Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» для студентов 1 курса специальностей технического профиля
учебно-методический материал по истории (10, 11 класс) на тему

Ерзиков Юрий Геннадьевич

     Комплект лекций содержит материал: Общество, общественные отношения, взаимодействие общества и природы; Основные сферы жизни общества; Научно-техническая революция и ее социальные последствия; Глобальные проблемы человечества; Человек и личность. Общество и гражданское общество; Социальные нормы и отклоняющееся поведение; Познание как деятельность; Духовная жизнь общества.

Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» призван помочь студентам 1 курса специальностей технического профиля самостоятельно рассмотреть данные темы, предусмотренные к изучению по курсу.                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_lektsiy_obshchestvo_17.docx110.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Ю.Г. Ерзиков

Комплект лекций

по дисциплине «Обществознание

(включая экономику и право)»

для студентов 1 курса специальностей

технического профиля

        

Арзамас

2017

Одобрено методическим объединением социально-экономических

и гуманитарных дисциплин

Протокол № ____ от «___»____________ 2017 г.

Рецензент:

Е.В. Лебедева, преподаватель общественных дисциплин

первой квалификационной категории

Ерзиков Ю.Г.

Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» для студентов 1 курса специальностей технического профиля. – Арзамас: ГБПОУ АКТТ, 2017. – 40 с.

Комплект лекций содержит материал: Общество, общественные отношения, взаимодействие общества и природы; Основные сферы жизни общества; Научно-техническая революция и ее социальные последствия; Глобальные проблемы человечества; Человек и личность. Общество и гражданское общество; Социальные нормы и отклоняющееся поведение; Познание как деятельность; Духовная жизнь общества.

Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» призван помочь студентам 1 курса специальностей технического профиля самостоятельно рассмотреть данные темы, предусмотренные к изучению по курсу.

© Арзамасский коммерческо-технический  техникум, 2017

Содержание

Лекция 1. Общество, общественные отношения, взаимодействие

общества и природы                                                                                                    4

Лекция 2. Основные сферы жизни общества                                                            6

Лекция 3. Научно-техническая революция и ее

социальные последствия                                                                                             8

Лекция 4. Глобальные проблемы человечества                                                        9

Лекция 5. Человек и личность. Общество и гражданское общество                    10

Лекция 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение                                18

Лекция 7. Познание как деятельность                                                                     20

Лекция 8. Духовная жизнь общества                                                                       29

Литература                                                                                                              40

Лекция 1. Общество, общественные отношения,

взаимодействие общества и природы

Общество – это большая и устойчивая группа людей наделенных волей, сознанием осуществляющих свои действия и поступки под влиянием определенных мотивов и настроений.

Решающим значением в становлении общества является не число его членов, а уровень их  сплоченности.

Другим определением общества можно назвать – это большая и устойчивая группа людей занимающие определенную территорию, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как самостоятельную сущность.

Общество – целая система, которая состоит из множества подсистем – экономической (экономическое взаимодействие людей), политической (деятельности по управлению), духовной (мораль, религия, искусство) и только при взаимодействии всех этих элементов, общество живет и развивается.

В самом обществе люди делятся на группы, классы, нации.

Многообразные связи, возникшие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности называются общественными отношениями.

Эти общественные отношения носят двойственный характер:

  1. Экономические отношения складываются в сфере материального производства, и обеспечивает существование человека.
  2. Духовные отношения развивают человека и отношение его к человечеству.

Сегодня существует 2 основных типа общества: традиционное и современное.

Традиционное общество – общество живущие по традициям, в котором долго ничего не меняется, как правило, это средняя Азия, Восток.

Современное общество – это европейские страны.

Традиционное общество

Современное общество

  1. Естественное разделение труда и его специализации по половому, признаку и возрасту.
  1. Ролевой характер взаимодействия, т.е. поведение людей, зависит не от пола и возраста, а от статуса.
  1. Персонализация межличностного общения, т.е. взаимодействие людей между собой.
  1. Развивающее глубокое разделение труда по профессии, образованию, опыту.
  1. Неформальное регулирование отношений между людьми, т.е. через обычай.
  1. Формальная система регулирования отношения (на основе законов, правил, договоров).
  1. Члены общества связанны отношениями родства.
  1. Сложная система социальных отношений (территориальное хозяйство).
  1. Примитивная система управления общества.
  1. Отделение церкви от государственных выделенных социальных институтов

Общество тесно взаимодействует с природой, так если на Севере природные условия тяжелые, то и у человека мало возможностей для его развития, и он заторможен. На юге слишком легко и нет нужды развиваться. В среднем климате есть возможность и условия для развития.

Благодаря этому страны с теплым климатом получали быстро развивающуюся цивилизацию вначале. Но которая затем затормаживалась в развитии. В районах со средним климатом, развитие сначала шло медленно, но зато потом она делает скачек вперед.

Природа (космическая сфера, атмосфера) является окружающей средой для человека, ее законы механические, физические, химические играют главную роль в существовании и развитии общества. Природа является важным источником существования человека (дары леса, реки, моря) и средств труда (энергия, сырье, минералы и т.д.).

Климатические условия играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде. Люди, живущие в разных условиях, различаются между собой разными характерами, образом жизни привычками и нормами поведения.

Мечников считал, что цивилизация зарождается в специфических - географических условиях синтезом которых он считал реку. Осваивая реку, изменяя географическую среду, цивилизация продвигалась к морям. Одновременно с этим растет степень свободы в обществе. Освоение морей под силу только свободным союзам народов /Греция, Рим/.

Как природа влияет на человека, так и человек оказывает влияние на природу. Если первобытный человек полностью растворялся в ней, одухотворял ее как часть себя, то в средневековье природа рассматривалась как сотворенное Богом и стоящее ниже человека.

 В период становления промышленного капитала природа рассматривается как объект деятельности и кладовая, что приводит сегодня к ее истощению. В результате перед человечеством встала проблема - определение оптимального соотношения своих интересов и остальной биосферы.

Согласно концепции коэволюции (совместное развитие) человечество должно изменять не только биосферу, но и изменяться само.

Человек – биосфера в состоянии устойчивого равновесия будет означать превращение биосферы в ноосферу.

Ноосфера по Вернадскому - это качественно новый этап революции биосферы облагороженный человечеством его трудом и разумом.

Лекция 2. Основные сферы жизни общества

Общество – это система.

Система – это что-то составляющее из многих частей. В обществе выделяют элементы: политика, социальная, экономическая и духовные сферы. Эти выделения обусловлены  деятельностью человека разбитой на сферы жизнедеятельности человека (политическая, духовная, материальная), каждая из которых делятся еще на ряд составляющих.

Многообразие связи, возникающие между людьми, в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности называются общественными отношениями.

Итак, общество – это совокупность людей наделенных волей и сознанием, осуществляющие свои действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.  

Существует 2 подхода к изучению общества, первый - цивилизационный и второй -  формационный подход.

Согласно первому, вся история человечества делится на 3 больших этапа в своем развитии: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

 В России до последнего времени господствовал формационный подход. Согласно ему выделяется 5 этапов, 5 ступеней, 5 общественно-экономических формаций – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Главным критерием разграничения общественно-экономической формации, выступают формы собственности на основные средства производства. Однако не берутся в учет ни политика, ни культура, ни социальная сфера.

Сегодня наибольшее распространение получает цивилизационный подход. Здесь уже главным критерием являются не формы собственности, а множественные факторы (развитие техники, культуры, экономики), что позволяет более объективно оценить этап развития общества.

Традиционное (доиндустриальное) общество определяется применением простых машин. Основной социальной ячейкой доиндустриального общества является община. Общество  иерархично  и упорядоченно. Перемены происходят медленно или их нет. Распад традиционного общества происходит только после революции в технике и социальной структуре общества.

Индустриальное общество. На смену традиционному обществу приходит индустриальное основанное на развитии промышленности, науки и техники. Центральным пунктом являются идеи роста и прогресса, растут потребление, производство. Переход от традиционного к индустриальному обусловлен масштабными изменениями в науке, технике, социальной структуре общества. Существует 2 варианта теории индустриального общества:

  1. Раймонда Арона  
  2. Уильяма Ростоу

Раймонд считал, что индустриальное общество является результатом влияния технологических, органических, экологических факторов.  

Ростоу, автор концепции стадий экономического роста, объясняет причины перехода от традиционного к индустриальному обществу влиянием социально-культурных факторов. Так как они в конечном итоге обуславливают экономические изменения и трансформацию общества.

Он выделяет 5 типов:

  1. Традиционное
  2. Переходное
  3. Общество стадии сдвига
  4. Общество стадии зрелости
  5. Общество стадии эры высокого массового потребления

Концепция Ростоу стала источником теории постиндустриального общества – когда главное богатство знание и информация.

Лекция 3. Научно-техническая революция и ее социальные последствия

НТР – научно-техническая революция, переворот в материальных условиях существования и развития общества. Качественный скачек в познании природы и использование человеком ее законов. Наука превращается в производственную силу, а производство в технологическое применение науки. В 70 г. – новый этап НТР – компьютерная революция – это массовое применение компьютерного производства в быту. Она открыла эру информатизации, что повлияло на интеллектуальную сферу общества. Социальные последствия НТР не однозначны, есть несколько подходов к этому вопросу:

Одни стоят на позиции технологического оптимизма, согласно которому наука сможет решить все проблемы, в том числе  созданные самой НТР. Другие подходят с точки зрения технологического пессимизма, по которому новые технологии уничтожат самого человека.

Сциентизм – позиция, абсолютизирующая научные знания в качестве  высших культурных ценностей.

Хотя в итоге нужно говорить о принципиальной непредсказуемости последствий развития науки и НТР.

Социальные последствия НТР:

  1. Превращение науки в непосредственную производственную силу.
  2. Изменение характера и содержание труда человека.
  3. Существенное повышение социального и экономического значения информационной деятельности.
  4. Дальнейшее развитие интернационализации человеческой деятельности.
  5. Ускорение процесса урбанизации – перемещение основной части населения в города.

Лекция 4. Глобальные проблемы человечества

Со второй половины 20 века человечество столкнулось с проблемами, требующими  своего разрешения только при совместной деятельности всего мирового сообщества – глобальными проблемами.

Они появились из-за:

  1. Научно технический прогресс значительно ускорил социальные и экономические  процессы во всем мире (за 20 век открытий сделано больше чем за всю историю человечества).  
  2. Могущество человека выросло до такой степени, что способно нанести непоправимые нарушения в природном балансе сил.
  3. Демографический взрыв – рост народонаселения с 2 миллиардов в 1901 году до 6 миллиардов в 2001 г.
  4. Угроза ядерной катастрофы.

 Глобальные проблемы классифицируются на: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические.

Пути разрешения глобальных проблем:

  1. Разрешение социально-политических проблем не возможно без ограничения и прекращения гонки вооружения.
  2. Социально-экологические проблемы неразрешимы без отказа от идеи о покорения природы.
  3. Социально-экономические связаны с изменением нашего сознания с упором на повышение  распространения духовных ценностей в обществе.

Сейчас мир интегрируется, в 1945 год создана ООН. Ее цель поддержание и укрепление мира между государствами, развитие экономического и политического сотрудничества. В культурной жизни люди стали больше путешествовать. В научной сфере - освоение космоса. В духовной – экуменические настроения объединение церквей в одно целое «Человечество становится единым целым».

Лекция 5. Человек и личность. Общество и гражданское общество

От общества нужно отличать гражданское общество, однако не любое общество можно назвать гражданским обществом. Впервые гражданское общество появилось в Европе, в начале 17 в., когда на первое место стали выходить гуманистические ценности Возрождения и Просвещения (разделение светской и церковной власти, право личности на самореализацию).

Гражданское общество – это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства.

Институты гражданского общества: семья, церковь, культурные союзы и т.д. то есть гражданское общество – это совокупность не политических отношений, т.е. общественные отношения вне рамок политической структуры государства.

Однако жить в государстве и быть вне его нельзя и тогда государство выступает как закон, как рамки дозволенного поведения.

Гражданское общество – это нормальная демократическая прокладка между человеком и государством не позволяющая государству узурпировать власть.

Гражданское общество стоит на частной собственности, личной свободе и самоуправлении. Важным элементом является публичность, информация.

Создание гражданского общества – задача, стоящая перед Россией следует впустить в наш менталитет такие понятия как частная собственность, гласность и т.д. Становление гражданского общества в России предполагает формирование нового типа государства, с верховенством закона, с реальной ответственностью власти перед народом. Не быть гражданскому  обществу без общего плюрализма. Нужны массовые политические партии, выражающие мысли и интересы народа.

Происхождение человека

Под генезисом  (происхождением человека) обычно понимают происхождение и человека и общества. Есть несколько подходов к решению этого вопроса:

  1. Теологическая теория – Бог создал людей и общество.
  2. Палеовизит – человек является созданием пришельцев из космоса.
  3. Земля Шамбала – на Тибете, где скрыта таинственная энергия, которая создала человека и человечество.
  4. Эволюционизм  как таковой ложен, а весь живой мир возник сразу во всем своем многообразии.

     5.  Однако для нас, наиболее важной представляется Дарвиновская теория, определяющая, что человек произошел от обезьяны, но не от современной, а от тех которые вымерли.

Дриопитеки -  самая дальняя точка антропогенеза, т.е. ископаемые обезьяны,  живших 14 миллионов лет назад.

Рамапитеки – 10-14 миллионов лет назад жили на деревьях, питались растеньями.

Австралопитеки – наземные существа непосредственно подошли к грани отделения человека от обезьяны.

2,5 миллиона лет назад – Хомохабилис – человек умелый (питекантроп) затем 110 тыс. лет назад появился неандерталец – это было время формирования человеческих рас.

Человек разумный известен как кроманьонец – вершина антропогенеза, появился 30-40 тыс. лет назад. Тоже имел свою эволюцию, но в основном социальную.

Что же сделало человека человеком?

  1. Прежде всего, прямохождение. Руки освободились, он смог пользоваться орудием труда, развилась кисть и большой палец руки.
  2. Затем мозг.

Главное отличие человека от животного состоит в том, что в основе человеческой деятельности лежит целеполагание т.е. если инстинктивный труд свойственен многим животным (бобер, пчела), то только человек видит конечную цель своего труда. Другим свойством человека является способность задумываться о себе самом, цели своего существования на земле.

Человек обладает рядом необычных свойств:

  1. Человек осуществляет предметно-преобразующую деятельность (строит дома, готовит пищу).
  2. Только человек творит мир культуры.
  3. Человек создает и изменяет формы социального порядка (власть, политика, режим).
  4. Человек отличается от других живых существ тем, что передает информацию, достижении от одного индивида к другому создавая, таким образом, историю.

В философских учениях многих народов только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться через нравственное благородство.

Греческая философия провозглашала человека как меру всего существующего.

В 17 в. Декарт высказал идею о том, что единственным свидетельством человеческого существования является мышление. И в 19 в. о человеке заговорили как о творце культуры, носителе всеобщего идеального начала духа и разума.

Понятие человека как бы распадается на 2 составляющее: человек индивид и личность.

Индивид – это человек как один из людей, означающий, что я являюсь представителем целой общественности, таких как я.

Термин индивидуальность, дает возможность охарактеризовать человека от других людей, подразумевая не только внешность, но и совокупность социально значимых качеств и черт. Индивидуален каждый человек, только степень индивидуальности различна.

Философия понимает под индивидуальностью неповторимое своеобразие, включая природу и общество. Если индивид рассматривать как представитель общности, то индивидуальность своеобразного человека подчеркивает неповторимость, гармоничность его действий.

Личность

Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательность деятельности, как члена того или другого общества.

Личность подразумевается в 2 характерах:

  1. Личность – отличный участник своих действий, субъект познания и изменения мира.
  2. Личность – можно рассмотреть через набор функций или ролей выполняемых человеком.

Причем через эти ролевые  характеристики устанавливается связь человека с обществом.

Деятельность человека и ее сущность

Развитие общества результат развития и деятельности людей.

Деятельность – особая форма отношения человека к окружающему миру и к самому себе, что проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира, человеческого сознания.

Деятельность представляет собой процесс, включающий цель, средство, результат.

Деятельность отличается по субъектам (индивид, общество) и объектам (производство, наука), функциям (воспитательная, образовательная, идеалистическая). Воспроизводящая что-то новое ранее не существовавшее.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не организованна к приспособлению к окружающей среде, а преобразует ее. При этом человеческая деятельность характеризуется историческими программами.

Структура деятельности: Различают Субъект и объект.

Субъект – осуществляет деятельность. Объект – то на что она направлена.

В структуре деятельности  определяют: цель, средства, результаты.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом поставленной деятельности.

Средство – то чем осуществляется деятельность.

Результат – то, что получается в результате деятельности.

Деятельность состоит из действий, поведение из поступков.

 

Мотивы деятельности

На мотивы деятельности играют разные факторы такие так, Монтескье считал, что климатические условия обусловлены индивидуальной особенностью человека его характер, и склонности, т.е. люди из теплого климата легче становятся рабами, потому что для них главное получение урожая, любой ценой, на севере же наоборот главное свобода, поскольку земля ценности не представляет.

Другим мотивом человеческой деятельности является развитие материальной деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Потребности – переживаемая и осознаваемая нужда человека в том чтобы поддерживать организм и в развитии его личности.

Потребности:

  1. Переживание нужды в питании, воде, и т.д.
  2. Социальные потребности, порожденные обществом (нужда в связи с другими людьми, в самореализации).
  3. Идеальные потребности познавать окружающий мир, осознавать место в нем, смысл существования.

Эта классификация не единственная, так, Маслоу выделял:

Врожденные и приобретенные потребности:

Врожденные:

  1. Физиологические – пища, дыхание, одежда и т.д.
  2. Экзистенциональные – в безопасности существования, комфорте.

Приобретенные:

  1. Социальные – в общении, заботе о другом.
  2. Престижные – в самоуважении, служебном росте.
  3. Духовные – в самовыражении.

Наряду с потребностями важнейшем в деятельности являются социальные установки. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный объект. Выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения.

Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление осуществить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы  людей, поскольку они имеют в своей основе потребности.

Интересы людей состоят в сохранении и формировании тех условий, от которых зависят их благо. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Потребности и интересы занимает ведущее место в мотивах деятельности.

Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность человека. Однако в деятельности проявляется, и бессознательное, что означает психологическую жизнь, совершенную без участия сознания. Большее внимание бессознательной деятельности уделяли Фрейд и Юнг.

Фрейд, под бессознательным понимал – обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета, причем Фрейд основной упор делал на сексуальное в человеке или либидо.

Юнг считал – что бессознательное - источник фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии. На деятельность могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающее его потребности.

Вебер, говоря  о деятельности, разделял действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное – характеризуются рационально поставленной и обдуманной целью.

Ценностно-рациональные – характеризуются осознанным определением своей направленности и последовательностью своей ориентации, в отношении какой либо деятельности.

Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием индивида (душевное волнение).

Традиционное – основано на длительной привычке.

Однако Вебер отмечает, что в чистом виде они встречаются редко.

Итак, деятельность – это особая форма отношений человека к окружающему миру и самому себе, что проявляется в целесообразном изменении и преобразование мира и человеческого осознания.

Виды деятельности

       

Прежде всего, деятельность делится на:

  1. Духовная
  2. Практическая

Практическая деятельность - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества, включающие в себя материальное и социальное преобразование мира.

Духовная деятельность – связана с изменением сознания человека. В нее входят: познавательная, ценостно-ориентировочная и прогностическая деятельность. Прогностическая деятельность (предвидит, планирует). Кроме этих видов деятельности выделяют: трудовую, высшую, нервную, творческую, образовательную, рекреационную (восстановительную), досуговую.

Техническая – изначально связана с созданием и преобразованием орудий и устройств позволяющих осуществлять самые разные виды целенаправленной деятельности.

Культурная – направлена на создание, усвоение, распространение культурных ценностей.

Творческая деятельность

Творчество – порождает нечто качественно новое никогда ранее не существовавшее, причем это может быть новая цель, результат, средства и способы их достижения. Творчество заключено не в той деятельности, где все регламентировано, а в той, где такой регламентации нет. Творчество заключается в деятельности создающей новую информацию и предполагает самоорганизацию. Важное место в творчестве занимает комбинирование, варьирование уже имеющих знаний известных способов действий.

Потребность, побуждающая к деятельности, может быть

 фантазией, т.е. отражением в сознании человека необычных явлений действительности в новых необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение – позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения.

Фантазия – необходимый компонент творческой деятельности человека, которая выражается в построении образа предвидимого результата, в тех случаях, когда информации об условиях  и  средствах достижения цели        недостаточно.

Важнейшим механизмом творчества являются знания и интуиция.     Интуиция – это знания, условия, получения которых не осознаются, однако на пустом месте интуиции нет.

Бессознательность в творчестве тесно связана с сознательными усилиями, направленными на решение возможных проблем.

Бердяев связывал тайну творчества с Богом, т.е.  творчество божье веленье. Первый творческий акт – это интуиция, второй – реализация продуктов творчества – мастерство.

Другими видами деятельности является труд, игра, учеба.

Труд – отличается тем, что у него есть обязательная практическая полезность и результат. Другой особенностью труда является своеобразие его мотивов. Труд всегда направлен на достижение запрограммированного заранее результата.

Труд – вид человеческой деятельности, которая направляется на достижение практически полезного результата. Осуществляется под влиянием необходимости и имеющий целью приобрести определенные средства и результаты.

Игра – в отличие от труда, ориентируется не сколько на результат, сколько на интерес. Наиболее существенной особенностью игры является ее двуплановость. Во-первых – играющие осуществляют реальные действия, во-вторых, многие моменты деятельности носят условный характер. Позволяют отвлечься от реальной ситуации и действовать в воображаемой обстановке.

Деятельность и общение

Существует несколько подходов в понимании взаимосвязи деятельности и общения.

Деятельность рассматривается как общение и общение как деятельность. Сторонники этого подхода отмечают, что деятельность тоже что общение, а общение    то же, что и деятельность.

Сторонники другого, противопоставляют их,  т.е. общение может выступать как условие деятельности, но это не является деятельностью.

Третью точку зрения можно определить как рассмотрение общения наряду с деятельностью как самостоятельное равноправное явление, существующее в действительности.

Отличительным признаком общения является то, что если в деятельности взаимодействует субъект с объектом, то в общении субъект взаимодействует с субъектом.

Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передает информацию получателю, а получателем является объект (телефон, или человек который только принимает информацию, но не реагирует на нее.)

Коммуникация - это однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (ничего не прибавляет к первоначальной информации).

Коммуникация как передача информации предполагает, что тот кто передает ее, лишается информации и не получает полноценной обратной связи в то время как общение не только предполагает обмен информацией, но и существенно  ее обогащает и дополняет.

Диалог

Диалог – это разговор между двумя или более лицами, связан с обменом информации.

Монолог – речь одного человека при активной позиции слушающих.

Реплика – краткое высказывание, дополняющее или опровергающее позицию выступающего.

Подлинный диалог предполагает, что каждый участник самостоятелен, активен, несет личное своеобразие. В диалоге непременно предполагается ожидание ответа, его предвосхищение в собственном высказывании. Участники диалога дополняют друг друга, вырабатывая общее понимание. Общий диалог как по форме так и, по сути, предполагает столкновение, сопоставление точек зрения.

Виды общения:

  1. Между реальными субъектами в процессе труда, отдыха, игры.
  2. Общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому присваивают качества субъекта.
  3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером.
  4. Общение воображаемых партнеров, художественных персонажей.

Функции общения:

  1. Общение обслуживает предметную деятельность, помогая ее сделать радостней и интереснее.
  2. Другая функция состоит в самом общении, как в самом факте.
  3. Общение может, служит целью приобщить партнера к опыту и знаниям.

Лекция 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Социальные нормы – нормы поведения в обществе, они регулируют, оценивают поведение. Эти нормы позволяют контролировать поведение, ориентироваться в вопросах, что следует делать, что можно, что нельзя делать. С помощью этих норм поведение групп людей приобретает упорядоченный характер. В этих нормах установлены стандарты поведения. Существующие в обществе нормы представляют: обычаи и традиции, в которых закреплены привычные образцы  поведения (обряды).

Правовые нормы, закреплены в законах издаваемых государством, где четко описано правомерное поведение и наказание за ослушание.

За нарушение  правовых норм обеспеченных силой государства следует наказание.  

Моральные нормы в отличие от правовых, несут в основном оценочную нагрузку, их нарушение встречают осуждением общества, но не наказанием.

Эстетические нормы, заключаются в представлении людей о прекрасном, и безобразном в поведении человека.

Политические нормы – отношения между политикой и властью.

Религиозные нормы – включают нормы морали, права, традиции, обычаи.

Итак, все социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми, группами их, организацией людей.

Отклоняющееся поведение

Отклоняющиеся поведение – это поведение не согласованное с нормами, не соответствующее тому, чего ждет от человека общество.

Отклонения от нормы могут носить негативный и позитивный характер, т.е. иметь для общества полезные последствия.

Общими чертами негативных поведений является вредный ущерб, наносимый обществу.

Причинами отклоняющегося поведения ученые считают:

  1. Чезарио Ламброзо видит причины в биологическом строении человека, т.е. внешний облик человека, влияет на его психику и он рождается преступником.
  2. Другие склонялись к психологическому объяснению отклонений, т.е. отклоненное поведение связано с умственными дефектами, психопатия и т.д.
  3. Социальное объяснение – Дюркгейм считал, что отклонение социальных норм появились в период кризиса в обществе.
  4. Некоторые ученые связывают отклонение поведения с конфликтами между господствующей культурой, и культурой отдельных групп людей отрицающих общепринятые нормы поведения.

 

Преступление

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно  опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

Преступность - совокупность преступлений совершаемых в данный момент.

Особенности:

  1. наличие определенного контингента лиц преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
  2. преступления бывают корыстные и насильственные. Первые связаны с имуществом, вторые со здоровьем и жизнью человека

Алкоголизм – хроническое заболевание развивается в результате постоянного употребления алкогольных напитков.

Наркомания – потребление наркотиков без рекомендации врача. Эти два фактора являются социальными дезорганизаторами, из-за которых в обществе развивается социальная напряженность.

Лекция 7. Познание как деятельность

Познание как деятельность – активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.

Познание – рациональная активность по отношению к окружающему миру, но происходящая в сознании человека. Осуществляется через сознание, а это функция головного мозга, при чем мозга только человека. Сознание не только запечатлевает, и пассивно регистрирует информацию, но и активно участвует в выстраивании образа действительного.

Познание разделяется на две части:

  1. Рациональное
  2. Чувственное

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение –  это отражение свойств предмета, явления: цвет, материал и т.д.

Восприятие – дает целостный чувственный образ предмета, отражение совокупностей свойств (стол).

Представление – выражает образ предмета, запечатленный в памяти.

Преставление не столь точно как восприятие, но оно дает общий вид предмета. Ощущение, восприятие искажает действительность (карандаш в воде).

Ощущение, восприятие, представление часто искажают действительность.

Углубление познания ведет нас к рациональному познанию, т.е. к абстрактному или логическому мышлению.

Есть три основные формы абстрактного мышления:

  1. понятие
  2. суждение
  3. умозаключение

Понятие – мысль, отражающая общее и существенное в предмете.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающее что-либо о предмете, оно закрепляется в языке с помощью предложения.

Умозаключение – это мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения («все люди смертны, я – человек, следовательно, я смертен»).

Умозаключение бывает трех видов:

  1. Индуктивное
  2. Дедуктивное
  3. По аналогии

В индуктивном умозаключении мысль движется от единого к общему, причем индукция бывает полной и неполной.

Полная – когда посылки исчерпывают весь класс предметов подлежащих обобщению.

Неполная – когда такой полноты нет или число индуктивно обобщаемых случаев  неисчерпаемо велико (опросы общественного мнения).

Индуктивные заключения носят вероятностный характер, хотя в практической достоверности отказать им нельзя (все лебеди – белые, ехидна - млекопитающее).

Аналогия – умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одном отношении делается вывод об их общем сходстве (Фохт, Молешот).

Дедукция – движение мысли от общего к частному («все, что укрепляет здоровье – полезно, спорт полезен, спорт укрепляет здоровье).

Эмпирики считают единственным источником знаний чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью органов зрения, чувств, осязания, обоняния, вкуса.

Рационализм – позиция, в соответствии которой знания могут быть получены с помощью только ума без опоры на чувства.

Агностики - утверждали, что о сущности предмета мы ничего определенного знать не можем.

Истина - верное, адекватное знание о предмете или явлении.

Для эмпириков истина знаний определяется через практику, т.е. в ощущениях. Отсюда цель науки чисто описание фактов полученных органами чувств и формирование на этой основе сознания, к которому приспособлена мысль.

Для рационалистов критерий истины является разум, за истину принимаются теоретически обоснованные знания. Истина едина, но в ней выделяются объективные, абсолютные, относительные аспекты.  

В объективной истине отражается мир как он существует, вне и независимо от нашего сознания.

В абсолютной истине – полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое дальнейшими исследованиями (день рождения).

В относительной истине – для обозначения конкретных моментов человеческого познания мира, приблизительное, и несовершенное знание о действительности.

Научное познание. Познание и наука

Познание сопровождает все жизненные усилия человека, все формы, сферы деятельности, однако есть деятельность, которая направлена только на изучение этих процессов. Эта деятельность – наука.

Наука – динамическая система в целом истинных знаний о действительности. Получение результатов с помощью специальных исследований и превращенных в важную и все боле возрастающую производительную силу общества.

Как особая, интеллектуальная сфера деятельности, наука зародилась в 6 – 8 вв. до н.э. в Греции.

Отличительными признаками науки являются:

  1. Наука это идеи, причем систематизированные.
  2. Цель науки, отражать глубокие, существенные связи изучаемых явлений. Законы – устойчивые связи, между явлениями.
  3. Научные идеи должны быть прогностическими (служить орудием предвидения).
  4. Научные идеи должны исходить из фактов, опираться и подтверждаться фактами. Факты ведут нас к доказательству, наука доказательная форма познания.

Особенности научного познания:

а) Научные познания отражают стремление к объективности, т.е. мир изучается таким, какой он есть, вне и независимо от воли человека.

б) Полученный результат не должен зависеть от авторитета, частных мнений.

в) Важной чертой научного познания является его направленность на изучение не только сегодняшнего дня, но и стремление найти применение в будущем полученных знаний.

Наука – наблюдение, описание, исследование естественных явлений, выдвижение теорий.

Теория – это не любая совокупность тех или иных взглядов, а система взаимосвязанных утверждений науки.

Первоначально многие положения и законы науки выступали в роли гипотез, для проверки гипотез, использовали экспериментальное естествознание. Эксперименты бывают разными (натуральными и мысленными).

Мысленные – одна из разновидностей моделей используемых в науке.

Модель – это нечто, способное заменить в определенных отношениях изучаемый предмет, это не сам предмет, а его схематическое изображение.    Модели бывают построены по принципу упрощения (идеальный газ).

Модель по аналогии (банка с зерном - молекулы воды).

Математическое моделирование – объектом заместителем выступают системы моделей уравнений. Модели могут быть различны.

Процессы создания, выбора, применение, изучение полученных данных для объекта –  называется  моделирование.

Ненаучное познание

   

Самым ранним способом познания природной и общественной действительности был миф.

Миф – это повествование, истинность которого не подлежала сомнению, а содержание было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая пытается объяснить мир, миф рассказывает о жизни, о происхождении, а не объясняет суть явления. В мифе утверждалась система правил и ценностей. Это было моделирование человеческого поведения в определенных условиях. В мифах происходило описание творения мира (животных, людей). С мифом связан календарь природы, были эсхатологические мифы - описывающие гибель космоса, за которой следует его возрождение. Для мифа характерно обращение к биологическому рождению любого явления природы и человека. Миф, лишенный святости превращается в сказку. В мифах и сказках сохранялся опыт народов и поколений.

Практические знания

Особым способом познания мира – является практика, опыт повседневной жизни. Эти знания накапливаются в результате преодоления жизненного пути, как правило, они не имеют научного объяснения.

Для практического знания характерен свой язык (чуть-чуть, на глазок).

Большинство практических знаний не претендуют на объяснения и обходятся без него.

Возрастание объема и усложнение информации, развитие деятельности людей привело к необходимости фиксировать знания в виде описаний, причем они собирались, воедино создавая опыт поколений. Такие знания – народная мудрость. Из обобщения опыта возникали суждения, поговорки «Куй железо пока горячо» и т.д.

Здравый смысл – стихийно складывающееся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на самих себя, причем они являются основанием для практической деятельности и морали. Он подсказывает, что лучше  делать, а что не делать, что может повредить тебе или другим. Однако и здесь есть заблуждения, стереотипы, принимаемые людьми данной эпохи за истинность.

Наряду с научным знанием существует ненаучное, которое является паранаукой. В отличие от здравого смысла, который стремится к ясности,  паранаука грешит туманностью, загадочностью.

Для паранауки характерны завышенные претензии на внимание к себе, при этом паранаука демонстрирует нетерпимость к науке классической.

Иной тип познания дает искусство. Оно дает людям понятие эстетического мира чувств, образов, не только обладает способностью улавливать суть эпохи, но и передавать ее следующим поколениям в виде образов. Специфический способ познания – художественный образ.

Образ – обладает определенными свойствами реально существующего предмета. В период средневековья образом служил канон, следование ему было необходимым условием художественной деятельности людей той эпохи.

Художник, познавая мир, переносил его в искусство. Таким образом, художественный образ помогает представить идеальную модель через воплощение мысли художника о мире и времени.  С помощью художественного образа искусство создает гипотезу окружающего мира.

Особенности социального познания

 

Социальное познание – это когда общество познает само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди, творцы общественной жизни и ее изменений. Они познают социальную действительность. Будучи участником социального действительности, человек не равнодушен к происходящему, и на процесс познания накладывается отпечаток субъективности.

Человек не может быть участником социального развития и одновременно быть безучастным к нему.

И чем больше исследователь включен в работу, тем сильнее сказываются его субъективные позиции.

Другая особенность социального познания: в сложности общества. В социальных процессах взаимодействуют разные силы причины, случайности.

Связи же в природе – между неодушевленными предметами. Социальные связи – между живыми людьми с сознанием, характером, волей

Если в изучении природы большое место занимает наблюдение и экспертизе, то в социальном познании эта возможность ограничена.

Отсюда, главным источником знаний является социальная действительность, исторический опыт, общение, практика, причем любое социальное общественное явление надо изучать с точки зрения исторического подхода, т.е. любое явление происходит в определенное время, в определенном месте и при определенных условиях и изучать его надо только исходя из этого.

Если развитие и история общества – деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и условия являющиеся результатом деятельности предшествующей.

Важно рассматривать как материальную, так и духовную деятельность человека. Такие ее субъекты как общество и личность. Это поможет найти зависимость между прошлым, настоящим и будущим.

Мы лучше поймем сущность и формы государства, проследив этапы его развития от зарождения до наших дней, но нельзя забывать, что многое неповторимо. Необходим учет своеобразных моментов. Нельзя пользоваться такой аналогией.

Аналогия – это подобие, сходство в каких-то свойствах явлениях действительности. Отсюда, изучение общественных явлений должно происходить в их многообразных связях, взаимозависимости. Правильно оценить то или иное явление можно лишь исходя из конкретных условий, в которых данное явление имело место.

Если одно явление повторяется, если связи взаимодействия устойчивы, можно говорить об исторических закономерностях.

Конкретное событие в истории, позволяют понять отдельные факты, выявляется их индивидуальность, а нахождение чего-то общего для подобных явлений, приводит к появлению закономерности.

Всякое познание общества начинается с фактов – это события, имевшее место в определенное время при определенных условиях, это то, что было когда-то в жизни общества.

Социальные факты – это знание о событии, описанное с учетом социальной ситуации, в которой оно имело место.

          Есть 3 вида социальных фактов:

  1. Действие и поступки людей как социальных индивидов.

  1. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

  1. Словесные (вербальные) действия (мнения, оценки).

Факты узнают из наблюдения, изучения документов. Но и здесь их отбор зависит от угла зрения исследователя, от проблемы рассматриваемой им, от убеждений историка, что может исказить суть факта.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (растолковать) после чего факт подводится под научное понятие /напр. Революция/. Далее изучаются все существенные факты, из которых складываются события, обстановка.

С научным фактом связана его оценка. Оценка, зависит от свойств изучаемого объекта, и от соотнесения изучаемого объекта с другими однопорядковыми или с идеалом.

Самопознание – самооценка и самоисповедь человека к самому себе.

Самооценка – отношение человека к собственному образу. Она субъективна, но в ней есть отражение мнения других о тебе.

 Самоисповедь – полный отчет о том, что происходит с нами и в нас.

Я – концепция – относительная устойчивость, зафиксированная в словах, представлениях человека о себе. Эта концепция – итоги познания и оценки себя через определенные образы себя в разных ситуациях и через мнение других.

Духовно-теоретическая, духовно-практическая деятельность.

Духовный мир человека. Самопознание.

Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:

  1. Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений)

  1. Духовно-практическая -  сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат – изменение сознания людей.

Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство – это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.

Важной особенностью духовного производства состоит в том что – его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия – рост духовной культуры людей.

После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).

При этом наибольший (по обхвату людей) вклад  в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.

Духовные потребности – в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.

Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.

В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.

Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.

Таким образом, духовное потребление – особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели являются:

1. Материальные возможности

2. Знание о литературе и искусстве

Чем выше культура, тем больше выделяется средств на удовлетворение духовных потребностей.

Во многих случаях на духовное потребление влияние оказывает мода.

Лекция 8. Духовная жизнь общества

Дух – дуновение, дыхание, душа.

Духовная жизнь людей – для религиозного мировоззрения это жизнь в вере, что делает человека подлинно духовным. Только верующий человек способен усваивать и развивать в себе духовные качества сферы жизни.

В светском мировидении духовность – это способность жить не только под влиянием естественных потребностей, но и с ориентацией на идеалы и нравственные нормы. В философии нового времени понятие духа давалось в рациональных и иррациональных ипостасях.

В рационализме определяется одна сторона духа – разум, сознание (Геккель, Декарт).

В иррациональном – воля, воображение, интуиция (Шопенгауэр, Ницше).

Носитель духа (по философам) – душа.

В современной литературе духовная жизнь общества – жизнь людей связанная с сознанием, является одним из важнейших элементов жизни общества.

Обычно в духовной жизни есть духовная деятельность, духовное производство, духовное потребление и усвоение.

Духовная жизнь общества немыслима без духовной сферы жизни общества. Это такая сторона жизни общества, которая связана с производством духовных начал, функционированием специальных институтов, в которых создается, и распространяются духовные ценности. В духовной сфере создается и распространяется информация необходимая для осмысленной жизнедеятельности людей. В ней производятся знания формирующие ценности и идеалы, складываются ценностные установки.

  При этом духовная сфера – не только духовное производство, но и сфера формирования духовных потребностей, распространения и потребления духовных ценностей.

В духовной сфере выделяют науку, искусство, религию, мораль, образование, воспитание.

Наука –  такой специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний о природе, обществе, человеке, способах получения знаний,  и их использование в общественной практике.

Искусство – специализированный институт эстетического мастерства, художественного творчества.

Идеология – совокупность идеалов идей, взглядов которые выражают интересы и позиции отдельных групп людей в общественных делах. Она бывает классовой, национальной, политической, религиозной и т.д. Она концептуализирована т.е. представляется в творческом виде либо в форме призывов.

Религия – мировоззрение и мироощущение и связанное с ними поведение, основанное  на вере в существование Бога.  

Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Образование – Социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей, складывающийся под влиянием духовных ценностей и знаний.

Воспитание – воздействие общества на развивающегося индивида, его цель – раскрытие и проявление дарований или сдерживание негативных задатков данного индивида.

Культура – способ созидательной деятельности общественного человека, «надприродный» способ накопления и передачи человеческого родового опыта его оценивания, и осмысления, то, что выделяет человека из внешнего мира. При этом культура включает и саму деятельность, и ее продукты.

Художественная культура - это особый вид художественного освоения мира, умение создавать творения, воплощающие в себе художественную образность.

Политическая культура – мастерство оптимально действовать в области политических отношений.

Процесс приобщения к культуре новых поколений, процесс преобразования общества происходит постоянно. Нужно овладеть профессиональными знаниями для развития общества в этом направлении. В этом главная роль образования.

Образование – система образовательных учреждений (дошкольных, средних, высших, дополнительных, профессиональных). Оно может быть государственным, домашним и т.д. Образование это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков необходимых в их жизнедеятельности.

Оно содержит в себе национально-специфические черты, использует разные приемы и методы педагогической деятельности.

Черты современного образования:

  1. Демократичность – равный доступ.
  2. Интегративность – охватывает весь жизненный период.
  3. Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур.
  4. Гибкость – использование различных форм, средств и методов обучения и т.д.

Центральная фигура образования – учитель, но сегодня идет поворот в сторону информационных технологий (компьютер, видео).

Самообразование – способность человека приложить усилия для формирования знаний и умений, нужных в сфере жизни общества. Для этого надо желание к его получению, для этого используется медиатехнологии, литература, и т.д.

Большую роль в образовании и самообразовании играет наука как специализированный социальный институт, связанный с производством, хранением и распространением новых знаний, представляет собой конкретный вид рациональности.

 Рационализм – стремление понять мир разумом, желание преобразовать его в соответствие с разумом. Это здравое мышление душой.

Рационализм противоположен интуитивизму и иррационализму.

Интуитивизм это непосредственное постижение мира на основе проницательности или предшествующего опыта без логического объяснения.

Иррационализм – основным средством считают веру, откровение, озарение и т.д.

Будучи элементом духовной жизни общества, наука – это деятельность по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.

Впервые наука возникла очень давно.

Есть четыре этапа развития:

  1. Романтический 15-18 век
  2. Классический 19-нач.20 век
  3. Неклассический (⅔ 20 века)
  4. Постнеклассический (последняя треть 20 века)

В романтический период наука перестает быть любительской и становится профессией.

В классическом периоде она преобразуется по образцу главной науки того времени (механики) создаются сциентические теории. Научные достижения начинают использоваться обществом.

В неклассическом происходит зарождение большой науки.  Создание теории относительности, ядерной физики. Наука пошла в быт. В постнеклассический происходит развертывание большой науки, формирование новых идей,  появление новых наук – синергетики в которой природа, общество и человек рассматривают как частные случаи самоорганизации сложной системы. Дается новое понимание Хаоса и порядка. Показана творческая роль случайности.

Наука становится всесторонним предметом опеки государства.

С середины 20 века в мировую науку начал внедряться аксиологический (ценностный) момент – лишь та наука приемлема, обеспечивает сохранение и будущее человеческого рода.

Искусство

Искусство – как специализированный институт духовной сферы общества является художественной формой освоения мира. В искусстве находят конкретизированное выражение, эстетическое отношение человека к действительности. Отношения с позиции прекрасного и человеческого.

Эстетическое – общечеловеческое, все охватывающая ценность. Любые явления окружающего могут получить эстетическую оценку.

В искусстве находят глубокое отношение, связь времен.

Искусство – нечто сотворенное вымышленное. Это не сам мир, а отношение к нему, образы, выражающие внутреннее состояние художника.

В искусстве всегда есть творческая оригинальность.

Виды искусства:

- Прикладное

- Цирк

- Архитектура

- Живопись

- Графика

- Скульптура и т.д.

Назначение искусства в том, что оно переводит разумное в эмоциональное, истинное – в прекрасное.

Дает возможность эмоционально и эстетически его пережить.

В современном обществе идут споры о судьбе искусства. Технократические настроенные люди склонны считать, что оно отживает свой век, не выдерживая конкуренции с рациональными действиями, техникой, наукой.

Другие, напротив, утверждают, что только искусство есть область деяний, достойная людей.

Религия

Религия – древнейший феномен человеческого духа.

Богословы считают, что религия живая связь человека с богом.

Для светской трактовки религия – понимание в эмоциональной форме отношений.

Существуют разновидности.

Совпадающие с этническими: иудаизм, индуизм, синтоизм. А есть мировые: христианство, иудаизм, буддизм – охватывает влияние мир людей.

Общее в религии:

  1. Религия как мировоззрение и связанное с ними поведение. Основано на вере в Бога.
  2. Бог может представляться энергией, а может личностью, подлинной любовью ко всему.
  3. Любое религиозное отношение строится на двойной основе (творец – творение, дух – плоть).

Христианское богословие – творение мира (возникновение из ничего по воле творца).

Разное в религиях отношение в душе: Христианство рассматривает ее как нечто привилегированное (надприродное). В язычестве – душа – часть природы.

Структура религий:

- Опыт

- Доктрина

- Культ

- Организация  

Религиозный опыт – духовное состояние верующего, в котором ощущает присутствие высшего, т.е. священного. Проявление – вера, не требующая доказательства.

Культ – священные ритуалы, обряды. Культ – совокупность действий как священная.

        Ритуалы – тип коллективного поведения, опирающиеся на догматы. Совокупность обрядов, культов – обряды.

В христианстве выделяют три типа организаций:

- Церковь

- Секта

- Демонополизация

Церковь – значительная по численности объединение, определяется традициями. Управление централизованное. Члены делятся на духовенство и мерян.

Секта – оппозиционное течение по отношению господствующей церкви. Сектанты подчеркивают особую роль в обществе. Лидеры – носители, благодетели.

 

Демонополизация – объединения в стадии становления. Они формируют в аппозиции и начинали как секты. Адаптирование к властным структурам. Призывают идти по пути к компромиссу.

Религия – реализует функции в обществе с Богословской точки зрения она утешает, светское отношение говорит о введенное в жизнь смысла полагание благодаря религии.

Религия выполняет компенсаторную  функцию, дает раскрепощенность, определяет поведение человека.

Одно из проявлений самопознания и самовыражения.

Мораль

Мораль рассматривают как:

  1. совокупность принципов и норм поведения людей к обществу.
  2. систему норм оценок, образцов поведения, выполняет функции социального контроля.
  3. совокупность этических ценностей.

Мораль сравнивают с нравственной этикой,  совестью.

Совесть – способность человеческого духа познавать этические ценности.

Мораль – духовная сфера жизни общества можно рассматривать как:

  1. когнитивный аспект – знание о нормах социального поведения.
  2. апологический аспект – оценка этих норм с точки зрения нравственного самосознания личности.
  3. копательный аспект – практическое применение норм.

Суть нравственного становления личности заключается в том, чтобы эти аспекты сблизить.

Мораль лишенка институционального оформления, т.е. нет специальных организаций, занимающихся моралью.

Источники морали

Бога, абсолютный разум, конкретное рассмотрение разума выражением которой она себя обнаруживает, т.е. из практических действий людей выражающихся в эстетических нормах.

Источники – необходимость личности самоопределиться в личности и  построить отношения. В центре стоит само созидающий индивид. Нравственный идеал можно усмотреть в правиле «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе» и «Поступай так чтобы максимум твоей воли могло стать принципом всеобщим законодательством».

Говоря о нравственном идеале можно сказать, что идеал – это образ должного в наличном, придельное отношение тех состояний, к которым должно стремиться человечество

Этика – рассматривает ценности.

Ценность – предпочтение людей рассматриваемы в контексте их целей и интересов. Выражают отношения человека к действительности. Особенность в том что она вся ценностная.

Структура нравственных ценностей

В центре нравственных ценностей стоит благо или добро (высшее всего того ценного в мире, чего необходимо человеку для его благополучия). Достижение блага – высшая цель для каждого.

Добро (в религиозном понимании) – умиротворение, выражение присутствия Бога в мире, ибо Он Сам есть Добро и Любовь.

Добро (в светском понимании) – все то в мире и в человеке, что упрочивает его существование, обогащающее духовный мир, делает жизнь гармоничней, порождает чувство удовлетворенности (добро то, что приносит пользу).

Добро – великодушие, трудолюбие, благоразумие, заботливость, и т.д.

 

Добру противоречат пороки – моральные, анти ценности (зло).

Зло (в религиозном понимании) – то, что всегда противоположно добру. Зло – порождение от Сатаны, источник всех бед, страдание и смерть. Пороки – гордыня, зависть, гнев, жестокость.

Зло (в светском понимании) – мизантропия (чело-ненавистничество), склонность к насилию, постоянная агрессия, распущенность, эгоизм.

Надо отметить, что редко добро и зло проявляется в чистом виде. Обычно они в единстве.

Путь нравственного самосовершенствования человека состоит в том, чтоб изменять пропорции добра и зла в собственное «я». Большую роль играет совесть – моральная основа, выражающая специфику этичности самосознания, нравственно регенерирует поведение человека.

Совесть (в религиозном понимании) – нравственная интуиция, естественный закон, несущий в себе свет и тепло, помогающий отличать добро от зла.

Совесть (в светском понимании) – нравственная интуиция, различение добра и зла, побуждение думать и поступать во блага.

Совесть человека всегда защищает справедливость.

Справедливость – требование соответствия практической роли различать индивидов, их социальное положение прав и обязанностей, преступление и наказание.

Моральный выбор

Выбор всегда связан со свободой. В акте выбора поведения определяющую роль играет свобода, которая создает предпосылки для определенной цели и средств и характера своих поступков.

Свобода – возможность выбора,  но выбора в определенных социальных берегах. Он зависит от того, как понимает мир выбирающий, каковы его цели, ценности. Внутренняя незаданная избирательная активность это и есть свобода, при чем свобода есть действие, определяемое будущем, видение задает цели и идеалы. Свобода присуща каждому индивиду и реализуя человек, делает выбор.

Моральный выбор начинается там, где человек сталкивается с необходимостью действовать правильно, в соответствии с нормами.

Моральный выбор всегда коллизия  между хочется и нужно, но в моральном выборе чаша весов склоняется в сторону сохранения нравственных достоинств. Сделать нравственный выбор, значит отказаться от рациональности это внутренний порыв. Когда все доброе восстает против зла. Обычно моральный выбор связан с тем, какой системе нравственных ценностей поддерживается тот или иной человек.

При моральном выборе каждый сам понимает меру своей ответственности за реализацию свободы выбора и четко видит последствия. Моральный выбор связан с мировоззрением.

Мировоззрение – совокупность  взглядов человека на мир, все то, что связано с деятельностью человека, его ощущение, созерцание понимание.

Мировоззрение  - взгляды человека, на какую то отдельную сторону мира, а не  весь мир. И представляет собой отношение человека к окружающему миру.

Мировоззрение человека носит исторический характер, каждая эпоха обладает своим уровнем знанием, проблемами, подходами к решению, духовных ценностей.

Классификация типов мировоззрения:

Одни отдают  приоритет богу – теоцентристы. Другие природе - природоцентристы, человеку – антропоцентристы.

Мировоззрение  прогрессивное, реакционное. Известные: обыденное – возникновение жизни человека в процессе деятельности, это  формирование стихийно и опирается на жизненный опыт. У каждого человека он свой в этом его слабость.

Религиозное мировоззрение  - религиозные учения в памятниках мировой культуры (библия, Коран, талмуд). К его сильным сторонам можно отнести тесную связь к мировым культурам. Слабые стороны – непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к другим наукам.

Научное мировоззрение – наследник того направления философской мысли, которая опиралась на  достижении науки. Включает в себя научную картину мира, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Мировоззрение тесно связано с деятельностью людей. Оно дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяя сформулировать цели.

Во-первых, именно мировоззрение через свою философскую сердцевину дает миру понимание как достичь цели. Во-вторых, на основании содержании ценностей человек получает возможность отличать действительно важное в своей жизни от того, что реального значения не имеет. В процессе усвоения культурных и иных ценностей формируется менталитет.

Менталитет – совокупность всех итогов познаний, оценка их на основе культуры, национального сознания, личного опыта. Менталитет – явление сугубо личное, хотя можно говорить и о менталитете социального слоя.

Мировоззрение не мыслимо без убеждения и веры. Убеждения основаны на знаниях. Однако знания ограничены, а убеждения основаны не только на знаниях, но и на вере. В убеждении – вере преобладает субъективная деятельность. Она сопровождается интуицией, жизненным опытом. Большое влияние на формирование оказывает искусство мировоззрения, убеждения, вера – важнейшие состояния духовного мира человека. В итоге дают человеку понимание, смысла жизни. Отношение к нему может быть разное, так для гедонически ориентированного  индивида, т.е. у того, для кого жизнь хороша, когда она сводится к минимальным страданиям и максимальным наслаждениям. Смысл жизни – количество и качество земных радостей.

Нравственная оценка

Деятельность человека происходит в обществе, следовательно, общество дает оценку деятельности, может быть юридическая, правовая, если ее дает государство, моральная, если дают люди.

Моральная оценка – одобрение или осуждение, деятельности человека с позиций требований, создается  в моральном сознании общества.

Самооценка (в морали) – совесть, гордость, стыд, раскаяние. Та или иная сценка зависит от нравственной культуры. При этом не надо забывать подходить к нравственной оценке надо из конкретных условий, в которой протекает деятельность человека.

Однако есть общечеловеческие требования к моральной оценке. Человечество волнует национальные группы, социальные общности с разными интересами, но есть одно, объединяющее всех – эти ценности в Библии и т.д.

Человечество осуществляет нравственные искомая всегда, но активно они проявляются в периодах: военный, переходный и т.д. Когда на первое место выходит: Честь – достоинство, уважения качества личности, проявляется в деятельности.

Этика – безграничная ответственность за все что живет, поднимается человечность.

Самовоспитание – предъявляет к себе высоких требований, ко всем видам деятельности. Под влиянием нравственного воспитания формируется «смысл жизни».  Само его понимание имеет разную окраску.

Человек обретает смысл в ходе жизненного творчества. Найти себя в мире, понять кто ты, что можешь, насколько можешь самореализоваться – обрести смысл жизни.

Потребности:

Материальные – потребность в предмете первой необходимости (пища, одежда, дом).

Социальные – безопасность, общение, уважение саморазвитие.

Общие потребности:

Личные – отдельных людей.

Производственные права.

Сторонники идеи прогресса верят в закон возвышения потребностей. Необходимость количественного и качественного роста потребностей людей в ходе развития общества.

Ложные потребности – те, что навязываются индивиду помимо его воли.

Истинные – те, которые реализуются человеком в состоянии свободы от внушения.

Литература

  1. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л. Н. Боголюбова и  А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 1. - 10 кл. - М., 2006.
  2. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л. Н. Боголюбова и  А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2006.
  3. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Поурочное планирование дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для СПО

Поурочное планирование дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для СПО на 117 часов...

Методические указание по выполнению практических работ По дисциплине Обществознание (включая экономику и право)

Методические  рекомендации по выполнению  практической  работы по учебной дисциплине Обществознание (включая экономику и право) являются частью учебно-методического комплекта и разработ...

КИМ по дисциплине "Обществознание ( включая экономику и право)" для технических специальностей СПО

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»....

Методические рекомендации для студентов 1 курса по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими ...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...