Формирование патриотизма на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

В статье  помещены методические приемы формирования патриотизма на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_patriotizma_na_urokah_istorii.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

                                                             Соколова Т.Н., учитель истории                                                                                    

                                                             МБОУ СШ с углубленным изучением

                                                             отдельных предметов №2 г. Волжский

                                                             Волгоградской области

 

       Формирование  патриотизма  на уроках  истории

История России, история СССР, история Отечества. Это история моей Родины! С чего начинается Родина?

          С картинки в твоем букваре.

          С хороших и верных товарищей,

          Живущих в соседнем дворе.

          А, может, она  начинается,

          С той песни, что пела нам мать?

          С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять…

Не отнять того, что пережито! Того, что объединяет нас в одну общность  - российский народ.

Чувство патриотизма  не передается по наследству. И это  значит, что его необходимо формировать, постепенно, прививая по крупицам. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи  с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.  Поэтому, формирование  любви  к Родине начинается в семье через ознакомление с историей жизни близких людей и со временем, в котором они жили.

Второй шаг по формированию патриотизма осуществляет школа. Патриотическое воспитание призвано обеспечить формирование гражданской идентичности личности и гражданско-патриотического самоопределения школьника как гражданина государства. Уроки являются основной формой  передачи  школьникам фактического систематизированного  учебного материала. Но  патриотизм не формируется на сухих фактах страниц учебника. Для патриотизма необходимо личностное восприятие информации, осознание ее, рождение индивидуальных эмоций и чувств, которые постепенно и формируют уважение и гордость за свой город, свою страну и отождествление себя как гражданина  России. Дефицит урочного времени  является для современного учителя  поводом  и   мотивацией  обучающимся для освоения информационного пространства, личной исследовательской и  проектной  деятельности. Школьники к урокам истории  самостоятельно готовят презентации,  видеосюжеты документальных и художественных  фильмов, хроники,  проводят анализ документов,   выступают с  сообщениями из дополнительной  литературы. И здесь учитель, не как  податель учебного материала, а как человек, сопровождающий  ребенка в течение многих учебных лет, может использовать разные возможности для воздействия  на сознание детей и их патриотическое воспитание. Проводятся  такие формы уроков как  презентации проектов,  конференции по наиболее сложным вопросам, уроки-викторины,  уроки-путешествия, уроки проблемного обучения. Для истории важны конкретные цифры и факты, для человека - сопричастность к чужой судьбе. Поэтому военная тематика является основным ресурсом для патриотического воспитания и должна быть представлена многовекторно , знакомить детей не только с великими сражениями, но и показывать войну, где главное действующее лицо - каждый человек: и полководец, и рядовой. Подготовка проектов «Война в моей семье», « Награды моих дедов», «Страницы памяти в моей семье», сочинения на тему «Нужна ли память о войне?» обращают внимание школьников к прощлому  своей семьи. Не только фронтовые фотографии, в работах детей отражается  и жизнь в оккупации, и тяжелый труд в тылу, показаны  подвиги, горе, трудности  одного человека, одной семьи. И учитель должен  это объединить и показать духовное единство одного народа - советского народа  в горькие годы войны. Следует отметить значение уроков  краеведения в рамках истории и как отдельного предмета. Что может ближе и роднее истории малой родины? И когда дети узнают, что их дедушки и бабушки  сажали  подростками конкретные  деревца в новом городском парке и ежедневно носили воду ведрами, что бы те не погибли, они захотят знать, где это  дерево. И вот уже гордятся деревом своей семьи, а некоторые и не одним, и приводят к  нему теперь своих детей как к реликвии, символом сопричастности к жизни родного города. Есть и другой парк. Вокруг Мамаева кургана. Жители города сажали   деревья в память о тех, кто не  вернулся с войны. Возле каждого дерева  табличка с именем погибшего, как  символ, как место поклонения.

Развитие уровня патриотизма  невозможно измерить, посчитать. Но одним из его проявлений может быть участие школьников вместе с родными  в шествии  «бессмертного полка» 9 мая  по главной улице нашего города с портретами погибших родственников, где в полной мере все присутствующие ощущают единство и связь с поколением тех, кто сражался в годы Великой отечественной войны.

Таким образом, получая систематизированные знания  на уроках истории, подростки постепенно научаются сопереживать, ощущать сопричастность к жизни общества и государства, осознавать себя  гражданином. Результаты этой работы  проявятся и поступках  и деятельности  уже взрослых людей, надеемся, достойных.  

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...

Педагогический проект по формированию патриотизма на уроках математики и во внеурочной деятельности: "Мы помним! Мы гордимся!"

Педагогический проект направлен на создание  эффективных условий  для формирования патриотического воспитания  с учетом индивидуальных особенностей обучающихся      ...

Произведения о Великой Отечественной войне и их роль в формировании патриотизма на уроках и внеклассных занятиях

Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету  – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны,...

Формирование патриотизма на уроках географии

Любить свою родину-значит, знать её...