план-конспект урока "Война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Тихонов Алексей Сергеевич

данный план-конспект будет полезен учителям работающим в паралели 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otechestvennaya_voyna_1812_goda.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА

учителя истории и обществознания

ГБОУ школы № 1056 Тихонов А.С.

        ЗАДАЧИ УРОКА

        Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;

 подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

На уроке продолжается развитие умения работать  с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Причины и характер войны. Соотношение сил.
  2. Начальный период войны.
  3. Бородинское сражение.
  4. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.
  5. Малая война.
  6. Изгнание Наполеона.
  7. Итоги и значение войны 1812 г.

ХОД УРОКА

- Добрый день, ребята!

Наш урок-презентация нового материала сегодня посвящен событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.

В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

        «Гроза двенадцатого года

        Настала – кто тут нам помог?» –

размышляет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

        Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке.

        Но сначала давайте рассмотрим причины войны между Россией и Францией. Обратите внимание на карту. Какие цели преследовал Наполеон?

СЛАЙД

У.:         - стремился к мировому господству;

  • главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.

- А Александр I ?

СЛАЙД

У.:        - сам желал влиять на европейскую политику;

  • нарушил Континентальную блокаду.

- Итак, Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.

СЛАЙД: «Отечественная война 1812 г.»

- Это тема урока, запишите в тетради.

- А каким было соотношение сил? Краткую сравнительную характеристику  французской и русской армий провидит один из учащихся.

  • Подумайте, что отличало наполеоновских солдат от русских.

У.:         - солдаты Наполеона – захватчики, русские – освободители;

  • со стороны России война освободительная, Франции – завоевательная.

- Конечно же нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.

        СЛАЙД

                «У русского царя в чертогах есть палата,

                Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»

        - В этой галерее Зимнего дворца находятся портреты героев 1812 года. Давайте совершим экскурсию по ней.

Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий. Демонстрируются СЛАЙДЫ:

  • М.Б.Барклай-де-Толли
  • П.И.Багратион
  • М.И.Кутузов
  • А.П.Тормасов
  • А.П.Ермолов
  • Д.С.Дохтуров
  • Д.В.Давыдов

- Доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему? Давайте обратимся к карте. В тетради составьте таблицу: «Основные события Отечественной войны 1812 г.». По ходу объяснения таблицу заполняйте.

СЛАЙД: « Начальный период войны»

- Так почему отступало русское войско?

У.:        - разрозненность армий, они далеко отстояли друг от друга;

  • не было единого командования;
  • потери значительные, необходимо их было восполнить.

- Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство. Но назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, так же решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение: «Позиция при  деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска – одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно». Какими были цели сторон?

СЛАЙД

  • А соотношение сил?

СЛАЙД

Русская и французская армии сошлись на Бородинском поле.

СЛАЙД

- «Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».

Вопрос о потерях также является спорным, историки считают от 20 до 40 тысяч у французов и от 30 до 50 тысяч человек у русских, и до сих пор спорят, кто победил в этой «битве гигантов». А как считаете вы?

У.:         - цели не достигнуты у обеих сторон, однако положение русской армии было более выгодным.

        

-1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный совет русского командования. Было принято решение оставить Москву, чтобы спасти армию. 2 сентября русская армия вышла из Москвы.

        СЛАЙД

        Учащимся делается заранее подготовленное сообщение-исследование «Французская армия в Москве».

        - Гибельной для захватчиков стала «малая война».

СЛАЙД

Сообщение учащегося «Малая война».

  • И в результате Наполеон покинул Москву.

СЛАЙД: «Изгнание Наполеона»

-Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они?

У.:        - моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,
  • со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества.

- Давайте вновь обратимся к словам Пушкина, который размышлял в романе «Евгений Онегин» о том, кто же помог одержать победу русской армии.

                        «Гроза двенадцатого года

                        Настала – кто тут нам помог?

                        Остервенение народа,

                        Барклай, зима иль русский бог?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

         Параграфы учебника 56, 57.

Известными  вам фактами подтвердите каждую из перечисленных Н.Г.Чернышевским причин победы россиян в Отечественной войне 1812 года: «Главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока с использованием ЭОРов по теме:" Отечественная война 1812 года"

 Цель  урока: применение и    углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте...

План-конспект открытого занятия "Времена года"

Занятие проводится в форме командной игры с детьми 5-6 классов. Занятие способствует формированию умения работать в команде;  направлено на выявление лидерских качеств, сплочение детского коллект...

План-конспект урока "Год за годом"

План-конспект урока "Год за годом", 5 класс, учебник "Spotlight"...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...

План -конспект занятия к Новому году, Рождеству

План -конспект занятия  по развитию речи к Новому году, Рождеству...