Рабочая программа по истории 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Федченко  Лариса  Николаевна

Рабочая программа по истории 8 класс (ФГОС) 2016-2017 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_8_klass_2016-2017.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением

педагогического совета

Протокол №     1

от « 29 »  августа  2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от « 30 » августа 2016 г.

№    196-Д

И.о.директора  лицея

________ Т.М.Прокофьева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

8 класс

(Авторы учебников: Носков В.В., Андреевская Т.П.;

                                      Лазукова Н.Н., Журавлёва О.Н. )

Составитель  

Федченко Л.Н.

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Предмет: история

Класс:  8 класс

Год обучения: 2016-2017 гг.

Количество часов: в год: 68ч, в неделю: 2ч  

Место учебного предмета в учебном плане

Курс «История нового времени» для 8 класса охватывает период с начала XIX до начала XX в., включая Первую мировую войну, которая рассматривается как завершение периода Нового времени. Рабочая программа по курсу истории средних веков составлена на 24 часf.

Курс истории России продолжает изучение Российского государства в течение XIX века и заканчивается 1917г.- временем крушения Российской империи. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 44 часf.

При составлении данной учебной программы учтены требования нового ИКС и рекомендации по переходу на новую линейную структуру исторического образования на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (см. п.1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п.2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. С. 85-61, 275-315 // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ:   http://fgosreestr.ru/).

Цели и задачи курса

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих  целей:

  1. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
  3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
  4. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с историческими сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями.
  5. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

     В результате изучения курса истории  учащиеся 8 классов должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой,  в том числе и способам самостоятельной

Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Курс помогает учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед  ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые  помогли бы ему жить в мире с собой и другими - руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мысли тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

                 Программа курса «Новая история» для учащихся 8 классов охватывает время с начала XIX до начала XX в., включая Первую мировую войну, которая рассматривается как завершение периода Нового времени. Курс истории России продолжает изучение Российского государства в течение XIX века и заканчивается 1917г.- временем крушения Российской империи.

                Содержание курса истории ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения

     

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Истории» в 8 классе

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, как к многонациональному и мультикультурному образованию
  • Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
  • Формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России

Метапредметными результатами обучения по предмету «История»являются:

  • Освоение обучающимся способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни
  • Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
  • Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности

Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:

  • Усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
  • Расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • Приобретение опыта историко-культурного и  цивилизационного подхода к оценке различных явлений

Освоение приемов установления причинно-следственных связей

Система формируемых умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории в 8 классе

Умения

Информационные умения

Умения работать с текстовым и историческими источниками

Различать программы политических партий, произведения общественной мысли, статистический материал. Находить в указанных текстах необходимую для учебной работы информацию. Давать библиографическое описание издания

По плану изучать тексты, содержащие суждения, оценки, теоретические положения. Самостоятельно изучать тему по двум взаимодополняющим повествовательным источникам: уяснять и точно воспроизводить смысл интерпретации фактов автором каждого из источников, систематизировать, обобщать учебную информацию

Умения работать с учебником

Объяснять логику построения содержания учебного курса по оглавлению учебника

По теме параграфа самостоятельно отбирать и систематизировать материал для повторения содержания главы учебника

По вопросам определять (формулировать) единицы обобщенных знаний, характеризующие основное содержание главы учебника

Умения работать с вещественными и изобразительными источниками

Извлекать историческую информацию из средств учебной наглядности  и изобразительных источников эпохи, включая фотодокументы, карикатуры. Относить памятники истории и культуры к определенным художественным направлениям в искусстве. Давать оценку информационной значимости памятников истории и культуры как исторических источников

Умения локализации объектов в пространстве, работать с картой

Показывать группы стран регионов мира, объединенных по историко-географическим признакам

На основе карты давать объяснения (устанавливать причинно следственные связи) событий и явлений: делать опосредованные выводы об исторических фактах

Воссоздавать на контурной карте территорию страны, ход исторических событий на основе их описания

Устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и ее международной политикой

Речевые умения

Давать ответ, требующий самостоятельного построения его логики, установления межкурсовых связей

Владеть приемами рассуждения, участвовать в обсуждении учебных проблем, обосновывать свою позицию

Умение письменной фиксации материала

Давать рецензию на свой ответ, учебные действия

Создавать таблицы, самостоятельно определяя названия граф и столбцов. Составлять тезисы, конспект по материалу учебника

Хронологические умения

Называть периоды значительных событий, процессов, различать уровень усвоения основных дат (день, месяц, год, век)

Переводить даты юлианского календаря в григорианское летосчисление

Определять последовательность событий и явлений на основе анализа причинно следственных связей. Определять синхронность исторических процессов

Относить факты к определенному историческому периоду на основе выявления их характерных черт

Интеллектуальные умения

Умения анализа, синтеза, сравнения

Различать событие, явление, процесс

По памятке анализировать цели, программные идеи, итоги деятельности общественно политических организаций, партий. Раскрывать, объяснять сущность явлений и процессов, реформ. Устанавливать причинно следственные связи событий и явлений в стране и на международной арене

Сравнивать по плану политические течения, суждения общественных, политических деятелей, события, явления, деятельность исторических лиц, выделять общее и различное

Анализировать сложные понятия, выделять их признаки

Оценочные суждения

Приводить разносторонние, взаимодополняющие оценки исторических фактов и формулировать свое отношение к ним

Различать общие духовные ценности людей прошлого в определенный период, ценностные категории, значимые для социальных слоев, социальных групп, и выражать свое отношение к ним

Высказывать суждения о роли исторического опыта человечества в познании мира, в деятельности человека

Умения (опыт) самостоятельной учебной деятельности (виды самостоятельной деятельности определяются учениками)

Писать отзыв на произведение исторического жанра (картину, литературное произведение и т. д.) Готовить доклад и выступать с ним перед аудиторией. Создавать реферат на основе данных учебника или одного источника, эссе. Готовить и проводить экскурсии на историческую (историко-краеведческую) тему под руководством учителя. Работать в группе

Учебно- методический комплекс

  1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Носков, Т.П. Андреевская. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Лазукова Н.Н.. Журавлёва О.Н. История России, 8 класс Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Н.Н.Лазукова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. К. А. Соловьев « Поурочные разработки по Новой истории 1800 – 1900 годы» М., ВАКО, 2011 г.
  4. Е. В. Колганова, Н. В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России XIX века» М., ВАКО, 2009 г.
  5. С. К. Алиева « Всеобщая история в таблицах и схемах» М., Лист, 2008г.
  6. Л. И. Зверева « Мир и Россия в Новое время» Конспекты, М., Владос, 2009 г.

Содержание предмета

Новая история зарубежных стран: XIX — начало XX в. (24 часа)

Введение. Страны мира к началу XIX в.

Европейские государства в XIX — начале XX в.  

Европейские страны в первой половине XIX в.

Европа в эпоху Наполеона Бонапарта. Наполеон Бонапарт — император. Внутренняя политика Наполеона, его кодексы. Годы военных триумфов Наполеона. Антифранцузские коалиции в борьбе с Наполеоном. Крушение наполеоновской империи.

Духовная и культурная жизнь в эпоху Наполеона.

Венский конгресс. Идея создания новой системы международных отношений. Священный союз и его роль в международной политике.

Британия в первой половине XIX в. Укрепление Британии как мирового лидера. Особенности экономического развития страны. Двухпартийная система. Борьба за парламентскую реформу. Б. Дизраэли. У.Гладстон.

Германский союз в первой половине XIX в. Политическое устройство германских государств, Германский таможенный союз. Пруссия и Австрия: соперничество за лидерство в Германском союзе.

Франция в период Реставрации и Июльской монархии. Монархия Бурбонов. Июльская революция: причины, основные события, последствия.  Социалистические учения первой половины XIX в. А. Сен-Симон,  Ш. Фурье. Зарождение социалистического движения.  К. Маркс, Ф. Энгельс.

Революции 1848–1849 гг. в Европе. Причины, особенности, итоги революций в европейских странах. Влияние революций на международные отношения. Крымская война как общеевропейский конфликт.

Новые явления в культурной жизни европейских государств к середине XIX в.

Европейские государства во второй половине XIX в.

Вторая империя во Франции. Император НаполеонIII. Экономическое и политическое развитие страны. Внешняя политика Второй империи.

Германия: на пути к единству. Предпосылки объединения Германии. О. Бисмарк. Война с Австрией. Образование Северогерманского союза.

Движение за объединение Италии. Движение карбонариев. Общество «Молодая Италия». Д. Мадзини. Д. Гарибальди. К. Кавур. Объединение Италии.

Франко-германская война 1870–1871 гг. Причины войны, ее ход. Конец Второй империи. Сентябрьская революция 1870 г. и Народная коммуна 1871 г. Поражение Франции. Значение франко-германской войны для судеб европейских государств.

Новые политические идеологии.

Европа на рубеже XIX–XX вв.

Германия. Образование Германской империи. Экономическое развитие. Государственное устройство и политическая жизнь империи. Отто фон Бисмарк — канцлер империи. Социал-демократическое движение. Культура единой Германии.

Установление Третьей республики во Франции. Экономическое развитие. Политическая жизнь страны: коррупция государственного аппарата. Панамский скандал. «Дело» Дрейфуса. Социалистическое движение. Внешняя политика.

Викторианская Англия. Британская империя: доминионы и колонии. Экономическое развитие Великобритании. Английское общество в Викторианскую эпоху.

Австро-Венгрия. Образование Австро-Венгерской империи. Политическое устройство. Особенности экономического развития. Межнациональные противоречия.

Международные отношения в последней трети XIX —начале XX в. Нарастание межнациональных противоречий. Восточный кризис 1875–1878 гг. как общеевропейский конфликт.

Развитие европейской культуры в XIX — начале XX в.  

Наука и техника на службе человека. Открытия в области науки: математики, физики, химии, медицины, биологии. Рождение кино.

Основные художественные течения в XIX в. (романтизм, критический реализм, натурализм) и их крупнейшие представители. Отход от традиций реализма в начале XX в. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модерн. Авангардизм. Музыка. Скульптура. Архитектура.

Изменения в жизненном укладе разных социальных слоев Европы и мировосприятии в конце XIX — начале XXв. (К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд). Правовые, нравственные и религиозные ценностные ориентиры европейцев на рубеже веков.

Американский континент в XIX в.

Колониальная Америка. Война за независимость в Испанской Америке. Симон Боливар. Образование независимых государств и своеобразие развития стран Латинской Америки.

Международное положение США после достижения независимости. Доктрина Монро. Экономическое развитие США в первой половине XIX в. Плантационное хозяйство на Юге и положение чернокожих рабов. Расширение территории США. Нарастание конфликта между Севером и Югом страны. А. Линкольн. Гражданская война и ее итоги. Демократы и республиканцы. «Реконструкция» Юга. Становление США как ведущей державы мира.

Особенности формирования и характерные черты североамериканской культуры.

Страны Востока в XIX — начале XX в.

Упадок Османской империи. Правление Селима III: попытки реформ. Начало распада Османской империи. Политический и экономический кризис империи. Победа младотурецкого движения в 1908–1909 гг. Революция в Персии.

Британская Индия. Деятельность Ост-Индской кампании в первой половине XIX в. в Индии. Великое индийское восстание. Политика английского правительства вотношении Индии.

Китай. «Открытие» Китая Западом. Восстание тайпинов. Опиумные войны. «Боксерское» восстание. Раздел Китая на сферы влияния.

Япония. «Открытие» Японии. «Реставрация Мэйдзи», ее последствия для страны. Выдвижение Японии в ряды великих держав.

Особенности культурного развития народов Азии.

Первая мировая война (1914–1918)

Нарастание противоречий между великими державами. Образование Тройственного союза и Антанты. Англо-бурская война. Балканы — «пороховая бочка» Европы. Причины и происхождение Первой мировой войны. Ход военных действий и важнейшие сражения. Международные отношения в годы Первой мировой войны. Завершение Первой мировой войны.

Итоги и особенности развития стран Европы, Азии иАмерики в начале XX в. Характерные черты периода Нового времени (итоговое обобщение).

История России XIX — начала XX в. (44 часа)

Введение. Источники по истории России  XIX—начала XX в.

Российская империя к началу XIX в. Территория России и ее природный потенциал. Аграрный характер экономики. Место России в международной торговле.

Многонациональный состав населения России и многообразие религиозных верований, культурных традиций. Социальная структура российского общества. Политический строй Российской империи. Место России на международной арене.

Особенности развития России к началу XIX в.

Российская империя в первой половине XIX в.  

Внутренняя политика Александра I. Император Александр I. Либеральные планы государственных преобразований. Учреждение министерств. М.М. Сперанский. Создание Государственного совета. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике к началу 20-х гг. XIX в.  

Россия в европейской политике начала XIX в. Отечественная война 1812 г. Причины войны, планы сторон. Начало военных действий. М.Б. Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И. Кутузов. Бородинская битва. Рост национального самосознания и сплоченности российского общества в условиях внешней опасности. Народный характер войны. Традиции народного сопротивления иноземному вторжению. Д.В. Давыдов. Изгнание наполеоновских войск из России. Причины и значение победы России в Отечественной войне. Патриотизм ивоинский долг в понимании участников войны 1812 г. Влияние войны на российское общество.  

Заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Создание Священного союза. Возрастание роли России в международной политике.

Общественная мысль России в первой половине XIXв. Движение декабристов. Взгляды в дворянском обществе  на преобразования в России. Консерватизм.

Причины движения декабристов. Первые дворянские тайные организации: участники, цели. Северное и Южное общества, их программы. П.И. Пестель. Н.М. Муравьев. К.Ф. Рылеев. Восстание на Сенатской площади вПетербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. С.И. Бестужев-Рюмин. Подавление движения декабристов. Патриотизм, гражданский долг, дворянская честь в понимании декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Николай I. Идея  построения  «регулярного государства» как основа политики Николая I. Кодификация законов Российской империи. Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. А.Х. Бенкендорф. Ужесточение контроля над обществом. Цензура.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Аграрное хозяйство России. Ремесло и кустарное производство. Развитие промышленности и транспорта. Начало промышленного переворота в России, его особенности. Внутренняя и внешняя торговля. Е.Ф. Канкрин. Противоречия в экономическом развитии России.

Социальное развитие в первой половине ХIХ в. Крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Влияние указа об обязанных крестьянах на социальное развитие России. Манифест о почетном гражданстве. Реформа управления государственными крестьянами. П.Д. Киселев.

Российское общество в первой половине ХIХ в.: социальные и нравственные ценности основных сословий общества. Духовенство. Дворянство. Крестьянство. Купечество. Городское и сельское население: образ жизни населения.

Общественная мысль и общественное движение во второй четверти XIX в. Темы  судьбы России и антикрепостнические идеи в общественном сознании россиян.

Теория официальной народности. С.С. Уваров. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Зарождение идей русского социализма. В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Петрашевцы.

Национальный вопрос в политике Российской империи в первой половине XIX в. Народы Украины, Прибалтики, Финляндии и Польши в составе Российской империи. Конституционное законодательство в Польше и Финляндии. Польское восстание 1830–1831 гг.

Вхождение Грузии и Бессарабии в состав России. Кавказская война 1816–1864 гг. А.П. Ермолов. Шамиль. Кавказ в составе России. Национальные традиции народов России.

Россия в международной политике второй четверти XIX в. Крымская война 1854–1856 гг. Причины, участники и их цели. Синопское сражение. П.С. Нахимов. Военные действия на фронтах Крымской войны. Оборона Севастополя. В.А. Корнилов. Э.И. Тотлебен. Понятие воинской чести, доблести и солдатского долга защитников Севастополя. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в войне.

Культура России в первой половине XIX в. Политика вобласти просвещения. Создание системы средних ивысших общеобразовательных учреждений. Сословный характер образования.

Развитие науки и техники. Н.И. Лобачевский. Н.И. Пирогов. Б.С. Якоби. Н.М. Карамзин. Т.Н. Грановский. И.Ф. Крузенштерн. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Ф.Ф. Беллинсгаузен.

Европейские художественные традиции и русская национальная культура. Основные направления в русской художественной культуре: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Гражданские, патриотические ценности в русской художественной культуре. Социальная  направленность литературы. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. Живопись: от классицизма к реализму. К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов. Развитие монументальной скульптуры. И.П. Мартос, Б.И. Орловский, П.К. Клодт. Архитектура ампира. А.Н.Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси. Становление национальных традиций в русской классической музыке. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Театр. М.С. Щепкин.

Россия и мир в первой половине XIX в. (итоговое обобщение)        

Российская империя во второй половине XIX в.  

Внутренняя политика России в конце 50-х — 90-е гг. XIXв. Правление Александра II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы в России. Реформы 60–70-х гг. XIX в. Отмена крепостного права в России. Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. Земская, городская, судебная, военная реформы. Значение реформ.

Кризис власти на рубеже 70–80-х гг. XIX в. М.Т. Лорис-Меликов.

Внутренняя политика Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы.

Экономическое развитие России во второй половине XIX в. Экономическое развитие  в 60–90-х гг. XIX в. Экономическая политика государства. Завершение промышленного переворота. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Промышленный подъем. Транспорт. Развитие сельского хозяйства в пореформенной России. Аграрный кризис 80–90-х гг. XIX в. Пережитки крепостничества и общинного быта.

Социальное развитие России во второй половине XIX в. Социальные изменения в российском обществе под влиянием  реформ и контрреформ. Дворянство и крестьянство. Промышленная буржуазия и пролетариат. Разночинцы. Интеллигенция.

Город и деревня во второй половине XIX в.: изменения  в ценностях и образе жизни населения.

Общественная мысль и общественное движение в60–90-х гг. XIX в. Тема народа и служения ему в общественном сознании россиян. Консерватизм. М.Н. Катков. Русский либерализм. К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев. Революционно-демократическое движение. Н.Г. Чернышевский. Народничество. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. «Хождение в народ». «Народная воля». Народовольческий террор.

Возникновение рабочего движения. Проникновение марксизма в Россию. Г.В. Плеханов.

Национальный вопрос в политике Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Национальная политика Российского правительства во второй половине XIX в. Национальные противоречия. Противостояние имперской государственной политики и национального сознания народов России.

Внешняя политика России в 60–90-х гг. XIX в. Международные отношения России в 70–90-х гг. XIX в. Дипломатическая деятельность А.М. Горчакова.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее этапы, итоги, значение. М.Д. Скобелев. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в начале 1890-х гг.

Культура России во второй половине XIX в. Политика в области просвещения. Развитие науки и техники.  Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. П.Н. Яблочков. А.С. Попов. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский.

Утверждение реализма в русской литературе и искусстве. Общественное и гуманистическое значение русской литературы. Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский. Л.Н. Толстой. Демократическая направленность ижанровое разнообразие живописи передвижников. И.Н. Крамской, В.И. Суриков, И.И. Левитан, И.Е. Репин. Музыка. П.И. Чайковский. Демократические традиции в творчестве композиторов «Могучей кучки». М.П. Мусоргский. Развитие реализма в скульптуре. М.М.Антокольский, А.М. Опекушин. Поиски новых архитектурных стилей. Градостроительство. Национальные традиции в театре, опере и балете.

Значение русской культуры.

Россия и мир к концу XIX в. Историческое и культурное наследие России XIX в. (итоговое обобщение).

Россия в конце XIX — начале XX в.

Российская империя на рубеже XIX–XX вв. Место России на геополитической карте мира. Россия и ведущие мировые державы. Система государственной власти иуправления в Российской империи.

Уровень социально-экономического развития России. Многоукладность российской экономики. Промышленные и финансовые монополии. Сельское хозяйство. Интеграция России в мировую экономику.

Проблемы и тенденции политического, социально-экономического развития страны. Альтернативы в развитии страны к началу XX в. Роль общественных сил в выборе пути исторического развития.

Социальное развитие России на рубеже XIX–XX вв. Россия как многонациональная и многоконфессиональная держава. Основные сословия и их роль в жизни Российского государства. Классовое деление общества. Средние слои. Студенчество. Уровень и качество жизни населения.

Социальные противоречия и проблемы. Положение личности в системе социальных отношений страны. Проблема формирования  гражданского общества в России. Духовные искания российской интеллигенции.

Политика правительства в 1890-х — 1905 гг. Император Николай II. Преемственность политического курса.  Сословно-классовая политика. Противостояние в правительстве по крестьянскому вопросу. В.К. Плеве.  П.Д. Святополк-Мирский. Актуальность опыта сотрудничества власти и общества.

Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Протекционизм. Российская экономика и мировой кризис 1900–1903 гг.

Национальная политика. Мероприятия правительства вобласти просвещения. Русская Православная Церковь на рубеже веков.  

Внешнеполитический курс российского правительства. Русско-японская война. Причины начала войны, планы сторон. Военные действия на море и на суше. Оборона Порт-Артура. Героизм российских офицеров и солдат. С.О. Макаров. Р.И. Кондратенко. Портсмутский мир. Причины и последствия поражения России в войне.

Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Охранительно-монархическая идеология. Последствия отказа властей от диалога с обществом. Рабочее и крестьянское движения. Политические движения и партии. Земское движение. Д.Н. Шипов. Либеральное движение. П.Б. Струве. Радикализация общества. Идейные платформы и организационное оформление революционных политических партий. В.И. Ленин. В.М. Чернов. Эсеровский политический террор.

Первая революция в России 1905–1907 гг. Причины, начало революции. Г. Гапон. Этапы, основные события революции. Манифест 17 октября 1905 г. Государство, общество и революция.

Становление многопартийности в стране. Программы, лидеры партий. А.И. Гучков. П.Н. Милюков. В.М. Пуришкевич. Значимость опыта деятельности партий, провозглашавших свободу личности как наивысшую ценность.

Политика правительства в 1906–1916 гг. Россия вПервой мировой войне. Реформирование системы исполнительной и законодательной власти. Начало парламентаризма в России. Основные партии, их лидеры вI, II Думах. Взаимоотношения Думы и правительства.  П.А. Столыпин. Новый избирательный закон. Итоги Первой революции в России.

Реформаторский курс П.А. Столыпина. Мероприятия  внациональной политике. «Рабочий вопрос». Принятие аграрных законов III Думой. Преобразования в области просвещения. Сущность, итоги столыпинских реформ иперспективы развития России. Важность опыта реформаторской деятельности в решении проблем модернизации страны.

Убийство П.А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Нарастание революционных настроений вобществе в 1912–1914 гг.  

Россия в системе международных отношений. Причины вступления России в Первую мировую войну. Боевые действия русской армии. А.А. Брусилов. Положение втылу. Война и российское общество. Рост оппозиционных настроений в стране. Кризис власти в условиях мировой войны.

Культура России в начале XX в. Культурно-образовательный уровень населения. Книгоиздательская деятельность и периодическая печать. Коллекционеры имеценаты. Разрушение традиционных ценностей и переосмысление общечеловеческих проблем. Быт и нравы россиян в начале века.

Развитие научно-технической мысли. Российские ученые — Нобелевские лауреаты. И.П. Павлов. К.Э. Циолковский. Общественные науки.

Традиции русского реализма в литературе начала XX в. Новаторство в литературе: символизм, футуризм. А.Блок. В. Маяковский. О. Мандельштам. Влияние взглядов художественной элиты на общественную жизнь и вкусы российского общества. «Мир искусства». «Русские сезоны». Изобразительное искусство. Становление русского авангарда. Выдающиеся композиторы иисполнители. Театр в культурной жизни страны. А.П.Чехов. К.С. Станиславский. Русский балет. Отечественный кинематограф. Архитектура.

Усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Наш регион в XIX —  начале XX в.

Основные итоги и особенности развития страны кначалу 1900-х гг. Российское общество в ситуации исторического выбора (итоговое обобщение).


Календарно-тематическое планирование
учебного материала по истории  в 8 классе (примерное)

№ п/п

Тема урока

Дата

Тема 1. Европейские государства в XIX — начале XX в

1.

Франция: от Консульства к Первой империи.

1 неделя сентября

2.

Наполеоновские войны и крушение наполеоновской империи.

3.

Основные направления общественной мысли XIX в.

2 неделя сентября

4.

Великобритания в первой половине XIX в.

5.

Франция: от реставрации Бурбонов ко Второй республике.

3 неделя сентября

6.

Германский союз, Пруссия и Австрийская империя.

7.

Вторая империя во Франции в 1852–1870 гг

4 неделя сентября

8.

Италия и Германия: создание объединённых государств.

9.

Международное рабочее движение.

5 неделя сентября

10.

Австро-Венгрия.

1 неделя октября

11

Второй рейх в Германии.

2 неделя октября

12.

Третья республика во Франции.

13

Британская империя: викторианская Англия.

3неделя октября

14.

Международные отношения в 20–70-х гг. XIX в.

Тема 2. Две Америки

15.

США в период от Войны за независимость до Гражданской войны.

4 неделя октября

16.

США в последней трети XIX — начале XX в.

17.

Страны Латинской Америки.

5 неделя октября

Тема 3.Страны Востока

18

Упадок Османской империи.

5 неделя октября

19

Британская Индия.

2 неделя ноября

20.

Страны Дальнего Востока.

Тема 4. Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в.

21.

Развитие науки и техники. Литература и искусство.

3 неделя ноября

Тема 5. Первая мировая война

22.

Международные отношения в последней четверти XIX — начале XX в.

3 неделя ноября

23.

Первая мировая война.

4 неделя ноября

24.

Итоговое обобщение: 

История России

Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в.

25.

Введение.

Российская империя к началу XIX в.

1 неделя декабря

26.

Внутренняя политика Александра I.

27.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.

2 неделя декабря

28.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.

29.

Общественная мысль России в первой четверти XIX в. Декабристы.

3неделя декабря

30.

Общественная мысль России в первой четверти XIX в. Декабристы.

31.

Внутренняя политика Николая I.

4 неделя декабря

32.

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в.

33.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война.

3 неделя января

34.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война.

35.

Экономическое и социальное развитие России в первой половине XIX в.

4 неделя января

36.

Национальная политика государства в первой половине XIX в.

37.

Российское образование и наука в первой половине XIX в.

5 неделя января

38.

Литература, театр и музыка, изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIX в.

39.

Россия и мир в первой половине XIX в. (повторительно-обобщающий урок).

1неделя февраля

Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в.

40.

Россия накануне отмены крепостного права

1неделя февраля

41.

Отмена крепостного права в России..

2неделя февраля

42.

Реформы 60–70-х гг. XIX в.

43.

Общественное движение в России в 60–70-х гг. XIX в.

3неделя февраля

44.

Внешняя политика России в 60–70-х гг. ХIХ в.

45.

Внутренняя и внешняя политика Александра III.

4неделя февраля

46.

Общественное движение в 80–90-х гг. XIX в.

47.

Экономическое развитие России в 60–90-х гг. XIX в.

1неделя марта

48.

Социальное развитие России во второй половине XIX в.

49.

Национальная политика России во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии.

2неделя марта

50.

Развитие российского образования и науки во второй половине XIXв

51.

Развитие русской литературы, театра и музыки.

3неделя марта

52.

Русское изобразительное искусство и архитектура.

53.

Итоги развития России во второй половине XIX в.

5 неделя марта

Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в.

54.

Российское государство и общество на пороге XX в.

1 неделя апреля

55.

Внутренняя политика России на рубеже XIX–XX вв.

2 неделя апреля

56.

Внешняя политика России в конце XIX — начале XX в. Русско-японская война.

57.

Общественно-политическое развитие России в начале XX в.

3неделя апреля

58.

Первая революция в России (1905–1907).

59.

Первая революция в России (1905–1907).

4неделя апреля

60.

Россия в 1906–1914 гг.

61.

Участие России в Первой мировой войне в 1914–1916 гг.

5неделя апреля

62.

Участие России в Первой мировой войне в 1914–1916 гг.

63.

Культура России в начале XX в.

1 неделя мая

64.

Культура России в начале XX в.

65.

Повторительно-обобщающий урок «Российское общество в ситуации исторического выбора».

2неделя мая

66.

Итоги развития России.

67-68

Резерв.

3 неделя мая

  • Критерии оценивания.

    При оценивании учитываются: сложность материала;
  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;
  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
  • полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
  • аккуратность выполнения письменных работ;
  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
  • особенности развития учащегося.

Оценивание устных ответов:

:

  • Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
  • Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
  • Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
  • Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.                                                                                                                                            

Оценивание письменных ответов:

Оценка "5" - 100-90 %

Оценка "4" - 89-70 %

Оценка "3" – 69-45%  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...