Рабочая программа по истории 10 класс.
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Газизова Светлана Мирхасовна

Рабочая программа по истории 10 класс. 70 часов в год.

Учебники:

1.    Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л. Н. Алексашкина, В. А. Головина; под ред. Л. Н. Алексашкиной. – М.: Мнемозина, 2010

2.    Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - РС", 2006.

3.    Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс, Базовый уровень, ,2010

4.    Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России, Конец XVII-XIX века, 10 класс, 2010

5.   Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш. История татарского народа с древнейших времён до конца XIX века: Учеб. Пособие для 10 класса. – Казань: ТаРИХ, 2008. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx59.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основана на:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 № 1089;
  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ№1312 от 09.03.2004.
  • Программа и тематическое планирование для общеобразоват. учреждений: Всеобщая история: История России: 10–11 классы / авт.-сост. Л. Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 13.12.2007. №349, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
  • Образовательная программа МБОУ «Гимназия №5» на 2014-2019 учебные годы
  • Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету в МБОУ «Гимназия №5 ЗМР РТ»

Учебники:

  1. Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л. Н. Алексашкина, В. А. Головина; под ред. Л. Н. Алексашкиной. – М.: Мнемозина, 2010
  2. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - РС", 2006.
  3. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс, Базовый уровень, ,2010
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России, Конец XVII-XIX века, 10 класс, 2010
  5. Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш. История татарского народа с древнейших времён до конца XIX века: Учеб. Пособие для 10 класса. – Казань: ТаРИХ, 2008.

Особенности преподавания курса:

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). На всеобщую историю запланирован-24 часа, на историю России и Татарстана-46.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся. Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу. В основе содержания курса всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века лежат принципы историзма и объективности. Исходя из концепции многофакторного подхода к истории возникает необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин осуществления одной из них в переломные моменты мировой истории. Разрешить эту задачу помогут проблемные лекции, уроки-исследования. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что предполагает самостоятельную деятельность учащихся по написанию рефератов, подготовке сообщений о роли крупнейших исторических деятелей в общемировой истории и культуре. Учащимся предоставляются широкие возможности для творчества: выступления, проекты, презентации.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях всеобщей истории, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути. Используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания. Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

4.  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:

•        формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.

•        Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

•        Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

•        Овладение умениями и систематизации, навыками поиска и комплексного анализа исторической информации.

•        освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

•        овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

•        развитие у учащихся исторического мышления

•        воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, стремления сохранять и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры;

•        формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетенции старшеклассников

В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:

—        определять и объяснять понятия;

—        уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, документе;

—        рассматривать общественные явления в развитии;

—        анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;

—        определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;

—        обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;

—        определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—        осуществлять самоконтроль и самооценку

Методические пособия для учителя:

1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории [Текст]: пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Борзак, Е. Олимпиады по истории. 10 класс [Текст]: пособие для учителя / Е. Борзак. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

3. Брант, М. Ю. История древнего мира: тесты [Текст]: пособие дл учителя / М. Ю. Брант. – М.: Дрофа, 2001.

4. Белоусова, Л. С. Всеобщая история. Новая история [Текст]: книга для учителя / Л. С. Белоусова, О. Н. Докучаева, В. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

5. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства [Текст]: практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ-24ч.

Тема урока

Характеристика деятельности ученика

Ожидаемый результат

освоения материала

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Тарих фәне

Наука история: предмет, содержание, функция, место в системе других наук

Фронтальная работа. Охарактеризовать особенности истории как науки. Раскрывать основные этапы, пройденные исторической наукой, содержание основных функций исторической науки; Объяснять, чем определялось продвижение от одного этапа к другому, характеризовать основные системы периодизации всемирно-исторического процесса.

Знать: особенности истории как науки.

Уметь: называть основные этапы, пройденные исторической наукой; объяснять, чем определялось продвижение от одного этапа к другому; характеризовать основные системы периодизации всемирно-исторического процесса; раскрывать содержание основных функций исторической науки, приводить примеры и обосновывать имеющиеся точки зрения, работать с источниками

2

Борынгы җәмгыять Первобытное общество. Антропогенез.

Решение познавательных задач,
работа в группах. Объяснение понятия «материальная культура», «неолитическая революция». Сопоставлять различные теории по периодизации развития первобытного общества, находить сильные и слабые стороны,
выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности

Знать: определение понятия
«материальная культура»; почему и как орудия труда из камня служат основой для периодизации развития первобытного общества.

Уметь: выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности

3

Борынгы Кончыгыш

Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье

Работать с текстом и вопросами учебника. Характеризовать тенденции развития государств Древнего мира. Составлять сравнение географического положения и природных условий, в которых сформировались две важнейшие цивилизации Египет и Месопотамия; показывать на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока; Раскрывать сходства и различия их.  Характеризовать функции письменности и ее роль

Знать: тенденции развития государств Древнего мира.

Уметь: сравнивать географическое положение и природные условия, в которых сформировались две важнейшие цивилизации Египет и Месопотамия; – называть и показывать на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока; раскрывать определения понятий; характеризовать функции письменности и ее роль

4

Борынгы Кончыгыш: Иран, Һиндстан, Кытай

Древний Восток: Иран, Индия, Китай

Объяснить причины императорских реформ Древнего Китая, проведенные как административные и хозяйственные реформы. Дать сопоставительную характеристику крупнейших держав, существующих на территории Южной и Восточной Азии в древности.

Знать: какие задачи пытались решить правители Древнего Китая, проводя административные и хозяйственные реформы.

Уметь: составлять сопоставительную характеристику крупнейших держав, существующих на территории Южной и Восточной Азии в древности; объяснять значение принадлежности человека
к определенной социальной группе; характеризовать известных деятелей Ирана, Индии, Китая

5

Борынгы Греция: беренче цивилизацияләрдән полисларга

Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса

Работа с документами, с картой и иллюстративным материалом. Давать сравнительную характеристику полисов, рассказать о социальной структуре древнего общества, выявлять примеры влияния античной культуры на современную

Знать: чем отличалась община греческого полиса от древневосточных общин; чем определялись достижения и ограниченность демократии при Перикле.

Уметь: сравнивать устройство Минойского и Микенских государств; характеризовать причины и итоги Греко-персидских войн

6

Борынгы Греция:

Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям

Составить характеристику Александра Македонского. Показывать на карте территорию и давать характеристику его царству. Раскрывать отличия восточной культуры от эллинистической.

Знать: каковы принципиальные различия между Пелопоннесской и Греко-персидскими войнами; каковы главные черты полиса.

Уметь: сравнивать территории Ахеменидской Персии и державы Александра Македонского (чем они различались)

7

Борынгы Рим: шәһәр салудан республика җимеруе

Древний Рим: от основания города до падения республики

Составить тезисы на тему «Рабство в Древнем Риме».  

Давать сравнительную характеристику греческого и римского полисов.

Выявлять причины кризиса республиканского устройства.

Высказывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Знать: основные направления и результаты завоевательной политики Рима в период республики. 

Уметь: сравнивать римскую гражданскую общину (цивитас) и греческий полис; указывать их общие черты и различия; объяснять, как соотносятся существующие в Римской республике понятия «патриций», «гражданин», «нобилитет»;

8

Рим империясе

Римская империя

Работа в группах с текстом:    "Черты личности Константина I Великого как правителя".

Составление развернутого плана по теме: "Причины падения Западно- Римской империи". Объяснять причины зарождения и распространения христианства, раскрывать существенные черты религиозных верований.

Знать: определение понятий «республика», «империя», «принципат», «доминат»; причины падения Западной Римской империи.

Уметь: определять отличие христианства от религий Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима; анализировать документы; высказывать свою точку зрения о духовном кризисе в империи, иллюстрировать черты этого процесса конкретными примерами.

Средние века

9

Урта гасырлар башлану Начало Средних
веков.

Раннее Средневековье

Работа с картой, схемами, документами. Характеризовать культурное многообразие раннего средневековья.  Локализовать во времени ключевые события и этапы развития Франкского государства, Папского государства, славянских государств.

Знать: причины и масштабы Великого переселения народов; как происходило образование первых государств у германцев и у славян в раннее Средневековье.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи принятия варварскими племенами христианства; анализировать основные итоги политического и экономического развития Западной Европы в раннее Средневековье

10

Кончыгыштагы цивилизацияләр

Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки

Работа с историческими текстами для характеристики политического строя Византии.

 Решение проблемных задач,  

работа-"Вклад Византии в мировую культуру". Работа с историческими текстами для характеристики политического строя Арабского халифата.  Показывать на карте территорию халифата, охарактеризовать особенности жизни населения, достижения арабской культуры.

Знать: политический строй Византии, особенности управления и социальных отношений; основные особенности земельных отношений в мусульманских государствах в сравнении со средневековыми государствами Западной Европы.

Уметь: характеризовать политический строй Византии; анализировать документы; сравнивать положение христианской церкви в раннее Средневековье в Западной Европе
и Византии (что общего и в чем различия);

11

Утра гасырларда европалылар җәмгыяте

Средневековое классическое европейское общество. Социальные группы и движения

Выполнение заданий на
выявление характерных признаков социальных групп, на сравнение и оценку структуры классического европейского общества.

Объяснение и описание основных черт мировоззрения средневекового человека.  Систематизировать материал о причинах и движениях по реформации Католической церкви. Работа с картой.

Знать: структуру западноевропейского общества; что лежало в основе отношений сеньора и вассала.

Уметь: определять главные изменения, произошедшие в положении основных групп населения, причины возникновения и широкого распространения ересей в Средневековой Европе; объяснять, каким образом цеховые организации способствовали развитию ремесленного производства в Средние века и каким образом тормозили его, как изменилось положение церкви в западноевропейских странах в период перехода от раннего к развитому Средневековью;

12

Европада узәкләштерелгән монархияләр барлыкка килу

Образование централизованных монархий в Европе

Раскрывать существенные черты отношений между светской и церковной властью.

Работать с источниками для выявления причин раскола папства. Излагать причины Столетней войны, характеризовать этапы ее, итоги. Составить личностную характеристику Жанны д’Арк.

Закономерно ли появление Жанны д’Арк на политической арене?

Знать: причины обострение отношений между светской и церковной властью в Западной Европе; почему возник и какие последствия имел раскол папства в XIV в.

Уметь: выявлять причинно-следственные связи, приведшие к началу Столетней войны; характеризовать этапы Столетней войны; составлять личностную характеристику на исторического деятеля

13

Урта гасырлар Евпропасы мәдәнияте

Культура средневековой Европы как наследие.

Выступление
на семинарском занятии, подготовить сообщение об одном из представителей Высокого Возрождения.                                  

Знать: в чем выражался сословный характер культуры; чем объясняется переход от романского стиля к готике в западноевропейской архитектуре.

Уметь: характеризовать роль университетов в средневековом европейском обществе; описывать соборы, построенные в период готики; объяснять связь Возрождения и гуманизма

14

Урта гасырларда Узәк, Көньяк Көнчыгыш Азия халыклары

Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья

Выполнение заданий на выявление характерных признаков восточных деспотий. Объяснять сходства и различия китайского общества и японского. Сравнить системы землепользования в средневековом Китае и Индии.

Знать: какие народы были завоеваны монголами; причины распада державы Чингисхана.

Уметь: объяснять противоречия между абсолютной, неограниченной властью китайских императоров и частой сменой правлений; определять влияние китайской цивилизации на японское общество

Новое время

15

Яңа вакытка таба

На пути

к новому времени

Объяснять значение понятия "Новое время". Раскрывать значения и последствия Великих географических открытий. Выполнение заданий
на установление причинно-следственных связей.

Знать: результаты реформационного движения в Европе XVI в.

Уметь составлять сравнительную характеристику действий европейских колонизаторов; устанавливать причинно-следственные связи реформационного движения в Европе XVI в.

16-17

Европа һәм Төньяк Америка илләре XVII – XVIII гасырларда

Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках: между абсолютизмом
и Просвещением

Работа с картой, историческими документами. Арман Жан дю Плесси де Ришелье.  Систематизировать знания по теме и заполнить таблицу «Этапы английской революции 1640–1660 годов».

Составлять рассказ о деятелях эпохи Просвещения. Систематизировать материал учебника по теме: "Значение образования США".

Знать: причины распространения идей Просвещения в странах Европы; результаты политики абсолютизма.

Уметь: составлять характеристику деятелей французского Просвещения; объяснять причины возникновения и распада «союза государей и философов»; анализировать документы и давать оценку событиям и личностям эпохи

18

Бөек Француз революциясе

Великая французская революция в XVIII веке.

Эпилог революции.

Составить таблицу, отражающую расстановку политических сил в революционном лагере в 1789–1794 гг.Портреты личностей эпохи:Маркиз М. Ж. Лафайет, Жан-Поль Марат, Ж.Дантон

Излагать главные идеи "Декларации прав человека и гражданина". Раскрывать значение идей революции для последующего развития цивилизации

Знать: причины революции во Франции в конце XVIII в.; какие противоречия
привели к революционным событиям; каковы причины принятия нескольких конституций.

Уметь: составлять таблицу
«Великая французская
революция»; описывать исторические события от лица исторического деятеля

19

Европа һәм АКШ илләре XIX гасырның беренче яртысында

Страны Европы и США в первой половине XIX века

Работа с таблицами и схемами. Объяснять причины техничского лидерства Англии.  Охарактеризовать основные черты индустриального общества.  Раскрывать причины быстрого распространения социалистических идей среди рабочих.

Знать: в чем выражалось лидерство Англии в осуществлении промышленной революции.

Уметь: высказывать
суждение о том, от чего зависел выбор реформистских или революционных путей борьбы в социальных движениях первой половины XIX в.

20

Европа һәм Төньяк Америка илләре XIX гасырның беренче яртысында

 Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века

Составить тезисы «НТП
в конце XIX в.: достижения, социальные последствия, проблемы». Обсуждать идеи американских просветителей, идеи, которые легли в основу Декларации.

Знать: почему в странах Европы особую остроту приобрели «национальные вопросы».

Уметь: давать сравнительную характеристику политического развития Великобритании и Франции во второй половине XIX века

21

Азия Латин Америкасы һәм Африкасы XVI–XIX гасырларда

 Страны Азии,
Латинской Америки, Африки в XVI–XIX
веках

Раскрывать причины ослабления Османской империи, легкого завоевания Индии, Китая и характеризовать этапы колонизации. Обсуждать противоречивые итоги колонизации. Оценить преобразования эпохи Мэдзи в Японии (современники и историки называли как реформами, так и революциями).

Знать: в чем проявилось и чем объясняется ослабление Османской империи в XVIII–XIX вв.; почему британцам удалось за относительно
короткий срок подчинить Индию.

Уметь: характеризовать основные этапы проникновения европейцев в страны Африки в Новое время; сравнивать борьбу испанских колоний за независимость в 1810–1815 гг. и 1816–1826 гг.

22

Яңа заман мәдәнияте

Культура Нового времени

Выступление на занятии по интересующей теме с характеристикой творчества художников.

Знать: почему период
XVI – начала XVII в. рассматривается как переходный не только в социально-политической истории, но и в культуре.

Уметь: определять, в чем состояло различие ведущих идей в эстетике барокко и классицизма;давать сравнительную характеристику того, как складывались в XIX в. отношения художников реалистического направления с официальным академическим искусством во Франции и России

23

Яңа заманда милләтара мөнәсәбәтләр

Международные отношения в Новое время

Сообщения, беседа.

Объяснять причины усиления конкуренции и образования военно-политических блоков. Учиться формулировать ведущие принципы внешней политики того времени.

Знать: какие альтернативные суждения о характере международных отношений высказывались в начале
Нового времени; мотивы военных конфликтов в Европе; чем характеризовалась внешняя политика революционной Франции в конце XVIII в.

Уметь: использовать различные источники, готовить сообщения

24

Кабатлау

Повторительно- обобщающий урок

Выполнение контрольной работы

Знать: периоды во всемирной истории и характеризовать их.

Уметь: использовать свои знания по пройденным темам


ИСТОРИЯ РОССИИ И ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА-46ч.

Тема

Характеристика деятельности ученика

Ожидаемый результат

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Россия тарихы- ботендонья тарихынын бер өлеше

История России — часть всемирной истории

Составление конспекта, определение критериев для выделения исторических эпох, перечисление факторов, влияющих на развитие цивилизации

Знать основные особенности истории народов и государств, выявлять главные факторы влияющие на развитие России.

Выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. Определять причины отличий исторического пути России. Понимать, что особенности исторического развития народа (народов) зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов

2

Хәзерге земан Россия территориясендә борыңгы кешеләр 

 Народы и древнейшие государства на территории России

Работа с картой и с источниками. Беседа. Запись в тетради

.

Знать: причины и факторы возникновения русской государственности

Уметь: объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно- культурные типы  

3

Бөек халыклар кученеше

Великое переселение народов. Тюркские племена.

Работа с учебником. Охарактеризовать этногенез тюркских племен, восточнославянских племен.

Знать: об этногенезе тюркских племен, восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе,

 Уметь: определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык восточных славян, указывать территорию их расселения.  Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства

4

Беренче дәүләтләр барлыкка килү.

Происхождение государственности у восточных славян. Первые русские князья.

Работа с учебником. Раскрывать значение влияния географического фактора, называть суть различных теорий происхождения государства у восточных славян

Знать влияние природно-климатического фактора на хозяйственную и политическую жизнь восточных славян, сущность концепций происхождения государства, охарактеризовать суть норманнской и антинорманнской , центристской теорий происхождения государства.

Уметь объяснять понятия «подсечно-огневая, пашенная система земледелия, трактовки происхождения термина «Русь»

5

Халык категорияләре.Вече.Князҗ һәм дружина

Категории населения. Дань и подданство.

Вечевые порядки. Право на Руси. Князья и дружина. Княжеские усобицы.

Охарактеризовать положение всех групп населения, используя текст учебника и отрывки исторических документов (Русская Правда, Устав Мономаха) Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в

Знать структуру общества Древней Руси, особенности взаимоотношений власти и общества. Категории населения. Этнический состав древнерусского общества, систему управления древнерусским государством.

Уметь выделять предпосылки перехода к удельной раздробленности, выделять ее последствия.

6

Христиан динен кабул иту

Принятие христианства.

Работа с учебником. Называть причины, значение принятия христианства. Составление характеристики развития Древнерусского государства после крещения по сферам.

Знать причины, значение принятия христианства, этапы религиозных реформ, сущность христианства, последствия религиозной реформы Владимира Святого.

Уметь: различать особенности развития русской культуры, факторы, влияющие на ее развитие.

7

Борынгы Рус дәүләтенең мәдәнияте

Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

Работа с учебником. Выступление учащихся с презентациями. Беседа.

Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения.

Уметь объяснять понятия «зернь, скань.»

8

Борынгы рус дәүләтенең таркалу сәбәпләре

Причины распада Древнерусского государства

Составить сравнительную характеристику разных моделей развития

Знать: особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое устройство.

Уметь объяснить причины феодальной раздробленности на Руси, понимать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.

9

Бөек Болгария дәүләте

Среднее Поволжье в VIII- начале XIII вв

Великая Болгария. Волжская Булгария

Знать особенности культурной, духовной хозяйственной и политической жизни булгарских племен.

Уметь сравнивать культурные достижения

10

Монголлар дәүләте барлыкка килү

Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Золотая Орда.

Разъяснять особенности эпохи, составлять характеристику основных событий, раскрывать значения понятий.

Знать особенности образования Монгольского государства.

Уметь анализировать исторические факты,

представлять и аргументировать свою точку зрения. Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами.

11

Алтын Урда

Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Принятие Ордой ислама.

Составление хронологической таблицы. Беседа и обсуждение вопроса о характере отношений между русскими землями и Ордой 

Знать хронологию нашествия на Русь, причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью, влияние принятия ислама на политику Орды,

Уметь: обобщать и понимать итоги и последствия монгольского завоевания для русских земель.

12

Литва князлеге белән сугыш

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.  Великое княжество Литовское и Русское

Систематизировать материал, высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов с Запада

Знать альтернативные варианты развития событий апреля 1242 г – победу

крестоносцев, перемирие Новгорода и Ордена, и союз России с Западом,

Уметь: обосновать вероятность и последствие такого варианта и привести

исторические факты, аргументирующие их мнение.

13

Рус җирләре Литва князлеге составында

Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Католичество – государственная религия Великого княжества Литовского

Разъяснять особенности эпохи, составлять хронологию основных событий, раскрывать значения понятий. Участвовать в обсуждении положения русских, их повинностей, условий жизни. Характеризовать их положение в обществе католической средневековой Европы.

Знать положение западных и юго-западных

земель Руси во второй четверти XIII в., проблему поиска союзников

и начало объединения с Литвой. Присоединение к Литве Черной Руси при Миндовге. Усобица в Литовско-Русском княжестве после смерти Миндовга. Новый этап объединения при Гедимине и Ольгерде.

14

Среднее Поволжье в XIII- первой половине XV вв.

Работа с учебником

Знать особенности образование монгольского государства, хронологию завоеваний, политическую историю Золотой Орды

Уметь показать границы государств на карте, выделять особенности развития булгар в составе Золотой Орды

15

Рус дәүләте XIV-XVгасырларда

 Русь в XIV-XV века.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных категорий населения. Охарактеризовать роль городов в создании единого государства

Знать причины подъема, определить

главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV - начала XV вв: суть феодального характера землевладения в Древнерусском государстве;

Уметь: работать с текстом
учебника; заполнять таблицу; устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать положение различных категорий
населения

16

Рус җирләренең Мәскәу янында берләшуе

Москва как центр объединения русских земель. Иван Калита

Работать с текстом
учебника и устанавливать причинно-следственные связи событий. Написать эссе на одну из тем: «Возвышение Москвы - сочетание закономерности или случайности», «Иван Калита- кто он: гений или злодей?»

Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой. Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. 

Освещать причины и последствия Куликовской битвы.

17

Среднее Поволжье во второй половине XV- первой половине XVI вв.

Работать с текстом
учебника и устанавливать причинно-следственные связи событий.

Знать   особенности новых этнических процессов, достижения культуры Казанского ханства, хронологию и последствия завоевания Русским государством определение понятий курултай, даруга, мурза, эмир, карачибек, сейид. 

Уметь выделять главное в тексте, устанавливать причинно-следственные связи явлений.

18

Россия дәуләте барлыкка килуе.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. «Москва – третий Рим».

 Работать с текстом
учебника и заполнять хронологическую таблицу; устанавливать причинно-следственные связи объединения русских земель. Раскрывать сущность идеи преемственности Руси от Византии, формирование концепции «Москва - третий Рим».

Знать: какие преимущества давало Москве приобретение той или иной территории; почему сотрудничество с православной церковью стало одним из важнейших принципов политики московских князей; причины наступления московских князей на общинно-вечевые институты;
Уметь объяснять причины почему в борьбе за общерусское лидерство Тверское княжество уступало Москве; сущность идеи преемственности Руси от Византии, формирование концепции «Москва - третий Рим».

19

Рус җирләрендә мәдәниятнең

Духовная жизнь в XIV-XV века.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать условия развития церкви после монгольского разгрома 1237-40, деятельность митрополитов Кирилла III, Максима, Петра, Алексия.

Уметь: составить исторический портрет Сергия Радонежского.

19

Рус җирләрендә мәдәниятнең усуе

Культурное развитие русских земель и княжеств.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Выступление с презентациями

Знать особенности русской культуры изучаемого периода, основные произведения культуры, быт и нравы 

Уметь: характеризовать главные ее достижения.

20

Кабалтау дәресе

Российское государство: от основания до ликвидации раздробленности. Урок-обобщение

Работать с текстом
учебника и устанавливать причинно-следственные связи событий.

Знать материалы по теме и использовать полученные знания при решении тестовых и контрольных заданий

21

Иван Грозныйның идарә итуе

Иван Грозный. Реформы середины XVI в.

Работа с учебником.  Охарактеризовать государство, доставшееся Ивану Грозному, определять причины реформ Избранной Рады. Раскрывать сущность опричнины и ее цели, последствия.

Знать сущность опричнины и ее цели, последствия.

Уметь характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному, определять причины реформ Избранной Рады.

.

21

Иван IV тышкы сәясәте

Расширение территории России при Иване Грозном

 Работа с текстом учебника и с картой. Охарактеризовать ключевые направления внешней политики обозначенного периода, приоритетные задачи и способы их достижения и дать оценку итогам

Знать различные пути расширения территории государства при Иване Грозном, хронологию завоевания ханств, историческое значение присоединение Западной Сибири; Причины, цель, ход и последствия Ливонской войны

Уметь: сравнивать внешнюю
политику Русского государства
и передовых стран Европы той эпохи,
находить общее и особенности. устанавливать причинно-следственные связи;

22

Фетнә

Смута. Пресечение правящей династии.

Работа с учебником.  

Обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализировать документы; характеризовать политическую деятельность личностей

Знать: политику Бориса Годунова. Определять причины Смуты.

Уметь характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским, давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого, действиям второго Лжедмитрия.

23

Фетнәле заманның ахыры

Кризис традиционного российского общества в условиях внешней опасности. Итоги Смуты

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Дать оценку действиям участников освободительных ополчений

Знать сущность экономического, социального кризиса, кризиса власти, государственного строя России названного периода, судьбу и экономическое положение дворянства.

Уметь разъяснять понятия «интервенция, самозванство, гражданская война»

24

Крепостной хокук формалашу

Обострение социально-экономических противоречий. Закрепощение крестьян.

Юридическое оформление крепостного права.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника и составление «социальных портретов».  Давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период.

Знать: внутреннюю политику царей

Михаила и Алексея

Романовых.

Уметь: давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснять смысл понятий «крепостное право»,

25

Илнең сәяси усеше.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать: внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых, понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий.

Характеризовать суть народных выступлений, периода правления царя Алексея Михайловича.

Уметь объяснить смысл понятий: «мануфактурное производство», «крепостное право».

26

Дәүләт территориясе усу

Рост территории государства. Новые явления в экономике. Мануфактуры.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVIIв., оценить значение присоединения Украины к России, характеризовать успехи и неудачи, объяснять их.

27

Хәкимият һәм чиркәү

Старообрядчество. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника о причинах и об историческом следе «раскола»

Знать сущность протеста против господствующей ортодоксальной религиозной идеологии, основные предпосылки перехода к Новому времени в России; определяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины усложнения социальной структуры российского общества;

Уметь определять секуляризацию культуры как необходимость ознакомления с достижениями светских знаний.

28

XVII гасырда социаль хәрәкәтләр

Социальные движения XVII в. Вызревание предпосылок преобразования страны.

Работа с учебником для составления хронологии событий, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать сущность экономических и социальных конфликтов в истории XVII столетия.

Уметь анализировать обстоятельства начала формирования единого общероссийского рынка.

29

Тышкы сәясәт

Внешняя политика России в XVII веке

Работа с учебником для составления хронологии событий, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать направления и достижения внешней политики

Уметь: показывать на исторической карте показывать места сражений и территориальные изменения

30

Милли үзаң формалашу

Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV – XVII вв.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру.

31

 (Казанский край) во второй половине XVI-XVII вв

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать причины поражения казанцев в Казанской и Черемисской войнах,  ход восстаний в начале 17 века, определения понятий: ясачные люди, миссионеры, служилые татары, новокрещены

Уметь выделять этапы освободительных войн анализировать последствия завоевания, выделять главное в тексте, схематизировать информацию

32

Петр 1 үзгәртеп корулары

 Петровские преобразования.

Работа с учебником, с понятиями, работать с текстом источника. Охарактеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснять предпосылки петровских преобразований.

Знать причины преобразований Петра I. Характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления.

Развивать навык интеллектуальной обработки информации и рефлексии.

 Уметь характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к нач. XVIII столетия, понимать причины Северной войны и превращение России в европейскую державу.

33

Чикләнмәгән патшалык 

Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие..

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Составить таблицу: «Внешняя политика России». Исторические портреты А.В. Суворова, Ф.Ф.Ушакова

Знать причины и следствия дворцовых переворотов. Знать социальную политику власти (расширение привилегий дворянства, усиление крепостничества, поддержка власти)

34

Народы Среднего Поволжья в XVIII столетии

работать с картой, с учебником

Знать последствия петровских преобразований на территории края, новые явлении в развитии промышленности, вклад народов Поволжья в российскую и мировую культуру  

Уметь выделять особенности модернизационных процессов, сравнивать положения различных категорий населения, сравнивать меры и методы христианизации населения в разные исторические периоды

35

Александр I реформалары

Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Александр I.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника

Знать: особенности правления Александра I. Давать оценку его деятельности.

Характеризовать социально-экономическое положение. России в начале XIXв.

Уметь характеризовать личность императора; осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический, историко-политический

36

1812 Ватан сугышы

Отечественная война 1812 г

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Составить хронологическую таблицу: «Внешняя политика России». Исторические портреты Отечественной войны

 Уметь рассказать о ключевых задачах внешней политики России в начале XIX в и способы их достижениях, знать причины Отечественной войны 1812г., ее ход и значение

37

Сәнәгать борылышы башлану

Начало промышленного переворота

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам. Охарактеризовать социально-экономическое развитие России с точки зрения модернизации 

Знать: почему крепостное
право было главным тормозом экономической модернизации России в XVIII в
.; Знать причины жестких протекционистских мер царского правительства во внешней торговле; какова ключевая роль государства и его институтов в экономическом развитии, положительные и негативные последствия этого

38

XIX  гасырның беренче яртысында Россия

Россия в первой половине XIX в.  

 

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Исторические портреты декабристов

Знать суть российской консервативной идеологии (официальная народность) и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы.

Уметь показать о влияние Отечественной войны на общественное сознание в России.

Знать альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г. Уметь высказать свое мнение

39

Россиянең бөек державага әверелуе

Превращение России в мировую державу в XVIII-XIX вв.

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника подготовить исторические портреты личностей эпохи, описание событий эпохи от имени очевидцев Уметь

Знать:  о направлениях и ключевых задачах внешней политики России в начале XIX, в и способы их достижениях, знать причины Отечественной войны 1812г., ее ход и значение.

Уметь: определить цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814г.г.  

40

Хакимият, җәмгыять, шәхес

Власть, общество, личность. Взгляды на путь развития страны: славянофилы, западники, охранители, социалисты

Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Охарактеризовать суть теорий и взглядов на путь развития страны

Знать суть взглядов на путь развития страны: славянофилы, западники, охранители, социалисты; суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы.

41

Александр II реформалары. Пореформенная Россия (1960-90гг.)

Работа с учебником, источниками. Раскрывать суть либеральных реформ.  Оценить влияние их на путь развития страны.

Знать предпосылки и суть либеральных реформ

42

Александр III. Икътисади усеш

Экономическое развитие страны в пореформенный период.

Работа с учебником и источниками, составить исторический портрет

Знать особенности российской модернизации: методы, темпы, отношение общества к ним.

43

Александра III нең тышкы сәясәте

Внешняя политика Александра III Миротворец.

Работа с учебником, картами и источниками. Составить исторические портреты

Знать направления, особенности внешней политики страны

44

XIX гасырныә икенче яртысында мәдәният Развитие культуры во второй половине XIX века

Подготовить сообщения.

Беседа по теме

Знать о вкладе русской науки в мировую науку, о достижениях литературы и искусства.

Уметь объяснять причины ужесточения государственной политики в сфере образования в конце века

45

Казанский край в 1801-1860 гг

Работа с учебником и источниками.

Знать особенности развития социальной структуры, факторы, влияющие на развитие экономики формы участия населения в войне 1812 года

Уметь рассказать об основных достижениях культуры края и определить ее значение для развития культуры страны в целом

46

Кабатлау дәресе

Повторение

Урок-обобщения и контроля знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...