Презентация урока Средневековый город
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

Блохина Светлана Сергеевна

Открытый урок в 6 классе по Истории средних веков

"Путешествие в Средневековый город" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.61 МБ
Файл Задания для групп162.85 КБ
Файл План урока16.73 КБ
Файл План-карта17.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок проводит: учитель ГБОУ СОШ №531 Блохина Светлана Сергеевна

Слайд 2

Отправляемся в путешествие К аковы причины образования городов? Л М Н К Л М Н

Слайд 3

Сословия? Феодалы Духовенство Работающие

Слайд 4

ГОРОД Феодалы Духовенство Работающие Нюрн БЕРГ Ман ЧЕСТЕР Окс ФОРД Кэм БРИДЖ САН тьяго СЕН -Жермен «Городской воздух делает свободным»

Слайд 8

Рынок Собор Ратуша – орган городского самоуправления

Слайд 9

Ремесленная мастерская

Слайд 10

Современный город Средневековый город

Слайд 11

Домашнее задание: Параграф Рассказ от своего имени: «Если бы я очутился в средневековом городе…»



Предварительный просмотр:

Группа «Феодалы»

Из книги Иванова К.А. «Многоликое средневековье»

Задание: необходимо прочитать текст и рассказать, что такое ратуша, каковы были ее функции и была ли она причастна к Вашему сословию.

Гордо поднимается к небу своими заостренными башенками городская ратушаЗдесь висит набатный колокол, отсюда башенный сторож надзирает за округой. В ту пору, о которой у нас идет речь, городской совет, собиравшийся в здании ратуши, был настоящим правительством города. Феодальные сеньоры, когда-то державшие города в своей власти, были вынуждены отказаться от притязаний на управление ими.  Постепенно, однако, многие дела, решавшиеся на площадях, перешли в руки городского совета, учреждения со строго ограниченным числом членов. Первое место в городском совете занимали бургомистры. Их обыкновенно было два, и выбирались они из среды горожан сроком на один год. Остальных членов городского совета было двенадцать из числа свободных граждан. Здесь решались дела: судебные, финансовые, торговые, хозяйственные…В отношении просвещения городского населения городское самоуправление часто наталкивались на сопротивление местного духовенства, которое обыкновенно бывало недовольно, если без его ведома основывалась школа и туда назначались преподаватели из лиц городского звания. Горожанам в таких случаях приходилось искать понимание у епископа, а то и у самого папы. В общем, в ратушах сосредотачивалась вся жизнь средневекового города. Но кроме того, в обширных залах ратуш совершались различные празднества, здесь справляли свадьбы знатные горожане, сюда собирались потанцевать и вообще повеселиться. Можно сказать, что ратуша была открытым для многих домом, который принадлежал всем горожанам.

Группа «Духовенство»
Задание: необходимо прочитать текст и рассказать о соборе, каковы были его функции и каким образом он причастен к Вашему сословию.









Группа «Крестьяне»
Задание: необходимо прочитать текст и рассказать о ремесленных мастерских, для чего они создавались, какими были и каким образом они причастны к Вашему сословию.

Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда.

Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства.

Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.

В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Ремесло в средневековом городе было мелким промышленным производством, основанным на ручном труде.




Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

«Путешествие в средневековый город»

Учитель: ГБОУ СОШ №531, Блохина Светлана Сергеевна

Программное содержание: Город как центр ремесленной и торговой деятельности. Борьба городов с сеньорами. Итоги коммунального движения. Организация городского самоуправления. Цехи и цеховое ремесло. Городская торговля и торговые гильдии. Городское общество. Социальная структура города. Патрициат. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний и (или) способов действий.

Форма урока: урок-путешествие

Цель: в ходе работы с разными источниками информации способствовать формированию у учащихся целостного представления о средневековом городе.

Задачи:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  2. Совершенствовать связную речь учащихся
  3. Формировать способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и исторические явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
  4. Решение информационных задач: поиск и сопоставление небольшого связного высказывания на заданную тему.
  5. Учить разным способам и приёмам фиксирования информации, полученной в ходе слушания.
  6. Совершенствовать навыки просмотрового и выборочного чтения.
  7. Учить обобщать и правильно формулировать ответы
  8. Учить оценивать свою работу на уроке, определять свой личный вклад в деятельность исследовательских групп.

Предполагаемые результаты:

1. учащиеся знают понятия, хронологические рамки

2. учащиеся называют (понимают)

- причины возникновения средневековых городов

- как выглядел средневековый город

3. учащиеся умеют

- находить информацию для решения задач в разных источниках

- фиксировать информацию разными способами

- строить связный ответ, привлекая данные разных источников.

УУД:

Личностные УУД: развитие самооценки, определение своего отношения к материалу урока, поддержание познавательного интереса к предмету

Регулятивные УУД: целеполагание, выстраивание гипотезы, планирование деятельности, рефлексия результатов своей деятельности  

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, отстаивать её, воспринимать аргументы собеседника, вступать в диалог

 Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, поиск проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Оборудование урока:

 Учебник: Бойцов, Шукуров. История Средних веков. 6 класс. М.: «Русское слово», 2016; раздаточный материал: план-схема города, исторические источники по группам, «рыба».

Ход урока:

Класс делится на 3 группы по сословиям: духовенство, феодалы, «работающие».

Организационный блок:

Актуализация: что такое сословия? Какие сословия? Основные права и обязанности.

Каждая группа – сословие получает план-схему города и на этом плане фиксируют все точки маршрута по средневековому городу, подписывают, рисуют основные объекты, связанные с их сословиями, в конце урока представляют свои «проекты-планы» глазами своего сословия.

Мотивационный блок:

По технологии критического мышления «фишбоун» предлагается ответить на вопросы: каковы причины формирования городов? Ответы фиксируются на «рыбе». Используя также вопросы «КЛМН» - все вопросы начинаются с предложенных букв (на первую букву называет учитель вопрос, на последующие называют группы Л – духовенство, М – феодалы, Н - трудящиеся). Запись в тетрадь.

В качестве примеров-иллюстраций ответов на вопросы про причины формирования городов – слайд с названиями городов. Формулируется правило: «Городской воздух делает тебя свободным».

Информационный блок:

Путешествие. Начало – крепостная стена – рассказ учителя (фиксируется группами на план-схеме).

Работа с иллюстрациями – технология «вызова» - «В чем ошибся автор?» – группы формулируют, что они видят на картинках, фиксация на плане, рассказывают.

Аналитический блок:

Работа с источниками. Описание города – каждая группа читает свой источник с описанием «ратуши» для феодалов, «собора» для духовенства, «ремесленные мастерские» - трудящиеся. Ученики рассказывают друг другу каковы функции названных объектов и как они связаны с их сословиями.

Рефлексивный /оценочный блок:

Группы представляют свои проекты-планы, выясняют без чего можно было бы обойтись в средневековом городе, что схожего с современным городом, отвечают на свои вопросы «ЛМН», анализ работы на уроке. Каждая группа в процессе работы получала средневековые монеты в качестве оценки (собственная оценка) Выдается домашнее задание, выставляются отметки.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Образование средневековых городов"

Презентация к уроку. Урок-путешествие. Позволяет визуализировать восприятие темы. В архив добавлены музыкальные файлы (т.к. презентация с ними много весит, вставьте музыку сами)...

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Презентация к уроку истории "Путешествие в средневековый город"

Презентация к уроку-путешествию в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

Презентация "Возникновения средневековых городов"

Материал к уроку-  викторине по истории...

Технологическая карта урока "Средневековый город"

Методическая разработка урока по истории средних веков "Средневековый город" 6 класс...

презентация к уроку истории 6 класс на тему:"Путешествие в средневековый город."

Презентация позволяет провести обобщающий урок . Состоит из 11 слайдов....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...