Здоровьесберегающие технологии на уроках истории.
статья по истории (6, 7, 8 класс) на тему

Семибратова Ольга Вячеславовна

ФГОС второго поколения   определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Каждая дисциплина в школе обладает большими потенциальными здоровьесберегающими технологиями. Применение их на занятиях предполагает:

-    учет периодов работоспособности детей на уроке;

-    учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;

-    наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-    чередование позы с учетом видов деятельности;

-    использование физкультурных пауз на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семибратова О. В., учитель истории МОУ СОШ № 12 "Центр образования" г. Серпухова

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории.

ФГОС второго поколения   определяет задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Каждая дисциплина в школе обладает большими потенциальными здоровьесберегающими технологиями. Применение их на занятиях предполагает:

-    учет периодов работоспособности детей на уроке;

-    учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;

-    наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-    чередование позы с учетом видов деятельности;

-    использование физкультурных пауз на уроках.

Гигиенические показатели, характеризующие урок.

1.    Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2.   Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная работы и т.д.

3.      Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма - 7- 10 минут).

4. Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.(норма – не менее трех видов с чередованием 10-15 минут).

5.     Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это:

         - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

        -  активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

        -  методы, направленные на самопознание и развитие.

6.  Уместность и длительность применения ТСО (в соответствии  с гигиеническими нормами).

7.     Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.

На уроках истории в 5-6 классах уместно проводить подвижные минутки - разминки, связанные с темой урока: ребята могут в виде пантомимы изобразить, как пользоваться шадуфом, посеять ячмень или собрать его урожай. Важным условием подобных разминок является то, чтобы  задания подобного рода заранее тщательно продумываться и органично «вплетаться» в тему урока. Например, вспоминаем с ребятами славянские племена, их географическое положение относительно Киева. В процессе разминки учитель называет то или иное племя, а дети указывают «севернее» (руки  подняты вверх), «южнее» (дети приседают), «западнее» (наклон влево) или «восточнее» (наклон вправо).

8.   Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Достаточно вспомнить наиболее яркие страницы истории, где многими народами и крупнейшими историческими деятелями уделялось особое внимание здоровью нации, здоровой личности.

          Cпартанское государство (VIII-VI в.в. до н.э.): суровые методы воспитания детей, отношение к больным младенцам, культ силы и здорового тела, позволившие создать в свое время  одну из самых боеспособных армий древности.  Не менее ярким примером являются  Олимпийские игры - этот древний   праздник  силы, ловкости, меткости и красоты, у которого были свои законы и свои правила: во время  игр запрещались войны .

В Древнем Риме были свои традиции, связанные с гладиаторскими боями. Это зрелище, в котором принимали участие здоровые и сильные рабы, пользовалось особой популярностью среди жителей «вечного города». Наиболее удачливые и отважные гладиаторы могли получить даже свободу, если им удавалось покорить зрителей своей ловкостью и бесстрашием. Это в древности. Но культ здорового тела и духа не давал покоя человечеству и в более поздние времена. Вспомним средневековых рыцарей и былинных богатырей – все они олицетворяли собой мощь и силу, доблесть и отвагу.

ХХ век – особая страница в развитии массового спорта. Возрождаются Олимпийские игры, строятся стадионы, все больше молодежи вовлекается в различные секции.  Вспомним Советский Союз 30-х годов ХХ века: массовое увлечение спортом,  регулярно проводятся парады с привлечением молодежи, состязания.  Уделялось большое внимание оздоровлению нации. Не в этом ли причина стойкости и мужества простых советских парней и девчонок в годы Великой Отечественной войны? «В здоровом теле здоровый дух» - слабая нация вряд ли выдержала бы подобный натиск врага..

9.   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

10.   Психологический климат на уроке. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно,  благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем.

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию, используя эмоциональную оценку при помощи вопросов : «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чем оказалось неудачным?». Рефлексия повышает  ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой.

Для создания благоприятного  эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках истории эффективно используются метапредметные связи. Особое внимание надо уделять интеграции различных видов искусства, которые помогают восприятию и осмыслению материала.

11. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование поговорок, афоризмов с  комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.

12.  В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

  • обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;
  • школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, т. к. они хорошо переносят   нагрузку, не теряются в трудных ситуациях;
  • обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, потому что быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности;
  • школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением.

14.   Темп и окончание урока (спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом).

Таким образом, на уроках истории ведется наглядная агитация и пропаганда здорового образа жизни на наиболее ярких примерах.  Роль предмета в формировании и развитии нравственного  здоровья обучающихся незаменима. На них учителя развивают исследовательские и творческие навыки, создают условия для развития навыков общения и совместной деятельности, помогают учащимся осмыслить практическую значимость предмета, полезность приобретаемых знаний и умений.

Литература:

1. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога  // Школьные технологии. – 2011. – №3. – с.200-201.

2. http://nsportal.ru/shkola


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

"Здоровьесберегающие технологии на уроке истории"

Комплекс упражнений для здоровьясбережения, разработанный для выполненияи во время урока, в частности, истории....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

Здоровьесберегающие технологиина уроках истории и обществознания...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....