Формирование УУД на уроках истории и обществознания через проектную деятельность.
методическая разработка по истории на тему

Сарычев Александр Владимирович

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

Формирование УУД на уроках истории и обществознания через проектную

деятельность.

Учитель

Сарычев А.В.

Ноябрь 2017г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный

характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и

навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми

учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения

сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия

(УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,

«надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа –

программа

формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются

в

контексте содержания конкретных учебных предметов.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных

норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в

социальных

ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия

постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»?

Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования

всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

Большая, я бы даже сказала значительная роль отводится подготовке учителя.

Во-первых, провести отбор содержания материала по темам;

во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо

разнообразить формы, методы их достижения.

В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА

должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше).

Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение рабочих

тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как

· "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то

характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое

тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего

скорректировать представления учащихся);

· заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

· задания на анализ цифровой информации;

· задания, требующие использования информации одновременно из нескольких

предлагаемых источников;

· задания на определение персоналий по приведенной характеристике.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата

деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее

выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных

ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по

реализации проекта и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию

результатов

деятельности). Проектная работа выполняется в несколько этапов.

В результате Проектной работы у учащихся формируются личностные универсальные

учебные действия:

1. выбор интересной для ребенка темы,

2. распределение ролей в группе,

3. определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.

4. Умение высказывать свое мнение и защищать проектную работу.

Познавательные универсальные учебные действия формируются как

1. общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение

проблемы,

2. мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение

и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация,

3. умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

4. умения и навыки, связанные с письменной речью.

5. самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется

навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации,

самоконтролю и само коррекции.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий, через

проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную

работу

по самостоятельно выбранной теме.

1. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных)

задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм

постановки и решения проблем.

2. Учитель в данном случае является консультантом.

3. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы.

Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

1. Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний

их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено

непонятно для учеников.

7. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Как помочь ученику освоить УУД?

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его

индивидуальные

личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который

«открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его

сильные

и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-

психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической

диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы

формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с

изучением предмета.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить

системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-

познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы

обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите

способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные

задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему

наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и

групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения

дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто?

Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и

правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

На мастер классе смогу показать все этапы проектной деятельности, а учителя увидят и прочувствуют как УУД формируется в данной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...