Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
статья по истории (5, 6, 7 класс) на тему

Генкина Татьяна Борисовна

В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. ( Из опыта работы учителя истории ГБОУ школы № 645 Генкиной Т.Б.)

          Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт. Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой.

Как сделать урок интересным…

Существует масса методов и приемов. Но в своей методической копилке оставляю только те, которые на уроке оказываются наиболее эффективными.

Считаю, очень важным интересное начало урока, организационный момент:

Приемы, используемые на этом этапе:

  • Показ иллюстрации
  • Зачитывание  отрывка из художественной книги
  • Показ отрывка из  фильма
  • Отгадывание кроссворда, ключевое слово которого связано с темой урока.
  • Прием «Оратор». - За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Очень люблю работу в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке.
  • Приемы целеполагания- Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

Выясним…

Узнаем…

Научимся…

Проверим…

К приемам, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся относятся:

  • Прием «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом. Другой вариант-оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
  • Приём Фишбоун  . “Fish bone” – «рыбья кость».

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках  ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, признаки. Хвост – ответ на вопрос.

  • Прием   "Завершим схему"

Учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты. При использовании данного приема учитель формирует  у учащихся навыки составления опорных схем, преобразования текстовой информации в различные знаковые системы.

  • Приёмы использования исторической карты:

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.  Затем можно использовать упражнение «Что рассказала карта?» Заполнить пропуски в тексте, например:

Вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
  • На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
  • На севере  китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

             Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.

  • Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.  Каковы последствия ? В чем состоят различия? Почему….?

  • Прием «Рокировка»: Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически  и полный рассказ. 

Вопрос

Ответ

Что?

Где?

Когда?

Кто?

Как?

Почему?

Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»

Вопрос

Ответ

Что хотели персы?

Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе  Грецию.

Где произошла Марафонская битва?

Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин.

Когда произошло сражение?

Летом 490 г. до н.э.  персы показались в Марафонской бухте.

Кто возглавил войско греков?

Афинское войско возглавил стратег Мильтиад.

Как сражались греки?

Греки мужественно боролись с врагом.

Почему греки одержали победу над персами?

Афиняне защищали родной город.

Из  современных методов оценки, позволяющих измерять метапредметные результаты, формировать самооценку у учащихся я использую:

  • Прием «Аналитик»- в начале урока ребята выбирают ученика, который будет анализировать их деятельность на уроке по следующему алгоритму: достигнута ли цель урока, темп урока, чьи ответы понравились, были более содержательными. В конце урока аналитик подводит итог деятельности своих одноклассников на уроке.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую  прием рефлексии  

  • «Незаконченное предложение» (сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось
  • Прием «SMS» предполагает работу в парах. Ученикам предлагается написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
  • Упражнение «Плюс-минус-интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работыкоторые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Синквейн (Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу;

Правила написания синквейна таковы:

 На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

 На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

 На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

 На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

 Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

           В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Я-скульптор

 Моя мастерская-класс:

 Щеки горят и челки отброшены...

 Десятками пар ушей и глаз

 Уставились на меня сейчас

             Будущие Энштейны и Ломоносовы. (Д.Левитес)

Литература

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря  2010 г. № 1897

2. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2009

3. Козленко С.И. Саплина Е.В. «Современные образовательные технологии на уроках истории в профильной школе». Научно-методическая газета История № 21 от 1-15 ноября 2007 г.

4. Короткова М. В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2003г.

5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003г.

6. Шербо И.Н.  «Технология развития рефлексивного мышления» журнал Преподавание истории в школе. № 2 2001 г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания и создание условий для её реализации.

В современном российском обществе, в условияхмодернизации поток информации постоянно растет. Становитсяочевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не датьмаксимальное количество зн...