Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Селиванов Владимир Юрьевич

Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок по истории России в 8 классе

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801— 1806 гг.»

                                        

Цели урока: - систематизировать и обобщить знания по теме «Павел I»

сформировать представления о личности Александра I, о внутренней политике, о причинах назначения «Негласного комитета», о характере первых преобразований в стране.

        - развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное.

        - воспитывать интерес к прошлому родной страны

Оборудование урока: Средства ИКТ.

                

                        Ход урока:

1. Орг. начало урока.

2. Знакомство с новым учебным курсом.

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

1. Император Александр I.

2. Негласный комитет.

3. Начало преобразований.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:
                         
Император Александр I.

( сл. 3) В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император — сын Павла I Александр I. Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывался между ней и своими родителями. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к отцу.

( сл. 4) Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического  устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции.

Конституционное правление означает прежде всего управление страной на основе  законов, участие выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т. д.

В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его.

- Вспомните пожалуйста, какой была судьба отца Александра I Павла I ?

( Недовольство широких слоев дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора.)

- Вспомните, каким было участие Александра  в заговоре?

- Как он переживал смерть отца? (  Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал)

( сл. 5)

- В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором.

В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой». Однако новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.

2. Негласный комитет.

( сл. 6) Для осуществления этих реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками- реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования:

        1) объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле;

        2)  вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары.

( сл. 7)  При царе был создан совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов.

Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г.

Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.
 

3. Начало преобразований.

( сл. 8) Еще 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов.

        1) Один из них восстанавливал в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, другой — Жалованную грамоту городам.

        2) Третий и четвертый касались «свободы пропуска российских произведений за границу» и улучшения содержания заключенных.

        3) Последний, пятый передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Вскоре были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. В конце первого года своего царствования Александр предоставил право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли. 
( сл. 9) 
- В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. Сенат был превращен в высший судебный орган. Его задачей стал также контроль за деятельностью местных властей. Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств:

( сл.10)         1) военное,

        2) морское,

        3) иностранных дел,

        4) юстиции,

        5) внутренних дел,

        6) финансов,

        7) народного просвещения,

        8)  коммерции.

- Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).

 - В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось.

( сл. 11)  Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности».

Работа с документом ( стр. 11) 

                Из указа Александра I от 20 февраля 1803 г.

                Из «Записок» И. Д. Якушкина
-( сл. 12) 

В 1804 г. был сделал первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».

Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
Расширяем словарный запас:

Амнистия — частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.

Либерализм — течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.
Маневр — передвижение войск на театре военных действий.
Манифест — торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

4. Подведение итога урока.

        Вопросы с. 11

5. Подведение итога урока:

        Параграф 1, записи, вопросы. рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»

Технологическая карта по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»...

Конспект урока истории 7 класс. Внутренняя политика Екатерины II

Тема. Внутренняя политика Екатерины II Цель. Формирование знаний  о предпосылках  и  содержании внутренней политики Екатерины II.Формирование умения давать общую характеристику вну...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки

Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...

План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"

План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....