Элементы программированного обучения на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
методическая разработка по истории на тему

В статье освещен опыт использования элементов программированного обучения на уроках истории и обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_istorii.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Лепешкина Н.В., учитель истории.

Выступление на педагогическом совете

в ГБОУ СКОШ № 991,

март 2013 г.

План

  1. Введение.
  2. Значение использования ИКТ в условиях коррекционной школы.
  3. Мультимедийные презентации на уроках гуманитарного цикла.
  4. Заключение.
  5. Литература.
  6. Разработка урока по истории.

“…Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь”…

В.О.Ключевский

В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной, богатой (морально и материально) жизни. Идеальная модель выпускника разрабатывалась многими специалистами на протяжении ряда лет. Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.

В современной ситуации возросли трудности социальной адаптации выпускников специальных школ, особенно выпускников школ VIII вида, так как возрастающие требования к молодому человеку порой непосильны для их реализации, а возможности специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма ограничены, потому что многие на практике недооценивают необходимость  данного вида  школ.

Процесс интеграции, осуществляемый в системе образования, благоприятно влияет на взаимоотношения людей, условно называемых «нормой», и детей с особыми образовательными потребностями. К сожалению, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать, что между первыми и вторыми не существует невидимой стены, которая препятствует успешной социализации детей с особыми потребностями. Недоброжелательное, порой отторгающее, отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что, считая себя ненужными, чуждыми в этом мире, они замыкаются, уходят в себя, принимают отторжение и теряются для этого мира.

Помочь преодолеть эту несправедливость по отношению к ученикам школы  VIII  вида призваны педагоги и специалисты школы, которые по мере возникновения проблем пытаются решить их с максимальной выгодой и минимальными потерями, так как психика ребенка, по сути своей, уязвима, а психика ребенка с особыми нуждами - уязвима вдвойне.

Специалистами школы VIII  вида привлекается огромное количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в среду.

Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах  специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения,  являются информационные технологии, внедрение которых предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.  Ещё  К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
        Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, делает урок на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ─ фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п.

В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

        В настоящее время в детских садах и школах для более эффективной коррекционной работы с детьми используются специальные компьютерные программы «Видимая речь» (IBM), «Мир за твоим окном» (авторы Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина),  «Математика для тех, кому трудно: состав числа» (авторы И.В. Больших, О.И. Кукушкина) и некоторые другие. Эти компьютерные программы умело применяются в педагогическом процессе специальных дошкольных и школьных учреждений VIII вида.

Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.

 Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Но  у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов гуманитарного цикла. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, истории, биологии, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические и исторические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические и исторические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать  мультимедийную учебную презентацию. 

Необходимо отметить, что работу учителей гуманитарного цикла  коррекционной школы, в этом направлении значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним.  Мультимедийные учебные комплексы по географии, истории  и биологии, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям учащихся с особыми образовательными потребностями.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами по предметам гуманитарного цикла, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Мультимедийная учебная презентация–электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др.

Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:

  • определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
  • разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
  • отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;
  • продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта, выделение географической и естествоведческой терминологии и основных моментов и т. п.);
  • заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);
  • определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
  • продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная  презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические и исторические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма представляет учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Создание презентации при наличии практики займет не так уж и много времени. Это очень удобно, не надо готовить огромное количество карточек, рисованию схем на уроках. У учителя экономится время на уроке, рисунок четкий, красочный, яркий. Работать учителю и ученику приятно. При этом разрабатывая свои уроки, получаю программный продукт, адаптированный к данному ученическому коллективу.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических и исторических  карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей учащихся с нарушением интеллекта, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самоконтроля;        

• сформировать мотивацию к учению.

 При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока  принципиально не изменяется. В нем, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

           Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект
: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
     Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.

Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями учащихся с нарушением интеллекта. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас.

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.

Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.

Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.

Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках гуманитарного цикла  целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

  • познакомить учащихся с процессами, явлениями, природными объектами, которые невозможно наблюдать непосредственно;
  • продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой «Состав почвы», «Кислород и его свойства» «Водные растворы» и др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных солей» и пр.);
  • показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.);
  • продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы или явления (замерзание водоемов, образование плодов и семян и др.);
  • познакомить с микро-  или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.);
  • организовать тестовую проверку;
  • провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

 Разрабатывая план урока, учитель должен обратить внимание на соблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером, и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Microsoft Power Point – универсальное программное средство. Поэтому, использование компьютерных презентаций возможно при изучении любых школьных дисциплин. 

Использование компьютерных презентаций помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.  Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается    концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала.

Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
        Данная технология дает положительные результаты, об этом свидетельствует и позитивная динамика успеваемости.
 Очевидные достоинства мультимедийных  уроков-презентаций и в том, что качественно изменяется отношение ученика к учебным предметам.  

Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
        Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания предметов гуманитарного цикла, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей.


Литература:

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
4. Петрова В.Г. «Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие  М.: Издательский центр «Академия», 2004
5. Сагман С. Эффективная работа с Power Point 97. СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Программированное обучение на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Программированное обучение  на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида"....

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мысл...