Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся
учебно-методический материал по истории на тему

Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ
Office presentation icon fgos_novogo_pokoleniya.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа

Буинского муниципального района Республики Татарстан”

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Доклад Гиззатуллиной Э.И.

учителя истории и обществознания

высшей кв. категории

2016 - 2017

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мир стремительно меняется, меняется на наших глазах. Соответственно, меняются цели и содержание образования. Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует не только педагогическое сообщество, но и государство. Все мы заинтересованы в успехе наших учеников.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.   Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Они играют в игрушки, оснащенные интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами,   iPad –ами. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые

- могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- отличаются мобильностью;

- способны к сотрудничеству;

- обладают чувством ответственности за судьбу страны, еѐ социально-экономическое процветание.

Иными словами, школа должна ребѐнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? Может ли учитель научить тому, что не знает или не умеет делать сам? Если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается.

Нам кажется, что мы работаем всѐ лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

Вот уже три года  Стандарты образования стали законом нашей жизни. Новые стандарты определяют новые требования к результатам обучения. Действительно, в отличие от Стандартов первого поколения, ориентированного на усвоение прочных знаний, умений и навыков, целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Федеральные образовательные программы выдвигают требования к …

Программа Формирования универсальных учебных действий является ключевым разделом в Основной образовательной программе школы.  

Что входит в умение учиться? 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе необходимо учить решать сложные математические примеры и задачи, но не менее важно помогать в освоении способов преодоления жизненных проблем. Эти моменты будут отражены в наших уроках и мероприятиях.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи, в том числе воспользоваться возможностями, которые предоставляет школа. 6

Сегодня любую нужную нам информацию мы можем черпать из разнообразных информационных источников, интернета. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность? Ответ очевиден – на уроках. Ведь урок занимает две трети времени, проведенного в школе. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности школьника. Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка уменьшением доли помощи взрослых до нуля. А что мы знаем об этой технологии? Имеем ли мы инструментарий (алгоритм) постановки цели для организации учебной деятельности? Вооружены ли мы знаниями о возрастных особенностях обучающихся для осуществления осознанного целеполагания и планирования своей учебной деятельности? Умеем ли мы объективно оценивать деятельность ребенка? И какими критериями для этого пользуемся?

Посещая уроки, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам формулирует цель урока либо создает видимость постановки цели урока учениками (это в лучшем случае). Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит. Настало  время   разобраться в важнейших деталях, тонкостях организации учебной деятельности на уроке. Если провести аналогию: каждый может составить букет, но только мастер создаст изысканную Икебану.

Как понять себя и чувства другого? 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ является частью Основной образовательной программы школы.

Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть, какая-либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между подростками и педагогами ещѐ имеют место в нашей практике.   Ценность непрерывного учения необходимо формировать у школьника с первого дня его учебы в школе. Вопросы: Зачем ты учишься? Для чего тебе нужны знания? В чем ценность урока? Почему необходимо заниматься усердно и в системе? – необходимо задавать школьнику в личной беседе при обсуждении результатов обучения. В практику работы нашей школы уже вошла такая форма работы, как индивидуальные собеседования классных руководителей   с детьми по результатам четверти и  полугодия.   Нельзя превратить собеседование в формальность, когда ученики под диктовку классного руководителя заполняют SWOT- анализ или анкету. Но сейчас нельзя останавливаться на достигнутом. Надо менять формы, искать новые подходы к ребенку, чтобы он в полном объеме усвоил элементы социализации.

Как сделать учебу интересней? 

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

В среднем школьном возрасте от 10 до 15 лет ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, узнает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Средний школьный возраст - возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности. Хочу обратить ваше внимание, коллеги, что в этом возрасте подросток становится очень чувствителен к внешней оценке (к оценке окружающих). Он постоянно следит за тем, как он выглядит со стороны, что о нѐм думают и говорят сверстники и взрослые. Наиболее благоприятным для позитивного формирования самооценки подростка является ситуация, когда учителя начинают объяснять удачи подростка его способностями, а неудачи недостатком усилий, т. е. создают условия для того, чтобы ученик прилагал больше усилий, его уровень интеллектуального развития существенно возрастает (эффект Пигмалиона).

Формирование универсальных учебных действий сегодня должно стать основной целью каждого урока, каждого воспитательного мероприятия, любого творческого или спортивного занятия. Сегодня наши коллеги    расскажут об условиях и конкретных приемах по формированию учебных действий. Я лишь хочу обратить ваше внимание на то, что, даже имея старые учебники, но применяя активные формы и методы обучения, учитель имеет возможность формировать самостоятельность, познавательную активность, гражданскую позицию, умение работать в команде и многое другое. Например, вместо того, чтобы на уроке Обществознания   разбирать по учебнику текст   выписывать и заучивать сложные    определения, можно научить ребят создавать социальные плакаты. Можно по вырезкам газет, информации из сети Интернет показать реальные поступки людей, и понять, что такое милосердие, человечность, взаимовыручка, мораль.  

Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объѐм фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках. Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуализированной работы подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе. Чтобы качественно выполнить эту работу, необходимо каждому учителю ещѐ в мае – июне до ухода в отпуск при разработке Рабочих учебных программ по предмету учесть требования программы формирования универсальных учебных действий. В приложениях к рабочим программам разработать систему контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных результатов обучения.

Ожидаемые результаты воспитания вы видите на слайде.

        Новые стандарты кардинально меняют требования  к оцениванию: от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся»

Слайд 2

Отличие новых стандартов ФГОС первого поколения ФГОС второго поколения Предметный результат Личностный результат Детально описано содержание образования Четко обозначены требования к результатам

Слайд 3

ФГОС нового поколения Новая дидактическая модель образования , основанная на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной : быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Слайд 4

Основной образовательный результат Стратегическая цель российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками

Слайд 5

К основным функциям ФГОС относятся обеспечение реализации права каждого гражданина на получение качественного образования; обеспечение единства образовательного пространства страны и преемственности всех основных образовательных программ; повышение объективности оценивания качества образования.

Слайд 6

ФГОС нового поколения ФГОС первого поколения ФГОС второго поколения минимум содержания обучения регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения установление уровня подготовки выпускников по учебным предметам реализуются как стандартизация, так и вариативность образования ретрансляция знаний системно - деятельностный подход - это принципиально новые документы в истории российского образования

Слайд 7

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Слайд 8

Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам з афиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре ОП зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Слайд 9

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Слайд 10

Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Слайд 11

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми обучающимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Слайд 12

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Слайд 13

Результаты воспитания чувство гражданской идентичности, патриотизм учебная мотивация стремление к познанию умение общаться чувство ответственности за свои решения и поступки толерантность

Слайд 14

Система оценки достижения результатов образования от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса накопительная оценка (Портфолио) персонифицированные процедуры оценки (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) неперсонифицированные процедуры (мониторинг) в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Материал предназначен для учитилей работающих в рамках реализации ФГОС...

Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...