Элективный курс "Юный архивист"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Научное исследование гуманитарного направления, как известно, базируется на анализе письменных источников. Без непосредственной работы учащихся с документом, без анализа его содержания (а это собственно и представляет исследовательскую  работу) создание нового знания невозможно. Среди письменных источников доминирующее место принадлежит архивным документам, которые отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_arhivist.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Юный архивист»

Пояснительная записка

Элективный курс «Юный архивист» является составной частью организации научно-исследовательской работы обучающихся.

Научное исследование гуманитарного направления, как известно, базируется на анализе письменных источников. Без непосредственной работы учащихся с документом, без анализа его содержания (а это собственно и представляет исследовательскую  работу) создание нового знания невозможно. Среди письменных источников доминирующее место принадлежит архивным документам, которые отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение.

Организация курса предполагается теоритическую подготовку и практические занятия на базе архивного отдела муниципального образования.

Подобные практикумы решают такие задачи:

  • знакомство с краткой историей архивного дела в регионе, с правилами и особенностями работы читального зала, основными принципами комплектования архива;
  • характеристика некоторых архивных терминов, с которыми придётся столкнуться будущим исследователям;
  • создание представления о составе и содержании фондов;
  • определение примерного перечня краеведческих направлений и тем в качестве перспектив НИР.

Архивисты должны направить потенциальных пользователей по целесообразному пути, создать некий алгоритм научно-исследовательской работы. Тесно контактируя с документом на практическом занятии, исследователь не просто добывает те или иные знания, он приобретает  навыки  научно-исследовательской работы, включая навыки источниковедческого анализа. Использование архивных документов, тем самым, не только пополняет научное информационное пространство новыми фактами, знаниями, понятиями и т.д., но и посредством организации исследовательской работы школьников в архиве готовит будущие кадры для гуманитарной науки. Архивисты, со своей стороны, получают возможность воспитывать бережное отношение к архивному документу как часть общей культуры человека информационного общества.

Цель курса:

Создание условий для формирования и развития у учащихся навыков  научно-исследовательской работы.

Задачи курса:

  1. познакомить учащихся с теоретическими аспектами ораганизации архивного дела;
  2. формировать интеллектуальные и практические умения при работе с историческими документами;
  3. формирование умений владения специальной терминологией;
  4. формирование умения оценивать окружающую действительность, исторические факты, личности и явления на основе знаний, полученных в процессе анализа документа.

 В результате изучения основнах вопросов курса у учащихся должны сформироваться:

  • учебно-познавательная компетентность (развитие навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов)
  • информационная компетентность (отбор информации, необходимой для решения проблемы, преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности)
  • общекультурная компетенция (формирование опыта деятельности с актово-юридическими документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры)

Курс рассчитан на  13 часов.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Всего часов

Форма контроля

лекция

практикум

Вводный урок. История архивного дела.

1

1

Виды архивных документов. Сроки хранения.

2

1

1

Методика работы с текстовыми документами.

2

2

Выполнение заданий

Фотография как источник: методика и практика работы с фотоизображением.

2

1

1

Индивидуальная аналитическая работа

Методика работы с графическими изображениями.

2

1

1

Индивидуальная аналитическая работа

Методика работы с исторической картой

2

1

1

Выполнение заданий

Итоговое занятие

2

2

Анализ исторического источника с ответом на вопросы

Итого

13

Содержание программы

Вводный урок. История архивного дела (1 час)

Понятие архив. История создания архивов. Архивное дело в советское время и до современности.

Виды архивных документов. Сроки хранения (2 часа)

Виды документов подлежащих передаче в архив.  Сроки хранения документов в архиве.

Методика работы с текстовыми документами (2 часа)

Методы последовательно-текстуального изучения источников: выяснение сущности события, факта; определение причины его происхождения; выявление взаимодействие с окружающей действительностью; определение значения события для времени его совершения и современности; выделение возможных вариантов использования исторического опыта.

Методы поэтапного изучения источников:

-подготовительный этап (уяснение терминологии, выяснение причин, и условий создания документов, разбор фактов и событий, …)

-уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника, уяснение идей и положений, запись содержания)

Фотография как источник: методика и практика работы с фотоизображением (2 часа)

Фотография как источник. Герои фотографий. События, отраженные на фотографии. Замысел автора. Достоверность иображения. Полученная нформация.

Методика работы с графическими изображениями (2 часа)

Понятие «графическое изображение».        Идентификация, понимание, интерпретация, оценка как этапы работы с графическими источниками.

Методика работы с исторической картой (2 часа)

Основные характеристики карты.  Разновидности карт. Правила и приемы работы с картой.

Итоговое занятие (2 часа)

Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, создание проектов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"

Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"...

"Духовные покровители казачества" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")

В разработке урока по кубановедению (7 класс), опубликованной в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани", речь идет о духовных покровителях кубанского казачества, о хра...

"Подвиг сестер милосердия Кубани в годы Первой мировой войны" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")

В статье, опублибликованной в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани", рассказывается о деятельности сестер милосердия Кубани, в частности станицы Лабинской, в го...

"Храмы-памятники русской воинской славы" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")

В статье говорится о храмах-памятниках, установленных на Кубани по случаю окончания войн, в честь казаков-героев....