Система работы по формированию навыков исследовательского труда
учебно-методический материал по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чернышова Нина Николаевна

Автор дает краткое описание системы работы, целью которой является формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся как ключевых компетенций, способствующих успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В  опыте обеспечивается решение следующих учебно-воспитательных задач:

- обеспечение освоения основных содержательных линий исторического образования не ниже обязательных требований (для всех учащихся) и не ниже продвинутого уровня (для 30% обучающихся) государственных образовательных стандартов;

- выработка умений и навыков самостоятельной учебной деятельности;

- стимулирование самостоятельной поисковой, исследовательской и проектной видов деятельности

и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании»

Номинация

«За отличные успехи в области создания эффективной образовательной среды для раскрытия потенциала личности учащихся – 2012»

Система работы

по формированию навыков исследовательского труда учащихся

в условиях дифференцированного обучения

в урочное и внеурочное время

Чернышова Нина Николаевна,

учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» городского округа г. Урюпинск

2012 


Содержание:

стр.

Информационно-справочные сведения об опыте

2-3

Технологические сведения об опыте ……………..

4-14

Актуальность опыта ………………………………….

4

Задачи, решаемые в опыте …………….……………..

5

Педагогические средства, используемые в опыте ….

6-7

Технология опыта …………………………………….

8-13

Результативность опыта ……………….……………..

14

Сведения об использовании опыта в массовой практике ……………………………………………...

15-16

Условия функционирования опыта …………………

15

Научно-практические основы опыта ………………..

15-16

Рекомендации по внедрению опыта ….……………..

16

Приложения …………………………….…………….


  1.  Раздел.

Информационно-справочные сведения об опыте.

  1. Тема опыта: «Система работы по формированию навыков исследовательского труда учащихся в условиях дифференцированного обучения в урочное и внеурочное время».
  2. Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность:

Чернышова Нина Николаевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» городского округа г. Урюпинск

  1. Место функционирования опыта:

Индекс, район

403114

полный адрес

Волгоградская область,

г. Урюпинск, пер. Л. Толстого, 40

название учреждения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» городского округа г. Урюпинск

телефоны

8(84442)4-31-85, 8(84442)4-62-38

e-mail

uru_licey@mail.ru

  1. Новизна опыта:                 эвристический опыт.

    5. Длительность функционирования опыта:

Разработка данной темы ведётся с 2003 года.


6. Опыт представлен в настоящем описании и следующими приложениями:

Приложение №1

Технологическая карта опыта

Приложение №2

Тематический план обучения приемам учебной деятельности.

Приложение №3

  1. Диагностика обученности
  2. Диагностика по определению способности самостоятельно учиться.

Приложение №4

Блок творческих заданий

Приложение №5

Разноуровневые задания с использованием наглядных средств обучения

Приложение №6

Методика использования сатирических рисунков на уроках истории

Приложение №7

Логические памятки

Приложение №8

Памятки для организации мыслительной деятельности учащихся

Приложение №9

Задания к работе с историческими документами

Приложение №10

Образцы выполненных учащимися учебных проектов по истории

Приложение №11  

Конспекты уроков: «Подготовка отмены крепостного права», «Альтернативы послевоенного развития СССР»


II. Раздел.

Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность опыта:

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:

  • «Усреднённость» учебного материала без учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • Различные способности учащихся к пониманию и усвоению материала;
  • Неумение учащихся находить пути развития собственных знаний, выбирать нестандартные решения;
  • Отсутствие преемственности в развитии специальных умений и навыков;
  • Недостаточность внимания одарённым детям.

2. В предлагаемом опыте разрешены следующие проблемы:

  • Диагностика способностей к самостоятельному обучению;
  • Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащихся;
  • Систематизация разноуровневого дидактического материала по основным темам истории России для более прочного и осознанного усвоения материала;
  • Разработка системы разноуровневых заданий (для работы с документами, решения проблемно-логических задач);
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • Привитие интереса к изучаемому предмету.

Задачи, решаемые в опыте:

Целью моей системы работы является формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся как ключевых компетенций, способствующих успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В связи с необходимостью реализации главной цели в опыте обеспечивается решение следующих учебно-воспитательных задач:

  • Обеспечение освоения основных содержательных линий исторического образования не ниже обязательных требований (для всех учащихся) и не ниже продвинутого уровня (для 30% обучающихся) государственных образовательных стандартов.
  • Создание условий для осознанного усвоения изучаемого материала.
  • Выработка умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Укрепление внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей.
  • Формирование навыков «научного» мышления.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой, исследовательской и проектной видов деятельности.
  • Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы и продолжению интеллектуальной деятельности в процессе всей жизни.

Педагогические средства, используемые в опыте.

В соответствии с главной целью и задачами опыта мною используется система педагогических средств, которая включает:

  • структурирование учебного материала по блочно-модульной технологии;
  • приемы и формы организации учебной деятельности:
  • работа в группах-командах;
  • использование различных средств обучения (учебной картины, карикатуры, звукового и документального материала, исторических документов, статистических материалов);
  • сочинения, эссе, очерки на исторические темы;
  • уроки-исследования;
  • приемы стимулирования интереса к исследовательской деятельности:
  • проектная деятельность;
  • участие в деятельности научного общества учащихся;
  • разноуровневые задания по основным темам курса истории России.
  • систематизированные памятки мыслительной деятельности:
  • организационные,
  • логические,
  • работы с историческим документом;
  • материал различных познавательных ситуаций проблемно-эвристической направленности:
  • альтернативный выбор;
  • ситуации неоднозначности или неопределенности;
  • парадоксы российской истории.

Эти педагогические средства направлены на развитие логического мышления учащихся, их самостоятельную работу, развитие творческих способностей и повышение интереса как к общественным наукам, так и к другим изучаемым в школе предметам.

Применение дифференцированного подхода к обучению приближает образование к личности, её потребностям и стремлениям, предполагает различные подходы в обучении к детям с разной степенью и скоростью восприятия и усвоения материала.

Очень важным, также считаю, создание доброжелательной и комфортной атмосферы для учащихся во время занятий.

Стараюсь бережно относиться к здоровью своих воспитанников, уважать их мнение, чувство собственного достоинства.


Технология опыта

Педагогическая психология, а за ней и дидактика признают как одну из важных закономерностей образовательного процесса зависимость между уровнями учебных знаний и развитием учащихся, с одной стороны, и между содержанием и структурой той учебной деятельности, с помощью которой они получают эти знания, - с другой.

Следовательно, для развития способностей и сознательного усвоения школьного курса истории учебная деятельность должна быть тщательно организована.

Сущность опыта составляет целесообразная последовательность использования педагогических средств, представленная в технологической карте опыта (Приложение 1), т. е. та технология работы, которая была «отлажена» и показала свою эффективность.

Технологическую основу опыта представляют система разноуровневых заданий и вариативная последовательность организационных форм учебных занятий, которым внутренне присуще повышение уровня творческой активности учащихся. Это обеспечивается последовательным включением учащихся в учебно-познавательные ситуации, требующие все больше процедур творческой деятельности (видение проблемы, самостоятельное применение знаний, сопоставительный анализ, сравнение, конспектирование, построение обобщающих графиков и т. п.).

На первом этапе учитель осуществляет тематическое планирование учебного материала курса по блочно-модульной технологии, в соответствии с которой каждая тема разрабатывается посредством вводных, тематических, обобщающих или проблемных лекций, семинаров-практикумов, лабораторных занятий, семинаров-исследований. Завершается изучение темы тематическим зачетом или обобщающим семинаром. Это позволяет структурировать программный материал по истории, разработать тематическое планирование проведения обучения приемам деятельности (Приложение 2). Такое планирование обеспечивает последовательность в освоении учащимися навыков исследовательской деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Учитель, используя специальные диагностики (Приложение 3), выявляет степень сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности и вносит необходимые коррективы в тематическое планирование с тем, чтобы используемые приемы и формы организации учебной деятельности были наиболее результативными для данного класса. Обе используемые диагностики не требуют дополнительного времени, так как органично вплетаются в ткань урока. Их особенностью является чередование выполняемых заданий и анализ выполнения работ.

Для более прочного и осознанного усвоения учебного материала с целью активизации мыслительной деятельности учащихся и создания условий для развития и саморазвития личности я разработала дидактический материал, включающий задания различной сложности. Данный материал используется на различных этапах уроков в зависимости от их типов. Такие задания разработаны по всем основным темам курса и создают реальные условия для совместного обучения учеников с разными учебными возможностями (Приложение 4). Задания на персонификацию эффективно используются в качестве закрепления изучаемого материала, отдельные задания (по формированию ценностной ориентации на Отечество, парадоксы российской истории) я применяю для создания проблемной ситуации в начале изучения темы.

Учитывая индивидуальные особенности восприятия учебного материала, применяю разноуровневые задания с использованием наглядных средств обучения: учебной картины, карикатуры, видео- или звукового документа (Приложение 5). Задания по опорным конспектам я использую как опережающие, что повышает ценность индивидуальной работы учащихся. Наиболее эффективно применение мультимедиа документов при изучении нового учебного материала, что позволяет воссоздать реальную атмосферу исторической эпохи. На уроках истории активно использую сатирические рисунки, выстраивая работу с ними по определенной методике (Приложение 6). Такая работа с наглядными средствами обучения обеспечивает, наряду с выработкой навыков исследовательской деятельности и осознанного усвоения материала, глубокий интерес к изучаемым событиям.

Решая задачу формирования умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся, я разработала задания с алгоритмом выполнения, что позволяет учащимся планировать решение проблемно-логических задач сначала с помощью алгоритма, а затем самостоятельно. Данные задания использую при изучении истории Отечества, так как это помогает учащимся глубже осознать особенности менталитета своего народа на разных ступенях развития.

В целях развития самостоятельности учащихся при изучении истории я систематизировала памятки (организационные и логические), успешно применяемые мною во всех формах организации деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной. С помощью таких памяток учащиеся отрабатывают специальные умения, что позволяет им успешно готовиться к продолжению интеллектуальной работы после окончания школы (Приложения 7, 8).

В своей работе для максимального использования богатейшего исторического опыта нашего народа сформировала  банк-архив исторических документов по истории России с разработанными к ним заданиями различной сложности. Работа учащихся с историческими документами различного характера стимулирует поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, способствует формированию навыков «научного» мышления (Приложение №). Значительный блок документов используется на уроках-практикумах, отдельные документы – для индивидуальных заданий на этапе проверки усвоения знаний.

Ряд исторических документов, содержащих статистический материал, позволяет учащимся создавать учебные проекты: графики, диаграммы, выставки и т. п., что способствует самореализации личности учащегося через проектную деятельность и повышает культуру образования (Приложение 10). Учебные проекты создаются учащимися и с опорой на документы, содержащие оценочные суждения или развернутые характеристики изучаемых событий. Вся необходимая информация и требуемая документация об особенностях проектной деятельности в преподавании истории адаптирована учителем и используется в процессе обучения.

В практику работы внедрены уроки-исследования (урок альтернативной ситуации, урок-практикум, семинар-исследование), которые, наряду с формированием навыков «научного» мышления, укрепляют внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи. (Приложение 11). Так, представленный урок «Подготовка отмены крепостного права» позволяет учащимся посредством групповой работы с документами определить особенности освобождения крестьян в различных губерниях России, различную социальную направленность анализируемых проектов. Учащиеся смогут продемонстрировать свои знания в самостоятельно разработанных проектах освобождения крестьян. На уроках, аналогичных представленному («Альтернативы послевоенного развития СССР») в форме дискуссии с предварительным анализом ряда документов учащиеся смогут оценить возможные различные альтернативы развития страны, их достоинства и преимущества, определить свое отношение к реализовавшейся перспективе. Такие уроки стимулируют интерес к исследовательской деятельности.

В моей системе преподавания значительное место отводится подготовке к продолжению исторического образования. Я разработала систему самостоятельных работ учащихся по выбору, развивающих письменную речь. На каждом уроке применяются: составление таблиц (текстовых, сравнительных, синхронистических), составление опорных конспектов, сравнительных характеристик, схем. Такая аналитическая обработка статистического материала учащимися способствует теоретическому осмыслению проблем истории, совершенствованию навыков самообразовательной работы, формированию у учащихся навыков исследовательского труда.

Учащимся создана возможность самостоятельно заниматься исследовательской и проектной деятельностью в рамках научного общества учащихся лицея «Эрудит». Одаренные учащиеся, получив навыки исследовательской работы в учебной деятельности, реализуют свой интерес к истории в работе над социальными проектами, в исследовательских работах, с которыми участвуют в конкурсах различного уровня (городских, областных), занимая призовые места.

Результативность опыта.

Качественная 

  • учащиеся владеют более прочными и осознанными знаниями изучаемого материала;
  • сформированы навыки логического, творческого, научного мышления;
  • учащиеся умеют самостоятельно выполнять задания, умеют работать в парах, группах, на компьютере;
  • развит интерес к изучаемому предмету.

Количественная

  • учащиеся принимают участие в школьных и городских олимпиадах, занимая призовые места;
  • являются членами школьного научного общества «Эрудит»;
  • с лучшими творческими проектами выступают на городской научной конференции;
  • участвуют в различных конкурсах.

Проводимые контрольные срезы показали, что учащиеся имеют глубокие знания по предмету. Качество знаний соответствует государственному образовательному стандарту по предмету и требованиям программы

III. Раздел.

Сведения об использовании опыта в массовой практике.

  1. Условия функционирования опыта.

Реализация данного опыта находит  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей» городского округа г. Урюпинск Волгоградской области.

Лицей работает в режиме двусменной школы.

Работаю в общеобразовательных классах и классах естественно-научного профиля.

Работаю с учащимися с 8 по 11 класс.

Наполняемость классов – средняя (от 25 до 30 человек).

2. Научно-практические основы опыта.

Данный опыт построен с учетом особенностей физиологического развития ребенка и возрастной динамики работоспособности детей и подростков («Физиология развития ребенка» под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, М.2000, РАО, институт возрастной физиологии).

Опыт основан на идеях:

  • дифференцированного обучения, которые позаимствованы из блочно-модульной технологии Чошанова, модульной технологии обучения истории Н.Н.Лазуковой («Учимся приобретать и осмыслять знания», Н.Н. Лазукова, С-П, 1999 г.);
  •  личностно-ориентированного обучения («Проблемы личностно-ориентированного и развивающего обучения», под ред. В.Д. Новикова, Смоленск, 2000 г.);
  • использование проектного метода основано на идеях Н.Г.Чернилова («Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников», Н.Г.Чернилов, Саратов, 1997 г.)

Идеи раскрывают широкие возможности адаптации программного материала достаточно сложного и объёмного курса истории для обучения разных категорий учащихся.

3. Рекомендации по внедрению опыта. 

В связи с тем, что курс истории строится на основе программы, утверждённой Министерством образования и науки РФ, то подобранный дидактический материал можно использовать в любой школе, для любого класса, обучающегося по программе общеобразовательной школы.

По всем темам программы разработан, подобран и отпечатан по 16 экземпляров (на каждую парту) раздаточный материал. Систематизированы и отпечатаны памятки для учащихся по 16 экземпляров (на каждую парту). Имеется большой набор карточек для индивидуальной работы.

Методические и технологические основы опыта, специфику представленного дидактического материала можно успешно перенести на преподавание других предметов, особенно предметов гуманитарного цикла.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Система работы по формированию навыков учебного труда»

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.  В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи:...

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....