Методический материал: Кодификатор по истории для учащихся 10-11 классов
рабочая программа по истории на тему

Новолодский Алексей Сергеевич

Обязательная программа минимум для овладения учениками средней полной школы по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodifikator_10-11kl.docx555.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учеников

10-11 классов

МБОУ «Гимназии №118» г. Ростова-на-Дону

по ИСТОРИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учеников 10-11 классов МБОУ «Гимназии «№118» г. Ростова-на-Дону по истории составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), и главным образом на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ.


10 класс

I полугодие

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

1. СРЕДНИЕ ВЕКА

Падение Западной Римской империи

Возникновение государства франков

Правление Юстиниана в Византийской империи

Возникновение ислама

Возникновение государства у арабов

Провозглашение Карла Великого императором

Распад Франкской империи

Образование Священной Римской империи

Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)

Нормандское завоевание Англии

Крестовые походы

Захват Константинополя крестоносцами

Принятие Великой хартии вольности в Англии

Возникновение Английского парламента

Созыв Генеральных штатов во Франции

Столетняя война

Жакерия во Франции

Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

Битва на Косовом поле (1389 г.)

Гуситские войны

Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом

Война Алой и Белой розы в Англии

Правление Людовика XI во Франции

Падение Византийской империи

Правление Генриха VII в Англии

2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Открытие Америки Христофором Колумбом

Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове

Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера

Крестьянская война в Германии

Начало Реформации в Англии

Аугсбургский религиозный мир

Религиозные войны во Франции

Освободительная война в Нидерландах

Образование Речи Посполитой

Варфоломеевская ночь во Франции

Утрехтская уния

Разгром Англией Непобедимой армады

Нантский эдикт Генриха IV во Франции

Тридцатилетняя война

Деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции

Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции

Принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»

Гражданская война в Англии

Правление французского короля Людовика XIV

Вестфальский мир

Казнь английского короля Карла I

Провозглашение Англии республикой

Протекторат О. Кромвеля

Реставрация династии Стюартов в Англии

«Славная революция» в Англии

Правление Людовика XV во Франции

Правление Фридриха II в Пруссии

Движение луддитов в Англии

«Бостонское чаепитие»

Принятие Декларации независимости США

Принятие конституции США

Начало революции во Франции (1789 г.)

Принятие Декларации прав человека и гражданина

Принятие Билля о правах в США

Президентство Дж. Вашингтона в США

Начало революционных войн Франции

Крушение монархии во Франции

Приход к власти во Франции якобинцев

Казнь короля Людовика XVI во Франции

Итальянский поход Наполеона Бонапарта

Египетский поход Наполеона Бонапарта

Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18-19 брюмера

Провозглашение Наполеона императором Франции

Наполеоновские войны

Свержение Наполеона

«Сто дней» Наполеона

Провозглашение доктрины Монро в США

Революция во Франции (1830 г.)

Чартистское движение в Англии

«Весна народов»: революции в европейских странах (1849-1849 гг.)

Гражданская война в США

Объединение Италии

Деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии

Революция Мэйдзи в Японии

Франко-прусская война

Провозглашение Германской империи

Создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия)

Создание Антанты (Россия, Англия и Франция)

Обращаем внимание, что знание представленных тем по Всеобщей истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ по истории!


II полугодие

ИСТОРИЯ РОССИИ

1. Древность и Средневековье

1.1.

Народы и древнейшие государства на территории России

1.1.1

Восточнославянские племена и их соседи

1.1.2

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

1.2

Русь в IX - начале XII в.

1.2.1

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

1.2.2

Категории населения. «Русская Правда»

1.2.3

Международные связи Древней Руси

1.2.4

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

1.3

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

1.3.1

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

1.3.2

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада

1.3.3

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

1.3.4

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город

1.3.5

Культурное развитие русских земель и княжеств

1.4

Российское государство во второй половине XV-XVII в.

1.4.1

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига

1.4.2

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

1.4.3

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

1.4.4

Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война

1.4.5

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

1.4.6

Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией

1.4.7

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы

1.4.8

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

1.4.9

Церковный раскол

1.4.10

Социальные движения XVII в.

2. Новое время

2.1

Россия в XVIII - середине XIX в.

2.1.1

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

2.1.2

Северная война. Провозглашение Российской империи

2.1.3

«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя

2.1.4

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

2.1.5

Русское просвещение

2.1.6

Превращение России в мировую державу в XVIII в.

2.1.7

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в.

2.1.8

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

2.1.9

Отечественная война 1812 г.

2.1.10

Движение декабристов

2.1.11

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

2.1.12

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны

2.2

Россия во второй половине XIX- начале ХХ в.

2.2.1

Реформы 1860-1870-х гг.

2.2.2

Политика контрреформ

Обращаем внимание, что знание представленных тем по Отечественной истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ и ВПР по истории!


Во время обучения в 10 классе

для расширения исторического кругозора

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЧИТАТЬ

  1. Андреев А. Р. Москва. Быт XIV—XIX веков / А. Р. Андреев. — М., 2005.
  2. Андреев И. Л. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. — М., 2006.
  3. Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны. — М., 2010.
  4. Анисимов Е. В. Багратион / Е. В. Анисимов. — М., 2009.
  5. Анисимов Е. В. Императорская Россия / Е. В. Анисимов. — СПб., 2008.
  6. Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX века / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.
  7. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века.— М., 1994.
  8. Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. — М., 2004.
  9. Анисимов Е.В. Иван VI Антонович. — М., 2008.
  10. Анисимов Е.В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
  11. Архангельский А. Н. Александр I / А. Н. Архангельский. — М., 2008.
  12. Бегунова А. И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I / А. И. Бегунова. — М., 2000.
  13. Беленький М. Б. Менделеев / М. Б. Беленький. — М., 2010.
  14. Беловинский Л. В. С русским воином через века / Л. В. Беловинский. — М., 1992.
  15. Бокова В. М. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке / В. М. Бокова. — М., 2010.
  16. Бокова В. М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX века / В. М. Бокова. — М., 2003.
  17. Бондаренко А. Ю. Милорадович / А. Ю. Бондаренко. — М., 2008.
  18. Борисов Н. С. Что я знаю об истории своей Родины. — М., 2006.
  19. Брюханов В. А. Мифы и правда о восстании декабристов / В. А. Брюханов. — М., 2005.
  20. Буганов В. И. Куликовская битва. — М., 1984.
  21. Бушуев С. В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XVII—XVIII вв. / С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. — М., 1992. — Кн. 2.
  22. Воронцов-Дашков А. Екатерина Дашкова. — М., 2010.
  23. Воскобойников В. М. Завет Кирилла и Мефодия. — М., 2010.
  24. Вронский Ю. П. Рассказы о Древнем Новгороде. — М., 2008.
  25. Выскочков В. Л. Николай I / В. Л. Выскочков. — М., 2006.
  26. Ганичев В.Н. Ушаков. — М., 2010.
  27. Гершензон М. О. Эпоха Николая I в воспоминаниях и свидетельствах его современников / М. О. Гершензон. — М., 2001.
  28. Гордин Я. А. Зачем России нужен был Кавказ: иллюзии и реальность / Я. А. Гордин. — М., 2008.
  29. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов / Я. А. Гордин. — М., 2006.
  30. Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории. Русские земли в XIII—XV вв. — М., 1988.
  31. Дёмин В. Н. Бакунин / В. Н. Дёмин. — М., 2006.
  32. Дмитриев С.Д. Пётр II. Осиротевшее царство. Фаворит и опала. Божья воля. — М., 2006.
  33. Елисеева О. И. Григорий Потёмкин. — М., 2006.
  34. Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. — М., 2008.
  35. Ерёменко М. Дворцовые перевороты. — М., 2007.
  36. Желвакова И. А. Герцен / И. А. Желвакова. — М., 2010.
  37. Забылин М. М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М. М. Забылин. — М., 1997.
  38. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла: русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII — первой трети XIX века / А. Л. Зорин. — М., 2001.
  39. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале XX в. / П. Н. Зырянов. — М., 2002.
  40. Иванов В. Д. Повести древних лет. — М., 2013.
  41. Ивченко Л. Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года / Л. Л. Ивченко. — М., 2008.
  42. Ильин С. В. Витте / С. В. Ильин. — М., 2006.
  43. История России в лицах: справочно-библиографическое пособие / под ред. В. А. Фёдорова. — М., 1997.
  44. Казиев Ш. М. Имам Шамиль / Ш. М. Казиев. — М., 2010.
  45. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII. (Опыт целостного анализа). — М., 2001.
  46. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.
  47. Карпов А. Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — М., 2005.
  48. Карпов Г.М. Великое посольство Петра I. — Калининград, 1997.
  49. Киянская О. И. Очерки из истории общественного движения в России в правление Александра I / О. И. Киянская. — М., 2008.
  50. Киянская О. И. Пестель / О. И. Киянская. — М., 2006.
  51. Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин (любое издание).
  52. Козляков В. Н. Герои Смуты / В. Н. Козляков. — М., 2012.
  53. Козляков В. Н. День народного единства. Биография праздника / В. Н. Козляков. — М., 2009.
  54. Козляков В. Н. Михаил Фёдорович / В. Н. Козляков. — М., 2010.
  55. Кротов П.А. Битва при Полтаве. — М., 2009.
  56. Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX — начале XX в. / О. А. Кудинов. — М., 2000.
  57. Кудрина Ю. В. Мария Фёдоровна / Ю. В. Кудрина. — М., 2009.
  58. Кузьмина С. Б. Адмирал Корнилов / С. Б. Кузьмина. — М., 2007.
  59. Куликов Г. Г. Пушкарь Собинка. — М., 2009.
  60. Курукин И. В. Бирон. — М., 2006.
  61. Курукин И. В. Романовы / И. В. Курукин. — М., 2013.
  62. Кучерская М. А. Константин Павлович / М. А. Кучерская. — М., 2005.
  63. Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М., 1999.
  64. Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции / А. А. Левандовский. — М., 1990.
  65. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. — М., 1991.
  66. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). — М., 2008.
  67. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.) / Ю. М. Лотман. — М., 2008.
  68. Ляшенко Л. М. Александр II / Л. М. Ляшенко. — М., 2010.
  69. Марченко М.К. Пётр Великий. — М., 2014
  70. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М., 1996.
  71. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. — М., 1994.
  72. Миллер Д.П. Заселение Новороссийского края и Потёмкин. — М., 2014
  73. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия / С. В. Мироненко. — М., 1990.
  74. Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России / Б. Н. Миронов. — М., 2010.
  75. Миронов Г. Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XIX в. / Г. Е. Миронов. — М., 1995.
  76. Морозова Л. Е. История России. Смутное время / Л. Е. Морозова. — М., 2011.
  77. Москва в очерках 40-х гг. XIX века / сост. А. Р. Андреев. — М., 2004.
  78. Москва. Быт XIV—XIX вв. / сост. А. Р. Андреев. — М., 2005.
  79. Мыльников А. Пётр III. — М., 2009.
  80. Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века / С. Д. Охлябинин. — М., 2006.
  81. Охлябинин С. Повседневная жизнь русской армии во времена суворовских войн. — М., 2004.
  82. Павленко Н.И. Екатерина Великая. — М., 2006.
  83. Павленко Н.И. Пётр Великий. — М., 2010.
  84. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 2008.
  85. Парфёнов Л. Г. Российская империя. Екатерина II, Павел I. — М., 2014
  86. Парфёнов Л. Г. Российская империя. Пётр I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. — М., 2014.
  87. Песков А. М. Павел I / А. М. Песков. — М., 2003.
  88. Песков А.М. Павел I. — М., 2005.
  89. Писаренко К. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны. — М., 2003.
  90. Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX в.: энциклопедия. — М., 1996.
  91. Преображенский А. А. История открывает тайны. — М., 1991.
  92. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. — М., 1997.
  93. Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России / А. В. Репников. — М., 2007.
  94. Рудницкая Е. Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 г. / Е. Л. Рудницкая. — М., 1999.
  95. Скрынников Р. Г. 1612 год / Р. Г. Скрынников. — М., 2008.
  96. Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 2008.
  97. Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский / Р. Г. Скрынников. — М., 2011.
  98. Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. — М., 2003.
  99. Соколов К. Б. Российская интеллигенция XVIII — начала XIX века: картина мира и повседневность / К. Б. Соколов. — СПб., 2007.
  100. Соловьёва А. М. Промышленная революция в России в XIX веке / А. М. Соловьёва. — М., 1990.
  101. Терещук А. В. Павел I. Жизнь и царствование. — СПб., 2011.
  102. Томсинов В. А. Аракчеев / В. А. Томсинов. — М., 2010.
  103. Томсинов В. А. Сперанский / В. А. Томсинов. — М., 2006.
  104. Троицкий Н. А. Александр I против Наполеона / Н. А. Троицкий. — М., 2007.
  105. Троицкий Н. А. Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты / Н. А. Троицкий. — М., 2003.
  106. Труайя А. Павел Первый. — М., 2005.
  107. Фёдоров В. А. Декабристы и их время / В. А. Фёдоров. — М., 1992.
  108. Фёдоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев / В. А. Фёдоров. — М., 1997.
  109. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю. А. Федосюк. — М., 2006.
  110. Фингарет С. И. Скифы в остроконечных шапках. — М., 2008.
  111. Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб., 2001.
  112. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М., 2005.
  113. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб., 1999.
  114. Шильдер Н. К. Император Александр I: его жизнь и царствование / Н. К. Шильдер. — М., 2009.
  115. Шильдер Н. К. Император Николай I: его жизнь и царствование / Н. К. Шильдер. — М., 2009.
  116. Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый век / Н. Я. Эйдельман. — М., 2010.
  117. Эйдельман Н.Я. Грань веков. — М., 2010.
  118. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. — М., 2004.

11 КЛАСС

I полугодие

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Мир в XX веке

Балканские войны

«Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда

Первая мировая война

Революция в Германии (1918 г.)

Парижская мирная конференция (1919-1920 гг.)

Учреждение Лиги Наций

Вашингтонская конференция

Приход фашистов к власти в Италии

Мировой экономический кризис, «великая депрессия»

Приход Гитлера к власти в Германии

«Новый курс» Ф. Рузвельта в США

Фашистский мятеж и гражданская война в Испании

Антикоминтерновский пакт Германии и Японии

Захват Австрии нацистской Германией (аншлюс)

Подписание Мюнхенского соглашения

Вторая мировая война

Японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну

Высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта

Атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки

Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны

Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками

Образование НАТО

Провозглашение Китайской Народной Республики

Победа революции на Кубе

Война США во Вьетнаме

«Культурная революция» в Китае

«Бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы

Объединение ГДР и ФРГ

Обращаем внимание, что знание представленных тем по Всеобщей истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ по истории!


II полугодие

1. Новое время

1.2

Россия во второй половине XIX- начале ХХ в.

1.2.1

Реформы 1860-1870-х гг.

1.2.2

Политика контрреформ

1.2.3

Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны

1.2.4

Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте

1.2.5

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

1.2.6

Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов

1.2.7

Русско-японская война

1.2.8

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

1.2.9

Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения

1.2.10

Реформы П.А. Столыпина

2. Новейшая история

2.1

Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России

2.1.1

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

2.1.2

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы

2.1.3

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание

2.1.4

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

2.1.5

Переход к новой экономической политике

2.2

СССР в 1922-1991 гг.

2.2.1

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

2.2.2

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

2.2.3

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация

2.2.4

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

2.2.5

Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны

2.2.6

Причины, этапы Великой Отечественной войны

2.2.7

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны

2.2.8

СССР в антигитлеровской коалиции

2.2.9

Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира

2.2.10

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

2.2.11

Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы

2.2.12

XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

2.2.13

«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

2.2.14

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

2.2.15

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы

2.2.16

Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

2.3

Российская Федерация

2.3.1

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР

2.3.2

Политический кризис сентября - октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны - участницы Содружества Независимых Государств

2.3.3

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

2.3.4

Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественнополитического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

2.3.5

Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе

2.3.6

Современная российская культура

Обращаем внимание, что знание представленных тем по Отечественной истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ и ВПР по истории!


Во время обучения в 11 классе

для расширения исторического кругозора

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЧИТАТЬ

  1. Аксютин Ю.В. Хрущёвская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953—1964 гг. — М., 2010.
  2. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930—1940-е гг. — М., 2009.
  3. Андриянов В. И. Косыгин. — М., 2004.
  4. Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992.
  5. Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.
  6. Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.
  7. Ватлин А. Коминтерн: идеи, решения, судьбы. — М., 2009.
  8. Великанов Н. Блюхер. — М., 2010.
  9. Великая Отечественная война. 1941 —1945. — М. 2009—2014. — Т. 1—9.
  10. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина. — М., 2010.
  11. Вострышев М. Патриарх Тихон. — М., 2009.
  12. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.
  13. Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.
  14. Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. — М., 2010.
  15. Гимпелъсон Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина—Сталина. — М., 2004.
  16. Голованов В. Нестор Махно. — М., 2008.
  17. ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.
  18. Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.
  19. Зубкова Е. Прибалтика и Кремль. — М., 2008.
  20. Зырянов П. Колчак. — М., 2009.
  21. Илъюхов А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917—1941 гг. — М., 2010.
  22. Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.
  23. Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. — М., 2009.
  24. Кожинов В. В. Россия. Век XX. — М., 2002. — Кн. 1—2.
  25. Конов В. Епистинья Степанова. — М., 2005.
  26. Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. — М., 2008.
  27. Лившин А. Настроения и политические эмоции в Советской России. 1917—1932. — М., 2010.
  28. Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.
  29. Медведев Р. Андропов. — М., 2007.
  30. Медведев Р. Окружение Сталина. — М., 2006.
  31. Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.
  32. Млечин Л. Шелепин. — М., 2009.
  33. Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». — М., 2008.
  34. Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» — Николай Ежов. — М., 2008.
  35. Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945— 1985. — М., 2007.
  36. Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985—2005. — М., 2007. Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX в. Энциклопедия. — М., 1996.
  37. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М., 2001.
  38. Прибытков В. Черненко. — М., 2009.
  39. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. — М., 1997.
  40. Пушкарев Б. С. Две России XX века. 1917—1993. — М., 2008.
  41. Рабинович А. Большевики у власти. — М., 2008.
  42. Рабинович А. Революция 1917 г. в Петрограде. Большевики приходят к власти. — М., 2003.
  43. Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.
  44. Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009.
  45. Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.
  46. Семененко И. С. Россия в XX — начале XXI века. Культура и общество. — М., 2011.
  47. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985— 2001. — М., 2001.
  48. Таубман У. Хрущёв. — М., 2008.
  49. Тимофеев А. Покрышкин. — М., 2005.
  50. Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. — М., 2005.
  51. Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.
  52. Ушаков А., Федюк В. Корнилов. — М., 2006.
  53. Федюк В. Керенский. — М., 2009.
  54. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. Город. — М., 2008.
  55. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. — М., 2008.
  56. Хлевнюк О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М., 2010.
  57. Чернявский Г. Лев Троцкий. — М., 2010.
  58. Шевченко В. Повседневная жизнь Кремля при президентах. — М., 2005.
  59. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. — М., 2005.
  60. Шубин А. В. Золотая осень, или Период застоя в СССР в 1975— 1985 гг. — М., 2008.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

10 и 11 классов

Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

        

  • периодизацию всемирной и отечественной истории

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории        

  • историческую обусловленность современных общественных процессов

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения        

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений        

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса        

  • представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности        

  • использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии        


ОБРАЗЕЦ ПРИМЕРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ ЗА 10 КЛАСС

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение диагностической работы по истории даётся 40 минут. Работа состоит из 2 частей, содержащих 20 заданий.

Часть 1 (А) содержит 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий части 1 (А) выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в диагностической работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Часть 2 (В) состоит из 4 заданий с кратким ответом в виде набора цифр/букв. Для заданий части 2 (В) ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ФИО ____________________________________________

КЛАСС ____________ ДАТА ____________

ВАРИАНТ №1

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий с выбором ответа (A1 – А16) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Какое из указанных событий произошло позднее других?

  1. Стоглавый собор
  2. стояние на реке Угра
  3. присоединение Казанского ханства
  4. Куликовская битва

А2 Согласно "Повести временных лет", Рюрик был призван в

  1. Новгород      2) Киев      3) Рязань      4) Владимир

А3 Термином «урок» в X в. обозначали

  1. вид дани                        3) место сбора дани
  2. форму сбора дани        4) размер дани

А4 Что из названного относится к причинам Смутного времени?

  1. введение правила Юрьева дня
  2. пресечение династии Рюриковичей
  3. недовольство крестьян введением рекрутской повинности
  4. реформы Избранной рады

А5 В 1654 г. произошло следующее событие:

  1. избрание Михаила Фёдоровича на царство
  2. начало правления Петра I
  3. окончание Ливонской войны
  4. присоединение Левобережной Украины к России

А6 «Бунтовщиком хуже Пугачёва» Екатерина II называла

  1. А. Радищева                         3) Э. Бирона
  2. И. Ползунова                         4) Ф. Волкова

А7 С развитием промышленности и торговли XVIII в. связано понятие

  1. фабрика                        3) протекционизм
  2. монополия                        4) бортничество

А8 Внутренняя политика Екатерины II характеризуется

  1. ограничением самодержавной власти
  2. усилением крепостничества
  3. ослаблением политических позиций дворянства
  4. демократизацией политической жизни

А9 Причина восстания под предводительством И. Болотникова — это

  1. протест против церковной реформы
  2. введение рекрутской повинности
  3. усиление феодального гнета
  4. массовое привлечение крестьян на строительство флота

А10 Произведение, в отрывке из которого говорится:

«Дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может разговор учинить, к тому красноглаголив и в книгах научен, оный может... прямым придворным человеком быть», — называется

  1. Домострой                3) указ о единонаследии
  2. Табель о рангах        4) «Юности честное зерцало»

А11 Какая война с участием России началась ранее других?

  1. Отечественная                3) Крымская
  2. Кавказская                        4) Семилетняя

А12 Славянофильство и западничество возникло в период правления императора

  1. Александра II                         3) Павла I
  2. Александра I                         4) Николая I

А13 Участки надельной земли, в ходе Крестьянской реформы 1861 г. отошедшие к помещикам, называют

  1. издольщиной                        3) отработками
  2. отрубами                        4) отрезками

А14 Министерская реформа Александра I предусматривала

  1. выборность министерских чиновников
  2. отказ от принципа централизма в государственном управлении
  3. ликвидацию коллегий
  4. введение принципа разделения властей

А15 Поражение России в Крымской войне свидетельствует о(об)

  1. кризисе крепостнической системы
  2. малочисленности армии
  3. отсутствии талантливых военачальников
  4. низком уровне патриотизма среди солдат

А16 Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императора, о котором идет речь.

«Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».

  1. Павел I                        3) Николай I
  2. Александр I                4) Александр II

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий с кратким ответом (B1-B4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Определите, какие три из перечисленных ниже понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I. Обведите цифры, под которыми эти понятия, термины указаны.

  1. судебник
  2. Табель о рангах
  3. духовный регламент
  4. коллегия
  5. Избранная рада
  6. Жалованная грамота дворянству

Запишите ответ в порядке возрастания цифр: ____________

В2 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«Царь наделал больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».

Ответ: _____________________________________________.

В3 Установите исторические события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

  1. Отечественная война
  2. Крымская война
  3. Земская реформа
  4. Учреждение Государственного совета

1

2

3

4

В4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Дата события

Событие

Участники события

(А)

Куликовская битва

Дмитрий Донской, Мамай

1480 г.

(Б)

(В)

1812 г.

Бородинская битва

(Г)

(Д)

осада Плевны

(Е)

Пропущенные элементы:

  1. 1380 г.
  2. Шелонская битва
  3. М.И. Кутузов, Наполеон Бонапарт
  4. М.Д. Скобелев, Осман-паша
  5. 1147 г.
  6. «Стояние на р. Угре»
  7. присоединение Рязанского княжества к Москве
  8. Иван III, хан Ахмат
  9. 1877 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е


ОБРАЗЕЦ ПРИМЕРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ ЗА 11 КЛАСС

РАБОТА ПРИВОДИТСЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ КИМ ВПР 2017 г.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ФИО ____________________________________________

КЛАСС ____________ ДАТА ____________

ВАРИАНТ №1

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Объединение ряда фракций IV Государственной думы и Государственного совета (прогрессисты, октябристы, кадеты и др.) в России. Образован в августе 1915 г. в связи с военными поражениями царизма. Для достижения победы в Первой мировой войне и предотвращения назревавшей революции требовал включения своих представителей в правительство и проведения либеральных реформ.

Ответ: _______________________________________

        

Прочтите отрывок из сочинения историка

и выполните задания 2—4.

«Относительно внутренней деятельности Ярослава упоминаются распоряжения в Новгороде. Сам Ярослав, княжа здесь, отказался платить дань в Киев; ясно, что он не мог установить снова этот платёж, ставши князем киевским, тем более что новгородцы оказали ему такие услуги; вот почему он дал им финансовую льготную грамоту, на которую они ссылаются впоследствии при столкновениях с князьями. Вместо себя Ярослав оставил в Новгороде сына своего Илью.

Из дел церковных в княжение Ярослава замечательно поставление митрополита Илариона русина, независимо от византийского патриарха, собором русских епископов, что было следствием недавней вражды с греками.

В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории... По отзыву летописи, Ярослав был на своём месте: «он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр»; прибавлена ещё замечательная черта, что он был христианин, и сам книги читал.

Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно для преемника Владимирова. Сын Владимира сам читал книги, сам был убеждённым христианином, и потому, разумеется, в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. И точно, по свидетельству летописи, христианство начало преимущественно распространяться при Ярославе; при нём начали также умножаться монахи. Сравнение очень важное: в нём ясно указано значение деятельности Владимира и Ярослава и постепенность движения: при одном имело место крещение, при другом — надлежащее наставление в вере. Ярослав строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей и приходить часто к церквам.

Кроме этой деятельности, княжение Ярослава важно ещё в других отношениях: подобно отцу Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремится в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда. Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города».

2. Укажите год, когда началось княжение в Киеве упомянутого в отрывке князя. Назовите город, в котором он был наместником до вокняжения в Киеве.

Ответ: _______________________________________

3. Почему автор называет князя «нарядником страны»? Укажите любые два аргумента.

Ответ: _______________________________________

4. Укажите, в результате каких событий утвердился на престоле упомянутый в отрывке князь. Назовите его соперников в борьбе за киевский престол.

Ответ: _______________________________________

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век

Событие

(процесс)

Участник события (процесса)

(А)

(Б)

И. Болотников

XVIII в.

(В)

(Г)

XVI в.

Венчание Ивана IV на царство

(Д)

(Е)

Принятие «Русской правды»

(Ж)

(3)

(И)

Е.Т. Гайдар

Пропущенные элементы:

1) Г. А. Потёмкин                         2) индустриализация

3) XVII в.                                         4) либерализация цен

5) митрополит Макарий                 6) Смута

7) X в.                                         8) XX в.

9) основание Севастополя                 10) В.С. Черномырдин

11) Ярослав Мудрый                         12) XXI в.

Ответ: _______________________________________

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

6. Укажите название войны, начальный этап которой показан на схеме.

Ответ: _______________________________________

7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». 

Ответ: _______________________________________

Рассмотрите изображение

и выполните задания 8—10.

https://ynical.org/images/stories/gosudari/surikov.jpg

8. Укажите век, когда была создана картина, фрагмент которой представлен выше, и её автора.

Ответ: _______________________________________

9. Укажите событие, отражённое на картине.

Ответ: ______________________________________

10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.

Ответ: _______________________________________

Прочтите перечень событий (процессов)

и выполните задания 11 и 12.

  1. объединение Новгорода и Киева в IX в.;
  2. политика опричнины;
  3. реформа государственной деревни при Николае I;
  4. Тегеранская конференция 1943 г.

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).

                

11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»

Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...

Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».

Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...

Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...