Программа кружка "За страницами школьного учебника"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Орлова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

                                                                                              Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «За страницами школьного учебника » составлена с опорой на содержание курса истории в 5 классе в рамках ФГОС II поколения основного общего образования. Круг изучаемых вопросов соответствует Примерной программе. Кроме того предполагается углубление изучаемых вопросов в соответствии с возрастными особенностями обучаемых.

Нормативно – правовая база:

Рабочая программа кружка «За страницами школьного учебника» составлена на основе: ФГОС II поколения для основной школы;

  • - Примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного  общего  образования  второго  поколения,  подготовленной  институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, составитель Е. С. Савинов –М.: Просвещение, 2011;
  • Положением МБОУ Мариинская гимназия «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС»-
  • В соответствии с программой  А.А. Вигасина, О.С. Сорока- Цюпа«Всеобщая история 5-9 классы.» М. : Просвещение, 2014 г и учебником А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая История Древнего мира

Назначение программы: 

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД). которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Актуальность программы в том, что общество нуждается в необходимости: воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формировании соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентации на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения  универсальных  учебных  действий,  познания  и  освоения  мира  личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

Возрастная группа детей -11-12 лет. Программа кружка предусматривает занятия с детьми 5-го класса один раз в неделю, рассчитанная на 35 часов в год. Продолжительность занятия 1 час.

Рабочая  программа  кружка  «За страницами школьного учебника»  содержит  три  раздела:  целевой, содержательный и организационный.

Цель:

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие ивоспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своихценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и

человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

- углубление знаний, первоначально полученных на уроках истории;

- знакомство с начальной историей человечества (история первобытного общества и история древнего мира) посредством выполнения различных практических заданий, что предполагает более основательное постижение изучаемых вопросов;

- воспитание уважение к деяниям людей, жившим в эпоху формирования первых цивилизаций, достижениями которых мы пользуемся до сих пор;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

- использование воспитательного потенциала истории древних обществ для формирования мировоззрения молодого гражданина, способного жить в мире с представителями других народов в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

- формирование у молодого поколения ориентиров этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- воспитание коммуникативных навыков при подготовке и проведении практических занятий и исторических мероприятий кружка;

- формирование исторического мышления;

- развитие гуманитарной культуры обучаемых, приобщение к ценностям национальной имировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Формы и методы работы: - Театральные постановки, встречи, диспут, игра, проект круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, экскурсия.

-Формы контроля: Анализ, анкетирование, проектная деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект)
  • формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
  • готовность воссоздать на основе исторических источников, материалов учебника, художественных произведений образ мысли, переживания, настроения людей, различные мнения и взгляды на историческую ситуацию;
  • умения находить свой оригинальный способ решения, опираясь на имеющиеся знания, умения, интуицию;
  • умения в творческой форме передать свои впечатления по теме работы в форме сочинения-рассуждения, эссе;
  • умения видеть спорность рассматриваемого вопроса, выдвигать альтернативные суждения, аргументировать собственную точку зрения.

Критерии оценки предметных умений и компетентностей:

  •  Правильное выделение актуальных проблем периода, понимание их сути; умение
  • определить социальную и политическую позицию автора и исторически достоверно воссоздать его отношение к проблемам;
  • Определение исторической значимости, последствий; противоречивый характер развития исторических явлений; понимание ключевых понятий задания; использование конкретных примеров рассматриваемого периода;
  • Понимание сути темы, логичность и самостоятельность рассуждений, умение подтвердить высказанное суждение фактами, свидетельствами источников; правильное использование понятийного аппарата; отсутствие искажений информации; оригинальность

идей автора;

  • Отсутствие исторических ошибок и противоречий в рассуждениях; убедительность аргументов; умелое использование различных источников; наличие полемических умений (умения задавать вопросы и находить контрдоводы).

Содержание программы

Тема 1. О «золотом веке» человечества. Тайны первобытной истории (2ч).

Понятие «Золотой век человечества». Сведения античных авторов о «золотом веке»

человечества: Платон, Гесиод, Овидий.

Тема 2. Таинственный Стоунхедж. Искусство первобытности (2 ч).

Легендарная история. История памятника первобытной культуры. Артефакты первобытной культуры в музеях мира (виртуальная экскурсия).

Тема 3. Следы первобытного человека в Ульяновской  области (2ч).

Археологические памятники на территории Ульяновской области . Экскурсия в музей археологии

Тема 4. Достижения цивилизации Древнего Египта (2 ч).

Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания,

письменность и школа в Древнем Египте. Религиозная реформа Эхнатона. Расшифровка

древнегипетской письменности Франсуа Шампольоном. Принципы дешифровки.

Тема 5. Достижения цивилизации Западной Азии (2 ч). Законы Хаммурапи. Храмы

древней Месопотамии. Религиозные представления Шумера и Вавилона. Военная мощь

Ассирии. Мудрость иудеев. Держава «царя царей» - персов. Зороастризм. Что такое клинопись.

Схема шумерского письма. Дешифровка ассиро-вавилонской клинописи. Зиккураты и

«Висячие сады» Семирамиды.

Тема 6. Достижения цивилизации Древней Индии и Древнего Китая (2 ч).

Древняя Индская цивилизация, Хараппа и Мохенджо-даро. Религиозные верования,

легенды и сказания. Сложность социального строя и отражение его в культуре.

Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских

учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное

наследие цивилизаций Древнего Востока.

Тема 7. Исторический спектакль – игра. Страницы истории Древнего Востока (2 ч).

«Спектакль – игра» как совместный проект детского и родительского коллектива кружка

«Юный историк».

Тема 8 . Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации (1 ч).

Виртуальная экскурсия по историческим местам древнегреческой цивилизации.

Тема 9. Представления о мире древних греков. Мифология и наука (4 ч).

Ахейская Греция. Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера

«Илиада» и «Одиссея». Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.

Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель.

Тема 10. Культура Древней Греции (4 ч).

Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Школа и образование.

Тема 11. О, спорт – ты мир! Олимпийские игры (2 ч).

Проведение Олимпийских игр в школе силами кружковцев по программе Олимпиады в

Древней Греции. Россия принимает Олимпиаду.

Тема 12. Древнеримский город (2 ч)

Роль города в истории Римской республики и в период империи. Управление,

благоустройство, досуг жителей, культурные сооружения. Вклад в мировую культуру.

Тема 13. Достижения цивилизации Древнего Рима (4 ч)

Культурное наследие Древнего Рима. Римская литература и искусство. «Золотой век».

Тема 14. Исторический спектакль – игра. Страницы античной истории (2 ч)

«Спектакль – игра» как совместный проект детского и родительского коллектива кружка

«За страницами школьного учебника».

Тематическое планирование.

 

№ п\п

Название темы

Количество часов

Примечание

Дата по плану

Дата фактически

Введение. 6 часов.

1

Что такое история?

1

2

Что такое архивы?

1

3

Первые люди на Земле

1

4

Возникновение искусства.

1

5

Загадка Атлантиды

1

6

Кто придумал алфавит?

1

Тема 1. Древний Египет.4 часов.

8

Египет – дар Нила.

1

9

Боги древних египтян.

1

10

Египетские фараоны.

1

11

Искусство Древнего Египта.

1

Тема 2. Индия и Китай в древности. 4 часа.

12

Древнейшие книги.

1

13

Великий Конфуций.

1

14

Великая Китайская стена.

1

15

Урок-аукцион «Что дал Древний Восток миру?»

1

Урок-аукцион

Тема 3. Древняя Греция. 8 часов.

16

Боги Древней Греции.

1

17

Подвиги Геракла.

1

18

Троянская война.

1

19

Открытие Трои.

1

20

Спартанское воспитание.

1

21

Олимпийские игры.

1

22

Александр Македонский.

1

23

Турнир любознательных.

1

Турнир любознательных.

Тема 4. Древний Рим. 5 часов.

24

«Вечный город» Рим.

1

25

Гладиаторы.

1

26

Восстание Спартака.

1

27

Юлий Цезарь.

1

28

Помпеи.

1

Тема 5. Семь чудес света. 7 часов.

29

Египетские пирамиды.

1

30

«Висячие сады» Семирамиды.

1

31

Зевс Олимпийский.

1

32

Фаросский маяк.

1

33

Храм Артемиды Эфесской.

1

34

Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский.

1

35

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «За страницами школьного учебника»

Программа дополнительного образования естественно-математического профиля.  Позволяет расширить кургозор учащихся. углубить их математическую потготовку. выработать индивидуальный стиль решения, ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе

заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»

Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...

Программа дополнительного образования физико-математической направленности "За страницами школьного учебника"

Программа допобразования.позволяющая организовать работу с учащимися по развитию интереса к изучению математики...

Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На заняти...