Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".
методическая разработка по музыке на тему

Рыбакова Елена Владимировна

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Методическое пособие

Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Составила: Рыбакова Е.В.

Нягань, 2012 г

Пояснительная записка

Материалы методического пособия «Об оценке знаний, умений навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» составлены педагогами Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на основе Инструктивно-методического письма «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся вспомогательных школ по русскому языку и математике», подготовленного  сотрудниками лаборатории обучения и воспитания детей во вспомогательных школах НИИ дефектологии АПН СССР совместно с работниками Учебно – методического кабинета дефектологии Минпроса РСФСР, преподавателями дефектологических факультетов МГПИ им. В,И, Ленина, МГЗПА и ЛГПИ им. А.И. Герцена, активом учителей г.г. Москвы и Ленинграда в 1983 г. и примерных программ из сборников:

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2008год;

- «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 год (сборник №1 и №2);

- «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» (подготовительный, 1-10 классы), Новосёлова Н.А., Шлыкова А.А., Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2004г.

- «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида»  под редакцией кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника А.М.Щербаковой, Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2001 г.

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2004г под редакцией И.М.Бгажноковой.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные  школы VIII вида  призваны осуществлять обучение и воспитание детей с дефектами умственного развития по специальным программам и учебным планам, коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения,  воспитательной работы, специальных знаний по исправлению дефектов общего и речевого развития.

        Особенное развитие умственно отсталых учащихся предполагают применение специальных методов обучения, осуществление принципов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возможностей и коррекции имеющихся недостатков при фронтальной форме ведения урока.

        Знания учащихся специальных (коррекционных)  школ VIII вида   оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ вспомогательной школы.

        Применение данного методического пособия должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности.

        Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаружить проблему в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих проблем, предупреждать успеваемость учащегося. Итоговая оценка знаний, умения и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих  классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продолжение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучений отдельных тем программы, а также в конце учебного триместра, года.

        Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует делать в классе одну письменную контрольную работу, а в течении неделе не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул,  первый и последний дни учебной недели.  Итоговые (триместровые и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со второго полугодия, с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы. Наряду с вновь изученным материалом в такие работы включаются и знания по ранее изученным разделам программ. Во вспомогательной школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, навыков и умений учащихся вспомогательных школ необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления  ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы   более высоким баллом.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ

Пояснительная записка

        Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения  - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить  школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.  

        Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки  («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства  - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос:  какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях  об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность  - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем.  И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского  относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».

Критерии оценки.

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

        На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное  исполнение логоритмических упражнений.

Слушание музыки.

        На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,  средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный,  но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

        Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:        

- знание мелодической линии и текста песни;

- чистое интонирование или допущены небольшие неточности,  ритмически точное исполнение;

- выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

- знание мелодической линии и текста песни;

- допущены неточности в  интонировании, исполнение ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

- допускаются   неточности в исполнении мелодии и текста песни;

- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;

- пение невыразительное.

Оценка «два»:

- исполнение неуверенное,  невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.

        Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2. Кроссворды.

3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

6. Ведение тетради по музыке.

Тетрадь на уроках музыки.

        Требования к ведению тетради для учащихся 5 - 6 классов.

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена  композиторов, музыкантов, даты их жизни.

3. Названия звучащих на уроках произведений.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

        Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется  за:

- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.

- ведение словаря.

- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц  - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян).

Учащиеся должны уметь:

  • петь с инструментальным сопровождением  (с помощью педагога);
  • выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
  • одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • различать песню, танец, марш;
  • передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками,  голосом);
  • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные).

2 класс

 Учащиеся должны знать:

  • высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
  • музыкальные инструменты и их звучание (фортепиано, флейта);
  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
  • различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
  • исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

3 класс

Учащиеся должны знать:

  • музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, вариации, куплетная);
  • музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, скрипка, балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
  • распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
  • сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
  • воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

4 класс

Учащиеся должны знать:

  • современные детские песни для самостоятельного исполнения;
  • значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, баян, гусли, свирель, гармонь,  деревянные ложки);
  • особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

  • петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
  • различать разнообразную по характеру и звучанию музыку.

5 класс

Учащиеся должны знать:

  • роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
  • паузы (долгие и короткие).

Учащиеся должны уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным      искусством на основе знаний, полученных на уроках, и выражать их в размышлениях о музыке,       подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
  • исполнять  одноголосные произведения, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • самостоятельно начинать пение после вступления;
  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
  • контролировать слухом пение окружающих;
  • применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

6 класс

Учащиеся должны знать:

  • инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые (деревянные и медные),  ударные, клавишные  и струнные инструменты;
  • знать и определять на слух название произведения и его автора;
  • правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
  • сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
  • определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
  • отражать свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
  • исполнять  произведения с аккомпанементом, более сложные ритмические рисунки — синкопы,  остинатный ритм.