Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_olimpiyskie_igry.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об авторе

Автор(ы):  Бозяева А. И.

Место работы, должность:

Учитель истории и обществознания МОУ «Чисменская ООШ»

Регион: Московская обл., Волоколамский район.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 5 класс

Предмет(ы): Всеобщая история

Место данного урока в системе учебных занятий по разделу или теме:

Данная тема изучается по учебнику А. А. Вигасина, О. С. Сороко- Цюпы . - М.: Просвещение, 2011 г. в 3 четверти 2 полугодия. На изучение этой темы отводиться

 2 часа. Первый час отводиться историческому происхождению и правилам организации Олимпийских Игр в Греции, второй- 5 незабываемым дням их проведения.

Цель урока: дать определения новым историческим понятиям; активно и творчески подходить к исследовательским темам, развивать умение правильно применять свои знания по истории и традициям проведения Олимпийских игр Древней Греции в учебной деятельности; развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, творческое и логическое мышления.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.

Задачи урока: Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
  3. Достигать знания через использование игровых технологий.
  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Содержание урока: все виды УУД формировались на всех этапах урока.

Регулятивные: умение выстраивать версии по вопросу « Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня;

Познавательные: умение владеть смысловым чтением, вычитывая фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают Олимпийские игры.

Коммуникативные: Используя ИКТ, смогут найти информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах в различных знаковых системах.

Результаты образовательной деятельности: применялась диалоговая форма общения. Прослеживалась реализация развивающей функции обучения и развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Результатом образовательной деятельности учащихся являются:

Предметные результаты, где уч-ся учатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков , рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя разные источники.

Личностные, где прививаем уважение к разной межэтнической культуре и понятию «толерантности» в современном Олимпийском движении.

Метапредметные: способность ученика применять знания на практике и в жизни.

На уроке использована авторская презентация. Класс работоспособный и мы быстро находим контакт. Урок проведен по требованиям ФГОС второго поколения. Данная работа по совершенствованию знаний продолжится и на следующем уроке.

Учащихся в классе (аудитории): 10 человек.

Используемые учебники и учебные пособия: 

    Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2009.
    История древнего мира: рабочая тетрадь для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.:Дрофа, 2008.

Используемая методическая литература: 

    Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 кл. Методическое пособие -.М.:Дрофа,2008
    Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.

    Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Михайловского.–М.:ВАКО, 2007.–304 с

Используемое оборудование: 

1.    Интерактивная доска
2.    Презентация (слайд-шоу по теме урока)
3.    Раздаточный материал.
4   Жетоны для оценивания в форме греческой монеты.

Используемые ЦОР: 

1.  «Атлас Древнего мира»
2.Всемирная история в датах (Древний мир и средние века)
3.Уроки всемирной истории .Древний мир.(виртуальная школа Кирилла и Мефодия)



План урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала.
3. Агон. 1. На пути к Олимпу!
4. Агон 2. Мифы об основании Олимпийских игр.
5. Агон 3. Организация Олимпийских игр. 5 незабываемых дней.

6 Подведение итогов урока. Рефлексия. Дом. задание.

                                                                         Ход урока:
             1.
Организационный блок
               Инструкция по работе на уроке.

                Упражнение на внимание. 

2  Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: 
Слайд 1  
Учитель:   - Скажите мне, какую страну вы сейчас изучаете? Чем отличается государственное устройство Др. Греции 7-8 в. до н. э. от государственного устройства других древних  

 цивилизаций ? (ответы).

               Что помогло Греции дать настоящий отпор могущественной Персидской державе? (ответы).

               Что объединяло всех Греков, живших в часто враждовавших между собой государствах?

                Нам нужно отгадать 3 опорных слова. Если мы их отгадаем правильно, то расшифруем еще одно —  для нас.

                Кроссворд.

                Работа с историческим словариком.
            Учитель:  А вот я прошлым летом  путешествовала в Крыму. Посетила город Херсонес. В Херсонесе я    

              зашла в старинную лавку, чтобы купить сувенир на память. Там  мне приглянулась небольшая ваза,   

             сделанная в этом городе. (Верчу вазу в руках) О, а что это такое? Письмо? Что тут написано?

                Слайд 2 (Учитель   читает):  «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со

               всех концов страны, кто пешком,  кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В  

               небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я

               стал расспрашивать его:

               Скажите, любезный, а куда все спешат?
-  

                А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы

               пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто

               из них величайший спортсмен Греции?

               А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее  нападать на путников в это время? Мне

              говорили, что дороги здесь небезопасны…

         -     Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»

              Учитель:   (Верчу письмо в руках) На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое

              событие описывает путешественник? (ответы учащихся)

             Слайд 3   Учитель Действительно, речь идет об Олимпийских играх.  Музыканты посвящали им

             гимны. Поэты воспевали  в стихах. Поэт Пиндар писал: (Учитель   читает со слайда.)
            В ходе нашего урока мы должны найти ответ на вопрос: «Правда ли, что Олимпийские игры были  

             любимым общенациональным   праздником древних греков» (постановка проблемного вопроса)

           
Учитель:   Спорт популярен   и в наши дни

            Вопросы:
          1.    Поднимите руки, кто  делает по утрам зарядку?
          2.    Поднимите руки,  кто занимается в спортивных секциях?
          3.    А проходила ли раньше Олимпиада в нашей стране? Зимняя или летняя? А в Сочи какая была,    

                 зимняя или летняя?

           Вижу, что вы и сами спортом занимаетесь, и готовы поболеть за свою команду!


            Слайд 4.

           Стадия Осмысление содержания.          

          
3. АГОН 1   «На пути к Олимпу!»

         
Учитель: Я знаю, что к сегодняшнему уроку вы готовили сообщения по следующим темам:

            (ЗАЧИТЫВАЮ).

           Я предлагаю вам поучаствовать в олимпийских агонах. ( работа со словарем). А я буду выступать в    

           роли судьи — элланодика. Успешные ответы я буду поощрять жетонами.

           Слайд 5
          Учитель:.Город Олимпия располагался в Южной Греции — туда как правило добирались или    

           сухопутным путем или морем. Съезжались туда 1000 зрителей из разных городов Эллады, включая  

           колонии.

           Сообщение ученицы.

           Вопросы: Объясните, почему центром Олимпийских игр стала Олимпия, а не другая территория?

           ( ответы уч-ся)          


          А теперь трудное творческое задание: проложите наиболее оптимальный маршрут из своего города  

        («Сиракузы», «Херсонес», «Афины», «Кирена») до Олимпии. Объясните, как и на чём вы добрались до

           Олимпии).

          Учащиеся отмечают путь на интерактивной доске, рассказывают, как и на чем они добираются до  

           Олимпии).

          Покажите этот путь на доске. Объясните, почему выбрали этот путь?
         Каждый участник команды за проложенный маршрут получает по жетону.

          Слайд 6. « Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы

          осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе......

          Вопрос: Как вы думаете, какое наказание понесли спартанцы? (ответы). Уч-ся получают жетоны.         

 
        4.  АГОН 2  «Мифы»

         Учитель:   Итак,  друзья,  мы прибыли в Олимпию. Вот этот прославленный стадион.

          Слайд 7. (словарная работа).

          Учитель:   - Древние греки сложили очень много мифов о происхождении Олимпийских Игр. Давайте

          познакомимся с некоторыми из них.

         Слайд 8. Слово команде 2. Миф о Зевсе и Кроне.

         Задание участникам команды:. Придумайте  названия этому мифу?        

         Миф об основании Олимпийских игр
        В древние времена миром правил отец Зевса бог -  Крон. Его супругой была богиня Рея.
         Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи  

         рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец.  Но вот у Реи

         родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону  не ребенка, а завернутый в

         пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень.     

         Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул  

         проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за  

         власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.
       
 Вопросы к документу (дополнительные):

         1.    О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.
        2.    Назовите событие, в честь которого возмужавший Зевс повелел устроить состязания атлетов.
        3.    Благодаря чему Олимпийские игры получили своё название?
        4.    В память какого легендарного события были устроены первые  состязания?
        5.  Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?


       
Слайд 9   Учитель:   Древние греки объясняли возникновение игр по – разному. Одни считали основателем игр Зевса, другие – Ифита, третьи – Геракла,  четвёртые – Пелопса. С этими мифами вы можете познакомиться самостоятельно.  Почему же было так много  преданий об основании Олимпийских игр? (ответы учащихся). Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
       
Слайд 10. (о гречанке). (ответы на вопросы в конце документа).

       
5.  АГОН  3.  «Организация Олимпийских игр».

         Выступления уч-ся, вручение жетонов.
 
       Вопрос: Составьте  список  требований   к участнику  Олимпийских  игр в древней Олимпии?
      (каждый участник  команды отвечает по очереди, за каждый ответ – жетон).


         Наводящие вопросы:

          Кто мог стать участником Олимпийских игр?
         Что запрещалось?
         Давайте посмотрим на слайд, и сверим ответы. Правильно мы составили требования к участнику    

          Олимпийских игр? Правильно. Жетоны.
         В первый день соревнований атлеты приносили клятву чести. После этого приносили жертву богам. В  

          храмах зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.  Следующие 3 дня  

          отводили состязаниям. Ребята, перед началом состязаний в Древней Греции все спортсмены

          разминались! Дававйте и мы проведем небольшую зарядку!

          Физминутка.

          Резерв. Работа с приложением «Клятва чести». Шаблоны на партах.

     
    6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

          Ребята, я вас поздравляю! Вы все стали обладателями жетонов, которые помогут вам стать  

          свидетелями олимпийских зрелищ .Но на них мы сможем попасть лишь на следующем уроке.

          А сейчас, давайте пожалуйста, мы проанализируем все полученные знания на сегодняшнем уроке и  

          для себя ответ на вопрос: « Почему же Олимпийские игры считали любимым общенациональным,  

          укрепляющим государства праздником древних греков ?

          (ответы учащихся).

          Стадия Рефлексия.

          Первый тур состязаний завершен. Каждой команде предлагаю оценить свою работу на уроке по  

          пятибалльной шкале ( надо обвести свой пальчик).

          Домашнее задание: №  33, прочитать и составить рассказ об Олимпийских играх.          

          Мальчики — от лица, участников,
         девочки — от лица зрителей.

          Отметки

           Спасибо за урок!

           ПРИЛОЖЕНИЕ 2.(если надо определить победителя).

Учитель: И наше соревнование тоже  завершается. Чтобы нам определить победителя, командам предлагается текст с ошибками.
Олимпийские игры  в древности
  (текст с ошибками)

Задание: найдите 12 ошибок.

    Один древний грек рассказывал своим внукам:
 «Как сейчас помню, 450-й год до н.э. был годом Олимпийских игр. За 5 лет до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком, поскольку денег на оплату повозки у меня не было.
 Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С её вершины дул пронизывающий ветер, особенно мёрзли женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял своё место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошёл в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.
 На всю жизнь я запомнил те незабываемые 10 дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры».
( затем текст передаётся команде противнице, ошибки отмечаются на интерактивной доске командами по очереди, все проверяют, считают количество правильных ответов)
Слайд 20   Олимпийские игры  в древности  (текст с ответами)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Урок истории в 5 классе "Путешествие в древнюю Грецию"

урок-путешествие по древней Греции...

Самоанализ урока истории 5 класс «Олимпийские игры в древности»

Самоанализ урока истории5 класс«Олимпийские игры в древности»...

методическая разработка урока истории для 5 класса по теме: "Древняя Греция и Крит".

Методическая разработка урока истории Древнего мира по теме "Древняя Греция". Исследование природно-климатических условий и их влияние на формирование государственности в данном регионе....

Урок истории, 5 класс. Олимпийские игры.

В презентации собраны основные факты, требующиеся пятикласснику при прохождении курса истории. Также в дкладе находится новейшая информация, доказанные исторические факты. Разделение урока на две част...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция...