доклад на тему"Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории"
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Ооржак Аржаана Борисовна

познавательная деятельность учащихся  при помощи проектной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_uchebnoy_metodike.docx22.69 КБ
Файл doklad_po_uchebnoy_metodike.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Семинар как форма проектной деятельности»

Метод проектов и познавательная активность учащихся на уроках истории.

    Проблема познавательной активности  на сегодняшний день очень актуальна в современной педагогике. Современная педагогическая ситуация характеризуется необычайным разнообразием: альтернативные образовательные программы, элективные учебные курсы, внедрение игровых технологий, появление новых учебных предметов, полноправная ассимиляция учебными планами информационных технологий и т.д. Сама социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения, чтобы новыми, нетрадиционными средствами активизировать процесс получения знаний.

    Познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося и  результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Метод проектов  активизирует творческой активности учащихся. Творческая активность – это всегда воплощение индивидуальности, форма реализации личности, возможность выразить  свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество невозможно без развития образного мышления и воображения. Только познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.

    История, как школьная дисциплина, предоставляет огромные  возможности для проектной деятельности. Проектные работы по истории могут быть исследовательскими, экспериментальными и типично информационными. Информационные проекты по истории тесно связаны с теорией.  Практически любая тема школьного курса может быть взята в качестве темы проекта. Это дает возможность  представить ее с новой стороны, рассмотреть аспекты, не затронутые в учебниках.

   Современные возможности работы с информацией не ограничивают учащихся в поиске нужных источников. Удаленность от крупных городов перестала играть негативную роль в доступе к информации. Возможности оформления презентаций, слайд-шоу, видеороликов, хорошего качества печать совершенно изменили облик проектных продуктов. А фото и видео, даже при отсутствии типичного экспериментального оборудования,  позволяют проводить экспериментальные наблюдения. Информационные проекты и, в частности, семинары являются  наиболее доступными формами проектной деятельности в рамках преподавания истории.

    Элементы семинара на уроке вводятся постепенно.  Начиная с 5 класса, учащиеся готовят доклады, рефераты, сообщения. В младших классах они могут быть небольшими по объему. Время доклада  не должно превышать 5-7 минут. Форма доклада – на выбор учащегося: презентация, доклад с иллюстрациями, устное сообщение. Дети будут иметь возможность сравнить свое выступление с другими. На будущее они решат для себя сами, в какой наиболее выигрышной форме им следует представлять свое сообщение. В младших классах в качестве тем докладов интересны биографии великих людей, путешественников, ученых и мыслителей прошлого; события, битвы. Постепенно, уже в младших классах,  каждый доклад сопровождается вопросами, а впоследствии и самооценкой. Таким образом, к старшей школе у ребят накапливается необходимый опыт, позволяющий осуществлять работу на вполне взрослых семинарах.

В старших классах в учебном плане всегда встречаются темы, которые полно и подробно в рамках учебника  представить невозможно. За рамками уроков остаются биографии великих ученых, судьба научных идей, огромное количество фактов. Да и невозможно вместить все это в учебный курс. Однако работа по методу проектов дает учителю возможность донести все эти знания до учеников, причем ученики сами переходят от пассивного усвоения информации к ее активному поиску, анализу и презентации. 

Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

    Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Такое определение даёт семинару словарь иностранных слов. Как урок, семинар является одной из его нетрадиционных форм, эффективной во многих отношениях.

    Во-первых, это хороший обобщающий урок, дающий опыт публичного выступления и самопрезентации. Что касается истории, то такие большие, содержащие огромное количество информации и терминологии темы, очень хорошо укладываются в рамки семинара.  По схеме семинара можно провести и внеклассное мероприятие.

    Во-вторых, в работу вовлекается весь класс, так как сначала идёт подготовительный период: конкретизация темы и  распределение ролей. Кто-то будет готовить доклады, кто-то  работать в группе оппонентов или оформлять кабинет. В выборе роли предполагается максимум самостоятельности: каждый ученик сам ее выбирает. Таким образом, идёт работа в группе, со знанием индивидуальной задачи и общей конечной цели.

   В-третьих, учащиеся вовлекаются в разработку регламента, темы докладов согласовываются, обсуждаются источники информации, выбираются оптимальные, доступные; редактируются тексты. Идёт совместная творческая работа педагога и ученика. Учитель здесь выступает в роли организатора. Учитель может и сам  принять участие в работе семинара и выступить с докладом. Тогда это будут отношения коллег, работающих в одной команде.

  В-четвёртых, чтобы задать умные вопросы по сути доклада, оппоненты должны сами владеть материалом; внимательно слушать доклад; уметь ориентироваться в ходе общения в системе «вопрос-ответ». Оппонент должен уметь оценить и понять полученный ответ: соответствует ли он вопросу, насколько он полный. В образовательных мероприятиях общение подобного рода развивает критичность ума, логику, умение чётко формулировать мысли, выделять главное.

   В-пятых. На этапе выступлений учитель берёт на себя роль ведущего. Как форма более «взрослого» общения, семинар поднимает самооценку участников-старшеклассников. Опыт публичного выступления – необходимый опыт социализации, как и опыт слушателя.

   В-шестых. Подведение итогов, обобщение, анализ докладов и семинара в целом – все эти элементы могут быть вынесены за рамки семинара. Умение учащихся взглянуть на себя со стороны, как и адекватный самоанализ, необходимо развивать. Учитель здесь выступает в роли  супервизора, подводящего итоги.

         В ходе подготовки и проведения семинара в полной мере реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся. Уровень подготовки конкретного ученика обязательно учитывается при выборе темы доклада, подборе материала. Как результат мы имеем возможность оценить знания учеников как по заявленной теме в целом, так и по более узким частным вопросам. Выводы о качестве знаний учащихся могут быть сделаны по общей оценке их работы на семинаре: уровне докладов, ответов на вопросы, активности в качестве слушателя. Постепенно, по мере отработки схемы семинара, можно перейти на более серьёзную ступень, а именно построить на базе семинара работу школьного научного общества. Внеклассная работа в современном учебном процессе является продолжением уроков. Все вышеизложенное характеризует семинар как очень интересную форму проектной работы.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Семинар как форма проектной деятельности»

Метод проектов и познавательная активность учащихся на уроках истории.

    Проблема познавательной активности  на сегодняшний день очень актуальна в современной педагогике. Современная педагогическая ситуация характеризуется необычайным разнообразием: альтернативные образовательные программы, элективные учебные курсы, внедрение игровых технологий, появление новых учебных предметов, полноправная ассимиляция учебными планами информационных технологий и т.д. Сама социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения, чтобы новыми, нетрадиционными средствами активизировать процесс получения знаний.

    Познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося и  результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Метод проектов  активизирует творческой активности учащихся. Творческая активность – это всегда воплощение индивидуальности, форма реализации личности, возможность выразить  свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество невозможно без развития образного мышления и воображения. Только познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.

    История, как школьная дисциплина, предоставляет огромные  возможности для проектной деятельности. Проектные работы по истории могут быть исследовательскими, экспериментальными и типично информационными. Информационные проекты по истории тесно связаны с теорией.  Практически любая тема школьного курса может быть взята в качестве темы проекта. Это дает возможность  представить ее с новой стороны, рассмотреть аспекты, не затронутые в учебниках.

   Современные возможности работы с информацией не ограничивают учащихся в поиске нужных источников. Удаленность от крупных городов перестала играть негативную роль в доступе к информации. Возможности оформления презентаций, слайд-шоу, видеороликов, хорошего качества печать совершенно изменили облик проектных продуктов. А фото и видео, даже при отсутствии типичного экспериментального оборудования,  позволяют проводить экспериментальные наблюдения. Информационные проекты и, в частности, семинары являются  наиболее доступными формами проектной деятельности в рамках преподавания истории.

    Элементы семинара на уроке вводятся постепенно.  Начиная с 5 класса, учащиеся готовят доклады, рефераты, сообщения. В младших классах они могут быть небольшими по объему. Время доклада  не должно превышать 5-7 минут. Форма доклада – на выбор учащегося: презентация, доклад с иллюстрациями, устное сообщение. Дети будут иметь возможность сравнить свое выступление с другими. На будущее они решат для себя сами, в какой наиболее выигрышной форме им следует представлять свое сообщение. В младших классах в качестве тем докладов интересны биографии великих людей, путешественников, ученых и мыслителей прошлого; события, битвы. Постепенно, уже в младших классах,  каждый доклад сопровождается вопросами, а впоследствии и самооценкой. Таким образом, к старшей школе у ребят накапливается необходимый опыт, позволяющий осуществлять работу на вполне взрослых семинарах.

В старших классах в учебном плане всегда встречаются темы, которые полно и подробно в рамках учебника  представить невозможно. За рамками уроков остаются биографии великих ученых, судьба научных идей, огромное количество фактов. Да и невозможно вместить все это в учебный курс. Однако работа по методу проектов дает учителю возможность донести все эти знания до учеников, причем ученики сами переходят от пассивного усвоения информации к ее активному поиску, анализу и презентации. 

Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

    Семинар – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Такое определение даёт семинару словарь иностранных слов. Как урок, семинар является одной из его нетрадиционных форм, эффективной во многих отношениях.

    Во-первых, это хороший обобщающий урок, дающий опыт публичного выступления и самопрезентации. Что касается истории, то такие большие, содержащие огромное количество информации и терминологии темы, очень хорошо укладываются в рамки семинара.  По схеме семинара можно провести и внеклассное мероприятие.

    Во-вторых, в работу вовлекается весь класс, так как сначала идёт подготовительный период: конкретизация темы и  распределение ролей. Кто-то будет готовить доклады, кто-то  работать в группе оппонентов или оформлять кабинет. В выборе роли предполагается максимум самостоятельности: каждый ученик сам ее выбирает. Таким образом, идёт работа в группе, со знанием индивидуальной задачи и общей конечной цели.

   В-третьих, учащиеся вовлекаются в разработку регламента, темы докладов согласовываются, обсуждаются источники информации, выбираются оптимальные, доступные; редактируются тексты. Идёт совместная творческая работа педагога и ученика. Учитель здесь выступает в роли организатора. Учитель может и сам  принять участие в работе семинара и выступить с докладом. Тогда это будут отношения коллег, работающих в одной команде.

  В-четвёртых, чтобы задать умные вопросы по сути доклада, оппоненты должны сами владеть материалом; внимательно слушать доклад; уметь ориентироваться в ходе общения в системе «вопрос-ответ». Оппонент должен уметь оценить и понять полученный ответ: соответствует ли он вопросу, насколько он полный. В образовательных мероприятиях общение подобного рода развивает критичность ума, логику, умение чётко формулировать мысли, выделять главное.

   В-пятых. На этапе выступлений учитель берёт на себя роль ведущего. Как форма более «взрослого» общения, семинар поднимает самооценку участников-старшеклассников. Опыт публичного выступления – необходимый опыт социализации, как и опыт слушателя.

   В-шестых. Подведение итогов, обобщение, анализ докладов и семинара в целом – все эти элементы могут быть вынесены за рамки семинара. Умение учащихся взглянуть на себя со стороны, как и адекватный самоанализ, необходимо развивать. Учитель здесь выступает в роли  супервизора, подводящего итоги.

         В ходе подготовки и проведения семинара в полной мере реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся. Уровень подготовки конкретного ученика обязательно учитывается при выборе темы доклада, подборе материала. Как результат мы имеем возможность оценить знания учеников как по заявленной теме в целом, так и по более узким частным вопросам. Выводы о качестве знаний учащихся могут быть сделаны по общей оценке их работы на семинаре: уровне докладов, ответов на вопросы, активности в качестве слушателя. Постепенно, по мере отработки схемы семинара, можно перейти на более серьёзную ступень, а именно построить на базе семинара работу школьного научного общества. Внеклассная работа в современном учебном процессе является продолжением уроков. Все вышеизложенное характеризует семинар как очень интересную форму проектной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Статья на тему "Проектная деятельность на уроках истории"

"Проектная деятельность учащихся на уроках истории» Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно ус...

Выступление по теме " Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания"

Выступление по теме моего самообразования: " Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"...

доклад на тему"Семинар как форма проектной деятельности на уроках истории"

Познавательная деятельность учащихся  при помощи проектной работы...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...