Главные вкладки

    Статья по истории (7 класс) по теме:
    Медведь - родственник коренных народов Амура

    Каргаполова Татьяна Михайловна

    В Хабаровском крае живёт много национальностей: удэгэйцы, ульчи,эвенки, нивхи и т.д.  Медведь изображён на гербе Хабаровского края. Он является краевым символом. Эта статья посвящена истории медведя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл medved.docx822.82 КБ

    Предварительный просмотр:

            Медведь – родственник коренных народов Амура

    C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_5042.JPG

    На гербе Хабаровского края находится медведь – наш страж и защитник, с незапамятных времён считающийся символом, олицетворяющим Россию.

    C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_5043.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_5016.JPG

    Все коренные народы Хабаровского края – нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, удэгэйцы, негитальцы, эвенки и эвены – считали медведя своим родственником. Предания о родстве с медведем сохраняются в памяти аборигенов Амура до  настоящего времени. В 1998 году кандидат исторических наук.  С.В. Березницкий записал в Нижних Халбах со слов местного жителя М.Н. Наймука предание, как от медведей произошли нанайцы.

    « Жили брат с сестрой на свете. И ещё шаман  жил. Больше никого из людей на свете не было. Только эти двое. Брат ходил на охоту, сестра по дому хозяйничала, а шаман хотел на сестре брата жениться. Но она всё время отказывала. Вот брат один пошёл на охоту. Шаман пришёл к сестре и стал опять её упрашивать выйти за него замуж. Девушка опять ему отказала. Шаман рассердился, стал шаманить и превратил девушку в медведицу. Брат долго искал сестру, но так и не нашёл. А как – то в тайге она сама к нему подошла и всё рассказала – про себя и про шамана. Ещё она ему сказала: « Ты теперь, брат, не ходи по моему следу. А то убьёшь меня вместо настоящей медведицы.» Брат всегда это помнил. А потом забыл и убил свою сестру – медведицу. А у неё уже маленький медвежонок был. А брат, когда стал тушу разделывать, снял шкуру, то увидел, что это женщина. Только медвежонок  сосёт ладошку у медведицы. Тут он понял, что это его сестра. А медвежонок потом вырос, и от него пошёл род нанайцев. Наймука точно от него не пошли».

    Нанайцы, ульчи, удэгэйцы, орочи обращались к медведю как к уважаемому человеку пожилого возраста – мапа, мафа (старик). Эвенки называли медведя амака, амикан, эхэ, эхэк, ( дед, старик), медведицу – эбэкэ, эбэчи, ( бабушка, старуха). Эвенки почитали медведя как дедушку, брата их прородительницы Дантры.

    Коренные народы Хабаровского края видели в медведе обитателя леса подобного человеку, только в шубе. По представлениям нивхов, медведь был в прошлом человеком, ходил на четвереньках.

     Негидальцы хозяина медведей называли Уйгули, представляли его  большим медведищем,  на горе  живущим. Ульчам хозяин медведей виделся в образе трёх – шести- или девятигорбого медведя. Они считали, что от отношения к ним этого духа – хозяина гор и тайги зависит их охотничья удача. По представлениям нанайцев, ульчей, нивхов, орочей, удэгэйцев, эвенков, подарки людей духу – хозяину могла передать только душа убитого медведя. Медведя убивали при случайной встрече в тайге. Охотник, обнаруживший медведя в берлоге, возвращался в селение, в иносказательной форме извещал мужчин о своей находке и приглашал их принять участие в охоте. Имя зверя не объявлялось. У всех коренных народов Амура бытовали представления, что, называя объект охоты, оповещаешь его о своих намерениях.

    C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_5044.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5048.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5047.JPG

    Нанайские и ульчские сэвэны в виде медведя. (конец 19 – го – первая половина 20 – го века).

    Так медведь стал зверем. Негитальцы хозяина медведей называли Уйгули, представляли его большим медведищем, на горе живущим. Ульчам хозяин медведей виделся в образе трёх – шести – или девятигорбого медведя.

    Они считали, что от отношения к ним этого духа – хозяина гор и тайги зависит их охотничья удача. По представлениям нанайцев, эвенков, подарки людей духу – хозяину могла передать только душа убитого медведя.

    Действия охотников после убийства медведя тоже подчинялись строгим правилам.

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5046.JPG

    Нивхские ложки и ковши – атрибуты медвежьего праздника.

    В процессе разделки туши и поедания мяса участники церемонии «убеждали» убитого медведя, что его смерть наступила от рук людей другой национальности (орочи называли при этом удэгэйцев, удэгейцы – орочей).

    Очень часто обвиняли различных зверей или птиц. Например, эвенки перекладывали всю ответственность за убийство на воронов. Эвенкийский образ медвежьего праздника сопровождался возгласами «Кук!», - воспроизводящими крик ворона. Тушу медведя разделывали по суставам.

    C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_5052.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5009.JPG

    Орочский шаман

    После торжественного поедания мяса медведя все его кости собирали и уносили в специальные места, где подвешивали в развилках деревьев, а череп коптили ( копоть символизировала нарастающую шкуру зверя), набивали кашей, ягодами и ритуальными стружками ( при будущем возрождении содержимое черепа заменит медведю мозг) и нанизывали на расщеплённый ствол. Лишь после завершения всего обряда проводов дух медведя, как считали нанайцы, возвращался в тайгу, принимая вид «возрождённого медведя».

     Под влиянием айнской  культуры у нивхов, ульчей, орочей сформировался другой вариант медвежьего праздника. Он представлял собой ритуальное убиение зверя, предварительно выращенного в неволе специально для этой цели. Такой праздник длился от десяти до четырнадцати дней, проводился в более торжественной форме. Ульчи называли его « бэюмбэ хупуву» - « играть медведя». Они и нивхи приурочивали эти церемонии к поминальным ритуалам. Орочи, выращивая убитого медведя, подтверждали специальным ритуалом хорошие отношения со своим священным родственником – прародителем. Культ медведя не является явлением, характерным только для культуры народов российского Дальнего Востока. Особое отношение к медведю было распространено у всех народов зоны тайги и тундры севера Европы, Сибири и Америки.

    Медвежий праздник ульчей

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5011.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5049.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5050.JPG

    C:\Users\Татьяна\Desktop\О медведе\IMG_5014.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

    Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

    Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

    Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

    Коренные народы ХМАО

    Можно использовать на уроках История ХМАО, как знакомство с историей коренных народов севера Ханты и Манси...

    Коренные народы Камчатки

    Данная презентация посвящена коренным жителям Камчаткого края....

    Международный сетевой проект "Коренные народы вашего региона" для 8х классов

    Уважаемые, участники! Здесь вы можете следить за этапами и сроками проекта!...

    Культура коренных народов Ямала

    Культура коренных народов Ямала...

    Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»

    Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...