Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Наш край в конце XVII – начале XVIII вв.

        Цель: формировать элементарное представление обучающихся о населении края, образе жизни и занятиях народов Югры в конце XVII – начале XVIII вв. в неразрывной связи с историей страны.

Задачи:

Образовательные: формировать представление обучающихся о   занятиях и быте коренных народов Югры в конце XVII – начале XVIII вв.

Коррекционно – развивающие: на основе изучения новых слов, формировать понятийный аппарат, развивать устную речь обучающихся через формирование умения давать полные развернутые ответы на вопросы учителя.

Воспитательные: формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края в неразрывной связи с историей страны, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

        Основные термины и понятия: полукочевой образ жизни, стойбище, ясак.

        Оборудование и материалы: карта «Русское государство в XVII - XVIII вв.», презентация, макет стойбища, фотографии.

        Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Оргмомент

Актуализация знаний по теме с целью связи ранее изученного материала с новым.

Входит Петр I

- Здравствуйте ребята!

- Вы знаете кто я? (Петр I)

- Какой титул я получил? (император)

- А Россия при мне стала? (империей)

- К какому морю Россия получила выход? (к Балтийскому).

- Какую войну я вел? (Северную)

- С кем? (со Швецией, Карлом XII)

- Сколько лет длилась война? (21 год)

- Какая битва была самой знаменитой? (Полтавская)

- Чем я отличался от других царей? (владел плотницким делом, строил корабли)

- Я знаю, вы тоже владеете плотницким делом! Я хочу проверить знаете ли вы плотницкие инструменты, которые я вам покажу!

 - Молодцы! А сейчас прощайте, мне пора. Желаю вам удачи.

(Петр I уходит).

Учитель.

- Покажите на «Ленте времени» период правления Петра I.

- Покажите на карте территорию России. 

Вывод: При Петре I Россия стала морской державой. Петру I удалось добиться того, что страны Западной Европы признали   Россию великой державой.  

Учитель: каким же был наш край, когда Россией правил Петр I- наш урок.

   

Сообщение темы урока: «Наш край в конце XVII – начале XVIII вв.»  

Учитель: Ребята на уроке будем много работать над развитием речи, поэтому в своих ответах используйте выражения: «Я думаю…», «Я считаю…», «Возможно...»

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя, показывают на карте, «Ленте времени»,

Записывают в тетрадь

(число, тему урока)

Изучение новой темы.

 

План.

  1. Наш край в составе Сибирской губернии.
  2. Сургутский острог.
  3. Коренные народы края.
  4. а) Образ жизни коренных народов края.

б) Занятия коренных народов края.

1.        Наш край в составе Сибирской губернии.

Работа по карте. 

              Наш край в начале XVIII в. входил в состав Сибирской губернии. Сибирская губерния — одна из первых восьми губерний в России. Образована 18 декабря 1708 года указом Петра I. Губернский город — Тобольск.            

- В состав какой губернии входил наш край в начале XVIII в.

2.        Сургутский острог.

Работа с презентацией.

- Перед вами макет Сургутского острога конца XVII – начала XVIII вв. (макет изготовлен в Сургутском краеведческом музее).

-  Вспомните, кто построил Сургутский острог?  (казаки)

- Опираясь на иллюстрацию, опишите Сургутский острог.

Работа с текстом.

           Город Сургут в начале XVIII века мало отличался от других сибирских городов-крепостей. Он представлял собой рубленую деревянную крепость с несколькими башнями и крепостной стеной.

           Вблизи крепостной стены и башен города не имелось защитных устройств в виде рвов, земляных валов, так как ситуация в крае к концу XVII - началу XVIII века была относительно спокойной. Рядом с проезжей башней находилось здание тюрьмы, рядом с которой находились часовня и хлебные амбары. Внутри крепостной стены находился встроенный воеводский двор, на котором располагались поварня, воеводский погреб, воеводская канцелярия, рыболовные снасти «морда».

          На башнях Сургутской крепости были установлены две медных пушки и 4 пищали. В 1712 году город оказался уничтоженным пожаром. Восстановление города завершилось только в 1718 году.

-  Каким был Сургутский острог к концу XVII - началу XVIII вв?

- Что располагалось на территории Сургутского острога?

- Что случилось с острогом в 1712 году?

- Кто служил в остроге?

- Вспомните чем занимались казаки? (собирали ясак)

Словарная работа.

Ясак – пушной налог с народов Сибири.

Учитель дополняет, исправляет ответы обучающихся, делает вывод: Сургутский острог играл роль форпоста, для дальнейшего продвижения русских на восток и север для освоения новых территорий. Сургут играл военно-оборонительную роль.  Сургутским казакам приходилось покорять и облагать ясаком народы северо-востока Сибири.

3. Коренные народы края в конце XVII – начале XVIII вв.

- Как вы думаете, какие народы можно назвать «коренными»?

Словарная работа:

Коренные народы – народы, которые обитали на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест.

- Какие народы являются коренными в нашем крае? (ханты, манси).

Учитель: Ребята вы знаете, что название нашего округа – ханты- мансийский, происходит от названия коренных народов ханты и манси, проживающих на его территории.  Каждый год 10 декабря мы отмечаем  годовщину со дня образования округа.

а) Образ жизни коренных народов.

Рассказ учителя.

          В те далекие времена народ ханты называли остяками, а манси - вогулами. Ханты и манси вели полукочевой образ жизни.

Словарная работа:

Полукочевой образ жизни - переезд с одного на другое место проживания, приблизительно раз в полгода.

          Переезд с одного места на другое зависел от смены времени года, от того чем люди занимались ловили рыбу или охотились. Ханты и манси жили на стойбище.

Словарная работа:

Стойбище место поселения для проживания   и выпаса животных (оленей).

Рассказ обучающегося.

(рассказывает по макету стойбища, изготовленному на уроках «Ремесла Югры»).

         У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: зимнее, или летнее. На каждом стойбище было все, что необходимо: чум, загоны для оленей, хозяйственные постройки: лабаз, навесы для сушки рыбы, нарты (сани, в которые запрягались олени). Под влиянием русского населения коренные народы стали строить дома Дом состоял из одного помещения и условно делился на мужскую и женскую половину. Летний дом не отапливался. Зимний дом отапливался печью – чувалом.

Проверка: (работа с презентацией, в которой изображены: чум, печь, навес, печь. Учащиеся должны ответить на вопрос – что это?).

- Какой образ жизни вели коренные народы края?

- Что такое стойбище?

Самостоятельная работа

Задание. Вставьте пропущенные слова (для I группы обучающихся).

Ханты и манси вели ____________ образ жизни, т.е. переезжали жить с одного места на другое, приблизительно раз в полгода. Переезд с одного места на другое зависел от _____ ______ года.

      Ханты и манси жили на ____________. У каждой хантыйской семьи, было несколько стойбищ: ________, _________, ________. На каждом стойбище было все, что необходимо: дома, загоны для оленей, ______- амбар для хранения припасов, нарты.

Для II группы обучающихся к этому же заданию предлагаются слова для справок.  

Для III группы обучающихся предлагается задание: соотнести определение и понятие и соединить стрелками.

Чум                   - поселение, место для выпаса животных.

Стойбище         - амбар на высоких ножках, для хранения

                          припасов.

Лабаз      - сборное и разборное жилище, покрытое шкурой              оленя.

           

б) Занятия коренных народов края.

- Ребята, вспомните, какие традиционные занятия были у коренных народов нашего края?

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы угадайте, о каком традиционном занятии коренных народов идет речь в загадке: «Под водой сто глаз».

        Рыболовство – одно из традиционных занятий коренных народов.

- Какие две крупные реки протекают по территории нашего края? (Обь, Иртыш).

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

          Жители края предпочитали селиться по берегам небольших рек, озер. Садился рыбак в свой облаз и отправлялся ловить рыбу. Ставил сети, связанные из крапивного волокна или ловушки для рыбы – морды.  Морды ставили по течению реки, рыба в них заплывала, а выплыть не могла. Приходил рыбак, забирал свежую рыбу. Если рыбы наловили много, всегда делились с родственниками, кормили оленей.

Задание: Кукую рыбу ловили вы узнаете, если вставите пропущенные гласные буквы.

с

т

р

с

т

р

л

д

ь

м

к

с

н

н

л

ь

м

- Как вы думаете, что делали с рыбой?

(Рыбу вялили, коптили, солили, сушили, ели сырой, мороженной.  Рыбу сушили, толкли в муку.)

б) Охота – другое важное занятие коренных народов.

Учитель: Охотились ханты и манси на боровую и водоплавающую дичь ели в вареном, вяленом виде.

Пушнину сдавали для налога.

Чтобы не повредить шкурку использовали специальные стрелы с тяжелыми наконечниками, ставили ловушки.

- Какой налог платили коренные народы края в российскую казну?

Задание: назовите представленных вам пушных животных (презентация).

в) Оленеводство – также одно из традиционных занятий коренных народов нашего края.

Задание: Как вы понимаете смысл этой пословицы? – «Олень есть – жизнь есть». Олень – это мясо, из его шкуры делают чум, это средство передвижения, шьют одежду,

Учитель кратко рассказывает об одежде коренных жителей края (изготовлена на уроках «Ремесла Югры»).

- Назовите их основные занятия коренных народов нашего края?

Учитель дополняет ответы обучающихся, делает вывод по теме: коренные народы края в начале XVIII века сохранили традиционный уклад жизни, традиционные занятия, также платили ясак (пушной налог) в казну Российской империи.

Читают план на доске.

Слушают, следят за показом на карте, отвечают на вопрос.

Рассматривают, описывают.

Один ученик читает, остальные слушают.

Отвечают на вопросы.

Слушают вывод учителя.

Читают.

Отвечают на вопрос.

Слушают.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Слушают.

Называют, что изображено в презентации.

Отвечают.

Выполняют

О рыболовстве.

Называют.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации в презентации.

Выполняют.

Рассказывают.

Называют: песец, белка, лисица, соболь, норка

Объясняют.

Первичное закрепление.

- Кто является коренными народами нашего края?

- Какой образ жизни они вели?

- Как назывался налог, выплачиваемый коренными народами края в государственную казну?

Индивидуальная работа по карточкам.

1.

Назовите коренные народы нашего края.  

Назовите их раннее название.

Ханты и манси

(остяки и вогулы)

2.

Назови основное занятие народов ханты и манси.

Охота, оленеводство, рыболовство.

3.

Какие хозяйственные постройки находились на территории стойбища?

Лабаз, навесы для сушки рыбы,

4.

Как называлось основное жилище народов края?

Чум.

5.

На каких животных охотились народы ханты и манси?

Песец, белка, лисица, соболь…

6.

Какую рыбу ловили ханты и манси?

Осётр, стерлядь, муксун, нельма

7.

Как называется зимняя одежда народов ханты и манси?

Сак, малица.

Отвечают на вопросы, выполняют задание по карточкам.

Домашнее задание

Составь предложения о быте коренного населения нашего края по опорным словам: в летний дом; берестяная посуда и  посуда сплетенная из корней деревьев; чувал; навес;  ловушки на животных.

Слушают разъяснения учителя.

Подведение итогов, выставление оценок.

- Какую тему изучали на уроке?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

Оценивают друг друга, заслушивают оценки учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палладианский стиль в архитектуре Англии конца XVII - нач.XVIII века

Статья раскрывает понятие "Палладианский стиль" на примере архитектуры Англии конца XVII - нач.XVIII века...

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Конспект урока по теме США и Великобритания в ХIХ – начале ХХ века.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Активизировать познавательный интерес к изучению истории;             2. Углубить, осмыслить и систематизировать знания учащи...

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....

Раздел хрестоматии по краеведению: "Освоение Приморского края в конце 19 - начале 20 века"

Материалы к уроку "Освоение Приморского края в конце 19 - начале 20 века"...