Конспект урока "Тоталитарные режимы в 1930-е гг. (Италия, Германия, Испания)"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Чекос Татьяна Владимировна

Поурочное планирование по всеобщей истории для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Урок № 19             ДАТА___________

Тема: Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.

Задачи:

  • Способствовать ориентации школьников на неприятие любых форм тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
  • Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории.

Оборудование урока:

  • политическая карта мира
  • учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.
  • презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Опрос д.з.
  1. Фронтальная беседа по вопросам:

- Что было общего в развитии Великобритании и Франции?

- С какой целью был создан Народный фронт во Франции?

Итак, кроме борьбы с последствиями мирового экономического кризиса, европейские государства столкнулись еще с одной проблемой – борьба с фашизмом. Фашизм – это  одна из форм тоталитарного режима. О государствах с тоталитарным режимом мы и поговорим сегодня.

  1. Тест по теме: «Франция, Великобритания и США в 1930-е гг.»

I вариант

1. Название «новый курс» получила политика:

 1) повышения налогов; 2)усиления монополий;  3) увеличения военных расходов; 4) антикризисных мер государственного регулирования экономики

2. Значение «нового курса» Рузвельта состояло в создании:

 1) монополий;            2) профсоюзов;         3) конвейерного производства; 4) системы социальной защиты населения

3. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) временное закрытие банков;        2) отмена частной собственности;

3) сокращение пособий по безработице; 4) ликвидация демократических свобод;   5)повышение цен на сельскохозяйственную продукцию

4. К политике Народного фронта во Франции относится:

1) понижение зарплаты государственным служащим;        2) национализация ряда отраслей промышленности;         3) разрешение фашистских организаций;

4) запрещение частной собственности

5. Вестминстерский статут — это:

1) резиденция английского архиепископа;        2) закон о взаимоотношениях с доминионами; 3) программа выхода из экономического кризиса;  4) название коалиционного правительства в годы кризиса.

Тест по теме: «Франция, Великобритания и США в 1930-е гг.»

II вариант

1. Временное закрытие банков в период экономического кризиса проводилось с целью:

1) ускорения выплаты фермерской задолженности банкам;          2)восстановления доверия к банковской системе; 3) перехода экономики страны на бартер;  4) национализация банковской сферы.

2. Значение «нового курса» Ф. Рузвельта состояло в:

1) отмене рабства в южных штатах; 2) расширении социальных гарантий населению;                3) прекращении государственных ассигнований в экономику; 4) превращении США из аграрной страны в промышленную.

3. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) запрещение профсоюзов;                2) расширение посевных площадей;

3) переход к авторитарному режиму;  4) организация общественных работ;

5) введение «кодексов честной конкуренции».

4. В Великобритании для выхода из экономического кризиса:

1) устанавливается авторитарный режим;                2) проводится политика социального реформирования; З) национализируются важнейшие отрасли промышленности;        4) возвращаются к системе свободного предпринимательства.

5. Народный фронт во Франции — это:

1) объединение тред-юнионов;        2) организация фашистского типа;

3) политический союз антифашистских сил; 4) государственная организация для борьбы с кризисом.

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Общие черты тоталитарных государств.
  2. Фашизм в Италии.
  3. Фашизм в Германии.
  4. Франкизм в Испании.
  1. Что такое фашизм? Тоталитаризм?

Фашизм (от итал. «пучок», «связка») - реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.

Фашизм – одна из форм тоталитаризма.

Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция,     парламентская демократия.

Каковы причины прихода фашистов к власти?

  1. Социально - экономический и политический кризис.
  2. Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к «сильной руке».
  3. Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей.
  4. Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса .
  5. Внешняя экспансия.

Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом.

Признаки тоталитаризма:

  • Власть принадлежит массовой партии, которая стоит выше государственных органов или сращивается с ними. Эта партия управляет страной.
  • (Полный контроль государства над экономикой) Замена рыночных отношений государственно-бюрократических регулированием, планированием и распределением.
  • Наличие общегосударственной обязательной идеологии
  • Полный контроль государства над СМИ
  • Полный контроль партии – государства над армией, полицией и репрессивными органами
  • Репрессии – как главное средство политики
  • Наличие харизматического вождя
  • Уничтожение демократических институтов

Тоталитаризму близки и присущи еще ряд понятий:

Шовинизм

политика приверженности военного превосходства какой-либо нации или государства

Расизм

система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие

Реваншизм

политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения

Национализм

это идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда

Фашизм

Реакционное политическое учение, возникшее после 1 мировой войны, одна из форм тоталитаризма

  1. Фашизм в Италии.

1919 г. – создана фашистская партия (во главе – бывший социалист Бенито Муссолини). «фаши» - союз.

Программа фашистов в Италии:

  • Общественная справедливость
  • Защита собственности
  • Установление диктатуры, которая позволит решить все проблемы
  • Предлагали культ сильной личности
  • Созданы специальные вооруженные отряды для устрашения противников фашистов – «чернорубашечники»

«Поход на Рим» - движение фашистских молодчиков в 1922 году из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом.

29 октября 1922 г. - король Виктор Эммануил поручил лидеру Фашистской партии Бенито Муссолини сформировать правительство

Стр. 94. – читать о Муссолини

Особенности фашизма в Италии

  • Ликвидация противников
  • Полная преданность режиму и дуче (вождю)
  • 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)
  • Создание корпоративной системы для управления предприятиями.

Деятельность Муссолини

  • 1926 г. – запрет всех политических партий (Свобода – это преданность вождю)
  • ликвидирована свобода слова
  • ограничены полномочия парламента и введен режим личной власти.
  • Чистка гос. Аппарата от «антинациональных элементов»
  • Смертная казнь за государственное преступление.
  • 1928 г. – новый избирательный закон по котором на выборах была только одна партия – фашистская, другие кандидатуры выдвигать запрещено.
  • Профсоюзы заменены фашистскими синдикатами
  • На все должности выдвигались только члены фашистской партии.
  • Банковская система, промышленность поставлены под контроль гос-ва.
  • 1935 г. – закон о корпорациях. Создание корпоративной системы.
  • Внешняя политика. Цель: восстановление Средиземноморской Римской империи.

1935 – 36 г. – Захват Эфиопии

1939 г. – захват Албании

1936 г – вмешательство в Гражданскую войну в Испании на стороне генерала Франко (фашист)

1936 – 1937 гг. союз Германии, Италии и Японии  - создание оси «Берлин  - Рим – Токио»

  1. Фашизм в Германии.

Стр. 97 – Какие партии существовали в Германии?

 Орудием осуществления  репрессий стала организованная апреле 1933 г. государственная тайная полиция (гестапо).

  • 1925 г. – Национал  – социалистическая партия Германии (НСДАП)
  • 1933 г. - приход к власти Гитлера
  • «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933  по май 1945 г.

Стр. 98 – чит. О Гитлере

Особенности фашизма в Германии.

  • Уничтожение коммунистов, социал – демократов, «неполноценных» народов;
  • Цензура, слежка, доносительство;
  • авг. 1934 г. -  Гитлер пожизненный фюрер и рейхсканцлер, с неограниченной диктаторской властью;
  • Милитаризация экономики;
  • «Фашизм  - это война»

ПРЕДПОСЫЛКИ нацизма в Германии:

  • Условия Версальского мира (стремление получить реванш за условия мира)
  • Мировой экономический кризис  (Возможности германской буржуазии были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. Необходимо было создать твердое и устойчивое правительство, уйти от социальной политики Веймарской республики.)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ германского фашизма:

  • Крайний национализм и расизм
  • Неприятие демократии
  • Стремление создать тоталитарное государство
  • Преклонение перед насилием
  • Крайняя агрессивность – стремление к мировому господству.

1919 г. – возникновение НСДАП – национал-социалистическая немецкая рабочая партия.  Во главе – Адольф Гитлер.

ИДЕИ партии:

  • Пересмотр Версальского договора
  • Интересы арийской расы превыше всего
  • Лозунги социальной справедливости
  • Антикоммунизм и антисемитизм
  • главными врагами назывались представители крупного капитала,
  •  экспроприировать нетрудовые доходы,
  • передать государству монополистические концерны,
  • обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству — помещичьи земли.

МЕРОПРИЯТИЯ нацистов в Германии.

  • Ликвидация всех демократических свобод
  • Запрет всех политических партий кроме НСДАП
  • Закон о единстве партии и государства. Решение партии становилось законом для гос-ва
  • Предоставление неограниченных полномочий карательным органам
  • Гонения на евреев
  • Созданы палаческие штурмовые отряды СА и охранные отряды СС, тайная полиция – ГЕСТАПО, концентрационные лагеря – 1933 г. (Респектабельные фирмы поставляли печи для крематориев и газ для душегубок, имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса золотых наручных часов, а крупнейшие германские фирмы получали бесплатных рабов)
  • Травля интеллигенции. 

ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ

  • отмена всех версальских ограничений. К 1939 г. Создана военная авиация, танковые войска, введена всеобщая воинская повинность
  • 1938 г. – присоединена Австрия
  • 1939 г. – захват Чехословакии
  • Союзники Германии – Италия и Япония.
  • К 1939 г. Германия стала сильнейшим европейским государством.
  1. Франкизм в Испании.
  • Фашистское движение в Испании не обрело массовое социальной базы.
  • Режим навязан извне.
  • Большое влияние сохранила церковь.
  • Режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой.
  • Франко уклонился от официального вступления в войну.
  •   Все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией.

Домашнее задание.

  1. § 10-11, особенности фашизма в Италии, Германии, франкизма в Испании.
  2. Составить таблицу

Вопрос для сравнения

Фашизм

Нацизм

Франкизм

Страна

Руководитель

Основные идеи

Государственная политика

Экономика

Внешняя политика

  1. Сообщения по плану: Япония, Китай, Индия, Латинская Америка.

Япония

- Реставрация Мейдзи и реформы

- Сочетание традиций и модернизации

- Внешняя экспансия и милитаризация

Китай

- Попытки реформ и восстания первых десятилетий ХХ в.

- «Три народных принципа» Сунь Ятсена

- Синьхайская революция

- Революция 20-х гг. и гражданская война. Чан Кайши

Индия

- Политические течения Индии (партии)

- М.Ганди. Гандизм

- Компании ненасильственного сопротивления. Результат

Латинская Америка

- Особенности развития стран

- Пути и методы борьбы

- Мексиканская революция

- Кубинская революция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс

методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса....

9 класс Италия Германия

Пути объединения Италии, Германии...

Конспект урока испанского языка по теме "Новогодние праздники в Испании" (6 класс)

Конспект урока испанского языка по теме "Новогодние праздники в Испании" по учебнику "Español 6" авторов И.В. Ануровой, Э.И. Соловцовой.Данный конспект разработан для первого ...