Программа элективного курса «Никто на земле не проходит бесследно» (роль личности в истории)
элективный курс по истории (10 класс) на тему

Ярославцева Людмила Валерьевна

Основой данного курса является попытка найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических и военных деятелей на протяжении всей истории Российского государства. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь идет и о тех и о других.. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.Выигрышным моментом элективного курса «Никто на земле не проходит бесследно» (роль личности в истории) является то, что данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица. Курс ориентирован не только на учащихся, обладающих достаточной подготовкой в области истории, проявляющих интерес к предмету и желающих углубить свои знания, умения и навыки, но и на тех учащихся, которые желают овладеть дополнительными знаниями по данной теме, хотя бы для успешной сдачи экзаменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnye_kursy.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Никто на земле не проходит бесследно»

(роль личности в истории)

(10-11-ые классы)

Автор-разработчик

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1»

Ярославцева Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России. Для этого необходимо изучать историю не только в контексте исторических событий, но и уделять внимание роли исторической личности.

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Но какие бы мнения по этому поводу не возникали, ясно одно, роль личности в истории умалять нельзя. Тем более, что интерес к отдельной личности может вызвать интерес  к истории в целом.
В стандартах второго поколения  одной из целей является формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Кроме того, школа должна работать над воспитанием конкурентоспособной личности, основываясь на примерах истории. Поэтому программа элективного курса “Никто на Земле не проходит бесследно” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  • – обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных исторических личностях
  • – способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности восприятия обществом и исторической наукой ряда исторических личностей в прошлом и настоящем;
  • – повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
  • – воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • – находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
  • – рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
  • – выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
  • – определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне  классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства через изучение исторических личностей.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,
  • эвристическая беседа,
  • лекция,
  • дискуссия (дебаты),
  • сюжетно-ролевые игры,
  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
  • “мозговой штурм” и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Предполагаемые результаты: полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Содержание курса.

Киевская Русь. Московская Русь- 7 часов.

Тема 1. Киевская Русь. Князья Киевской Руси (2 ч).

Призвание Рюрика. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 2. Александр Невский (1 ч)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

Тема 3. Иван Калита. Дмитрий Донской (2 ч)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III. Его роль в истории (1 ч).

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван Грозный (1 ч).

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Деятели русской церкви и культуры (1 ч).

Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Аристотель Фированти.

Россия в XVII веке- 6 часов.

Тема 7. Личности эпохи Смуты. К.Минин и Д Пожарский.(2 ч)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 8. Первые Романовы. Степан Разин. Никон. (2 ч).

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 9. Деятели культуры и искусства. (1 ч)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Россия в XVIII веке- 4 часа.

Тема 10. Петр Первый-революционер на троне (1 ч)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 11. Время дворцовых переворотов. Царствующие особы и их фавориты (1 ч).

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 12. Екатерина Вторая. Просвещенная императрица.(1 ч)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков. Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Тема 13. Павел I- эпоха противоречий.

Реформирование армии. Противоречия во внешнеполитической деятельности.

Россия в XIX веке – 7 часов.

Тема 14. Александр Первый (1 ч).

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 15. Николай Первый (1 ч).

Восстание декабристов. Россия- жандарм Европы. Крымская война. Деятельность Киселева и Канкрина.

Тема 16. Александр Второй. Александр Третий.  (2 ч). 

Александр Второй- Освободитель. Падение крепостного права в России. Время великих реформ. Народничество. Убийство царя- страдание за народ. Александр Третий- миротворец или «миропорец»?  Время контрреформ- необходимость или ответ времени?

Тема 17. Николай Второй (1 ч).

Николай Второй- Кровавый. Российские революции. Внешняя политика императора. Результаты его правления.

Тема 18. С.Ю. Витте, П.А.Столыпин (2 ч).

 Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Россия в XX веке- 6 часов.

Тема 19. В.И. Ленин- гений или губитель России (2 ч).

Семья Ульяновых. Исторические корни Ленина. Октябрьские события 1917 года. Гражданская война. «Военный коммунизм « и новая экономическая политика.

Тема 20. Белые офицеры и красные генералы (1 ч)

Гражданская война и ее герои- Колчак, Корнилов, Деникин, Врангель, Юденич, Махно, Чапаев, Котовский, Тухачевский, Фрунзе.

Тема 21. И.В.Сталин.(1 ч)

Роль Сталина в истории СССР. Коллективизация и индустриализация. Голодомор. Репрессии. Великая Отечественная война- ошибки и промахи Сталина. Г.К.Жуков- маршал Победы.

Тема 22. Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев (2 ч).

Н. С. Хрущев, XX съезд КПСС, оттепель, «кукурузная эпопея», начало холодной               войны, выставка на Манежной, Ю.А. Гагарин.  Реформы Косыгина. Л.И. Брежнев- эпоха застоя или счастливой жизни? Диссиденты. Начало войны в Афганистане.

Тема 22. М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин (2 ч).

Перестройка, переход к рыночной экономике. Окончание холодной войны. Чеченские кампании. Просчеты и ошибки руководства.

Итоговое повторение- 1 час.

Тематическое планирование элективного курса по истории: “Никто на Земле не проходит бесследно ” для 10-го класса, профильный уровень обучения

Название темы.

Количество часов

лекционных

Практических

Киевская Русь. Московская Русь

8

1

Киевская Русь. Князья Киевской Руси

2

1

1

2

Александр Невский

1

1

3

Иван Калита, Дмитрий Донской.

2

2

4

Иван III. Его роль в истории.

1

1

5

Иван  Грозный. Внутренняя и внешняя политика. Опричнина.

1

1

6

Деятели русской церкви и культуры

1

Россия в XVII веке

6

7

Личности эпохи Смуты. Кузьма Минин и Д. Пожарский

2

1

1

8

Первые Романовы. Степан Разин, Никон.

2

2

9

Деятели культуры и искусства

2

Россия в XVIII веке

4

10

Петр Первый- революционер на троне.

1

1

11

Время дворцовых переворотов. Царствующие особы и их фавориты

1

1

12

Екатерина Вторая. Просвещенная императрица.

1

1

13

Павел I - эпоха противоречий

1

Россия в XIX веке

7

14

Александр Первый.

1

1

1

15

Николай Первый.

1

16

Александр Второй, Александр Третий- противоположности в истории России.

2

1

1

17

Николай Второй.

1

18

С.Ю. Витте, П.А.Столыпин

2

1

Россия в XX веке

6

19

В.И. Ленин- гений или губитель России

2

1

1

20

Белые офицеры и красные генералы

1

21

И.В. Сталин.

1

1

22

Хрущев Н.С., Брежнев Л.И.

2

1

1

Новая Россия

2

23

Горбачев М.С., Ельцин Б.Н.

2

1

1

Итоговое повторение

1

Итого: 34 часа

Рекомендуемая литература для учителя:

Рекомендуемая литература:

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
  2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
  3. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
  4. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
  5. История России в лицах. СД. Отличник.
  6. История России в лицах и датах. М., 1995.
  7. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
  8. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
  9. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
  10. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
  11. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
  12. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
  13. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
  14. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
  15. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
  16. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
  17. Энциклопедия по истории России.  Ариада, 1998–1999 г.
  18. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
  19. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 19

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://historic.ru/
  2. http://russia-history.my1.ru/
  3. http://www.pobediteli.ru/
  4. http://www.istorya.ru/
  5. http://ant-m.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ничто на Земле не проходит бесследно".

Классный час рассчитан на учащихся 7 класса.         Предварительно проводится беседа с родителями учащихся, для совместной подготовки к мероприятию. Из ...

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса

Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....

Артемова Ю.С. Программа элективного курса "Роль личности в истории" для обучающихся 11 классов

Цель элек­тивного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения и...

Программа элективного курса "Роль личности в истории"

История никогда не была безликой. Связь отдельной эпохи с конкретным человеком, его судьбой , была , есть и будет всегда. Скупые строки учебника не дают понимание мотивов и сущности деятельности лично...

Мастер-класс Тема: «Ничто на земле не проходит бесследно…» Форма проведения: полилог-размышление

Цель: создать условия для нравствественно-философского погружения в понятие «жизнь»...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...