Технологическая карта урока "Борьба Руси с западными завоевателями"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Марушка Денис Сергеевич

Изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификаци я Александра Невского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

  1. Ф.И.О. учителя: Марушка Денис Сергеевич
  2. Класс: 6      Дата:_______________________ Предмет: История           № урока по расписанию 34_____________________________
  3. Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями__________________________________________________________________

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

-характеризовать ход сражений,

- сформировать представление о полководческом таланте А. Невского,

-раскрыть причины победы А. Невского

-показывать на карте ход сражения

Умение работать с текстом учебника,

-составлять план по тексту,

-работать с тестами и иллюстрациями

- планировать и оценивать свою деятельность -высказывать собственные суждения

-соотносить свои действия с поставленной целью и результатами;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 -осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации;давать определения понятий, анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления.

-выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Умение работать в группе, ориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира;

-проявлятьпатриотические  чувства, чувство сопричастности к истории своей Родины и народа; оценивать и сознательно выстраивает уважительное отношения к себе, другим людям,  истории Отечества, миру в целом.

4.Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и

экспансии крестоносцев и шведов.

Решаемые проблемы

Выяснить, за какие заслуги перед   православной церковьюкнязь Александр Невский был причислен к лику святых и почему его личность в истории нашего Отечества называют противоречивой?

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный этап

( 2 мин)

Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний

Проявление интереса к материалу изучения;

Показывают даты. Отвечают на вопрос ( Первый из них- это монголо-татары, а вот второй нам неизвестен

Выполняют задание.

Здравствуйте, ребята!

Мы с вами узнали одного из самых опаснейших врагов русского народа - монголо-татар. Но он был не единственным. Были у Руси враги и на западе.

Давайте представим, что мы наблюдаем со стороны за трагическими страницами истории нашего Отечества. Перенесемся в 13 век… В Древнерусское государство… Вы живете в пограничном районе между северо-западными русскими землями и северо-восточными. Живете в небольшом городке, воспитываете детей, обрабатываете землю… И вот однажды, на вас устремились два всадника. Один из них был на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках.

-Как вы думаете, кто это такие? Правильно, первый воин был с востока и представлял он монголо-татарское войско, а вот со вторым воином мы познакомимся сегодня на уроке. Имена героев, которые противостояли нашествию с Востока мы с вами уже знаем, а вот какие герои прославились при обороне западных рубежей Руси, пока вам мало известны. От себя хочу добавить, что огромная роль в разгроме западного завоевателя  по праву принадлежит Александру Невскому – великому князю Владимирскому, который в 2008 году победил в конкурсе: «Имя России».

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, работа с исторической картой, лентой времени, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, полно выражать свои мысли.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных вариантов, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, готовность к сотрудничеству.

Познавательные: давать определения понятий, анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового

Постановка целей и задач ( 5 мин)

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском основных способов деятельности и личного совершенствования

На слайде показаны изображения Александра Невского, Орден Александра Невского, Собор Александра Невского в Симферополе.

Вопросы для учащихся:

- Как вы думаете, кто изображен на слайде?

- Как называется этот Орден?

-Часто ли проезжаете мимо этого собора в нашем городе? А в честь кого он назван?

В конце урока нам нужно будет ответить еще на один вопрос: Почему православная церковь причислила к лику святых князя Александра Невского и почему некоторые историки называют его личность противоречивой? Согласны вы с этим утверждением или нет? Ответ обоснуйте.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, работа с исторической картой, лентой времени, установление причинно-следственных связей

Учебно-познавательные, коммуникативные (умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение).

регулятивные (умение ставить цели, планировать свою работу)

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания

(23 мин)

Знакомятся с текстом учебника;

Работают с картой и атласом;

Работают в группах

( первая группа : биография Александра Невского;  вторая группа анализирует предысторию нашествия крестоносцев на Северо-Западную Русь;

третья группа готовит материал о Невской битве и Ледовом побоище);

Группы обмениваются вопросами;

Физкультминутка.

Просмотр презентации

Итак, приступим к изучению нового материала. Запишите тему нашего урока «Борьба Руси с западными завоевателями».(слайд 1).

План изучения новой темы:

  1. Детство и юность Александра Ярославича
  2. Предыстория нашествия крестоносцев
  3. Невская Битва
  4. Ледовое побоище
  5. Значение побед Александра Невского в истории Отечества

Просмотр презентации, ее обсуждение;

Организовать работу с картой и атласов;

Проработать текст учебника;

Разделить класс на группы, организовать работу в группах;

Раздать заранее подготовленные тексты для учащихся;

Провести физкультминутку;

Просмотр презентации, отвечают на вопросы.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, работа с исторической картой, лентой времени, установление причинно-следственных связей

Учебно-познавательная, коммуникативная,регулятивная (формирование навыков поисковой деятельности; развитие учебно-познавательной мотивации; формирование умений анализировать и действовать с позиции содержания предмета)

Первичное закрепление, обсуждение выявленной проблемы

(5мин)

Отвечают на проблемный вопрос урока, аргументируют примерами с учебника, документа, высказывают свою точку зрения по поводу нашествия крестоносцев на Северо-Западную Русь и личности Александра Невского

Сегодня на уроке мы рассмотрели новую тему, давайте вспомним, что же вы сегодня узнали на уроке. Я предлагаю вам несколько вопросов, а вы постараетесь ответить на них.

  1. Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?
  2. Почему Александр Ярославич получил прозвище Невский?

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, работа с исторической картой, лентой времени, установление причинно-следственных связей

Познавательные (формирование собственных представлений о предмете изучения), коммуникативные, личностные (отстаивать свою точку зрения, реализовывать личностный потенциал)

Объявление домашнего задания (2 мин)

Записывают домашние задания, (Пар. 13. составить рассказ о Ледовом побоище от своего имени), уточняют в случае необходимости )

Запись домашнего задания на доске , уточнение .

Выбор домашнего задания по силам

Формирование навыков планирования учебной деятельности дома. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Рефлексия (3 мин)

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Оценивают насколько они были активны в течении урока и сколько заданий выполнили

Анализирую деятельность учащихся по достижению цели.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, работа с исторической картой, лентой времени, установление причинно-следственных связей.

Познавательные (формирование собственных представлений о предмете изучения),

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных вариантов.

коммуникативные, личностные (отстаивать свою точку зрения, реализовывать личностный потенциал)

Формальная часть:

 Урок №34

 Тема: Борьба Руси с Западными завоевателями

Цели : Создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.

  • Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.
  • В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:
  • привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах;
  • усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений;
  • давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);
  • работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту;
  • анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
  • взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Задачи:

Обучающие: Изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификаци я Александра Невского;

 Развивающие: Развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков;

 Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбы своей страны.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I этап. Организационный (2 мин)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

II этап. Актуализация знаний (10 мин)

1. Прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235 г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию Рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена. Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы.

2. Распределите в хронологической последовательности перечисленные события.

A) битва на реке Калке

Б) вторжение монголов на территорию Западной Европы

B) Чингисхан стал Великим ханом Монгольской империи

Г) вторжение Батыя на территорию Руси

Д) монголы взяли Киев

III этап. Постановка цели и задач урока (5 мин)

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

IV этап. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания ( 23 мин)

 А) Работа с презентацией «Борьба Руси с западными завоевателями»

Б) Знакомство с текстом учебника :История России. С древнейших времен до конца XVI века
6 класс , Данилов А.А., Косулина Л.Г. п.№13;

В) работа в группах с документами :1-ая группа : Детство и юность Александра Ярославича

2-ая группа: Предыстория нашествия крестоносцев;

3-ая группа: Невская Битва . Ледовое побоище( по учебнику)

Г) Работа с картой и атласом;

Д) Физкультминутка;

Е) Просмотр презентации, отвечают на вопросы.

V этап. Первичное закрепление, обсуждение выявленной проблемы (5 мин)

А) Решение проблемного вопроса;

Б)Проведите исследование: 1. Как увековечена память Александра Невского в нашей стране? В вашем регионе? 2. Какие литературные и художественные произведения посвящены Александру Невскому?

VI этап. Объявление домашнего задания (2 мин)

Пар. 13. составить рассказ о Ледовом побоище от своего имени

VII этап. Рефлексия (3 мин)

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Приложения к уроку:

Детство и юность Александра Ярославича

Будущий герой родился в Переяславле в 1220 году. Его отцом был Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. Мать Александра, Феодосия, была третьей женой Ярослава Всеволодовича. Сначала родился сын Федор, а через год – Александр. О раннем детстве мальчика известно мало- детство не считалось в те времена важным периодом в жизни, да и кончалось оно быстро.

Будущее Александра было предопределено с самого начала – он должен был стать воином, но вот насколько храбрым и удачливым, зависело уже только от него самого. Вскоре Ярослав, отец Александра, был назначен князем в Новгород, куда и отправился с двумя сыновьями. Едва утвердившись на престоле, он покинул город и ушел в поход на литовских князей, затем на шведов. Сыновья остались в Новгороде. Тем временем, в городе зрело недовольство Ярославом. Бояре плели заговор против Ярослава.

Тем временем Федор и Александр учились грамоте под руководством умудренного знаниями отца Варсонофия. В отличие от своего старшего брата, Александр постигал науку с большей охотой. Но особенно любил Александр рассказы о воинских делах своего отца. Мальчик хотел побыстрее вырасти и выступить в поход в рядах войска Ярослава Всеволодовича. Все, что касалось оружия, коней, основ бранного дела, живо интересовало Александра. С детства проявилась и необыкновенная храбрость князя

Александр и Федор бежали в Переяславль к отцу. Здесь они росли и мужали. Все чаще Александр выезжал в разные города с отцовской дружиной, знакомился с тяжелой походной жизнью. В походах мужало тело Александра, а ум и дух крепли благодаря чтению книг из богатой отцовской библиотеки. Одной из любимейших его книг была «Александрия» - повествование о завоеваниях Александра Македонского. Очень любил княжич охоту. Ярослав на несколько дней отпускал сына в лес под наблюдением опытного ловчего Еремы.

В 14 лет неожиданно умирает Федор. Александр был потрясен смертью брата, с которым всегда был неразлучен. Но долго горевать ему не пришлось. Теперь он стал старшим в семье, а значит наследником. Ярослав стал относиться к сыну со всей строгостью – забавы остались позади. Обстановка же на Руси была сложной: все ближе к русским границам подступали бесчинствующие в степях монгольские орды. Но Ярослав, пожалуй, первым разглядел другую угрозу, с Запада, откуда все громче доносилось бряцанье мечей немецких рыцарей В 1235 году Ярослав собрал большое войско. И выступил в поход против немецких рыцарей. Вместе с ним на первое боевое крещение отправился и пятнадцатилетний Александр. Угроза с Запада ненадолго отступила.

Ярослава Всеволодовича позвали на «главный» престол – киевский. Ему предстояла передать свою власть сыну, что и было сделано на созванном вече. Александр принял княжеский меч из рук отца и принес клятву, стал князем-наместником новгородским. Юность кончилась. Теперь на плечи Александра легла ответственность, и надеяться на помощь и советы мудрого отца не приходилось А ведь ему было тогда всего 16 лет…

Приложения к уроку:

Предыстория нашествия крестоносцев

Александр вступил на новгородский престол в 1236 году, а в 1237 году началось одно из самых страшных бедствий, потрясших Русь. Осенью татаро-монголы вторглись в Рязанское княжество. Русь была завоевана. И лишь на северо-западе ее оставался небольшой островок свободы – богатый Новгород, в котором правил юный князь Александр. Избежав разорения от татар, Новгородская земля подверглась не менее страшной угрозе. Она исходила от шведов и рыцарей-орденоносцев. Их целью было не просто завоевание земель, а и обращение жителей в католическую веру.

В 30-е годы XIII века немецкие крестоносцы под предлогом обращения в христианскую веру языческих прибалтийских племён захватывали их владения, приближаясь к границе западных русских земель. Папа Римский Целестин III Символ Тевтонского ордена Щит рыцарей Ливонского ордена.

Шведские рыцари подчинили финские племена сумь и емь, также приблизившись к новгородским землям с севера. Карта «Новгородская земля в XII в. и орден меченосцев».

Рассчитывая на ослабление русских княжеств после монгольского нашествия, шведские и немецкие рыцари поверили в лёгкую победу над Новгородом и Псковом. Рыцарь ордена меченосцев (ок. 1230 г.) .

В 1238 году римский папа благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов. Базой рыцарей стала основанная ими Рига. «Старая Рига» Ратуша. Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев. В течение 40 лет совместными усилиями удалось приостановить нашествие. В 1239 году шведы и немцы договорились о совместных действиях: первые должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а вторые через Изборск и Псков.

Жители Новгорода считали шведов ещё более страшным противником, чем монголов, потому что их целью было обращение в свою веру. Также известно, что за католической экспансией почти всегда шло покорение, а иногда и полное истребление народов. Русские доспехи.

Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. Ливонский орден.

Существуют упоминания о том, что в их войске находились католические епископы, которые шли с крестом в одной руке и мечом в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....

Технологическая карта к уроку истории в 6 классе «Борьба Руси с западными завоевателями».

Урок истории в 6 классе.Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями»....