Формирование познавательного интереса на уроках истории
методическая разработка по истории на тему

Сегодня проблема качественного образования стоит довольно остро. Преподавателям требуется немало усилий для успешного усвоения учащимися учебного материала. На уроках о Великой Отечественной войне я использую выдержки из художественной литературы военных лет с целью заинтересовать и увидеть войну другими глазами. Об этом данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса на уроках истории

Российское образование сегодня в первую очередь ориентировано на развитие личности обучающегося, на раскрытие его индивидуальных особенностей и самореализацию. Но в то же время растет и объем учебного материала, который должен усвоить учащийся в процессе своего обучения. И далеко не каждый школьник может успешно справиться с обеими задачами. Поэтому сейчас так остро стоит вопрос о методах, способах обучения, которые бы помогли учащимся прочно и осмысленно усваивать знания на уроках. И одним из важнейших блоков в структуре обучения является мотивация.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. Усилению интереса способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Преподавателям истории в этом плане очень повезло – сделать урок истории интересным и запоминающимся довольно несложно: в любой теме можно найти огромное количество интересных фактов, жизненных историй, неординарных личностей, можно подискутировать и доказать свою точку зрения на происходившие события и др. Хочу привести один пример из своей педагогической деятельности, когда учащиеся после проведенного урока никогда не остаются равнодушными, а материал усваивается легко и надолго.

Уроки, где ребята проходят события Великой Отечественной войны, стараюсь всегда подкреплять не только документальными фото и видеоматериалами, но и подборками художественной литературы. Образы войны, написанные поэтами и писателями (особенно если они были непосредственными участниками этих событий), помогают эмоционально прочувствовать и понять внутренне состояние всего народа. Особенно часто использую прозу И.Г. Эренбурга, а конкретнее, книгу «Война. (Очерки 1941–1945)». Статьи Эренбурга - это своеобразная хроника военных событий, заметки писались им для бойцов, но выхода очередного очерка ждала вся страна. Приведу несколько зарисовок, которые использую на своих уроках: «2 марта 1942 года. Сегодня утром в Русаковской больнице мальчик Ваня Громов мне сказал: «Были у меня две руки, одну немцы отгрызли». Ваня из деревни Новинки. Его звали «Ваня золотые руки» — он искусно мастерил скворечники и гнул лыжи. Ему 15 лет. 19 ноября деревню заняли немцы. Ваню взяли в штаб, его допрашивали три офицера. Хотели узнать, кто из деревни ушел к партизанам. Он молчал. По приказу офицера два солдата отвели мальчика в пустую избу, посадили на стол, ремнем прикрутили ноги к ножкам стола. Потом Ваню повалили на стол и привязали левую руку. Один солдат принес пилу. Немцы отпилили Ване кисть левой руки.

Я видел двенадцатилетнюю Зою Феофистову. Из десяти пальцев на руках у нее остался один — остальные отвалились. Было 35 градусов мороза, когда Зою с матерью и братьями выгнали из избы. Немцы перед этим отняли у них все теплые вещи. У Зои отняли и варежки. Она несла на руках трехмесячного брата. Немцы стреляли. Мать несла двух мальчиков. Зоя говорит: «У меня камешки гремели в руках от мороза». Она боялась выронить брата. Немцы убили мать и двух детей. Младенец выпал из обмороженных рук Зои. У нее нет больше рук. У нее нет семьи. Она говорит: «Я бы их растерзала по пальчикам...»

В избу возле Истры заглянул немец. В избе было только четверо детей. Старшей Симе девять лет. Немец бросил в окно ручную гранату. Сестра Симы Оля шести лет с ампутированной ногой спрашивает доктора: «Тетенька, а нога у меня вырастет?»

Русаковская больница была и прежде больницей для детей. Там лечили больных корью, коклюшем. Теперь это хирургическая больница: двести двадцать детей, изувеченных немцами».

Учащиеся не только слушают, но и сами зачитывают выдержки из книги Эренбурга. Иногда эти простые на первый взгляд слова так потрясают ребят, что они бывают не готовы к их обсуждению, но часто просят повторить урок.

Я убеждена, что интерес можно рассматривать как одну из главных причин успешного обучения. Учитель, несомненно, должен задумываться о том, как укрепить внимание к своему предмету, увлечь им учащихся. И если он сможет это сделать, то и результаты усвоения знаний учащимися будут значительно выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация подготовлена по итогам проведения математических сказок в начальной школе. Учащиеся 5 класса подготовили сказку и показали ее в начальной школе....

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация представляет работы учащихся пятого класса. Ребята сочиняют сказки для младших школьников и показывают их на уроках математики, тем самым они развивают интерес к математике....

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...