методическая разработка урока истории в 8 классе«XIX век - время надежд ….».
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

 Хасиятулина Венера Гакиловна

методическая разработка урока истории в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл xix_vek_-_vremya_nadezhd_.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка урока истории в 8 классе:

«XIX век - время надежд ….».

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия, подвести итоги изучению истории России XIX века;

научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умение делать собственные выводы, обобщение исторических фактов;

способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся;

используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся (повторительно-обобщающий).

Форма проведения урока: командная игра.

Оборудование: портреты русских императоров XIX века  раздаточный материал с заданиями, контурные карты.

Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на группы по 5 человек. Классу дана тема урока заранее для обдумывания.

ХОД УРОКА

Мотивация:

Сценка.  За столом сидит юноша в стилизованном под 19 век костюме и что то увлеченно пишет пером по бумаге. На столе табличка Карамзин Н. М.

Учитель спрашивает детей о личности этого человека и затем обращается к нему.

 Учитель. Добрый день.Чем же вы занимаетесь?

 Карамзин Н.М.: И вам добрый день! Пишу ,батенька.

 Учитель..: И что же пишите?

Карамзин Н.М: Пишу я о том как доблестная русская армия выбила неприятеля из России, а потом и всю Европу освободила от узурпатора Наполеона.

 Учитель..:.: А что еще заслуживает внимания?

Карамзин Н.М: Народ русский хотел царя с престола скинуть, но прочно держится трон императора, сильна власть Николая. Расправились мы с бунтовщиками: кого в солдаты, кого на виселицу, а кого в Сибирь на каторгу.  

 

Учитель: О, вторая половина XIX века тоже полна событий.

Карамзин Н.М.: Нетерпится узнать!

Дети называют основные события.

 Учитель.Обратить внимание на название урока.  «XIX век - время надежд ….». Предложение незаконченное. Задание. К концу урока попытаемся подвести итоги 19 века и закончим это предложение.

Командам предстоит выполнить задания.    

История в портретах императоров

- Давайте вспомним, сколько было правителей в 19 веке? (шесть, перечисляют имена).    

 Задание 1   Ниже приведены их имена и даты правления, их нужно расставить в правильном порядке.  

  Павел         Александр I        Николай I         Александр II       Александр III        Николай II


Задание 2.  Биографическая задача.  Каждой группе дается тест с заданием. Через минуту должны догадаться о ком идет речь.

1 группа.

 О ком Пушкин сказал  «Властитель слабый и лукавый. Плещивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вяземский о нем сказал «Сфинкс, неразгаданный до гроба…  Кого они имели в виду?  

2 группа

 Не раз жалел что «родился великим князем ».
  Владел французским, немецким, английским и польским языками.
  Реформатор.

Оценки и мнения.   А И. Герцен, писатель и философ: "Мы приветствуем его именем Освободителя».
   Я. А. Кропоткин, теоретик анархизма:  «Он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу...»

  3 группа

     Запрещал отдавать крестьян на заводы, продавать их с публичного торга с раздроблением семей, дарить или платить ими частные долги. Юридически определил нормы наказания крестьян помещиками.
  В его правление разработана национальная идея, основанная на православии, самодержавии, народности.
Узнав о революции в одной из европейских стран, царь произнес: «Седлайте коней, господа, во Франции объявлена республика...»
   Оценки  А. С. Пушкин, поэт: 
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.    

          4 группа

                                  Рукой железной правя твердо,
                                 Ты порождал любовь и страх,
                                 И Флаг Российский реял гордо
                                 В нам чуждых странах и морях.

                                  Таких Царей, как Ты, не будет,
                                  Вот почему Ты мог сказать:
                                 «Когда Царь Русский рыбу удит –
                                  Европа может подождать!»

 

Учитель  (для всех)  на дополнительный балл

Имел троих сыновей, из которых двое стали императорами, и восемь дочерей.    Ограничил барщину тремя днями в неделю, установил воскресный отдых для крестьян, офицеры получили право подавать в суд на старших командиров.
  Запретил носить фраки, круглые шляпы и высокие сапоги.
  Провозгласил себя гроссмейстером Мальтийского ордена.
     Однажды встретив офицера в шубе и идущего за ним солдата с офицерской саблей на руках, он произвел последнего в офицеры, а офицера разжаловал в солдаты.
   Оценки
Н. М. Карамзин, историк: " ... начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти".
М. Н. Покровский, историк: "Его парадомания и мундиромания были производными качествами его любви к регламентации и порядку вообще"

 

 Мы вспомним деятельность тех императоров, которые вам достались в задачах

II. К какому императору это относится

Задание3.  Вставить в таблицу и обьяснить значение. «Русская правда», народовольцы, «чугунный устав», «вольные хлебопашцы»,

состязательный суд, группа «Освобождение труда», Негласный комитет, военные поселения, политический сыск, царь-Миротворец, отходничество,

Тильзитский договор, всеобщая воинская повинность, Крестьянский Поземельный банк, земства, кодификация законов, Указ «о кухаркиных детях»,

 славянофилы и западники, пропагандистское течение, Транссибирская  железная дорога

Александр I

Николай I

Александр II

Александр III

«Русская правда» Пестеля -программный документ «Южного общества» декабристов

«чугунный устав» - устав о цензуре, запрещавший любые «вольнодумства»

Народовольцы – члены организации «Народная воля», основным методом которой был индивидуальный террор

Группа «Освобождение труда» - первая марксистская организация, которую создали в Женеве в 1883 г. революционеры-эмигранты.

«Вольные хлебопашцы» - крестьяне, которые с разрешения помещика за выкуп могли освобождаться от крепостной зависимости

Политический сыск – им занималось III Отделение Канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом (орган политического сыска и контроля за умонастроениями.

Состязательный суд – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»

Царь-Миротворец – назван современниками, т.к. в течение всего царствования этого императора Россия не вела войн.

Негласный комитет - узкий кружок близких друзей императора, который обсуждал необходимость преобразований в стране

Кодификация законов – кодификация упорядочила российское законодательство

Всеобщая воинская повинность – введена взамен рекрутских наборов, устанавливает обязанность всем гражданам нести военную службу.

Крестьянский Поземельный банк – учрежден для выдачи ссуды крестьянам на покупку земли

Тильзитский договор – мирный договор Франции с Россией, по которому Россия обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии

Отходники – крестьяне, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопрос в губерниях и уездах.

Циркуляр о « кухаркиных детях» - запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»

Военные поселения – были созданы в целях сокращения расходов на армию, где солдаты совмещали военную службу с хозяйственной

Славянофилы и западники –представители либерально-оппозиционного движения, осуждали крепостное право и выступали за введение представительных учрежд.

Пропагандистское течение – одно из трех течений революционного народничества, методом которого была пропаганда среди народа революции

Транссибирская железная дорога – фактически соединила Европу с берегами Тихого океана, а Центральную Россию с Дальним Востоком


III. Экономическое развитие России в первой и во второй половине 19 века.

-Какой процесс начался в экономическом развитии России в первой половине 19 века? (промышленный переворот)

-Вспомните главную особенность промышленного переворота в России? (сохранение крепостного права)  

-Таким образом, в Российской экономике «уживались» две черты развития с/х и промышленности. Какие? (феодальная и капиталистическая)  

  «Экономическое дерево»,  

-Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий (промышленность и с/х). На дереве выросли «листочки». Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности. На стволах разместите листочки так, чтобы капиталистические черты росли наверху, а феодальные внизу. Сделайте вывод.

  Социально-экономическое развитие в первой половине 19 века. «Экономическое дерево»:

 применение с/х машин, использование удобрений, натуральный характер крестьянских хозяйств, расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян), барщина, оброк, отходничество, крайне примитивная с/х техника, районная специализация, посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда), низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, мануфактуры с применением наемного труда, появление российского пролетариата, производство крестьянами продукции на рынок, покупка богатыми крестьянами земли, начало промышленного переворота. Рост городов, выкупные платежи, освобождение крестьян, сохранение помещичьего землевладения, строительство железных дорог, сохранение отработочной системы, завершение промышленного переворота, увеличение торгового оборота, сохранение крестьянской общины, открытие Госбанка.

    Сделаем выводы. Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего этот процесс происходил в промышленности. Капиталистическому развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки

IV. Внешняя политика России в 19 веке: наиболее значимые войны.

Ребята должны сказать, какая это война и в правлении, какого императора она была? Каждой команде по вопросу.

– Самая длительная война в истории России. (Кавказская война 1817–1864 гг.) (длилась почти 50 лет) (Ал-I; Н-I; Ал-II.)

– Война, в которой Россия победила «армию двунадесяти языков», возглавляемую человеком, который стремился покорить весь мир? (Отечественная война 1812 г; Ал – I).

– Война, в результате которой России было запрещено держать флот на Черном море. (Крымская война 1853–1856гг; Н-I; Ал-II;)

– В память об этой войне в наши дни на Шипке стоит памятник-гробница с изображением  двух воинов, склонивших головы русского и болгарина. ( Русско-турецкая война 1877–1878 гг., Ал-II).

V. Работа с документом.

  1.Прочитайте отрывок из донесения главнокомандующего русской армией и напишите название войны, в ходе которой произошло описываемое сражение

«Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции»

2.  Прочтите отрывок из работы Е. В. Тарле и напишите название военной операции, о которой говорится в отрывке.

«…Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всём блеске. Ни с кем не советуясь,…Кутузов  приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу. Вышел на старую Калужскую дорогу…а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью кавалерию (два полка) по прежнему, рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавшего русскую армию от Москвы Мюрата… Этим смелым передвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона»

 3. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX в., о котором говорится.

 «Грустно…, я болен Севастополем…мученик – Севастополь!...Что стало с нашими морями?...Кого поражаем мы? Кто внимает нам. Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега… друзей и союзников у нас нет».

       Учитель в конце урока подводит итог, возвращаясь к вопросу, который был поставлен в начале:  .  «XIX век - время надежд  и ….».

Дети называют свои варианты и аргументируют.

Как итог, заключительная статья в учебнике на стр.253

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"

Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе  по УМК М.Ю Кауфманн...

Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"

Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе  по УМК М.Ю Кауфманн...

Методическая разработка урока в 6 классе "Простое прошедшее время"

Данный материал содержит методическую разработку урока по английскому языку в 6 классе  по УМК М.Ю Кауфманн...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....