разработка урока по теме: Реформы Петра I
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Козлова Татьяна Викторовна

данный урок проводится в 7 классе.Применяются методы развития критического мышления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_petr1.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема  урока:                             Реформы Петра1   (Формулируют сами ученики)

Эпиграф                                       Дело является , каков был труд.

                                                                      (Петр1 )

                               

                     

Имя  урока                                           Россия становится империей.

Тип урока                                изучение нового материала с элементами исследования .

Форма организации обучения – работа в группах  парах с использованием  методов РКМЧП.

Цель             обосновать  роль Петра1 в становлении империи в России.

Задачи          образовательная      определить основные направления внутренней политики Петра1

                         развивающая          продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом

                                                              учебника , исторического источника                                                                        

                          воспитывающая -        продолжить формировать интерес к истории Российского государства ,  

                                                                формулировать собственную точку зрения об  исторических событиях.

Ключевые даты и понятия                1682,1697-1698 ,1703,1699, 1716, 1711, 1714,

Регулярная армия, военные уставы, коллегии, Табель о рангах,  губерния, Синод ,Сенат.

Личные имена    Никита Демидов,    Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков, Н. П. Репнин,                              

Мотивация                                                Петр1– один из образованнейших людей своей эпохи ,обладал феноменальной памятью , эрудицией , был основателем армии и  военно-морского флота в России.

  Проблема                             Реформы Петра 1- это :

                                                                 _     Скачок в будущее.

                                                                   _    Путь в никуда .

   План                                                           1.Реформа центрального управления

                                                                         2. Табель о рангах.

                                                                          3.Областная и городская реформы.            

                                                                                                                                4. Церковная реформа.

                                                                   

         

СТАДИЯ   ( фаза)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА

ВРЕМЯ

Фаза вызов .Вызов уже имеющихся знаний ,активизация учеников для дальнейшей работы.

Фаза осмысления

Реализация знаний

Задача учителя  - сохранить интерес учеников к теме при дальнейшей работе с  новой информацией.

Фаза рефлексии

Обобщение осмысление нового знания.

Домашнее задание

В начале урока  можно  не называть тему ,а предложить ученикам сформулировать ее по эпиграфу.

Учитель дает задание : записать все , что ученики знают по этой теме в  тетради Работа по группам .

На 2 этапе оперативно фиксировать

предложения  темы  урока  на доске ,не допускать критики.  Окончательный вариант выводится на экран

Учитель дает  

Задание  для работы в группах  используя  маркер –значки НАЙТИ  В ТЕКСТЕ в чем состояла реформа центрального управления?

Ответ оформить по методу кластера по теме: органы гос. Управления.

1.   Учитель направляет учеников на работу с текстом учебника :п. 15.пун.1 2,3,4 по заданиям:

-сформулировать причину реформ

-назвать имена активных участников

- установить цели реформ

-  выделить главное в содержании реформ

2. Учитель дает задание ученикам выразить свою точку зрения о реформах ,используя метод «шесть шляп». Один из вариантов – на экране

Вернуть учеников к записям ,сделанным на уроке ,с целью обобщить полученные знания о реформах.

Учитель дает задание выразить свое отношение  к деятельности Петра1 в

творческой работе.

Учитель напоминает проблему ,представленную в начале урока.

П. 15 –работать методом активного чтения;

Используя  синквейн ,написанный на уроке, подготовить сообщение оПетре1 и реформах.

Ученики обращаются к словам  Предлагают варианты темы урока из каждой группы Тема  записывается на доске.

Работа в группах:

1этап.- записать , что знают и думают по теме.

2этап-обмениваются информацией вслух .

Формулируется тема урока

Ученики  работают в группах , читают текст п15 с. 121: у абзацев ставят    пометки:  + знал ,?-вопрос,  У- узнал.  Составляют ответ в группах , озвучивают его .

Ученики  выделяют   главное  Приложение 1

Ученики читают текст учебника :

П.15с. 115– реформы  центрального управления.;

П. 15 с. 117– реформа местного управления , церковная Приложение 5,6

П.1 4 с. 107 –военная реформа;

Работа ведется в группах по вопросам

методом активного чтения. Ответы записывают в дневник( в тетради )     

Учащиеся работают в группах с текстом п. 15и записями в тетради:

красн –выразить свои эмоции по поводу реформ;

желт. –выделить положительное , объяснить почему;

черн.-выделить негативное ,объяснить почему;

бел. – выделить только факты;

зелен. – что известно об авторах реформ;

син.- обобщить высказывания;

каждая группа высказывается.

Ученики возвращаются к наработанным на уроке записям на фазе вызова и осмысления и работают с утверждениями:

-реформы направлены на  развитие в России эконом.  

-самой значимой  была военная реформа  

-реформа государственного упавления подготовила в стране абсолютизм

-укрепил ась власть царя

- табель о рангах_ большие возможности по службе . ответы зачитывают в слух.

Ученики готовят творческую работу и по группам представляют:

Петр1_

Умный , образованный.

Преобразовал, укрепил, создал.

Не был благостен народу.

Император!

Учащиеся дают ответы по группам.

 

Метод  «эпиграф.»

Метод  «мозговая атака»

Метод  « Инсерт»

Метод «кластер»

Метод « активного чтения»  :

поиск ответов на вопросы,

ответы записывают в дневник;

Метод «шесть шляп».

Метод «верно-неверно».

Метод «синквейн».

3 мин.

4мин.

4 мин.

3мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

2 мин.

5 мин.

4мин.

2мин.

 Приложение 1

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.  

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Литература к уроку

              Учебная литература:      

             

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 класс .Программа общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России   с древнейших времён до конца XVI века» учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.

Методическая литература                  

 Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.

Интернет ресурсы

1. http://videouroki.net/index.php?subj_id=2  – Видеоуроки в сети Интернет.

2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html  - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

3. http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал презентации  в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....

Урок по теме "Реформы Петра I"

Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс...

Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...

Методическая разработка урока по теме "Реформы ПетраI"

    Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки обучающихся, применение полученных знаний на пра...