рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Сокерина Валентина Васильевна

рабочая программа 9 класс 105 часов 

учебники1.     Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая историч. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сокоро-Цюпа. М.: Просвещение, 2014.

2.      Данилов А.А. История России, XX – начало XXIвека . 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Бранд. М.: Просвещение, 2014. – 382с. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование.9 класс.105 ч.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

                     предметные

Введение-2ч.

1

Введение.

1

Мир к началу ХХ в: понятие и периодизация

Определять на элементарном уровне предмет и задачи исторической науки. Различать виды исторических источников.

Введение 1

2

Введение.

1

Мир к началу ХХ в: понятие и периодизация

Определять хронологические рамки истории новейшего времени и характеризовать ее как  часть всеобщей истории. Владеть способами решения исторических задач.

Раздел 1. Всеобщая история. Мир в первой половине ХХ в.

Тема 1. Мир в 1900-1914 гг. 5 ч.

3

Индустриальное общество в начале ХХ века.

1

Новая индустриальная эпоха. Урбанизация. Вторая промышленно-технологическая революция. Концентрация производства и капитала. Концентрация банковского капитала. Антимонопольная политика. Усиление роли государства в экономической жизни. Неравномерность экономического развития

Объяснять признаки перехода к новой индустриальной эпохе. Определять причины и сущность промышленно-технологической революции. Определить влияние массового промышленного производства на условия жизни и быт людей в начале   ХХ в.

Раздел 1

Глава 1

§ 1

§ 2

4

Индустриальное общество в начале ХХ века.

1

Концентрация банковского капитала. Антимонопольная политика. Усиление роли государства в экономической жизни. Неравномерность экономического развития

Анализировать исторические  явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определение понятий «капитал». Определить влияние массового промышленного производства на условия жизни и быт людей в начале   ХХ в.

5

 Политическое развитие стран в начале XX века.

1

Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XXв. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. (Религиозные и националистические партии и движения). Социалистическое движение  в нач.XXв.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху

Сравнивать республиканскую форму правления и парламентскую монархию, выделять сходство и отличия. Определять характерные признаки национализма. Описывать два направления в развитии социал-демократии. Выделять особенности политического развития в Европе и США в начале XXв.).

6

«Новый империализм». Происхождение первой мировой войны

1

Главные черты и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в нач.XXв. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политичесиких союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. (Локальные конфликтык.XIX- начала XXвв. Как предвестники «Великой войны»). Рост националистических настроений в европейском обществе.

Объяснять суть «нового империализма». Показывать на исторической карте территорию раздела мира между главными колониальными державами в нач.XXв  Анализировать ситуацию в Европе.  Высказывать аргументированное суждение о  нарастании противоречий и образовании новых военно-политичесиких союзов и расколе великих держав на два противоборствующих блока.

§ 3

7

Первая мировая война. 1914-1918

1

Цели и планы участников войны. Провал плана Шлифена. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.внутреннее положение в воюющих странах. Революция 1917 г. В России и Брестский мир.1918 г. Итоги первой мировой войны. Жертвы.

Показывать на исторической карте ход военных действий, выделяя главные фронты первой мировой войны. Сравнивать  черты внутреннего положения в воюющих странах. Анализировать содержание фрагментов исторических источников, на  их основе делать  выводы о результатах войны для участвующих стран.

§ 4

8

Версальско-Вашингтонская система

1

Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига Наций. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. непрочность версальской системы.

Показывать на исторической карте изменения после формирования Версальско-вашингтонской системы. Называть цели стран - победительниц на Парижской мирной конференции. Оценивать противоречивость и непрочность Версальско-вашингтонской системы.

9

Последствия войны:  революция и распад империй

1

Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революции в Германии, Австрии, Венгрии. Распад Австро-Венгерской империи. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши, Финляндии и Прибалтийских республик.

Выявлять социальные сдвиги в европейском обществе после первой мировой войны. Определять причины раскола в европейском рабочем и социалистическом движении. Определять причины распада вековых империй. Сравнивать революции в германии, Австрии, Венгрии и России.

10

Контрольная работа

1

Контроль текущих знаний

11.

Работа над ошибками

1

Тема 2. Мир в 1918 – 1939 гг. Вторая мировая война

12

Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы

1

Особенности экономического восстановления  1920-х гг. план Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США – процветание по-американски. Германия – кризис Веймарской республики. Великобритания – коалиционное правительство. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость.

Описывать и сравнивать  условия  экономического развития США и европейских стран. Выделять  сходство,  различия  между ними. На основе  фрагмента исторического источника высказывать суждения о   курсе на массовое производство в США 1920-х гг. Описывать политические изменения в странах Европы и США в 1920-е гг. 

§ 5

13

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. пути выхода

1

Особенности мирового экономического кризиса 1929-33 гг.  Причины мирового экономического кризиса 1929-33 гг. Пути выхода из кризиса. Политические режимы ХХ вв.: либерально -демократические, тоталитарные, авторитарные.

Перечислять основные причины мирового экономического кризиса 1929-33 гг. Выделять основные проявления и особенности кризиса. Называть пути выхода из кризиса. Сравнивать типы политических режимов ХХ вв.

14.

США: «Новый курс» Ф.Рузвельта

1

Особенности экономического кризиса США. Политика президента Г.Гувера.  «Новый курс» Ф.Рузвельта. сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Внешняя политика США.

Сопоставлять меры по преодолению криза, предпринятые президентами США Гувера и Рузвельта.  Сравнивать массовые социальные движения в США и Европе в 1930-е гг. Выделять особенности американского изоляционизма во внешней политике в 1930-е гг.

15.

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция

1

Великобритания:  национальное правительство. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт.

Выделять особенности экономического кризиса в Великобритании. Определять роль имперской политики Великобритании в преодолении экономического кризиса. Давать характеристику деятельности правительства Народного фронта во Франции.

16

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания

1

Причины появления тоталитарных режимов. Италия: фашизм и корпоративизм.

Называть причины появления тоталитарных режимов. Сравнивать тоталитарные режимы в европейских странах.

17

Восток в первой половине ХХ века

1

Традиции и модернизация. Япония: капитализм по Европейскому образцу. Китай: революция и гражданская война. Индия: национально-освободительное движение и демократическое развитие.

Называть методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока. Устанавливать взаимосвязь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации. Выяснять какие условия влияли на процесс модернизации в Китае. Определять влияние традиций на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии.

18

Латинская Америка в первой половине ХХ в.

1

Особенности общественного развития. Смена режимов: демократии и диктатуры в Латинской Америке.

Объяснять особенность остроты социальных конфликтов в латиноамериканском обществе. Сравнивать  мексиканский и кубинский путь развития.

19

Культура и искусство первой половины ХХ в.

1

Особенности общественного развития. Смена режимов: демократии и диктатуры в Латинской Америке.

Объяснять особенность остроты социальных конфликтов в латиноамериканском обществе. Сравнивать  мексиканский и кубинский путь развития.

20

Культура и искусство первой половины ХХ в.

1

Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Направления живописи.

Называть открытия, которые изменили представление о мироздании и были названы «революцией в естествознании». Определять  причины появления и широкого распространения модернизма и авангардизма. Называть представителей новых течений в культуре и искусстве.

21

Международные отношения в 1930-е гг.

1

Крах Версальско-вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Распределять по значимости причины развала Версальско-вашингтонской системы. Проводить исследование и выяснять: чем обусловлено бессилие Лиги Наций.

22

Вторая мировая война.1939-1945 гг.

1

Причины войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Великая Отечественная война Советского союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Завершающий этап Второй мировой войны. Жертвы. Потери.

Называть события, предшествовавшие началу Второй мировой войны. Определять причины бесславного поражения Франции. Выяснять почему советско-германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны.  Показывать на исторической карте основные фронты и операции Второй мировой войны. Оценивать итоги Второй мировой войны.

23

Контрольная работа

1

Контроль текущих знаний

Контроль текущих знаний.

24

Работа над ошибками

1

25

Обобщение по разделу 1

1

Раздел II. Всеобщая история. Мир во Второй половине ХХ – начало ХХI вв.

Тема 3.Мир  во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

26

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»

1

Последствия Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции.  Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки.

Характеризовать главные признаки «холодной войны» Показывать на карте страны НАТО и ОВД, линии по которым произошел раскол мира и Европы.  Объяснять какие цели преследовали доктрины Трумэна и Эйзенхауэра и план Маршалла.  

§ 8

27

Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг.

1

Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Эпоха дешевой нефти и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Определять важнейшие условия для послевоенного экономического развития стран Запада. Описывать роль дешевой нефти в преимущественно экстенсивном экономическом росте в первое послевоенное десятилетие. Называть социальный слой населения стал основой благосостояния в странах Запада. Выявлять изменения в быте, условиях труда и жизни в 1950-60-е гг.

§ 9

28

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

1

Экономические кризисы 1970-1980-х гг. НТР.  Вторая и Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное общество).

Сравнивать Вторую и Третью промышленно-технологические революции.  Называть основные черты и признаки постиндустриального общества. Выделять отличия индустриального и  постиндустриального общества.

§

29

Политическое развитие

1

Экономическая политика 1970-2000-х гг. Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый радикализм. Национализм.  Три волны демократизации в мире.

Называть партийно-политические течения в западной Европе после войне. Описывать эволюцию международного коммунистического и социалистического движения. Выявлять причины поворота к демократизации в мире. Из источника выделять новые положения Конституций о правах человека.

§ 22

30

Гражданское общество. Социальные движения

1

Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития (1890-1960-е гг.).изменение роли и характера  гражданского общества. Бурные  1960-е гг. новые левые движения молодежи и студентов. Национальные, этнические и лингвистические движения.

Выделять главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития. Оценивать значение событий 1968 г. для развития общества. Определять роль гражданских организаций в современном мире.

§23

31

Соединенные штаты Америки

1

Послевоенный курс: «мировая ответственность».Р.Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший.  «Третий путь» Б.Клинтона. Дж.Буш – младший. Ипотечный кризис в США. Барак Обама.

Определять изменения внешнеполитического курса США  по сравнению с довоенным временем. Давать характеристику маккартизму в США. Сравнивать содержание политики американских президентов в 1960-е гг. Оценивать итоги рейганомики. Выделять отличия курса президента Клинтона от рейганомики.

 32

 

 

Великобритания

1

Лейбористы у власти. «Политический маятник». «Консервативная революция» М.Тэтчер. «Третий путь» Э.Блэра. Этнические проблемы. Внешняя политика Великобритании.

Выделять причины поражения консервативной партии на выборах в июле 1945 г.  Характеризовать преобразования лейбористского правительства в 1945-1951 гг. Определять специфику взаимоотношений лейбористской партии и профсоюзов. Называть основные принципы тэтчеризма и его результаты. Высказывать суждение о курсе правительства Э.Блэра

33

Франция

1

Временный режим (1944-1946). Четвертая республика. Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голя. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Сравнивать две точки зрения на характер Французской республики после освобождения. Высказывать суждение о идее «Величия Франции» де Голля. Оценивать результаты политики Шарля де Голля.

34

Италия

1

Провозглашение республики. Центризм. Итальянское экономическое чудо. Левоцентризм и его кризис. Развал прежней партийной системы. Правительство С.Берлускони (2001-2006)

Называть основные политические партии Италии, возникшие после восстановления политического режима. Охарактеризуйте развитие политических партий. Сравнивать политику С. Берлускони с политикой М.Тэтчер в Великобритании.

35

Германия: раскол и объединение

1

Оккупационный режим в Германии (1945-1949 гг.) раскол Германии. Образование ГДР и ФРГ. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР. 1949-1990 гг. «Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии.  

Выявлять  причины раскола Германии. Сравнивать экономическое развитие ГДР и ФРГ. Называть международные правовые акты, где было закреплено объединение Германии. Характеризовать главные направления политики канцлера Коля в 1990-е гг.

36

Преобразование и революции в странах Центральной и Восточной Европы.1945-2013

1

Становление коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы и его кризис.  Реформы в странах Центральной и Восточной Европы: «шоковая терапия», Аграрный сектор, социальное расслоение, этнические конфликты. Европейский союз.

29

37

Латинская Америка во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

1

Национал-реформизм и модернизация 1940-1950-х гг. Латинская Америка в 1970-2000 гг.: неоконсерватизм и демократизация.

38

Страны Азии и Африки в современном мире

1

Деколонизация. Выбор путей развития. Япония, Китай, Индия

39

Международные отношения

1

Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. Гонка ядерных вооружений. ОБСЕ. Движение неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. международные и региональные конфликты. Роль ООН. Западноевропейская и североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО.

Находить и показывать на карте   города Западной Европы. Выявлять и объяснять особенности экономической деятельности  населения. Описывать  жизнь и занятия горожан, давать  образную  характеристику всем слоям городского общества. Высказывать суждения о значении общинного самоуправления в жизни города  и деревни. Формулировать различия политического, экономического, социального развития  города  и деревни.

§ 12

40

Культура второй половины ХХ – начала ХХI вв.

1

Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство. Кино, изобразительное искусство. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970-2000-е гг.

Описывать  жизнь и занятия феодалов и крестьян. Выявлять и объяснять особенности феодальных отношений. Давать  образную  характеристику различий  феодального строя по  сословным признакам.

§ 13

41

Глобализация в конце ХХ – начала ХХI вв.

1

Понятие о глобализации.  Противоречия глобализации.  Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.

На основе текста учебника  и карты  формулировать  положение католической церкви в Европе. Формулировать причины борьбы Папы и императора за светскую и духовную власть. Давать характеристику ереси. Объяснять причины популярности ереси среди верующих католиков. Раскрывать и описывать  существенные признаки  странствующих монашеских орденов. Давать оценку деятельности Франциска Ассизского.

§ 14

42

Глобальные проблемы современности

Проблема сохранения мира. Проблемы модернизации и преодоления отсталости. Экологические проблемы. Демографическая проблема. Проблемы глобализации

43

Контрольная работа

1

Текущая контрольная работа

§ 15

44

Итоговое обобщение

1

Систематизировать и обобщать информацию о становлении духовного мира средневекового человека. Оценивать роль и значение культурного  наследия Средневековья. Сравнивать культуру средневековья с античностью. Давать  оценку деятельности И. Гутенберга. Собирать и  обрабатывать дополнительную  информацию о культуре католического мира , формулировать оценочные выводы о роли  культурного наследия Средневековья  в контексте  мировой цивилизации

§ 16

45

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний по всеобщей истории. Новевшее время.

46

Работа над ошибками

1

47

Проектная деятельность

1

Выполнять  и презентовать проекты.

48

Проектная деятельность

1

Выполнять  и презентовать проекты.

Раздел Ш История России ХХ - начало ХХI в.

Тема 4. Россия на рубеже ХIХ - начало ХХ вв.: динамика и противоречия развития 8ч.

49

Введение в российскую историю. Государство и российское общество в конце ХIХ - начало ХХ вв.

1

Что изучает новейшая история России? История Россия – часть всемирной истории. Территория и население Российской империи. Социальная структура. Образ жизни.

Определять на элементарном уровне предмет и задачи исторической науки. Различать виды исторических источников. Определять хронологические рамки и периодизацию  новейшей истории России. Высказывать суждение об истории России как части всеобщей истории. Показывать на исторической карте территорию Российской империи. Сравнивать социальную структуру Российского  общества в XIX и начале ХХ века.

Раздел 1

Глава 1

введение

50

Экономическое развитие страны

1

Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал.  Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство.

Выделять особенности российской экономики начала ХХ века. Называть важнейшие формы государственного вмешательства в экономику. Объяснять причины широкого привлечения в страну иностранного капитала. Описывать роль монополий в экономике России. Формулировать  определение понятий: «инвестиции»,  «монополия».

51

Общественно-политическое развитие России в 1984-1904 гг.

1

Николай II. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». РСДРП.

Давать характеристику личности царя Николая  II.  Объяснять понятие «Зубатовский социализм». Сравнивать политические программы С.Ю.Витте и В.К. Плеве. Описывать основные положения программы РСДРП. Объяснять отличия позиций революционных и либеральных сил

§ 1

52

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Основные направления внешней политики России. Гаагская конференция. Дальневосточная политика России. Русско-японская война: причины, основные события, результат.

Называть основные направления и цели  внешней политики России. Показывать  на карте места главных сражений русских и японских войск на суше и места основных морских сражений. Характеризовать  позицию ведущих европейских стран в период русско-японской войны.  Давать оценку причин и результатов русско-японской войны

§ 2

53

Первая российская революция. Начало парламентаризма.

1

Причины революции. Ход революционных событий. Формирование монархических партий. Формирование либеральных политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. I и II Государственная думы. Итоги революции.

Называть причины первой революции в России. Выделять особенности программных установок и тактики монархических партий. Сравнивать программы октябристов и кадетов. Характеризовать Всероссийскую октябрьскую политическую стачку и декабрьское восстание в Москве как высшую точку революции. Описывать изменения государственной власти, произошедшие  в ходе революции.

§ 5

54

Экономические реформы

П.А. Столыпин. Программа реформ. Разрушение общины. Первые результаты реформ. Развитие кооперации.

Выделять причины разрушения крестьянской общины. Объяснять отношения разных слоев населения к Столыпинской аграрной реформе. Называть цели и результаты переселения крестьян. Определять конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы.

§6

55

Общество и власть после революции

Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы Столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

Называть причины изменения избирательного закона. Выделять особенности  III Государственной думы.  Характеризовать отношение русского общества к реформам Столыпина. Выделять причины всплеска революционного движения.

§7

56

Духовная жизнь Серебряного века

Духовное состояние общества. Просвещение. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

Высказывать суждение о том, почему начало ХХ века называют «Серебряным веком». Перечислять изменения в области образования и просвещения. Характеризовать русскую литературу Серебряного века. Называть деятелей культуры и их достижения.

§8

57

Россия в первой мировой войне.

Начало первой мировой войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Война и общество.

Называть причины первой мировой войны. Описывать отношение общества  и различных политических партий к начавшейся мировой войне. Определять роль восточного фронта в военных действиях в 1914 -1916 гг. Перечислять факторы, обеспечивали  переход  экономики на военный лад.

§9

58

Контрольная работа

Контроль текущих знаний

Контроль текущих знаний

                                                      Тема 5. Великая Российская революция. 1917-1921 гг.  -7ч.                                                                             Глава 2 

59

Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г.

1

Причины революции. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде. Образование новых органов власти.  Отречение Николая II. Двоевластие. Национальный вопрос после Февраля.

Формулировать предпосылки и причины революции. Характеризовать специфику революционных событий февраля 1917 г.  Анализировать  влияние Советов на деятельность Временного правительства.  Оценивать результаты февральской революции.

§ 10,11

60

Октябрь 1917 г.

1

Политические партии после февраля. Апрельские тезисы. Апрельский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Корнилова.

Рассказывать о деятельности политических партий после февральской революции.

Характеризовать апрельские тезисы. Назвать цели, которые преследовал генерал Корнилов.  Объяснять причины поражения выступления Корнилова.

§ 12

61

Формирование советской государственности.

1

Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба учредительного собрания. III Съезд советов.  Брестский мир. Первые мероприятия в промышленности. Аграрная политика. Принятие Конституции 1918 г.

 Описывать  структуру новых органов власти.

Анализировать точки зрения по поводу заключения мира с Германией.

Называть условия Брестского мира. Высказывать  аргументированное суждение о причинах и сущности перехода большевиков к чрезвычайным мерам в деревне. Давать оценку историческому  источнику Конституции 1918 г.

§ 13

62

Начало гражданской войны

1

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против Советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной армии.

Объяснять причины Гражданской войны. Характеризовать личности командиров Белого движения. Рассказывать о основных этапах Гражданской войны.  Называть причины выступлений против Советской власти.

§ 14

63

На фронтах гражданской войны

1

Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Южный фронт. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля.

Формулировать определение понятие  «Демократическая контрреволюция». Описывать события, происходившие на Восточном и Южном фронте Гражданской войны. Давать  оценку целям интервенции.  Выделять особенности интервенции времен Гражданской войны. Готовить  тематические сообщения и проекты  по доп. источникам

§ 15

64

Экономическая политика Красных и Белых

1

Политика военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность  П.Н. Врангеля.

Сравнивать экономическую политику красных и белых.  Высказывать  суждения о реформаторских замыслах П.Н.Врангеля.  Определять сущность продразверстки.

§ 16

65

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Причины поражения белых и победы красных.

Определять суть и причины «малой Гражданской войны». Выделять отличия «малой Гражданской войны» от фронтовой войны между красными и белыми. Называть причины победы красных в Гражданской войне.

66

Контрольная работа

Контроль текущих знаний

Тема 6. Сталинская модель модернизации: СССР в 1920-е-1930-е гг. 7ч

Глава 3

67

Переход к нэпу

1

Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис.

Называть и объяснять причины  перехода к нэпу. Характеризовать основные направления нэпа. Раскрывать существенные  различия  политики военного коммунизма и нэпа. Описывать  изменения социальной структуры в годы нэпа. Выявлять факторы влияющие на экономическое развитие страны в годы нэпа.

§ 10

68

Образование Союза Советских Социалистических республик

1

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Образование СССР. Первая конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения.

Характеризовать ситуацию в национальных окраинах. Называть причины и предпосылки образования СССР. Выделять противоречия в национальной политике СССР. Объяснять распределение полномочий центральными и местными органами власти.

§ 11

69

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. ХХ века.

1

Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. «Полоса признания». Соглашение со странами Востока. Дипломатические конфликты с Западными странами. Создание Коминтерна.

Формулировать принципы советской внешней политики. Характеризовать специфику отношение с капиталистическими странами. Анализировать  особенности договоров со странами Востока. Определять главную цель создания коммунистического интернационала.

§ 12

70

Форсированная индустриализация

1

Особенности индустриализация. Социальные проблемы первой пятилетки.  Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Оценивать индустриализацию как первоочередную задачу экономического развития СССР. Выделять особенности социалистической индустриализации. Описывать Стахановское движение. Оценивать итоги форсированной индустриализации. Показывать на исторической карте основные стройки первой пятилетки.

§23

71

Коллективизация сельского хозяйства

Причины коллективизации. Раскулачивание. Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство.

Называть причины  массовой коллективизации. Объяснять причины раскулачивания. Характеризовать статью Сталина «Головокружение от успехов». Оценивать итоги «сплошной коллективизации». Высказывать суждение о необходимости коллективизации советской деревни.

72

Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века. Внешняя политика СССР в 1930-е.

Роль партии в жизни государства. Роль идеологии.  Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии. Конституция победившего социализма. Национальная  политика.

Оценивать роль ВКП(б) в советской политической системе. Называть способы установления в стране идеологического единомыслия. Выделять причины  установления культа личности Сталина. Высказывать суждение о социально-политическом смысле массовых репрессий.

§25, 27

73

Духовная жизнь в 1920-е гг. ХХ в. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

Борьба с неграмотностью. Развитие советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью.  Большевики и церковь.

Развитие образования в 1930-е гг. научные достижения 1930-х гг. Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Определять положительные и отрицательные стороны Советской школы. Высказывать суждение   о неприятии советского режима интеллигенцией.  Называть причины гонений, направленных против православной церкви. Давать определение понятию «Культурная революция». Описывать достижения науки. Выявлять процессы, происходившие в культуре в 1930-е гг.

§22, 26

74

Контрольная работа

1

 

Тема 7. Великая Отечественная война 7ч.

Раздел 2 глава 4

75

СССР накануне  Великой Отечественной войны

1

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Дальневосточная политика СССР. Мюнхенское соглашение. Сближение СССР и Германии.

Называть факторы, обусловившие «новый курс» советской дипломатии. Перечислять основные направления внешней политики на дальнем востоке. Оценивать влияние  Мюнхенского соглашения на идею создания системы коллективной безопасности в Европе.

§ 13

76

СССР накануне Великой Отечественной войны.  Начало Великой Отечественной войны

1

Начало Второй мировой войны и Советский союз. Советско-финлядская война. СССР и Прибалтика. Советско-германские отношения накануне войны. Начало войны. Силы и планы сторон.  Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 г. Битва за Москву. Блокада Ленинграда.

Определять причины сближения СССР и Германии. Давать характеристику плана «Барбаросса».  Показывать на карте территорию расширения Западных границ СССР. Оценивать позиции сторон накануне Великой Отечественной войны.  Определять причины неудач Красной армии в начале войны. Оценивать значение Московской Битвы. Описывать подвиг защитников и жителей Блокадного Ленинграда.

§ 28-29

77

Немецкое наступление 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

Ситуация на фронте весной 1942 г. планы сторон. Начало Сталинградской битвы. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. Итоги первого этапа войны.

Называть планы воюющих сторон на 1942 г. Показывать на карте направления летнего наступления 1942 г. Раскрывать цели политики германии на оккупированных территориях. Давать оценку приказа №227. Характеризовать партизанское движение. Описывать антигитлеровскую коалицию.

§ 15

78

Человек и война: единство фронта и тыла

1

Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Образование, культура и наука в годы войны. Церковь в годы войны.

Называть и давать характеристику мерам правительства по перестройке промышленности на военный лад. Характеризовать результаты перестройки промышленности на военный лад. Показывать на исторической карте места, куда были эвакуированы крупнейшие предприятия. Выделять отличительные черты развития художественной культуры в годы войны. Оценивать изменения взаимоотношений русской православной церкви и советского государства.

§ 16

79

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом.  Начало освобождения. Битва на Курской дуге. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Определять причины успеха контрнаступления под  Сталинградом. Показывать на исторической карте ход военной операции под  Сталинградом. Определять значение Сталинградской битвы.  Показывать на исторической карте ход военных действий Курской битвы. Высказывать суждение о героизме советских людей. Готовить сообщения по теме.

§ 17

80

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика советских республик в годы войны. Национальная политика.

Готовить тематические   сообщения и проекты  по доп. Источникам о вкладе различных народов в победу в Великой Отечественной войне.

Высказывать свое отношение к коллаборационизму в годы войны.

§ 18

81

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

1

Военно- стратегическая обстановка к началу войны 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская конференция. Освобождение Европы от фашизма.  Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны.

Показывать на исторической карте и рассказывать о «Десяти сталинских ударах». Называть причины заграничных походах красной армии. Выявлять причины победы СССР в великой отечественной войне. Оценивать итоги Второй мировой войны для СССР. Высказывать суждение о цене победы.

§ 19

82

Контрольная работа

Контроль текущих знаний

                                             Тема 8. СССР в 1945-1953 гг. 3 ч.                                                        Глава 5                                                

83

Восстановление экономики.

1

Экономика СССР после войны. Развитие промышленности. Курс на «закручивание гаек».

Характеризовать состояние советской экономики после войны. Объяснять альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы. Анализировать причины  бедственного положения сельского хозяйства после войны. Высказывать суждение о послевоенном восстановлении народного хозяйства.

§ 35

84

Политическое развитие. Идеология и культура

1

Демократический импульс войны. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Восстановление «железного занавеса». Театр и кино. Музыка. Научные дискуссии.

Высказывать  суждения  о демократическом импульсе войны. Анализировать  причины нового витка репрессий. Приводить примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период.

§ 36-37

85

Внешняя политика.

1

Распространение сталинской модели. Холодная война.

Раскрывать предпосылки начала Холодной воны. Давать определение понятию «Холодная война». Характеризовать изменения в международном положении СССР после Второй мировой войны.

Высказывать суждение о виновниках холодной войны.

§ 38

Тема 9. СССР в 1953-середине 60-х гг. ХХ века.

86

Изменение политической системы. Социально-экономическое развитие

1

 Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Реабилитация. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Экономический курс Маленкова.  Сельскохозяйственная политика Хрущева. Развитие промышленности. Социальная политика.

Оценивать расстановку сил в окружении Сталина. Определять альтернативы развития страны после смерти Сталина. Выявлять значение ХХ съезда КПСС и разоблачение культа личности Сталина. Давать характеристику экономически реформам Хрущева. Высказывать суждение о противоречивости и ограниченности экономических реформ Хрущева.

§ 24

87

Культурное пространство и повседневная жизнь

1

Преодоление Сталинизма в Литературе и искусстве. Советский спорт. Развитие образования.

Определять значение  политики «оттепели» в духовной сфере. Выявлять новые процессы в общественной жизни появившиеся под воздействием «оттепели». Высказывать суждение о противоречивости и ограниченности политики «оттепели».

88

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

1

Поиск новой стратегии внешней политики. Отношения с Западом. Политика разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политики СССР.

Рассказывать о последствиях проводимой в СССР политики десталинизации. Оценивать действия советского руководства во время венгерских событий 1956 г. Дайте характеристику Карибского кризиса, его последствиям.

89

Контрольная работа

1

Контроль текущих знаний

Тема 10. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

90

Смена политического курса

1

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция 1977 г.

Высказывать суждение о возрождении неосталинизма в 1964-1982 гг. Давать характеристику конституции 1977 г. Выделять особенности общественного развития СССР в середине 1960-х гг- середине 1980-х гг. Оценивать период как «золотой век» номенклатуры.

91

Экономика «развитого социализма». Идейная и духовная жизнь советского общества

1

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. Научно-технический прогресс. Социальная политика. Концепция «развитого социализма». Противоречия в развитии художественной культуры. Диссиденты.

Оценивать результаты аграрной реформы 1965 г.и реформы промышленности.  Определять причины улучшения жизни советских людей в 1970-е гг.  Называть достижения научно-технического прогресса. Доказывать усиление идеологического давления в литературе и искусстве. Перечислять  новые формы  воздействия на интеллигенцию. Определять значение диссидентского движения.

92

Политика разрядки. Надежды и результаты

1

Отношения с Западом. Региональные конфликты. Афганская война. Отношения с соцстранами.

Называть причину перехода к политике разрядке. Давать Характеристику «Доктрины Брежнева».  Оценивать действия советского руководства во время чехословацкого кризиса 1968 г. Определять повод и истинные причины завершения полосы разрядки международной напряженности. Готовить тематические   сообщения и проекты  по дополнительных источникам о войне в Афганистане.

Тема 11. Перестройка и распад СССР. 1985-1991 гг.

93

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

1

Предыстория перестройки. «Кадровая революция». Конституционная реформа 1988-1991 гг. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Характеризовать существовавшую политическую систему  как главный тормоз общественного развития. Определять причины появления новых политических партий. Оценивать политические преобразования в стране за годы перестройки. Описывать Августовский политический кризис 1991 г.

94

Экономические реформы 1985-1991 гг. политика гласности

1

Стратегия ускорения. Экономическая реформа 1987 г. второй этап экономической реформы. Программа 500 дней. Политика гласности. Литература.  Реабилитация. Результаты политики гласности.

Давать характеристику основных этапов экономических реформ в СССР в годы перестройки. Называть причины неудач в реформировании экономики. Описывать программу «500 дней». Высказывать суждение о радикальном характере провозглашенного курса на переход к рынку.

95

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

1

Новое политическое мышление. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления»

Давать характеристику политики «нового мышления». Перечислять меры советского правительства  для разоружения и ослабления противостояния с Западом. Выделять новые веяния в отношениях СССР с социалистическими странами.  Называть шаги СССР по разблокировке региональных конфликтов. Оценивать результаты политики «нового мышления»

96

Контрольная работа

1

Контроль текущих знаний

Тема 12. Россия в конце ХХ в.

97

Российская экономика на пути к рынку

1

От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация. Корректировка курса реформ. Первые результаты экономических реформ. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.

Называть основные положения программы экономических преобразований 1991 г. Выделять причины финансового кризиса 2008 г. Оценивать итоги экономического развития страны в 1990-е гг. Выявлять причины в развитии экономики в 1990-е. Определять истоки проблем экономики 1990-х

98

Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

1

Разработка новой Конституции.  Политический кризис 1993 г. конституция 1993 г. российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Результаты политического развития в 1990-е гг.

Определять изменения расстановки политических сил после августа 1991 г. Высказывать суждения о важнейших положениях Конституции. Оценивать результаты политического развития страны в 1990-е.  Выявлять проблемы в ходе политического реформирования российского общества.

99

Духовная жизнь России.

1

Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф.  Музыка.  Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России.

Выявлять факторы, влияющие на развитие культуры в 1990-е гг. Определять особенности музыкальной культуры 1990-х. Высказывать суждение о процессах, происходящих в литературе 1990-х гг. Определять влияние СМИ на общественную жизнь России в 1990е.

100

Строительство обновленной Федерации.  Геополитическое положение России и внешняя политика России

1

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между центром и регионами. Чеченская война

Оценивать главные результаты национальной политики страны в 1990-е гг.

Тема 13. Россия в начале ХХI в.

101

Россия в начале ХХI в.

1

Геополитическое положение и внешняя политика. Политическое развитие. В.В. Путин. Экономическое развитие в 200-2008 гг. повседневная и духовная жизнь общества. Внешняя политика. Россия на пути к инновационному развитию.

Перечислять меры по обеспечению единства и согласия общества в 2000-2007 гг. Сравнивать состояние экономики 1990-х и 2000-2008 гг. Выделять приоритеты внешней политики России в начале 1990-х гг. Высказывать суждение о необходимости инновационного развития.

102

Контрольная работа

1

Контроль текущих знаний

103

Итоговое обобщение

1

Обобщение и повторение

104

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний по Новейшей истории России

105

Работа над ошибками

1

Рефлексия и коррекция.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории 9 класс 105 ч.

          Данная программа по курсу «История» для учащихся 9 классов разработана на основании:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2007 №1089)

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189

4. Основная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная Приказом МБОУ СОШ № 24 от 25.08.2015 г. № 472

5. Учебный план МБОУ СОШ № 24, утвержденный приказом МБОУ СОШ №24 от 06.08.2015 г.  № 451

6. Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МБОУ СОШ № 24 от 05.08.2015 г. № 450

7. Примерные программы по учебным предметам. История. 5—9 классы : проект. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

8.История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011

В учебном плане МБОУ СОШ №24 на изучение курса истории в 9 классе отводится 3 часа в неделю, выделенных из обязательной части учебного плана.

Целью данного курса является формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Задачи курса:

1. учащиеся должны овладеть базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

2. сформировать у учащихся возможности применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

3. развивать у учащихся умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

4. воспитать у учащихся уважение к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве;

5. формировать у учащихся важнейшие культурно-исторических ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

Структура курса

     

В основу данной рабочей программы положены  следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; основные вехи политической истории; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей.

Программа опирается на системно-деятельностный подход в обучении.

                              Распределение часов по четвертям:

класс

Количество часов в год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

9

105

27

21

30

27

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Способы проверка уровня подготовленности учащихся по предмету «История»:

  • Текущие контрольные работы
  • Тесты
  • Устные ответы учеников
  • Творческие работы

Содержание курса

Введение. Понятие «Новейшая и современная история».

       Раздел 1. Всеобщая история. Мир в первой половине ХХ в.

Мир в 1920-1930-е гг.

        Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

        Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные

последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения:

Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

        «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый

курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм.

А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

        Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в

обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди.

Милитаризация общества в Японии.

        Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика

Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-

политический кризис в Европе в 1939 г.

       Вторая мировая война

       Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война».

Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на

СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У.                                                                                                                        

Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение

Сопротивления.

        Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии.

Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская

система. Создание ООН.

       Раздел II. Всеобщая история. Мир во Второй половине ХХ – начало ХХI вв.

Мировое развитие во второй половине ХХ в.

        Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис.

Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка

и причины ее срыва.

        «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

        Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис

индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

        Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

        Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

        Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

       Мир на рубеже ХХ-XXI вв.

       Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

       Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

       Культурное наследие ХХ в.

       Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в

современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

       Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Раздел Ш История России ХХ - начало ХХI в. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии.

Временное правительство и Советы.

        Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение

армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

        Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.

Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

        Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н.

Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.

       СССР в 1920-е гг.

       Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления

экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР.

Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

       Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

       Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

        СССР в 1930-е гг.

        Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны.

Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги

экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936г.

        СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

        Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

        Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

        СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

        Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

        Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке.

Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

        СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

       Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

       Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ.

Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

       Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

        СССР в 1953-1964 гг.

        Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х –

1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

        Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

        Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

       СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.

       Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.                                                                       Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма».

Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.

Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

       Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений.

Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе. Афганская война.

       Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

       Советское общество в 1985-1991 гг.

       Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и

продовольственной программ.

       Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и

общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

        «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана.

Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

        Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

        Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

        События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации.

Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения.

Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

        В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

        Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

        Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

 Учебно-тематический план для учащихся 7 классов

Название раздела

Количество часов

7 класс

105

Введение.

2

Всеобщая история. Мир в первой половине ХХ в.

23

Всеобщая история. Мир во Второй половине ХХ – начало ХХI вв.

23

История России ХХ - начало ХХI в.

57

Результаты освоения курса  истории

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие  убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод  человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность  к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения  истории  выражаются в следующих  качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать  с   учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), Использовать современные источники информации, в том  числе материалы на  электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты  своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к  сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

            Предметные результаты включают:

  • овладение  целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания  современного общества;
  • способность применять понятийный  аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества  в  целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны  и мира

Формы организации деятельности учащихся на уроке

    Формы организации урока:  индивидуальная, групповая, парная  в  рамках классической классно – урочной  системы с  использованием элементов педагогических технологий (сотрудничества, критического мышления, личностно- ориентированной, проектной, информационной, проблемно-диалогического общения).

  Для реализации курса рекомендуется использование разных видов уроков и широкого спектра методических приемов – уроки изучения нового материала, семинары, видеоэкскурсии, актуальны будут групповые формы работы, применение качественной наглядности, проведение  практических работ (создание проектов, моделей), групповая дискуссия, круглый стол.                

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология использования в обучении игровых методов, технология «критического» мышления, проблемного обучения, элементы технологии развивающего и разноуровнего обучения.

Для реализации программного материала используется УМК

  1. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая историч. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сокоро-Цюпа. М.: Просвещение, 2014.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.  Всеобщая историч. Новейшая история.  Рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразоват. учреждений,. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Данилов А.А. История России, XX – начало XXIвека . 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Бранд. М.: Просвещение, 2014. – 382с.
  4. Данилов А.А. , Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь 9 кл.: для общеобразоват. учреждений в 2-х частях, 7М : Просвещение, 2014
  5. Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008
  6. О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало  XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2008.
  7. С.В.Парецкоа, И.И.Варакина . Новейшая история  зарубежных  стран.XX -началоXXI века. 9класс: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы .- М.:Просвещение, 2010.
  8. Кимы : Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс, сост.К.В.Волкова. –М.:ВАКО, 2012. – 112.
  9. Кимы :История Россиий XX- нач. XIXвв : 9 класс, сост.К.В.Волкова. –М.:ВАКО, 2012. – 116
  10. Хрестоматия. История России 6-10 класс.-М.: Просвещение, 2015

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.

Информационное обеспечение 

Видеофильмы,  слайды, фрагменты музыкальных произведений, СД, ДВД диски по искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...