Программа кружка "За страницами школьного учебника"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
ФГОС ,1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к программе кружка "За страницами школьного учебника" 5 класс ФГОС | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «За страницами школьного учебника » составлена с опорой на содержание курса истории в 5 классе в рамках ФГОС II поколения основного общего образования. Круг изучаемых вопросов соответствует Примерной программе. Кроме того предполагается углубление изучаемых вопросов в соответствии с возрастными особенностями обучаемых.
Нормативно – правовая база:
Рабочая программа кружка «За страницами школьного учебника» составлена на основе: ФГОС II поколения для основной школы;
- - Примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, подготовленной институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, составитель Е. С. Савинов –М.: Просвещение, 2011;
- Положением МБОУ Мариинская гимназия «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС»-
- В соответствии с программой А.А. Вигасина, О.С. Сорока- Цюпа«Всеобщая история 5-9 классы.» М. : Просвещение, 2014 г и учебником А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая История Древнего мира
Назначение программы:
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД). которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Актуальность программы в том, что общество нуждается в необходимости: воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формировании соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентации на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Возрастная группа детей -11-12 лет. Программа кружка предусматривает занятия с детьми 5-го класса один раз в неделю, рассчитанная на 35 часов в год. Продолжительность занятия 1 час.
Рабочая программа кружка «За страницами школьного учебника» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Цель:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие ивоспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своихценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- углубление знаний, первоначально полученных на уроках истории;
- знакомство с начальной историей человечества (история первобытного общества и история древнего мира) посредством выполнения различных практических заданий, что предполагает более основательное постижение изучаемых вопросов;
- воспитание уважение к деяниям людей, жившим в эпоху формирования первых цивилизаций, достижениями которых мы пользуемся до сих пор;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
- использование воспитательного потенциала истории древних обществ для формирования мировоззрения молодого гражданина, способного жить в мире с представителями других народов в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
- формирование у молодого поколения ориентиров этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- воспитание коммуникативных навыков при подготовке и проведении практических занятий и исторических мероприятий кружка;
- формирование исторического мышления;
- развитие гуманитарной культуры обучаемых, приобщение к ценностям национальной имировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.
Формы и методы работы: - Театральные постановки, встречи, диспут, игра, проект круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, экскурсия.
-Формы контроля: Анализ, анкетирование, проектная деятельность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект)
- формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- готовность воссоздать на основе исторических источников, материалов учебника, художественных произведений образ мысли, переживания, настроения людей, различные мнения и взгляды на историческую ситуацию;
- умения находить свой оригинальный способ решения, опираясь на имеющиеся знания, умения, интуицию;
- умения в творческой форме передать свои впечатления по теме работы в форме сочинения-рассуждения, эссе;
- умения видеть спорность рассматриваемого вопроса, выдвигать альтернативные суждения, аргументировать собственную точку зрения.
Критерии оценки предметных умений и компетентностей:
- Правильное выделение актуальных проблем периода, понимание их сути; умение
- определить социальную и политическую позицию автора и исторически достоверно воссоздать его отношение к проблемам;
- Определение исторической значимости, последствий; противоречивый характер развития исторических явлений; понимание ключевых понятий задания; использование конкретных примеров рассматриваемого периода;
- Понимание сути темы, логичность и самостоятельность рассуждений, умение подтвердить высказанное суждение фактами, свидетельствами источников; правильное использование понятийного аппарата; отсутствие искажений информации; оригинальность
идей автора;
- Отсутствие исторических ошибок и противоречий в рассуждениях; убедительность аргументов; умелое использование различных источников; наличие полемических умений (умения задавать вопросы и находить контрдоводы).
Содержание программы
Тема 1. О «золотом веке» человечества. Тайны первобытной истории (2ч).
Понятие «Золотой век человечества». Сведения античных авторов о «золотом веке»
человечества: Платон, Гесиод, Овидий.
Тема 2. Таинственный Стоунхедж. Искусство первобытности (2 ч).
Легендарная история. История памятника первобытной культуры. Артефакты первобытной культуры в музеях мира (виртуальная экскурсия).
Тема 3. Следы первобытного человека в Ульяновской области (2ч).
Археологические памятники на территории Ульяновской области . Экскурсия в музей археологии
Тема 4. Достижения цивилизации Древнего Египта (2 ч).
Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания,
письменность и школа в Древнем Египте. Религиозная реформа Эхнатона. Расшифровка
древнегипетской письменности Франсуа Шампольоном. Принципы дешифровки.
Тема 5. Достижения цивилизации Западной Азии (2 ч). Законы Хаммурапи. Храмы
древней Месопотамии. Религиозные представления Шумера и Вавилона. Военная мощь
Ассирии. Мудрость иудеев. Держава «царя царей» - персов. Зороастризм. Что такое клинопись.
Схема шумерского письма. Дешифровка ассиро-вавилонской клинописи. Зиккураты и
«Висячие сады» Семирамиды.
Тема 6. Достижения цивилизации Древней Индии и Древнего Китая (2 ч).
Древняя Индская цивилизация, Хараппа и Мохенджо-даро. Религиозные верования,
легенды и сказания. Сложность социального строя и отражение его в культуре.
Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских
учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное
наследие цивилизаций Древнего Востока.
Тема 7. Исторический спектакль – игра. Страницы истории Древнего Востока (2 ч).
«Спектакль – игра» как совместный проект детского и родительского коллектива кружка
«Юный историк».
Тема 8 . Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации (1 ч).
Виртуальная экскурсия по историческим местам древнегреческой цивилизации.
Тема 9. Представления о мире древних греков. Мифология и наука (4 ч).
Ахейская Греция. Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера
«Илиада» и «Одиссея». Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.
Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель.
Тема 10. Культура Древней Греции (4 ч).
Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Школа и образование.
Тема 11. О, спорт – ты мир! Олимпийские игры (2 ч).
Проведение Олимпийских игр в школе силами кружковцев по программе Олимпиады в
Древней Греции. Россия принимает Олимпиаду.
Тема 12. Древнеримский город (2 ч)
Роль города в истории Римской республики и в период империи. Управление,
благоустройство, досуг жителей, культурные сооружения. Вклад в мировую культуру.
Тема 13. Достижения цивилизации Древнего Рима (4 ч)
Культурное наследие Древнего Рима. Римская литература и искусство. «Золотой век».
Тема 14. Исторический спектакль – игра. Страницы античной истории (2 ч)
«Спектакль – игра» как совместный проект детского и родительского коллектива кружка
«За страницами школьного учебника».
Тематическое планирование.
№ п\п | Название темы | Количество часов | Примечание | Дата по плану | Дата фактически | |
Введение. 6 часов. | ||||||
1 | Что такое история? | 1 | ||||
2 | Что такое архивы? | 1 | ||||
3 | Первые люди на Земле | 1 | ||||
4 | Возникновение искусства. | 1 | ||||
5 | Загадка Атлантиды | 1 | ||||
6 | Кто придумал алфавит? | 1 | ||||
Тема 1. Древний Египет.4 часов. | ||||||
8 | Египет – дар Нила. | 1 | ||||
9 | Боги древних египтян. | 1 | ||||
10 | Египетские фараоны. | 1 | ||||
11 | Искусство Древнего Египта. | 1 | ||||
Тема 2. Индия и Китай в древности. 4 часа. | ||||||
12 | Древнейшие книги. | 1 | ||||
13 | Великий Конфуций. | 1 | ||||
14 | Великая Китайская стена. | 1 | ||||
15 | Урок-аукцион «Что дал Древний Восток миру?» | 1 | Урок-аукцион | |||
Тема 3. Древняя Греция. 8 часов. | ||||||
16 | Боги Древней Греции. | 1 | ||||
17 | Подвиги Геракла. | 1 | ||||
18 | Троянская война. | 1 | ||||
19 | Открытие Трои. | 1 | ||||
20 | Спартанское воспитание. | 1 | ||||
21 | Олимпийские игры. | 1 | ||||
22 | Александр Македонский. | 1 | ||||
23 | Турнир любознательных. | 1 | Турнир любознательных. | |||
Тема 4. Древний Рим. 5 часов. | ||||||
24 | «Вечный город» Рим. | 1 | ||||
25 | Гладиаторы. | 1 | ||||
26 | Восстание Спартака. | 1 | ||||
27 | Юлий Цезарь. | 1 | ||||
28 | Помпеи. | 1 | ||||
Тема 5. Семь чудес света. 7 часов. | ||||||
29 | Египетские пирамиды. | 1 | ||||
30 | «Висячие сады» Семирамиды. | 1 | ||||
31 | Зевс Олимпийский. | 1 | ||||
32 | Фаросский маяк. | 1 | ||||
33 | Храм Артемиды Эфесской. | 1 | ||||
34 | Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. | 1 | ||||
35 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «За страницами школьного учебника»
Программа дополнительного образования естественно-математического профиля. Позволяет расширить кургозор учащихся. углубить их математическую потготовку. выработать индивидуальный стиль решения, ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе
заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»
Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс
Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...
Программа дополнительного образования физико-математической направленности "За страницами школьного учебника"
Программа допобразования.позволяющая организовать работу с учащимися по развитию интереса к изучению математики...
Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На заняти...