разработка урока по теме "Смутное время"
план-конспект по истории на тему

Ноготысая Елена Александровна

Разработка урока по истории для студентов 1 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_smutnoe_vremya.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Смутное время

1. Тип урока -  комбинированный

2. Цели урока:

  • охарактеризовать Смутное время как период, характеризуемый слабостью государственной власти, гражданской войной, самозванством, интервенцией
  • воспитании патриотических качеств через изучение примеров героизма русского народа;

3. Задачи урока

1.Обучающие:  

  • освоение студентами исторических знаний о  ходе, основных событиях Смутного времени;
  • проследить ход социальных движений, движений народного ополчения.

2. Развивающие:

  • развитие умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами
  • самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

3.Воспитательные:

  • Формирование нравственного отношения к историческому героическому прошлому России.
  • Формирование чувства гражданской ответственности за судьбу страны, готовности  защищать  Родину.
  • Воспитание чувства национальной гордости,  патриотизма и  уважения к  подвигам народа.  

4. Знания, умения, навыки :

  • Основные понятия:

5.  Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока:

мультимедийное оборудование, компьютер, мультимедийная презентация, (выполненная  в программе POWER  POINT), аудиоучебник

Подробный конспект урока.

1. Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность студентов

I.Орг. Момент

 (1-2 мин.)

Приветственное слово. Объявление темы.

Запись темы в тетрадь.

II. Вводная беседа. (3-5 мин.)

Целеполагание, задачи урока. (слайд )

Участие в беседе.

III. Объяснение нового материала.

1. Причины Смутного времени.

(5 мин.)

1. Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса, на основе ответов на вопросы формулируют причины Смутного времени.

Отвечают на вопросы преподавателя, обобщают, выделяют причины Смутного времени.

2.Правление Бориса Годунова

а) политика Б.Годунова

б) социальные движения (восстание Хлопка)

2. характеристика личности Годунова.

а) рассказ преподавателя. Работа с документом №1. (оценка деятельности Годунова)

б) Голод погубил Бориса? Что это значит? Самостоятельная работа студентов с учебником – стр.237 п. «Голодные бунты» (правила работы, план: причины, ход, итоги)

Чтение характеристики Б.Годунова.  

Активное восприятие информации, запись в тетрадь

Работа с документом №1

Самостоятельная работа с учебником : выделение причинно- следственных связей. Запись в тетрадь

3.Самозванство

Рассказ преподавателя о личности Лжедмитрия I. Причины заговора – работа с документом №2.

Активное восприятие информации, запись в тетрадь

Работа с документом.

4. В.Шуйский

а) восстание Болотникова

б) второй самозванец

в) семибоярщина

Рассказ преподавателя

Восстание Болотникова (причины, ход, итоги)

Рассказ преподавателя

Чтение характеристики В.Шуйского

Работа с контурной картой (подписать города, участвовавшие в восстании)

Активное восприятие информации, запись в тетрадь

5. интервенция Польши и Швеции

Составление таблицы (состав, руководители, факты, итоги)

Работа с учебником, картой, составление таблицы

6. последствия Смуты

Оценка последствий - работа с документами №3-6.

1.        Временное усиление роли сословно- представительного органа - Земского собора

2.        Экономическая разруха и обнищание народа

3.        Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий

4.        Воцарение новой династии

Работа с документами (как оценивали историки последствия Смутного времени)

VI. Закрепление знаний. Рефлексия.

Организация беседы по проблемным вопросам.

Участие в беседе.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание

Подведение итогов первого периода войны, оценивание работы студентов на уроке (в том числе выступление студентов).

Участие в оценивании, запись домашнего задания.

Содержание урока.

1.Царствование царя Федора и Бориса Годунова

2.Усиление общественных противоречий. Голод 1601-03 гг.

3.Начало «смуты». Лжедмитрий I и его свержение.

4.Причины гражданской войны в России. Восстание Ивана Болотникова.

5.Иностранное вмешательство в русские дела. Война с Польшей. Свержение Шуйского.

6.Народные ополчения. Минин и Пожарский. Изгнание поляков.

7.Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией.

8.Положение страны к 1618 г.

1. царствование царя Федора и Бориса Годунова.

  В  припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался еще малолетний Дмитрии (от последней  жены Ивана IV из рода Нагих. : В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности, происходивших из-за взбалмошного  характера Грозного. Постепенно заселялись покинутые села началась колонизация Сибири. На Юге одни за другим возникали города-крепости от татар.                      

В то же время Борис Годунов многих бояр сослал в ссылку, подозревая их в измене или соперничестве. Кроме того, он наводнил страну шпионами и доносчиками, подкупал слуг своих соперников, чтобы ослабить возможных конкурентов на власть. Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и родовитейших бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие услуги Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича, героя знаменитой оборону Пскова  от польского короля Стефана Батория в 1581—82 гг.    

  Власть Бориса Годунова, помимо его личных качеств, главным образом держалась на родстве с женой царя. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий. Но в 1591 г. Дмитрий, который находился с матерью в Угличе, неожиданно погиб. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали и многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.

 Смерть Дмитрия приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. Когда в 1598г. Федор умер, династия Ивана Калиты, которая шла еще от Рюрика, пресеклась. Это было очень серьезное событие для страны с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь и смерть, собственность любого. Царь — божий помазанник;, его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати  было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований  и т. п.

  Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя. К 1598 г. на царство был избран Борис Годунов.

 Боясь остаться без царя на долгое время (а бесчинства бояр во времена малолетства Ивана IV были еще на памяти), Земский собор при поддержке патриарха позвал на царство Бориса Годунова. Первые годы его царствования проходили спокойно. Борис при многих отрицательных характера, в общем-то обычных для того времени, обладал государственным умом. В частности, он ясно понимал роль образования, необходимость перенимать опыт передовых стран, учиться у европейцев. Им предпринимается попытка послать некоторых молодых людей учиться за границу. Он пытается выдать замуж свою дочь за датского принца (но жених неожиданно умер). Он учит своего сына Бориса государственным и иным наукам.

2.Усиление общественных противоречий. Голод  1601—03 гг.

  Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей н государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г.—о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

  Главной причиной обострения противоречий в конце XVI -- начале XVII вв. было усиление крепостной тягости н государственных повинностей крестьян н горожан  (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство н бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601—03 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета,  мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал  многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал  деньги и хлеб, сбивал цену на нею, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.    Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.

3.Начало «смуты». Лжедмитрий и его свержение. Царь Василий  Шуйский.  

Вскоре после голода появился самозванец. Звали его (по официальной версии) Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монастыря, бежал оттуда к казакам. Там  он приобрел нужную сноровку.

Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в  частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди «открыл» тайну, что он — «чудесно спасшийся! Дмитрий». Авантюра попала па нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол, тем более, что «царевич» наобещал с три короба  и Мнишеку, и королю, и церковникам.    

В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, н голод, и прочее. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым. Первоначально царские воеводы разбили Лжедмитрия. Но народная  поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему. А тут неожиданно умер Годунов. Возможно, что царю и удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву оказалось бы очень сложным делом. Несовершеннолетний же сын Годунова власти не имел. В июне 1605 самозванец вошел в Москву как законный царь. Его «опознала» и  царица Мария Нагая (ставшая монахиней), мать убитого Дмитрия.

  Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

  Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. В конце концов поняв, что с приходом «истинного» цари ничего не изменится к лучшему, а лишь ухудшится, разобравшись, что это за царь, москвичи подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.

 Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного боярина Василия Шуйского. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной. Появились новые самозванцы. Самым опасным оказался Дмитрий II. Он вновь воспользовался помощью польских панов, в большом количестве к нему присоединились украинские казаки,  охочие до войны и грабежа.

Этот авантюрист утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы Дмитрий. Его «опознала» жена убитого Лжедмитрия 1 Марина Мнишек. От их связи родился сын, что еще больше усложняло ситуацию. В июне 1608 г. Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять се не смог, но расположился в 100 км от нес в Тушино. За это он получил прозвище тушинского вора (т.е. преступника, самозванца). В стране оказалось два царя.

4.Причины гражданской войны в России. Восстание  Ивана Болотникова.

  Итак, с 1604 г. в России вспыхнула «смута», иначе гражданская война. Участники ее были разнообразны: крестьяне н холопы, дворяне и казаки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были: 1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного н государственного гнета. 2. Пресечение династии московских царей н загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев н борьбы за власть. 3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и быстрая смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом н скрепляла его. 4. Иностранное вмешательство в русские дела.

 Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством  Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные  участники  движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных  районах к нему присоединилось  много крестьян , недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.

  В августе Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки городов. В тот момент,  поздней осенью и зимой 1606 г., окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало  более народным. В декабре 1606 г. в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Наконец перекрыл реку и город оказался затопленным. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.

5.Иностранное вмешательство в русские дела. Война с Польшей. Свержение Шуйского.

Вмешательство  польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II. Польский король был заинтересован иметь послушного царя в России, не оставляли идеи распространить на нее католичество и иезуиты. Наиболее известными предводителями польско-литовских казаков  были Лисовский и Сапега. И лагеря в Тушино войска поляков и Лжедмитрия блокировали Москву, затруднив подвоз продовольствия. Они грабили окрестности, пытались взять иные города. Осадили Троицко-Сергиевский монастырь; однако их 30-тысячное войско так и не смогло взять мужественный монастырь-крепость с течение 15 месяцев.

  Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился со шведами в обмен на некоторые территории (г. Корелу и другие) дадут ему военную помощь. Однако польский король Сигизмунд, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город под руководством воеводы Шеина героически сопротивлялся На подмогу Сигизмунду пришли поляки и литовцы из Тушино (правда, с неохотой). В результате лагерь там распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 г. Развал стана «тушинского вора» уже не спас Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина-Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова, тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 г. последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал, смена их оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. Они убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков.

6. Народные ополчения. Минин и Пожарский. Изгнание поляков.

  Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами с столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород. Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны. Мужество Троицко-Сергиева монастыря и Смоленска вдохновляло. Последний после почти двухлетней осады пал в 1611г. летом, и то из-за измены. В Рязанской земле в начале 1611 г. собралось ополчение  по главе с дворянином П. Ляпуновым, князем Трубецким н казачьим атаманом И. Заруцким. Это войско направилось к Москве. А в самой .Москве жители, ненавидевшие поляков, готовились, к восстанию. Во время восстания поляки подожгли город и он полностью выгорел. Ополчению удалось выбить иноземцев из Белого города и осадить их в Кремле и Китай-городе. Но среди разнородных русских сил не было единства, Ляпунов был убит, ополчение распалось. Казалось, что уже не подняться России. Однако в другом городе, в Нижнем Новгороде, началось народное движение, которое возглавил мужественный гражданин Козьма Минин. Он призвал во имя родины «заложить жен и детей», чтобы снарядить армию. Ее возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612  ополчение после тяжелого боя выбило поляков из Москвы и заперло их гарнизон в Кремле и Китай-городе. После двухмесячной осады измученные голодом интервенты сдались. Хотя разоренная и разрушенная столица была освобождена, для освобождения страны еще нужно было воевать.

7.Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией.

  Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране порядок.

  Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника о женской линии царя Федора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

  Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России. Мать царя долго отказывалась принять для своего сына столь опасную честь. Ее с трудом уговорили посланники. Отец Михаила Романова, тогда находился в плену.

  Внешполитическое положение России было очень тяжелым. Шведы осадили Псков, но взять не смогли. В 1617 с ними заключили тяжелый для России Столбовский мир. Новгород возвращался России, но под власть Швеции окончательно переходило балтийское побережье. Поляки не смирились и в 1617 королевич Владислав едва вновь не занял Москву. С Польшей было заключено перемирие, по которому под ее руку переходили Смоленск, черниговские и другие земли. Перемирие означало, что неизбежна новая война.

8.Положение страны к 1618г.

России удалось отстоять свою независимость, но очень тяжелой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла расстроились. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство. Потеря важных территорий предопределяла дальнейшие войны за их освобождение, что тяжелым бременем ложилось на всю страну. Смутное время еще более усилило отсталость России.

Документы и исторические цитаты по теме

 «Смутное время»

Документ №1.

“… Иван Грозный привел страну в пропасть, и все же в народной памяти он остался ярким и сильным человеком. Борис Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку это ему не удалось, он остался в народной памяти лишь изворотливым, лукавым, неискренним человеком.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает значительное количество иностранных специалистов. Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены…

В.Б. Кобрин “Смута”

Документ №2.

“Он [Лжедмитрий I] не оправдал тех надежд, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя, займы тревожили духовенство. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, лишь дано было разрешение оставаться на новых местах. Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вызвала недовольство дворян. Ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то так легко и был свергнут он с престола…”

В.Б. Кобрин “Смута”

Документ №3.

“Такой динамический период был на редкость богат не только яркими событиями, но и разнообразными альтернативами развития… Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий”.

В.Б. Кобрин “Смута”

Документ №4.

“Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только… всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдою всей Земли, а не подлогами и “воровством” каких-либо городов и партий. Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а напротив. Шли с одною мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая, владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился”.

И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время”

Документ №5.

“…Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же Государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги – католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного “круга”. Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий”.

С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”

Документ №6.

“… Это печальная выгода тревожных времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство и взамен дают опыты и идеи. Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все. Это и есть начало политического размышления. Его лучшая, хотя и тяжелая школа – народные перевороты. Этим объясняется обычное явление – усиленная работа политической мысли во время и тотчас после общественных потрясений”.

В.О. Ключевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс...

Разработка урока по теме: "Времена года"

Разработка к уроку: "Времена года" для 3 класса....

Разработка урока английского языка "Времена года. Погода."

по теме «Seasons and the weather»      Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 класса (авт. К.И.Кауфман,М.Ю. Кауфман)....

Методическая разработка урок-конкурс "Лучшее время в году"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, изучающих иностранный язык в цикле ОГСЭ...

разработка урока на тему Время для 5 класса по учебнику Биболетова

разработка урока на тему Время для 4 класса по учебнику Биболетова...

Методическая разработка урока "Простое совершенное время"

Материалы следует исспользовать по завершению 3-го раздела по УМК Кузовлева в 5 классах....

Разработка урока "Прошедшее простое время"

Разработка урока "Прошедшее простое время"...