Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Кузнецова Наталия Николаевна

Работа представляет  реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы  на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya._razvitie_tvorcheskoy_lichnosti.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности учащегося в образовательном процессе

                                                                                Автор: Кузнецова Н.Н.

План

1. Введение

2. Понятие творчества, творческих способностей  и задатков

3. Становление творческих способностей

4. Влияние образовательного процесса на развитие творческой личности учащегося

5. Сложности процесса формирования творческих способностей учащихся

6. Методы развития творческих способностей учащихся в основной школе

7. Заключение

1. Введение

Понятие «Творчество» представляет собой веер многочисленных определений. Философский энциклопедический словарь определяет творчество как деятельность, порождающую новые ценности, идеи, самого человека как творца. Здесь же сказано: «С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни Творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место Творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером». 

Стандарты второго поколения ориентируют учителя на формирование современного национального воспитательного идеала,  и это понятие характеризует высоконравственного, творческого, компетентностного гражданина  России.  В числе планируемых результатов освоения основной образовательной программы  Стандарты второго поколения называют, в частности,  готовность и способность  обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, наличие  опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению (№10).  Таким образом,  развитие творческих способностей учащихся очень актуально в настоящее время и занимает серьезное место как в образовательном процессе в целом, так и в методике преподавания истории, в частности.

Но потребность в воспитании нестандартно мыслящих людей возникла не только в последние десятилетия.  В частности,  в  1918 г.,   создатель Ассоциации натуралистов (АССНАТ), агроном, ботаник и популяризатор науки  А.П. Модестов, размышляя над феноменом таланта,  писал, что подлинных творцов «добывают не по школьным, шаблонным, мертвым, схоластическим программам,  а в процессе творчества, в процессе самой работы, беря из сокровищницы человеческих знаний только то, что им нужно для их творчества, для достижения цели» (№ 7).  В данной работе  предпринята попытка ответить на вопрос: «Как  реально в процессе изучения школьных предметных программ воспитать творческую личность».

Объект    реферативного исследования: творческие способности учащихся.

Предмет  исследования: особенности формирования творческих способностей учащихся в образовательном процессе.

Цель исследования: показать, как образовательный процесс влияет на  развитие творческой личности учащихся.

Задачи исследования:

1. На основе первоисточников по вопросам  общей, возрастной и педагогической психологии  проследить

  • взаимосвязь творчества, творческих способностей и задатков;
  • как происходит становление творческих способностей;
  • при каких условиях образовательный процесс способствует развитию творческой личности;
  • что мешает процессу формирования творческих способностей

2. На основании личного педагогического опыта  показать, как развиваются творческие способности учащихся в образовательном процессе.

2. Взаимосвязь творчества, творческих способностей и задатков

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  Другой вид деятельности, который присутствует  в поведении человека - творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых для него образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности  –  индивидуальные особенности  человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Таким образом,  понятие творчество связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. В свою очередь, творческие способности связаны с задатками.

 Советские психологи считали, что задатки - это передаваемые по механизму генной наследственности природные предпосылки способностей. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности, отвечающие за динамическую сторону будущих способностей.  Содержательная же сторона способностей  (а она–то, в конечном счете,  и является решающей) определяется социальными факторами (№ 4).  Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности. Задатки – это только одно из условий формирования способностей в процессе общения, обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности (№ 9).

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает Анастази А.   -  американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» (№ 1).   

 Приоритет         значению среды, условий для развития способностей, отдавал  в своих трудах российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости Савенков А.И.                   Разбирая разные уровни совершенства способностей (способный, одаренный, талантливый, гениальный), он  писал: «У  интеллектуально и творчески одаренного ребенка, который, в частности, опережает сверстников в развитии речи и мышления, обладает значительной памятью, способностью к длительной сосредоточенности, широкой любознательностью, исследовательской активностью, высоким энергетическим уровнем, преданностью любимым занятиям – у таких детей, обычно,  позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы» (№ 8).

3. Становление творческих способностей

Становление специальных способностей, в частности, творческих,  активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. В силу того,  что у всех нас существует разная степень качества отдельных задатков и условий социализации, школа является той общественной и образовательной структурой, которая организует умственное воспитание обучающихся таким образом, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Различные виды творческих игр в дошкольном детстве, а позднее, в школе, - творческие занятия,  приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.          Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи,  следует разобраться: какие требования  предъявляются к деятельности, развивающей способности человека.

Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный  характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что выдающийся советский психолог  Л.С.Выготский называл «зоной ближайшего развития». Это понятие характеризует расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками… Обучение ведёт за собой развитие  (№ 2).

Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности  в актуальную потребность человека (№ 9, с. 133).

4. Влияние образовательного процесса на развитие творческой личности учащегося

        Стандарты  второго поколения в формировании творческого человека очень тесно увязывают личность и мотивацию (см. с.3). Не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.  Авторы публикаций по психологии считают, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, большинством признается главным личностным качеством творческой личности.

Доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Ильин Е.П., говоря, что мотивом творческой деятельности может быть удовольствие, доставляемое работой мысли,  приводит высказывание Ч. Дарвина: «Восстанавливая в памяти, насколько я в  состоянии сделать это,  черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие - либо сложные вопросы или предметы» (№ 6, с. 59).  Поэтому  развитие детского творчества происходит успешнее тогда, когда учащийся выполняет задание на тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению своего собственного взгляда на решение предложенной проблемы. В печатных материалах РГПУ им. А. И. Герцена (статьи А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Радионовой) сказано, что    развитие и проявление креативности непосредственно связаны с уровнем осознанной компетентности личности в области творческой деятельности (теории и технологии) и освоением так называемых ключевых компетентностей, в частности: познавать, создавать, общаться, самореализовываться.

5. Сложности процесса формирования творческих способностей учащихся

        Современная школа  часто сталкивается с ситуацией, когда школьники, в большинстве, избегают выполнения заданий, требующих открытия нового знания, создания авторского продукта, пусть даже на основе известной модели. Путем опроса старшеклассников были выявлены факторы, которые препятствуют раскрытию их творческого потенциала. Это внутренние факторы: нежелание развивать свой творческий потенциал, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, лень, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремленности и др. Внешние факторы:  отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников. (№ 5, с.462-464)

Е.П. Ильин называет три фактора, мешающих творчеству: «Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.  Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность. Третий враг творческого мышления  – лень» (№ 6, с.35). Основываясь на своей практике работы со старшими классами, возьму на себя смелость поставить в этом перечне лень на первое место. Но в данном случае, лень – не всегда отсутствие или недостаток трудолюбия. Это еще и защитная реакция организма,  сигнализирующая об ослаблении здоровья или  перегрузке. Как  пробудить желание творчества  внутри учебного предмета, который считается второстепенным, на подготовку которого просто не хватает  воли и времени, заполненного  подготовкой основных предметов, репетиторами, увлечениями, общением?

 В книге «Мышление и речь» Л.С. Выготский писал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций,  находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных» (№ 3). Одно из назначений гуманитарных дисциплин школьной программы и истории, в частности, - воспитание чувств, лучших человеческих качеств, таких, как  честь и совесть, искренность и сочувствие, гражданственность и патриотизм. Достичь этого можно только тогда, когда задания связаны не с запоминанием, воспроизведением и повторением, а с созданием авторского продукта, требующего теоретических обобщений, образного мышления и волевого усилия.  

6. Методы развития творческих способностей обучающихся в основной школе

        В 2008г., в рамках изучения краеведения, я предложила старшеклассникам тему творческой работы: «Военная жизнь города, которого еще не было». Работа так увлекла ребят, что стала началом многолетнего проекта: «Жуковский -  мой город родной».  В рамках этого проекта, в 2012г. был выпущен путеводитель. На тот момент  подобного материала не было.

Цель работ:

  • заинтересовать ребят изучением родного города, его прошлого и настоящего

Задачи: 

  • рассказать о людях и событиях, в честь которых названы улицы города;
  • увидеть, и рассказать, как меняется  со временном облик Жуковского;
  • дать объективную картину сегодняшнего Жуковского.

В результате ребята узнали каждый уголочек родного города. Названия улиц наполнились смыслом. Они почувствовали, что пишут историю родного города, увидели, что он меняется на глазах. Ощутили трагедию потерь, которые могут принести не только время, но и люди (поджог церкви Михаила Архангела).

Участниками проекта стало несколько поколений старшеклассников.  Результатом работы стал путеводитель в двух частях, который редактировали и монтировали редакторские группы соавторов (всего около 80 авторов статей и фотографий).  В предисловии написано: «К сожалению, молодое поколение жуковчан очень мало знает о событиях и людях, в честь которых названы улицы. Часто мы не можем даже вспомнить, где находится та или иная улица. Наша работа интересна тем, что она является путеводителем по улицам современного Жуковского. Рассказ о каждой представленной улице и площади сопровождается план- схемой, которая помогает сориентироваться на местности,  выбрать необходимый транспортный маршрут.

Мы рассказываем о центральных улицах и окраинных, о самых первых, с которых начинался наш город, и самых молодых. Об улицах, в названиях которых  осталась ушедшая историческая эпоха, об его самых первых зданиях, об интересных и знаменитых людях, которые живут в нашем городе, о героях, чей подвиг увековечен в названиях улиц и площадей. В Путеводителе представлены 54 улицы и 4 площади. Ряд интересных и малоизвестных фактов из истории нашего города получены из интервью со старожилами. Отдельная глава рассказывает о приходах и церквях нашего города. Над этим материалом авторы работали с особенным чувством»…

По материалам  путеводителя местное радио сделало целый цикл передач: рассказ о каждой улице читали уже другие старшеклассники.  Они имели возможность сравнить, как изменился город с момента выпуска статей. А насколько интересен был процесс записи эфира! Передачи обсуждались слушателями. И никому из участников этой многоплановой работы в голову не пришло отказаться от нее под предлогом чрезмерной усталости или занятости.

        Девятнадцать лет назад мне пришла идея попытаться дополнить изучение конкретных  периодов  Отечественной истории  с помощью  авторских спектаклей в школьной театральной литературно – исторической студии  - студии ЛИСТ (Литература, История, Театр). Участниками студии стали старшеклассники, причем большая часть – учащиеся математических классов. Работа над спектаклями преображала ребят, уменьшались дефекты речи, исправлялись осанка и походка.

Студия представляет - насколько это возможно - реальные быт, манеры людей конкретной исторической эпохи. Спектакли  рассказывают о событиях истории с позиции  действующих лиц этих событий,  делая  и артистов,  и зрителей соучастниками этих событий, и этим помогают заново осмыслить то, что казалось известным, пробуждают желание  самостоятельно изучить  исторические и литературные источники, а значит, сохранить память к великому и сложному прошлому нашей страны.

 Здесь созданы условия для    самостоятельной и творческой деятельности участников. Например: в текстах Ведущих  спектакля используются материалы проектных работ, ребята сами делают костюмы, афиши. Они  подбирают и монтируют материал для видеосопровождения, в котором, в зависимости от поставленной задачи, наряду с  картинами  профессиональных  художников  используют свои  работы, создают музыкальный образ спектакля из произведений русских и зарубежных композиторов.

«Образование  не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины»,- говорил древнегреческий философ и политический деятель Протагор. Ему же принадлежит мысль, что человек познает мир через ощущения. Деятельность студии  можно отнести к оригинальному методу здоровьесберегающих технологий,  потому что  на репетициях  у ребят всегда хорошее настроение; они   учатся интонированию  и правильному звуковедению на основе дыхания. Это развивает голосовой  аппарат, увеличивает объем легких, снижает риск  простудных заболеваний.  Кроме того, работа над мизансценами  формирует умение понимать и чувствовать обстановку и партнера, освобождает от «зажатости», вместе с тем приучая к определенным правилам  поведения. А на спектаклях они просто счастливы.

Основа сценариев -  документальные материалы, а также  труды  классиков исторической науки: М.Н. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского,   исследования Н.Я. Эйдельмана, В.Г. Сироткина, Ю.М. Лотмана, В.В. Кожинова…

 Спектакли студии не повторялись ни разу. Это объясняется тем, что участники студии менялись почти каждый год (за исключением редких фанатов, которые участвовали  в спектаклях, начиная с 8 класса, и вернулись в студию,  учась на II курсе ВУЗа). Поэтому спектакли, мизансцены составляются таким образом, чтобы  их сценическое воплощение было по силам самодеятельным  артистам. Даже если повторяется основная тема – как в спектаклях, посвященных жизни А.С. Грибоедова – Полномочного посла России в Персии, содержательная составляющая, сценическое решение очень отличалось. И дело не только в исполнителях: появляются новые, неизвестные ранее материалы, и они вводятся в сценарий.          

Первые студийцы уже закончили вузы. Среди них – учителя, экономисты, журналисты. Сейчас оканчивает ВУЗ будущий продюсер, учатся на факультете прикладной математики участники спектакля «Историю России пишет А.С. Пушкин».   Будучи студентами, студийцы участвуют в вузовских студиях. Когда мы встречаемся, даже мельком, ребята всегда вспоминают Студию и говорят, что помнят тексты своих ролей и что это им помогает в сегодняшней жизни.

7. Заключение

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества», - утверждал Л.С. Выготский.  Практические навыки,   полученные  в процессе  выполнения  творческих работ,  развивают коммуникабельность,  креативность  и мобильность, стремление к самообразованию – черты, необходимые обучающимся  для успешной самореализации во взрослой жизни. Творческие способности школьников развиваются  тогда, когда  подросткам  предоставлена свобода в  реализации художественных проектов, научных исследований или  любой деятельности, для реализации которой требуются любознательность, риск, настойчивость, заинтересованность  в получении результата решения задачи, который проявится в получении новых навыков, умений, знаний, полезных не только для себя, но и для других;  

запоминание фактов, дат, событий происходит легче в процессе обсуждения сложных проблем, их исторической реконструкции, авторского моделирования событий – приемов, которые помогают развивать навыки дивергентного мышления.

«Педагоги должны научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ученика имеются специальные способности. Поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать  формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креативностью, независимостью мышления от стереотипов и внешнего влияния» (№ 6).

             

Список литературы

1. Анастази А. Дифференциальная психология: тексты.-М.: Педагогика, 1982.  С. 9.[Электронный ресурс]. URL :http://www.psyoffice.ru/3824-anastazi-a.-differencialnaja-psikhologija..html

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Возрастная и педагогическая психология: сборник статей.- М., 1992. [Электронныйресурс]. URL:http://psyjournals.ru/psyedu/1996/n2/Vygotsky.shtml

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999.[Электронный ресурс].URL:http:psyjournals.ru/psyedu/1996/n2/Vygotsky.shtml

4. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Образование и проблемы биологического и   социального в человеке. – М.: Советская педагогика.1979, с.93

5. Жердева, М. М. Особенности развития креативных способностей в старшем школьном возрасте: материалы научно-практической конференции.– СПб., 2005. с.462-464 .[Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyevskie_chteniya_2005 

6. Е. П. Ильин. Психология творчества, креативности, одаренности.- СПб.: Питер, 2009,  с. 35, 59, 298, 312

7. Модестов А.П. Учет талантов. - М.: Образование и общество. №2, 2008

[Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/2_2008/94.html 

8.Савенков А.И. Одаренные дети. Особенности психического развития.— М.: Педагогика, 1991, с. 15—42).

9.Теплов Б. М. Способности и одарённость: Психология индивидуальных различий: тексты. М .: Педагогика, 1982, с. 133-135

10. ФГОС. М.: Просвещение, 2014, с.7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в воспитательном процессе

Народная мудрость гласит: «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание». Это прежде всего означает создание  оптимальных условий для гармоничного развития и творчества...

Развитие творческих способностей учащихся - требование образовательных стандартов нового поколения

В статье рассмотрено понятие творческих способностей и основные направления развития творческих способностей учащихся....

Особенности развития творческих способностей учеников на уроках русского языка

Очень поможет в работе начинающим педагогам. Выступление на методсовете,...

Развитие творческих способностей учеников в классе фортепиано ДМШ на основе интеграции искусств

Статья посвящена проблеме творческого развития учащихся ДМШ, к которой автор обращается на протяжении многих лет своей педагогической и творческой деятельности.Статья опубликована  в сборнике...

Лингвоконцептуальный анализ слова как средство развития творческих способностей учеников

Лингвоконцептуальный анализ слова как средство развития творческих способностей учеников...

Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»

О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...