

Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках 9 часов

44

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

20.03

Комбинирова нный урок

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

опрос

§9

45

- 46

Главные политические центры Руси.

1

23.03

Комбинирова нный урок

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев.

Возвышение Владимиро- Суздальского княжества.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских

опрос

§10- 11


Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко- Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

князей.

47

Нашествие с Востока.

1

27.03

Комбинирова нный урок

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.

Поход на Новгород.

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

опрос

§12

48

- 49

Борьба Руси с западными завоевателями

1

6.04

Комбинирова нный урок

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва.

Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

опрос

§13

50

Русь и Золотая Орда

1

10.04

Комбинирова нный урок

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и еѐ последствия на развитие Руси.

опрос

§14

51

Русь и Литва.

1

13.04

Комбинирова нный урок

Формирование Литовско- Русского государства.

Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно- следственные связи (на примере Литовско- Русского государства).

опрос

§15

52

Культура русских земель в XII

– XIII веках.

1

17.04

Комбинирова нный урок

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература.

Идея единства Русской земли в произведениях культуры.

Зодчество. Живопись.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

опрос

§16

Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. 16 часов


53

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

20.04

Комбинирова нный урок

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель.

Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

опрос

§17

54

- 55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва.

1

24.04

Комбинирова нный урок

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой.

Куликовская битва и еѐ значение. Дмитрий Донской

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

опрос

§18

56

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

1

27.04

Комбинирова нный урок

Василий I. Московская усобица, еѐ значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

опрос

§19

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

30.04

Комбинирова нный урок

Конец ордынского ига. Иван

III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение

Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

опрос

§20

58

Московское государство в конце XV – начале XVI века

1

4.05

Комбинирова нный урок

Усиление великокняжеской власти. Местничество.

Система кормлений.

Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

опрос

§21

59

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

1

8.05

Комбинирова нный урок

Изменения в положении Русской православной церкви.

Монастыри. Ереси.

Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы

опрос

§22


Рим».

60

Реформы Избранной рады

1

11.05

Комбинирова нный урок

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г.

Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления.

Стоглавый собор. Военные реформы

Устанавливать причинно- следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы

опрос

§23

61

- 62

Внешняя политика Ивана IV

1

15.05

Комбинирова нный урок

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

опрос

§24

63

- 64

Опричнина.

1

18.05

Комбинирова нный урок

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать

выводы об итогах развития государства

опрос

§25

65

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

22.05

Комбинирова нный урок

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории

опрос

§26

67

Архитектура и живопись в XIV

– XVI веках

1

25.05

Комбинирова нный урок

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек.

Андрей Рублев.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

опрос

§27

68

Быт XV – XVI веков.

1

27.05

Комбинирова нный урок

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей

опрос

§28

69

Подведение итогов

1

29.05

Семинар

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал

Контрольная работа


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебный план МБОУ СОШ №64 на 2013-2014 учебный год;

Рабочая   программа.   А.А.   Данилов,   Л.Г.   Косулина   История   России.   6-9   классы.

Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвящение, 2012. – 288 с.

История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. М.: Просвящение, 2010.

– 256 с.

Оборудование и приборы: компьютер, интерактивная доска.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Прогнозируемый результат изучения

Результатом обучения истории в 6-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. В результате изучения курса учащиеся должны (знать/понимать):

основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и истории России в изучаемый период;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода; В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками:
  • соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов)
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной  культуры;

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

В ходе изучения предмета с целью контроля результативности работы предполагается проведение тестирования, письменных контрольных работ по итогам полугодия; письменных проверочных работ.

Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.


Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2»- определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Нормы оценки тестовых заданий: оценка «5» - 81-100% выполненных заданий; «4» - 61-

80%; «3» - 41-60% соответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...