Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
статья
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Малых В.А.,
методист,
учитель экономики
ГБОУ гимназия № 513
Невского района СПб
Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку приходиться учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.
Иными словами, универсальные учебные действия (далее-УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соотвтствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1.формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
2.формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
3.УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, соответствующих возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки обучающихся, в том числе и к предпринимательской деятельности. В структуре Учебного плана каждого образовательного учреждения помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Бизнес и экономика.
Главная цель этого курса - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.
Бизнес - план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.
Многолетний опыт работы учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
1.Поиск, сбор и систематизация информации.
2.Обработка информации.
3.Представление информации.
Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.
Этапы разработки бизнес – плана:
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Черновик бизнес-плана | Уточнение и доработка | Представление |
Особое значение для формирования УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, который представляет собой самостоятельную работу в течение всего учебного года. В ходе такой работы ученик – автор проекта – самостоятельно и с помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Бизнес - план состоит из отдельных частей-мини-проектов, которые содержат расчеты, результаты исследования, таблицы, схемы, рисунки и т.д. Многолетний опыт работы учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
При описании проекта учащиеся должны отразить: цели и задчи, этапы планирования и способы работы при выполнении мини-проектов. Задача учителя – помочь обучающемуся выполнить требования, предъявляемые к работе и направлена на формирование метапредметных умений обучающихся. Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса «Бизнес и экономика». Защита проекта происходит в апреле.
Задача учителей, сопровождающих создание мини – проектов оценить проект согласно ранее разработанным критериям, сформулировать вопросы на уточнение, отметить содержательные ошибки, оценить достоинства и недостатки проекта.
В основной школе в основе развития УУД лежит системно - деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающего признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Педагогический коллектив в ГБОУ школа № 612 достаточно давно работает над переходом от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями (по всем учебным предметам),непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в школе происходит также в рамках надпредметных программ элективных курсов, за счет часов, выделенных в учебном плане на предпрофильную подготовку, при выполнении индивидуального проекта «Бизнес – план». Создание бизнес-плана –это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Выбранный метод проектной деятельности « Бизнес – план его создание и защита, является инструментом формирования УУД, а именно:
Личностные | Самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания |
Регулятивные | Целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование |
Познавательные | Общеучебные, логические, знаковосимволические, постановка и решение проблемы |
Коммуникативные | Социальная компетентность и учет позиции других людей |
Обучающиеся по индивидуальному запросу и личной мотивации имеют возможность продолжить исследовательскую деятельность по следующим направлениям:
-анализ отрасли и планирование;
-возможность внедрения проектов на российском и международном рынках;
-экологичное, безотходное производство и т.д.
Кроме того, у обучающихся формируются ценностные ориентации, благодаря которым они осознают, что экономика должна служить обеспечению потребностей человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.
Эта статья- результат совместного творчества с учителем русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" города Каменска-Уральского Шулпиной Светланой Николаевной.В данной стат...
«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»
В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
Материал предназначен для учитилей работающих в рамках реализации ФГОС...
Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся
Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»
Современная школа ещё не полностью перешла на новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя про...
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...
Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...