Урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов – результат политики Петра I или простая случайность?».
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Шарина Ольга Александровна

 

10 класс. урок - исследование

¨ Данный урок предназначен для работы на начальном этапе по теме: «Борьба за наследие Петра Великого ». Учащиеся дают определение термина «дворцовые перевороты», выясняют причины этого явления, прослеживают связь с эпохой Петра I,  сравнивают период дворцовых переворотов со Смутным временем на Руси, размышляют над проблемой: «Дворцовые перевороты – закономерность или случайность?»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon urok_po_teme_dvortsovye_perevoroty.pdf362.75 КБ
Файл dvortsovye_perevoroty.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов – результат политики Петра I или простая случайность?».

Класс, предмет и тип урока: 10 класс, история, урок – исследование.

Аннотация урока

  • Данный урок предназначен для работы на начальном этапе по теме: «Борьба за наследие Петра Великого ». Учащиеся дают определение термина «дворцовые перевороты», выясняют причины этого явления, прослеживают связь с эпохой Петра I,  сравнивают период дворцовых переворотов со Смутным временем на Руси, размышляют над проблемой: «Дворцовые перевороты – закономерность или случайность?»

Цели урока:

  1. Учебные : сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов, понять причины этого явления.
  2. Развивающие: формирование умения работы с генеалогической таблицей, объяснения  сложности и  противоречивости эпохи после Петра I. Развитие аналитического   мышления, аргументации своей позиции по определенным вопросам.
  3. Воспитательная: формирование патриотизма и уважения к истории своего государства
  4. Оборудование урока:
  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Мультимедийная презентация
  • Генеалогическая таблица дома Романовых

Э        этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.М

    О

    Т

    И

    В

    А

    Ц

    И

    О

    Н

    Н

    Ы

    Й

№2

№3

№4,

№1

Вводное слово учителя.

«Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Он был не в состоянии думать с полным сознанием о распоряжениях, которых требовала его близкая кончина. Страшный жар держал его в почти постоянном бреду. Наконец, в одну из тех минут, когда смерть перед окончательным ударом дает вздохнуть своей жертве, император пришел в себя и выразил желание писать. Но его отяжелевшая рука чертила буквы, которые невозможно было разобрать, и после смерти из написанного удалось прочесть: «Отдайте все…» Он сам заметил, что пишет неясно, и потому закричал, чтобы позвали к нему принцессу Анну, которой хотел диктовать. За ней бегут, она спешит идти, но когда является к его постели, он уже лишился языка и потерял речь. В этом состоянии он еще прожил 36 часов. Мы никогда не узнаем о тягостных мыслях умирающего царя: в чьи же руки передать власть? Об одном можно сказать уверенно:  все варианты наследования для Петра I были плохи, а реальность оказалась еще хуже, чем предполагал Петр. И мы в этом убедимся, проанализировав генеалогическую таблицу.

Создание проблемной ситуации на основе сравнения высказываний о дворцовых переворотах В. О.Ключевского и М. Бойцова.

Восприятие вступительного слова учителя.

Анализ генеалогической таблицы. Записи в тетради и на доске. Размышление над вопросом: почему действительность оказалась хуже, чем предполагал Петр I.

Работа с историческими источниками, чтение и

сравнение отрывков из произведений В. О.Ключевского и М. Бойцова.

Определение проблемы и формулировка темы урока.

2. И

     С

     С

     Л

     Е

     Д

     О

     В

     А

     Т

     Е

     Л  

     Ь

     С

     К

     И

     И

№5

№6

№4,7

№5

Организация работы учащихся по определенному алгоритму действий.

1.Работа над определением термина « закономерность» и «случайность»

2. Подбор исторических фактов для доказательства выбранной точки зрения

3. Сравнение двух исторических эпох (смутного времени и эпохи дворцовых переворотов)

3.А

   Н

   А

   Л

   И

   Т

   И

   Ч

   Е

   С

   К

   И

   Й

№6

Организация обсуждения проблемы и формулирование выводов по основополагающему вопросу урока.

Домашнее задание. Эссе на тему : Закономерность или случайность – трагическая судьба представителей дома Романовых

1. Мини-дискуссия: «Дворцовые перевороты – закономерность или случайность?»

2. Самостоятельная формулировка понятия «Дворцовые перевороты»

3. вывод по основополагающему вопросу урока.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1.А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России в 18-19 вв.- М., 2010

2. А.Л.Юрганов, Л.А. Кацва. История России 16-18 вв.- М., 2006

3. Б.Н. Серов, М.В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс.-М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

Учебная презентация посвящена послепетровскому периоду в истории России. Поможет учителю наглядно объяснить материал, показать родственные связи императоров, разобрать их внешнюю и внутреннюю политику...

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"

Презентация к уроку по теме "Эпоха дворцовых переворотов: правление Анны Иоановны"...

Открытый урок в 8 классе по теме"Эпоха Дворцовых переворотов"

Конспект поможет :1. При формирование личных представлений о правителях эпохи дворцовых переворотов; 2. Развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устана...

Методическая разработка урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

Знание исторических личностей, их взаимоотношений и отношения их к российскому престолу помогает лучшему пониманию роли личности в истории развития государства, пониманию внутренней и внешней политики...

План-конспект урока истории России на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.

Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС. На уроке использованы технологии: проблемного обучения и беседа, анализ визуального материала, работа с источниками, информационно-коммуникационные техноло...

Повторительно-обобщающий урок (Своя игра) на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.

На уроке проверяются усвоенные знания учеников по теме "Эпоха дворцовых переворотов", а также выявляются "пробелы". Данная форма работы эффективна, так как позволяет включить в раб...

Урок-обобщение по теме: Эпоха дворцовых переворотов

Урок-обобщение по теме: Эпоха дворцовых переворотов...