Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"
методическая разработка по истории

Пимонов Иван Сергеевич

Проект "Лаборатория юного историка-архивиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_litsey_no_103_pimonov_1.docx52.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пимонов Иван Сергеевич

г. Ростов-на-Дону

МБОУ «Лицей № 103»

учитель истории и обществознания

МОЯ ПРОЕКТНАЯ ИНИЦИАТИВА

Проект «Лаборатории юного архивиста»

Аннотация: Лаборатория юного архивиста - этообразовательно- просветительский проект в сфере популяризации исторического наследия не только России, но и Ростова-на-Дону, своей семьи в истории посредством сбора, обработки и анализа исторических источников.

Ключевые слова: архивист, архив, родословная, источники.

Как учителя истории для меня важно (как на уроках, так и во внеурочной деятельности), чтобы обучающиеся говорили, высказывали свое собственное мнение, дискутировали по определенным проблемам. В этом плане для меня стало важным понимание, а откуда обучающиеся берут информацию? Откуда они черпают сведения о различных событиях в истории России и мира? Задавшись этим вопросом, я решил обратиться к исследованиям и оказалось, что, например, сведения о таком значимом для истории нашей страны событии как Великая Отечественная война, школьники, согласно исследованиям В.Н. Стегния, получают информацию из уроков истории (90,3%), художественных фильмов (74,3%), от родных и близких (62,6%), из СМИ (58,3%), Интернета (53,8%), роль же других источников (в том числе и первоисточников) была минимальна – всего 0,6% . Задумавшись над данными результатами социологического исследования, я решил провести собственное мини-анкетирование в 8-11 классах на предмет того, откуда они в целом получают информацию о событиях истории. Результаты приблизительно оказались теми же. Около 56% указали Интернет как основной источник информации, львиная доля обучающихся отметила уроки истории (96%), СМИ указала незначительная часть (всего 23%), от родных и близких по материалам моего опроса узнает 20,5%. Остальные источники информации, как научная литература, мемуары, старые газеты, архивные материалы практически полностью остались вне поля зрения, здесь эти ответы указали всего 3% обучающихся.

В силу всего вышеизложенного возникла проблема, а как у обучающихся развить умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию?

К тому же:

  • у обучающихся зачастую отсутствует мотивация к посещению уроков истории;
  • не всегда интересное содержание тем по истории (с большим количеством дат, событий, имен);
  • использование лишь традиционных технологий и методов обучения.

Попытка решить данные противоречия, создать положительную мотивацию обучающихся к предмету «История» способствовали разработке проекта «Лаборатории юного архивиста».

Лаборатория юного архивиста - этообразовательно- просветительский проект в сфере популяризации исторического наследия не только России, но и Ростова-на-Дону, своей семьи в истории посредством сбора, обработки и анализа исторических источников.

        Цель проекта - изучение истории России, приобщение к историческому и духовному наследию родного края и своей семьи через практическое участие в сборе и использовании архивных документов.

Задачи проекта:

  • пробуждение у молодежи стремления обладать новыми знаниями по истории Ростова-на-Дону, истории своей семьи и родословной;
  • содействие раскрытию творческой и исследовательской самореализации школьников, формирование у школьников навыков использования исторических источников в собственных исследованиях;
  • деятельность по профориентации старшеклассников, знакомство с деятельностью высших учебных заведений, музеев, архивов;
  • способствование установлению контактов между архивами и музеями различных образовательных учреждений.

Миссия проекта

Мы исходим из того, что сегодня необходимым является создать площадку, в рамках которой школьники могли бы сформировать четкое понимание работы с историческими источниками, выстроить диалог для обмена мнений по различным вопросам истории родного города. Самым важным является обратить внимание молодежи на то, что история – это не нечто абстрактное, а все то, что находится рядом с нами.

ФГОС по истории

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте по историиважным является развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней

Важная роль во ФГОС отводится умению определять понятия, создавать обобщения, устанавливать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

ФГОС ставит перед нами качественно новую задачу «школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы формирования гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности». Достижение данной задачи предусматривает деятельностный подход к образованию, где главное «не сумма знаний, умений, навыков, а сформированные познавательные и личностные качества ученика». Главный акцент, не на «багаж знаний», а на универсальные учебные действия (УУД), то есть умение ученика учиться, делать осознанный выбор, решать реальные жизненные проблемы, что ставит в центр внимания в историческом образовании работу школьников с историческими источниками;

К тому же, приёмы работы с разными историческими источниками являются одними из ключевых при выполнении заданий части С КИМ ЕГЭ по истории и обществознанию. Анализ письменного источника занимает важное место среди заданий олимпиад по истории и обществознанию.

В силу данных требований ФГОС, соответствующим образом установлены и задачи Лаборатории юного архивиста, где важным остается:сформировать у обучающихся целостное понимание видов исторических источников; обучить принципам критики и работы с историческими источниками; сформировать навыки работы с различными видами исторических источников; освоить методику и технику составления родословных; способствовать инициативам в организации дней дарений материалов архивам; обеспечить школьников методическими средствами, которые способствовали активизации их познавательной деятельности.

Решение поставленных задач возможно решить посредством выстраивания работы Лаборатории на модульной основе.

Образовательные модули школы будут в себя включать следующее: 1. основы научно-исследовательской деятельности; 2. типология исторических источников; 3. особенности работы с историческими источниками; 4. основы сбора и работы с источниками семейных архивов и составления генеалогического древа.

        Каждый представленный модуль – это не только возможность усвоения обучающимися основ научно-исследовательской деятельности и работы с опубликованными и неопубликованными источниками, но и определенная ступень в развитии их творческих способностей. Посредством групповых и индивидуальных занятий школьники смогут овладеть и отточить навык проектной работы, где необходимыми элементами станут умения высказывать и отстаивать свои точки зрения и при этом всем находить общий компромисс. В данном случае важным является тот фактор, что модули включают в себя не только аудиторные занятия, но и возможность посещения различных учреждений как высшего образования, так и государственных ведомств, проведение экскурсий по городу.

        Ресурсы проекта:

        Для реализации данного проекта предполагается использовать следующие ресурсы:

  • Материально-технические (в лицее имеются учебные классы, помимо этого, возможным является использовать учебные аудитории Института истории и международных отношений ЮФУ);
  • Информационные. Благодаря сети Интернет появляется возможность в быстром поискеинформации, имеющиеся сетевые проекты, посвященные истории. Возможным является использование сайта Лаборатории визуальных исследований Института истории и международных отношений ЮФУ (http://visuallab.sfedu.ru/index.php).Здесь особое место занимает проект «Российская электронная школа, проект «Арзамас» и другие платформы, которые позволяют знакомиться с опытом коллег).
  • Методические – (имеются методические издания по предмету, посещение семинаров для молодых учителей, проводимых в городе идругие.Кроме того, большая роль отводится, если мы говорим о методических ресурсах, и материалам проекта «Урок в городе», который является составляющей частью разработанного Управлением образования города Ростова-на-Дону проекта «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ, в котором я также принял участие, подготовив методическую разработку «Городской Сад: история в тени вековых деревьев»

Риски

При реализации проекта необходимо учитывать риски и соответственно

продумывать пути их устранения.

Например:

  • Низкая мотивация обучающихся (Значит необходимо находить такие

технологии занятий в рамках реализации проекта, строить их на интерактивной основе);

  • Низкая готовность обучающихся к самостоятельной работе (возможность использовать не только метод убеждения, но и возможности тьюторства, в том числе и со стороны студенческой аудитории)
  • неготовность родителей к изменениям (необходимо и возможность подключения к совместной творческой деятельности вместе с обучающимися).
  • Это, безусловно, и временной фактор, здесь для нас остается важным учить детей рационально тратить свое время, с помощью тьюторов помогать правильно использовать свои временные ресурсы.

Партнеры проекта.

К реализации проекта будут привлечены студенты и преподаватели Института истории и международных отношений Южного федерального университета, музеев и архивов города Ростова-на-Дону. К реализации проекта предполагается привлечь сотрудников и преподавателей Ростовского юридического института Министерства внутренних дел с целью совместного сбора и анализа материалов, посвященных истории донской полиции (что является важным с точки зрения реализации на базе МБОУ «Лицей № 103 имени Сергея Козлова» проекта «Правовые классы» и функционирования Музея Сергея Козлова и истории донской милиции). Привлечение широкого круга партнеров будет способствовать не только увеличению возможностей для школьников при сборе и анализе архивных источников, но и станет прекрасной возможностью для профориентации посредством знакомства с работой вузов и других государственных ведомств.

Для успешной реализации проекта планируется объединить усилия со студенческим научным обществом «Клуб визуальных исследований в истории России», главными задачами которого на сегодняшний день выступает сбор, обработка и анализ визуальных источников по истории России, а также привлечение участников образовательно-просветительского проекта «Открой Ростов: школа экскурсоводов ЮФУ», что позволит привлечь школьников к анализу источников по истории Ростова-на-Дону.

Планируемые результаты деятельности Лаборатории юного архивиста:

  • Повышение интереса обучающихся к истории России, своего региона, своей семьи;
  • Повышение интереса обучающихся к пониманию видов исторических источников, а также к основам их анализа и интерпретации;
  • Освоение методики и техники составления родословных своих семей.
  • Осуществление профориентационной работы с обучающимися;
  • Приобретение навыков решения жизненных ситуаций с ориентацией на различные источники информации.

План мероприятий

  • Декабрь 2018 г.  – январь 2019 г. – подготовительный этап (разработка полной программы работы Лаборатории юного архивиста, распространение информации среди обучающихся о Лаборатории, прием заявок, отбор участников)
  • Февраль –декабрь 2019 г. – проведение занятий в рамках модулей работы Лаборатории юного архивиста. Занятия в «Лаборатории юного архивиста» планируется проводить на базе МБОУ «Лицей № 103 имени Сергея Козлова», а также Института истории и международных отношений ЮФУ в рамках заседаний студенческого научного объединения «Клуб визуальных исследований в истории России». Кроме того, предполагается провести посетить Государственный архив Ростовской области.
  • Декабрь 2019 г. - подведение итогов, корректировка планов.

Реализация плана

Время реализации проекта – 4 месяца (8-10 классы)

Возраст обучающихся: 14-17 лет.

Состав группы: 15 человек (позволяющий сочетать групповые занятия с индивидуальными).

Количество часов в неделю: 1 час.

Общее число часов в год: 34 часа.

Отчеты: после проведения каждого из модулей.

Основные направления практической реализации проекта:

По итогам работы Лаборатории юного архивиста участниками предполагается разработать ряд научно-исследовательских работ, посвященных страницам краеведения, а также историям и судьбах отдельных людей (на основе семейных архивов). Апробация данных работ в форме защиты научно-исследовательских проектов должна будет проходить на базе МБОУ «Лицей № 103 имени Сергея Козлова». В дальнейшем участникам предложено будет представить собственных исследовательские проекты в рамках конференции Донской академии наук юных исследователей имени Ю.А. Жданова, а также на всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Отечество» и ряда конференций ЮФУ, проводимых для школьников.

Итогом работы должна стать выставка стендовых докладов «Страницы истории в архивных источниках», которая должна будет презентоваться обучающимися в рамках III Всероссийского конкурса постерных докладов «Наука, к стенду!», реализуемого на базе Института истории и международных отношений ЮФУ.  

Результатом презентации собственных исследовательских проектов станет возможность не только развить навыки обучающихся в «лаборатории» работы над историческими источниками, но и получение навыков их презентации, оттачивание умений кратко, четко и содержательно представлять итоги своей научно-исследовательской деятельности.

Все обучающиеся, успешно прошедшие обучение в Школе юного архивиста получат сертификаты участников.

Имеющиеся наработки.

Если говорить о имеющихся наработках, то стоит сказать, что для моего проекта 2018 год является в некоторой степени культовым, так как именно в этом году отмечается 100-летие архивной службы в России. В связи с этим юбилеем на разных уровнях, особенно это очень хорошо отражено на сайтах архивов, начинают говорить о возможности установления более тесных связей с образовательными учреждениями.

На самом деле, то и для меня эта тема является очень близкой. Сегодня я являюсь аспирантом Института истории и международных отношений по направлению «Исторические науки и археология». Вот те навыки (работы с источником, критики источников, умению задавать вопросы источнику) я бы и хотел на самом деле передать обучающимся. К тому же у нас же начинает формироваться база по работе с данной проблемой.

Если говорить о промежуточных итогам реализации проекта, то в сентябре 2018 года был проведен опрос среди обучающихся о возможности и желании принять участие в работе Лаборатории юного архивиста. Среди опрошенных 8-11 классов 62% указали, что они пожелали бы принять участие в работе Лаборатории. Важно отметить, что постепенно нами начинает формироваться база материалов, которой могут пользоваться обучающиеся. Так был организован видеолекторий «Прошлое Малой Родины: от простого к сложному», где нами подготовлена серия видолекций, посвященных страницам истории Ростова-на-Дону.

Помимо этого, ряд обучающихся нашего лицея стремятся заниматься созданием научно-исследовательских работ с использованием широкого круга архивных источников: архивов своих семей и лицея, которые были представлены в рамках районного этапа Всероссийского конкурса краеведческих работ «Отечество», а также на осенней и зимней сессии конференции Донской академии наук юных исследователей имени Ю.А. Жданова (где мы заняли призовые места).

Новизна и уникальность проекта

Проект серьезно отличается от подобных проектов своим комплексным подходом, он сочетает в себе как образовательные цели, так и культурно- просветительские составляющие. На первый план выдвигается освоение школьниками способов и приемов анализа исторических источников, трансляции материала и интеграции полученных знаний с возможностью подготовки и презентации научно-исследовательских проектов. Работа над исследовательскими проектами и анализ исторических источников в рамках лаборатории не будет рассматриваться раздельно, формирование навыков работы с источниками будет формироваться во многом через создание исследований, что, учитывая цель данного проекта является новым. К тому же это поспособствует психологическому состоянию обучающихся к дальнейшему обучения в вузе через совместное участие в работе проектов, к вузовской атмосфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...

Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...

Буклет "Памятка юному пешеходу", "Памятка юному пассажиру"

Буклет "Памятка юному пешеходу», «Памятка юному пассажиру» разработан на воспитательное мероприятие тематического месячника «Школа пешехода», где...

Сценарий агитбригады для районного конкурса дружин юных пожарных «Юные таланты за безопасность 2022»

Конкурс проводится в рамках реализации районной целевой программы по работе с дружинами юных пожарных образовательных учреждений Куйбышевского района города Новокузнецка «Юный пожарный»....